Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Особенности отклонения в поведении трудных подростков.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Формы и методы работы СП с трудными подростками.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение                               2

Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.

    1. Психофизиологические особенности подросткового возраста.
    2. Особенности отклонения в поведении трудных подростков.

1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в  поведении подростков.

1.3.1. Предупреждение отклонения  в поведении.

1.3.2. Правовая защита  трудных подростков.

1.3.3. Неформальные объединения  подростков.

Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.

    1. Основные формы и методы работы социального педагога с трудными    подростками.
    2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.

 

Заключение 

Литература                                               
Введение

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространиться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющего поведения  трудных подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно-административного и уголовного наказания, должна быть заменена охранно-защитной профилактикой, представленной комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть дети и подростки, которые требуют особого внимания к себе. Это — люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Их всегда выделяли в особую группу, «группу риска», в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории  было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление, но особо его рассматривает психология. Именно в рамках психологии возникло особое направление (специальной психологической теории) – психология девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения детей и подростков обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.

Актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила необходимость для многих отечественных и зарубежных ученых (А. Коэн, Д.Миллер, Э.Дюркгейм, Б.А.Урванцев, П.Сорокин, Д.И.Фельдштейн, Л.И.Божович, В.П.Кащенко, М.Г.Ярошевского и многих других) более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального.

Увеличение числа «трудных подростков» среди молодежи является сейчас наиболее острой проблемой в жизни общества. Поэтому разработка и использование эффективных методов профилактики и коррекции поведения у трудных подростков занимает центральное место в работе социальных педагогов.

Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками, оказавшимся в сложной жизненной ситуации являются предметом исследования различных наук - социологии, педагогики и в частности социальной педагогики.

Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».

Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности  форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.

Объектом исследования выступают формы, методы, содержание и технология работы социального педагога с трудными подростами.

Предметом процесс социально-педагогической деятельности  с трудными подростками.

  Гипотеза исследования: процесс социально - педагогической деятельности с трудными подростками будет проходить более успешно, если:

  1. Социальный педагог осознает и учтёт в своей работе психофизиологические, индивидуально-психологические, особенности подросткового возраста;
  2. Будет использовать следующие формы работы:
    • групповые и индивидуальные занятия с подростками по коррекции их поведения, эмоционального неблагополучия;
    • лекции и беседы с родителями по психологическим особенностям детей

В соответствии с намеченной целью перед исследованием были поставлены следующие задачи:

    • изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме исследования;
    • раскрыть сущность психофизических и индивидуально-психологических особенностей трудного подростка;
    • рассмотреть современное состояние проблемы социально-педагогической деятельности с трудными подростками;
    • обосновать формы и методы работы социального педагога с трудными подростками;
    • изучить функциональные обязанности социального педагога  при осуществлении социально-педагогической деятельности с подростками;
    • разработать и апробировать научно-методические рекомендации, направленные на коррекцию поведения трудных подростков.

Цель, задачи, и гипотеза исследования обусловили выбор его методов:

    • изучение научных источников
    • изучение и обобщение социально-педагогического опыта
    • методы диагностики: анкетирование, беседа,  педагогическое наблюдение
    • педагогический эксперимент

Основной экспериментальной базой исследования явился 8 класс «Б» общеобразовательной школы № 55, Красноармейского района, г. Волгограда.

Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.

    1.   Психофизиологические особенности подросткового возраста.

Средний школьный возраст принято также называть подростковым. Это период развития детей от   11-12 до   14-15 лет. Подростковый возраст отличается  мощным  подъемом жизнедеятельности  и глубокой перестройкой организма. В это время  происходит   не только физическое созревание человека, но интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных  и интеллектуальных сил.

Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается  примерно к   15-16 годам превращением  подростка в юношу   или девушку. Подростковый возраст - это   возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст   исканий, особенно, если это имеет общественное  значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений.

Нормальное развитие подростка зависит от конкретных условий жизни и деятельности, которые бывают различными. Возрастные изменения  процессов  в организме:  рост, вес, состояние желез внутренней секреции, более определенно соответствуют возрасту.  Что же касается возрастных особенностей психики, то их характеризует весьма  широкая  вариативность, в основе которой лежат индивидуальные различные варианты конкретных условий жизни и деятельности школьника, его воспитания и обучения.

Подростковый возраст - это возраст формирования нравственных убеждений, принципов,  которыми он начинает руководствоваться  в своем поведении.

Убеждения  школьников формируются под влиянием окружающей действительности общественной жизни.

Формированию у подростка правильных отношений к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают себя знать и в будущем.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений подростков складываются их нравственные идеалы.

Идеалы подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором подросток видит воплощение мужества, смелости, находчивости и других ценных качеств.

У подростков старшего возраста (14-15 лет) в качестве идеалов начинают выступать обобщенные образы как совокупность идеальных качеств. В старшем подростковом возрасте идеал начинает становиться еще и своеобразным оценочным критерием своих и чужих поступков, как бы ориентиром в жизни, своего рода «моральным эталоном».

В развитии познания школьником окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. В подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинает формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств.

В этом возрасте впервые возникает потребность «приглядеться» к себе, к своему поведению, сравнить себя с другими, разобраться в своих чувствах и переживаниях, оценить с этой точки зрения самого себя, свои возможности.

Формирование самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой деятельности, на формирование его отношения к действительности.

Непосредственным поводом для развития самосознания может быть анализ тех или иных поступков или жизненных коллизий.

Большую роль в развитии самосознания подростка играют суждения других - оценка его личности и поведения родителями, учителями, мнение о нем со стороны ученического коллектива, которое особенно высоко ценится подростком.

Подростки раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. Оценивать других они умеют лучше и правильнее.

Во многом несовершенна самооценка подростка. Пытаясь самостоятельно разобраться в своем поведении, в своих мыслях и чувствах, оценивать себя с этой точки зрения, подросток нередко допускает ошибки, делает случайные и противоречивые заключения, колеблется в самооценке. Далеко не всегда подростки отличаются высоким уровнем самокритичности, нетерпимости к своим недостаткам, умением понимать причины своих ошибок, честно и открыто признаваться в них и стремиться к их устранению.

Большинство подростков неодинаково строго подходит к себе при выполнении разных видов работы и к своими результатам. Не от всех окружающих они с должным вниманием выслушивают замечания, по-разному реагируют на замечания, касающихся разных видов их поведения.

Осознавая и переживая свои недостатки, промахи и стремясь их преодолеть, подростки не всегда открыто признают свои ошибки и недостатки. Нередко они пытаются скрыть свои подлинные чувства за внешней развязностью, грубостью, самоуверенностью или равнодушием.

Успех воспитательной работы с подростками во многом зависит от умения правильно направить их интересы.

Интересы подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с младшим школьным возрастом. Для подростка характерна большая любознательность в соединении с активностью, которые часто приводят к неустойчивости   и  разбросанности   интересов,   периодически   сменяющимся стремлением заниматься то одним, то другим или многими делами одновременно.

Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму увлечений, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям.

Интересы в подростковом возрасте более осознанны. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает свои интересы. Также интересы подростка отличаются большей активностью, действительностью. Он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности.

Познавательные интересы подростков весьма избирательны. Одни учебные предметы их очень интересуют, к другим они относятся равнодушно. На возникновение и развитие у подростка интереса к различным учебным предметам большое влияние оказывает личность учителя, а также способ и форма подачи им учебного материала.

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость».

Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ним права, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, как на словах, так и на деле. Отсюда - их болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивать их права и интересы. Случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке своих сил и возможностей, самомнению и самонадеянности.

В непосредственной связи со стремлением подростков к самостоятельности находится такая черта характера как повышенная критичность по отношению к взрослым, в частности, - к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям.

Для подросткового возраста характерна повышенная возбудимость, неуравновешенность характера, сравнительно частые, резкие смены настроения, форм поведения.

Информация о работе Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками