Социальная работа в исправительном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Для Российской уголовно-исполнительной системы в настоящее время актуальна проблема реформирования в направлении гуманизации социальной среды и обращения с осужденными.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе 7
1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы в мировом масштабе 7
1.2. Особенности Словацкой пенитенциарной системы 23
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Основные направления социально-педагогической, деятельности в пенитенциарной системе Словакии 46
2.1. Особенности работы с различными социальными группами заключенных 46
2.2. Работа с сотрудниками (подготовка, реабилитация, система подбора претендентов на службу и подготовки персонала в тюремной службе Словацкой республики) 78
2.3. Практические рекомендации по применению опыта работы словацкой пенитенциарной системы в условиях современной России 86
Выводы по главе 2 94
Заключение 96
Список использованных источников 98

Файлы: 1 файл

Диплом Социальная работа в ИУ.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение          3

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе         7

1.1. Характеристика современной  пенитенциарной системы в мировом масштабе          7

1.2. Особенности Словацкой  пенитенциарной системы   23

Выводы по главе 1         43

Глава 2. Основные направления  социально-педагогической, деятельности в пенитенциарной системе Словакии     46

2.1. Особенности работы с различными социальными группами заключенных          46

2.2. Работа с сотрудниками (подготовка, реабилитация, система подбора претендентов на службу и подготовки персонала в тюремной службе Словацкой республики)        78

2.3. Практические  рекомендации по применению опыта  работы словацкой пенитенциарной  системы в условиях современной России    86

Выводы по главе 2         94

Заключение          96

Список использованных источников      98

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Для Российской уголовно-исполнительной системы в настоящее время актуальна проблема реформирования в направлении гуманизации социальной среды и обращения с осужденными.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в  последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты  старой пенитенциарной системы, ориентированной  на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества. [2]

Россия, вступив в Совет  Европы, приняла на себя обязательства по отношению к осужденным, определяемые Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Европейской социальной хартией. Министерством юстиции Российской Федерации, во исполнение поручения Президента Российской Федерации в 2010 г. разработана Концепция Развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предусматривающая совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, административного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Согласно этим документам осужденным гарантируются права человека в местах лишения свободы, провозглашается приоритетность воспитания и перевоспитания над наказанием. (диссертация)

Наличие разветвленной системы  исполнения уголовных наказаний  – один из важнейших и неотъемлемых атрибутов современного государства. Чем разнообразнее виды применяемых наказаний, тем с большей эффективностью достигаются поставленные перед исполняющими их учреждениями цели.

Каждый из видов применяемых наказаний  имеет особое значение, требует внимания и самого серьезного отношения к нему со стороны общества и государства. В то же время во всех странах место «первого среди равных» всегда по праву отводилось такому наказанию, как лишение свободы. В том числе потому, что недооценка его значимости для нормального функционирования государственного механизма, а также сложных общественных отношений, складывающихся в местах изоляции личности от общества, нередко приводит к значительным материальным потерям, а иногда и к человеческим жертвам.[1]

В отечественной социально-педагогической и научной литературе длительное время предметом исследовательского интереса выступал преимущественно исторический аспект развития зарубежной пенитенциарной системы. В последние два десятилетия круг предметных и междисциплинарных работ значительно расширился. Интерес представляют, прежде всего, особенности профессиональной подготовки сотрудников зарубежной пенитенциарной системы и концепции, лежащие в основе профессиональной подготовки, которые, во-первых, дают положительные воспитательно-образовательные результаты, а во-вторых, могут быть адаптированы к современным российским условиям.

Провозглашение целью  деятельности уголовно-исполнительной системы исправления и ресоциализации осужденных, гуманизация принципов взаимоотношения с ними неизбежно предполагает формирование новых профессиональных качеств у сотрудников УИС, изменение содержания и форм работы с осужденными. В связи с перепрофилированием исправительных учреждений, перестройкой уголовно-исполнительной политики требуется кадровое обеспечение, подготовка к работе в новых условиях.

В связи с  этим, вполне закономерен интерес к мировому опыту, который предоставляет достаточно богатый материал для осмысления ключевых проблем социально-педагогической, психологической сферы деятельности в пенитенциарной системе и возможностей адаптации зарубежных социально-педагогических, психологических технологий к условиям российской действительности.

В связи с  вышеизложенным, была поставлена следующая проблема исследования: анализ гуманистических принципов и методов социально-педагогической работы в пенитенциарной системе Словакии.

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: социально-педагогическая работа в учреждениях пенитенциарной системы Словакии.

Предмет исследования: сущность, принципы, методы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе Словакии.

В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать  основные теоретические подходы к построению деятельности социально-педагогических работников в пенитенциарной системе.

2. Проанализировать основные  направления деятельности и принципы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе Словакии.

3. Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные методы социально-педагогической работы с осужденными и сотрудниками

4. Разработать практические  рекомендации по применению опыта работы словацкой пенитенциарной системы в условиях современной России.

Гипотеза исследования: гуманистически-ориентированные методы социально-педагогической работы с осужденными, которые применяются в учреждениях пенитенциарной системы Словакии, позволяют более эффективно воздействовать на осужденных и способствовать их более успешной ресоциализации после освобождения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы В.Г. Бочаровой, Н.Ф. Басова, С.И. Григорьева, М.А. Галагузовой, И.Г. Зайнышева, Л.Г. Коваль, А.Я. Некрасова, Е.С. Новак, Е.И. Холостовой и др. исследователей. Сложность, но необходимость реализации гуманистического подхода в решении вопроса перевоспитания осужденных и подготовки к этому процессу сотрудников УИС анализируется в ряде источников, в том числе в работах О.Е. Еремеева, Г.В. Зайцевой, В.Н. Сафронова, Л.Б. Смирнова, В.С. Устинова, Д.В. Харюшина др. Многие отечественные авторы считают весьма актуальными в связи с этим психолого-педагогические идеи отечественных педагогов, связанные с проблематикой  воспитания в колониях, и, прежде всего, А.С. Макаренко, В.Е. Гмурмана, В.Н. Сорока-Россинского. В частности, идеи коллективного воспитания, целостного подхода к процессу воспитания, формирования нравственного опыта в сочетании с нравственным просвещением и т.д.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ изданных в Словакии нормативных и литературных источников, моделирование, синтез, классификация, контент-анализ, изучение и анализ документов, обобщение, исторический, системный и сравнительный анализ, статистический метод.

Практическая значимость. Данная дипломная работа может заинтересовать тех, кто хотел бы больше узнать о пенитенциарной системе Словакии, а также может быть использована социальными педагогами, социальными работниками в определении социальной и социально-педагогической тактики и стратегии деятельности, разработке программных документов, методических материалов, для самообразования.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе

 

 1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы в мировом масштабе

 

Для начала необходимо определиться с основными понятиями, которые употребляются в данной работе:

Пенитенциарная система – система государственных органов, а в некоторых странах и негосударственных организаций и учреждений, в которых содержатся под стражей лица, осужденные за совершение преступлений (административных проступков), а также подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений до вынесения приговора.

Система исполнения наказаний  – система государственных органов, а в некоторых странах и негосударственных организаций, основной целью которых является исполнение приговоров суда.

Тюрьма – пенитенциарное (исправительное) учреждение, место, где люди содержатся в заключении и, как правило, лишены целого ряда личных свобод. Тюрьмы обычно являются частью системы уголовного правосудия, а лишение свободы путём заключения в тюрьме — юридическое наказание, которое может быть наложено государством за совершение преступления. Тюрьмой также часто называют учреждение, где подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений содержатся под стражей до суда. В большинстве случаев в разговорной русской речи под тюрьмой понимается любое учреждение для исполнения уголовных наказаний или для предварительного заключения (исправительная колония, следственный изолятор, изолятор временного содержания и др.).

В истории развития пенитенциарных заведений прослеживаются несколько основных этапов.

 Первая  тюрьма, получившая название пенитенциарной, была построена в 1786 г. в США, в городе Филадельфия (штат Пенсильвания). Впоследствии такой тип тюрем распространился в Англии, Германии, Франции, России. Основная цель и функция тюрем данного типа заключается в полном подавлении личности преступника (Beck, Allen J., and Darrell K.Gilliard. 1995.  Bulletin: Prisoner sin 1994. Washington, D.C.: U.S. Department of Justice, Bureau of Justice Statistics (August)). Способами достижение этого выступают одиночество заключенного, запрет на общение даже во время совместного труда, активное чтение библии – единственно доступной книги. Основные функции сотрудников - правоохранительная, карательная, дисциплинарная. В перевоспитании правонарушителей они не принимают участия, так как оно, по мнению организаторов, осуществляется посредством одиночества.

Второй вариант тюрьмы – прогрессивная тюрьма, в большей степени ориентирована на перевоспитание, чем на наказание. Приоритетная целевая ориентация – исправление, а перевоспитание – как процесс воспитательно-образовательного воздействия с соответствующим результатом. В связи с этим значение воспитательной функции в профессиональной деятельности сотрудников возрастает. Особенность данного типа тюрьмы в том, что срок наказания заключенного разделяется на этапы, каждый из которых легче, чем предыдущий. Система льгот стимулирует заключенного к тому, чтобы он сам стремился к выполнению требований и режимных правил. Скорость перевода на следующий этап зависит от поведения заключенного на предыдущем. Автор метода, англичанин Мэкончи, подчеркивал, что у заключенного появляется желание вести себя лучше, желание исправиться, когда он видит реальный выход из тяжелого положения, в котором оказался. Прогрессивный вариант тюрьмы достаточно широко распространен в современности (Англия, Финляндия, США), но существенно дополнен различными реабилитационными программами общественных организаций.

Следующий вариант  исправительной тюрьмы, который получил  название «переходной тюрьмы», еще в большей степени, чем предыдущие, ориентировался на ресоциализацию и перевоспитание личности правонарушителя. Переход от тюремного заключения к обычной жизни не был таким резким как при предыдущих вариантах лишения свободы, так как заключенный постепенно включается в новую жизнь (жилье, работа, социальные и семейные связи). Этот принцип тюремного заключения так же, как и предыдущий, в расширенном варианте распространен в современном мире.

Международные стандарты содержания заключенных были приняты во второй половине ХХ века. В 1955 году первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными». Этот документ носил и носит рекомендательный характер.

Согласно  нему, тюремный режим должен минимально отличаться от жизни на свободе, чтобы  «не убивать в заключенных  чувство ответственности и сознание человеческого достоинства». В тюрьмах должна быть запрещена любая дискриминация. Мужчины и женщины, подсудимые и осужденные, несовершеннолетние и взрослые заключенные, впервые осужденные и рецидивисты должны содержаться раздельно. Каждому заключенному полагается отдельная «камера или комната», а при содержании в общих камерах — отдельная койка. Освещение камер должно позволять читать и работать «без опасности для зрения», а их объем и вентиляция должны соответствовать санитарным нормам. Туалеты необходимо содержать в чистоте и заключенные должны иметь к ним беспрепятственный доступ. Осужденным должна быть предоставлена возможность мыться минимум раз в неделю, мужчинам — регулярно бриться.

Информация о работе Социальная работа в исправительном учреждении