Социальная работа в исправительном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Для Российской уголовно-исполнительной системы в настоящее время актуальна проблема реформирования в направлении гуманизации социальной среды и обращения с осужденными.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе 7
1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы в мировом масштабе 7
1.2. Особенности Словацкой пенитенциарной системы 23
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Основные направления социально-педагогической, деятельности в пенитенциарной системе Словакии 46
2.1. Особенности работы с различными социальными группами заключенных 46
2.2. Работа с сотрудниками (подготовка, реабилитация, система подбора претендентов на службу и подготовки персонала в тюремной службе Словацкой республики) 78
2.3. Практические рекомендации по применению опыта работы словацкой пенитенциарной системы в условиях современной России 86
Выводы по главе 2 94
Заключение 96
Список использованных источников 98

Файлы: 1 файл

Диплом Социальная работа в ИУ.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

Работа с заключенными лицами установлена законом и  соответствующими закону нормативными правовыми актами Словацкой республики. Работу с обвиняемыми регламентирует закон о заключении (№ 221/2006) и Порядок об исполнении заключения (Объявление Министерства юстиции № 437/2006). В этих правовых актах установлены принципы и система обращения с обвиняемыми в следственных изоляторах.

Условия работы с осужденными лицами, отбывающими наказание путем лишения свободы установлены в законе о исполнении наказания лишением свободы и Порядком исполнения наказания лишением свободы.

а) Работа с  обвиняемыми представляет собой систему мероприятий, целью которых является дифференцированное обеспечение исполнения закона и одновременно смягчение отрицательного влияния изоляции обвиняемого от общества и ограничений, которые следуют из исполнения заключения. Обхождение с обвиняемыми организуется и совершается с акцентом на цель заключения. Кроме обеспечения социальных и материальных условий и прав обвиняемых (проживание, питание, обеспечение одеждой, медико- санитарное обеспечение, контакты с защитником и другими лицами, контакты в форме свиданий, звонков, корреспонденции, передач, посылок) учреждения обеспечивают возможность участия в образовательных, спортивных мероприятиях и занятиях в свободное время. Обвиняемые имеют право на обучение в индивидуальной форме и имеют доступ к учебникам и специальной литературе. Обвиняемые помещенные в смягченный режим могут принимать участие на коротких образовательных и просветительных беседах. Эти мероприятия организует персонал учреждения. С целю получения книг, учебников и других средств для обеспечения своих интересов и спорта разрешается обвиняемому получить посылку.

Обвиняемым обеспечивается доступ к информациям, директор учреждения может разрешить им за счет собственных средств пользоваться собственным радиоприемником или телевизором. Обвиняемые имеют право оплатить авансом прессу и журналы, заказать посылки книг, брать книги и правовые акты в библиотеке, получать и использовать игры для развлечения.

В учреждении обвиняемым обеспечиваются психологические услуги в случаях, когда этого требует  их психическое состояние и самочувствие. В системе обращения с обвиняемыми создаются условия для трудоустройства. Включить обвиняемого в процесс труда разрешается только тогда, когда он и органы исполнения наказания с этим согласны. Всегда обращается внимание на состояние здоровья обвиняемого и трудовые возможности учреждения. При включении обвиняемого в процесс труда между обвиняемым и учреждением возникает особые трудовые отношения, которые возможно прекратить в любой момент. Учреждение в этом случае выполняет функции и обязанности работодателя, причём применяются принципы трудового кодекса. Обвиняемым запрещается работать с взрывчатыми веществами, оружием, ядами, наркотиками и другими опасными веществами.

Условия работы с обвиняемыми  дифференцированы на основе их размещения в стандартном или смягченном режимах. В зависимости от режима возникают разные пределы - зоны движения, контактов, способов исполнения прав и возможностей личной деятельности.

В смягченном режиме созданы  помещения, предназначенные для  образовательной, спортивной деятельности и деятельности по интересам. Обвиняемые имеют возможность свободного передвижения в определенное время в ограниченной зоне отдела и могут общаться с другими обвиняемыми в этом отделе.

б) Работа с  осужденными, при обращении с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, учитываются основные принципы человеческого достоинства, запрещается использовать бесчеловечные и унизительные меры обращения или наказания. Все права, определенные законом и правовыми нормами гарантируют всем осужденным принцип единого обхождения. Во время отбывания наказания путем лишением свободы в работе с осужденными создаются условия для формирования таких  способностей осужденных, которые помогут им при повторном возвращении в общество и направляют их на соблюдение правовых принципов - законов. Работа с осужденными и обращение с ними обусловлено дифференциацией. Дифференциация сосредоточена на эффективности исполнения наказания путем лишением свободы. Учитывая дифференциацию по степени режима содержания, по-разному обеспечивается свободное передвижение осужденных, их контакты, виды и способы обеспечения их прав.

Осужденные обязаны  подвергнуться ограничению тех основных прав и свобод, исполнение которых противоречит цели наказания или, которые невозможно применить, учитывая условия исполнения наказания. Осужденный ущемлен, прежде всего, в правах на неприкосновенность личности и его частной жизни, на свободное движение и пребывание, на соблюдение тайны переписки и др.

При работе с осужденными  с целью достичь цели исполнения наказания используется программа и методы обращения. Программа обращения разработана для всех осужденных, кроме случаев, когда срок назначения или конец наказания короче 9 месяцев. Тогда разрабатываются краткосрочные цели обращения. Программа  представляет собой систему мероприятий, направленную на развитие личности осужденного, его поведение и ценностные ориентации в соответствии с правами и обязанностями, определенными в законе об исполнении наказания в виде лишения свободы и в других правовых нормах.

Для исполнения целей программы обращения с осужденными применяются виды и методы педагогического и психологического влияния, виды социальной работы, правила внутреннего распорядка, правомочие дисциплинарного взыскания, трудоустройство, образование и культурно – просветительная деятельность.

Отдельные виды и методы обхождения применяет специализированный персонал – педагоги, психологи и специалисты по социальной работе, которые исполняют деятельность во взаимодействии с осужденными на основе программ обращения для осужденных в индивидуальной или групповой форме на основе предлагаемых списков культурно - просветительной работы, или по графику деятельности, напр. в специализированных отделах.

Психологическое исследование личности всех осужденных проводится психологами сразу после прихода в исправительное учреждение, с целью определения необходимой программы обращения. Психологи используют психотерапевтические методы для тех осужденных, у которых этого требует их психическое состояние, предоставляют психологические рекомендации, используют психологическое просвещение с целью снижения напряжения и оптимизации микроклимата в отделах и учреждениях.

Основной формой работы педагога является индивидуальная работа с осужденными, групповые формы  работы и формирование системы работы с осужденными в объединениях (с элементами самоуправления). Педагоги обеспечивают  деятельность в свободное время и спортивную деятельность осужденных. В индивидуальной работе уделяют внимание на то, чтобы посредством обучающих занятий, деятельности в свободное время, терапевтической работы, трудоустройства и поддерживания контактов с внешним миром осужденному представилась возможность развития способностей, необходимых для успешного возвращения в общество, прежде всего развитие трудовых навыков, самодисциплины,  и поведения в соответствии с общественными нормами. Групповые виды работы, использованные педагогами и психологами направлены, прежде всего, на развитие социальных способностей, социальной чувствительности, коррекцию отрицательных явлений в поведении, профилактику агрессивного поведения, зависимости от наркотиков и других веществ и т.д. Директора учреждений, заведующие отделений, педагоги обладают дисциплинарными правомочиями. При использовании дисциплинарных правомочий соблюдаются принципы последовательного влияния на осужденных, прежде всего последовательного расследования дисциплинарной виновности в соответствии с законом. Применяются принципы педагогического влияния  - прежде всего принцип соответствия поощрения и наказания в зависимости от поведения осужденного и его мотивации для того, чтобы его дальнейшее поведение развивалось в соответствии с внутренним распорядком и общественными нормами.

В области социальной работы с осужденными социальные работники сосредоточивают внимание на решении социальных проблем, вытекающих из изоляции осужденных и их изоляции от семьи, предоставлением социальных консультаций, обеспечением помощи при восстановлении контактов с близкими лицами, с бюро и государственными учреждениями при решении проблем социального ухода, заботы о малолетних, обеспечением жильем после окончания исполнения наказания в виде лишения свободы.

Учреждения создают  условия для обеспечения образования  осужденных по их способностям и требованиям  в сотрудничестве с образовательными учреждениями и гражданскими объединениями. На основе одобренных проектов происходит специализированное обучение и разные квалификационные курсы. После их окончания осужденные получают документы и свидетельства об образовании без указания места их приобретения. Большое внимание уделяется трудоустройству. Создаются условия для того, что бы осужденные приобрели не только трудовые навыки, но и для того, чтобы их квалификация повышалась.

Работа с несовершеннолетними  обвиняемыми и осужденными специфическая, причем основные условия обращения с несовершеннолетними регламентируются вышеуказанными законами и особыми правовыми нормами.

Площадь проживания для  несовершеннолетнего минимально 4м2 (взрослый – 3,5м2), несовершеннолетний обвиняемый имеет право на свидание один раз в неделю в течение минимум 1 часа (взрослый 1 раз в течение 3 недель), диапазон дисциплинарных взысканий ниже, чем у взрослых – например, помещение в одиночной камере-карцере возможно только до 10 суток, у взрослых до 20 суток.

К основным специфическим  чертам относится то, что с несовершеннолетними персонал работает более интенсивно (на 10 несовершеннолетних осужденных приходится 1 педагог - в проекте нового оформления – на 15 несовершеннолетних, у взрослых осужденных – на 35). В отношении к несовершеннолетним предпочтительно обращение, направленное на их образование и подготовку к будущей профессии. Для несовершеннолетних в возрасте школьного обучения учреждения сотрудничают со школами, обеспечивают обязательное обучение.

Учитывая черты характера, уровень психических способностей и прогноз ресоциализации несовершеннолетние включаются в группы, в которых применяются различные подходы и методы обращения.

При определении содержания программы обращения с несовершеннолетним большое внимание уделяется обеспечению  его квалификации по профессии, подготовке к самостоятельной жизни и, прежде всего, профилактике отрицательного влияния тюремной среды. Для несовершеннолетнего осужденного участие в исполнении программы обращения является обязательным. Директор исправительного учреждения может выдать несовершеннолетнему с целью обучения и культурно - просветительной деятельности разрешение на прогулки за пределами учреждения в течение 10 часов в сутки без участия сотрудника. При подготовке несовершеннолетнего учреждение сотрудничает с родителями или полномочными представителями.

Посещение несовершеннолетнего  осужденного осуществляется 1 раз  в неделю, причем длительность посещения определена в распорядке дня. Несовершеннолетнему разрешено в течение посещений пользоваться собственной одеждой.

Работу с несовершеннолетними  осужденными проводят педагоги, психологи  и социальные работники. Организацию  и надзор над соблюдением внутреннего  распорядка и режима выполняют референты  режима. Стоит заметить, что несовершеннолетние осужденные мужчины отбывают наказание в виде лишения свободы в специализированном исправительном учреждении отдельно от взрослых осужденных. Несовершеннолетние осужденные женщины, учитывая их минимальное количество, отбывают наказание в виде лишения свободы в специализированном учреждении для осужденных женщин.

Страны Европейского содружества накопили достаточный опыт ресоциализации преступников, отбывавших наказания в виде лишения свободы. Несмотря на национальные и другие особенности, их опыт позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть свои местные условия  и разработать, возможно, более эффективную российскую систему ресоциализации лиц, преступивших закон и находящихся в местах лишения свободы.

Практически все страны Европы, заявляют о необходимости модернизировать пенитенциарную систему в связи с расширением видов преступности, совершенствованием ее организационных форм, а также политическими, экономическими изменениями. По вопросам оптимизации пенитенциарной системы ведутся активные дискуссии, как на государственном, так и межгосударственном уровнях, активно обсуждается положительный опыт и уже полученные результаты.

В то же время следует  помнить, что распространение чужого опыта должно учитывать российскую специфику и сложности, стоящие перед ее пенитенциарной системой.

На современном этапе  развития российского общества особое внимание уделяется формированию профессиональной готовности работников разных областей. Это объясняется изменениями, которые произошли в экономической, политической, культурной сферах в России. Новые требования, предъявляемые к работникам разных видов и направлений деятельности, обусловливают потребность в изменении процесса подготовки к профессиональной деятельности в соответствии с современными  критериями профессионализма.

Однажды приобретенных  знаний уже недостаточно для квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей, необходим их постоянный рост в соответствии с изменяющимися требованиями. Особую актуальность приобретает профессиональная подготовленность людей, чей труд связан с воспитанием и обучением других. Они несут ответственность как за конкретных людей, которых они воспитывают и обучают, так и за развитие общества в целом. И в первую очередь это касается учителей, преподавателей, мастеров профессионального обучения, наставников, воспитателей, сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС).

Информация о работе Социальная работа в исправительном учреждении