Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:50, курсовая работа
Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.
Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Особенности отклонения в поведении трудных подростков.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.
Заключение
Литература
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространиться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющего поведения трудных подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно-административного и уголовного наказания, должна быть заменена охранно-защитной профилактикой, представленной комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть дети и подростки, которые требуют особого внимания к себе. Это — люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Их всегда выделяли в особую группу, «группу риска», в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление, но особо его рассматривает психология. Именно в рамках психологии возникло особое направление (специальной психологической теории) – психология девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения детей и подростков обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.
Актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила необходимость для многих отечественных и зарубежных ученых (А. Коэн, Д.Миллер, Э.Дюркгейм, Б.А.Урванцев, П.Сорокин, Д.И.Фельдштейн, Л.И.Божович, В.П.Кащенко, М.Г.Ярошевского и многих других) более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального.
Увеличение числа «трудных подростков» среди молодежи является сейчас наиболее острой проблемой в жизни общества. Поэтому разработка и использование эффективных методов профилактики и коррекции поведения у трудных подростков занимает центральное место в работе социальных педагогов.
Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками, оказавшимся в сложной жизненной ситуации являются предметом исследования различных наук - социологии, педагогики и в частности социальной педагогики.
Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.
Объектом исследования выступают формы, методы, содержание и технология работы социального педагога с трудными подростами.
Предметом процесс социально-педагогической деятельности с трудными подростками.
Гипотеза исследования: процесс социально - педагогической деятельности с трудными подростками будет проходить более успешно, если:
В соответствии с намеченной целью перед исследованием были поставлены следующие задачи:
Цель, задачи, и гипотеза исследования обусловили выбор его методов:
Основной экспериментальной базой исследования явился 8 класс «Б» общеобразовательной школы № 55, Красноармейского района, г. Волгограда.
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Средний школьный возраст принято также называть подростковым. Это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет. Подростковый возраст отличается мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил.
Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 15-16 годам превращением подростка в юношу или девушку. Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно, если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений.
Нормальное развитие подростка зависит от конкретных условий жизни и деятельности, которые бывают различными. Возрастные изменения процессов в организме: рост, вес, состояние желез внутренней секреции, более определенно соответствуют возрасту. Что же касается возрастных особенностей психики, то их характеризует весьма широкая вариативность, в основе которой лежат индивидуальные различные варианты конкретных условий жизни и деятельности школьника, его воспитания и обучения.
Подростковый возраст - это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми он начинает руководствоваться в своем поведении.
Убеждения школьников формируются под влиянием окружающей действительности общественной жизни.
Формированию у подростка правильных отношений к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают себя знать и в будущем.
В тесной связи с формированием нравственных убеждений подростков складываются их нравственные идеалы.
Идеалы подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором подросток видит воплощение мужества, смелости, находчивости и других ценных качеств.
У подростков старшего возраста (14-15 лет) в качестве идеалов начинают выступать обобщенные образы как совокупность идеальных качеств. В старшем подростковом возрасте идеал начинает становиться еще и своеобразным оценочным критерием своих и чужих поступков, как бы ориентиром в жизни, своего рода «моральным эталоном».
В развитии познания школьником окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. В подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинает формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств.
В этом возрасте впервые возникает потребность «приглядеться» к себе, к своему поведению, сравнить себя с другими, разобраться в своих чувствах и переживаниях, оценить с этой точки зрения самого себя, свои возможности.
Формирование самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой деятельности, на формирование его отношения к действительности.
Непосредственным поводом для развития самосознания может быть анализ тех или иных поступков или жизненных коллизий.
Большую роль в развитии самосознания подростка играют суждения других - оценка его личности и поведения родителями, учителями, мнение о нем со стороны ученического коллектива, которое особенно высоко ценится подростком.
Подростки раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. Оценивать других они умеют лучше и правильнее.
Во многом несовершенна самооценка подростка. Пытаясь самостоятельно разобраться в своем поведении, в своих мыслях и чувствах, оценивать себя с этой точки зрения, подросток нередко допускает ошибки, делает случайные и противоречивые заключения, колеблется в самооценке. Далеко не всегда подростки отличаются высоким уровнем самокритичности, нетерпимости к своим недостаткам, умением понимать причины своих ошибок, честно и открыто признаваться в них и стремиться к их устранению.
Большинство подростков неодинаково строго подходит к себе при выполнении разных видов работы и к своими результатам. Не от всех окружающих они с должным вниманием выслушивают замечания, по-разному реагируют на замечания, касающихся разных видов их поведения.
Осознавая и переживая свои недостатки, промахи и стремясь их преодолеть, подростки не всегда открыто признают свои ошибки и недостатки. Нередко они пытаются скрыть свои подлинные чувства за внешней развязностью, грубостью, самоуверенностью или равнодушием.
Успех воспитательной работы с подростками во многом зависит от умения правильно направить их интересы.
Интересы подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с младшим школьным возрастом. Для подростка характерна большая любознательность в соединении с активностью, которые часто приводят к неустойчивости и разбросанности интересов, периодически сменяющимся стремлением заниматься то одним, то другим или многими делами одновременно.
Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму увлечений, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям.
Интересы в подростковом возрасте более осознанны. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает свои интересы. Также интересы подростка отличаются большей активностью, действительностью. Он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности.
Познавательные интересы подростков весьма избирательны. Одни учебные предметы их очень интересуют, к другим они относятся равнодушно. На возникновение и развитие у подростка интереса к различным учебным предметам большое влияние оказывает личность учителя, а также способ и форма подачи им учебного материала.
В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость».
Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ним права, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, как на словах, так и на деле. Отсюда - их болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивать их права и интересы. Случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке своих сил и возможностей, самомнению и самонадеянности.
В непосредственной связи со стремлением подростков к самостоятельности находится такая черта характера как повышенная критичность по отношению к взрослым, в частности, - к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям.
Для подросткового возраста характерна повышенная возбудимость, неуравновешенность характера, сравнительно частые, резкие смены настроения, форм поведения.
Информация о работе Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками