Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:13, дипломная работа
Актуальность исследования. Для Российской уголовно-исполнительной системы в настоящее время актуальна проблема реформирования в направлении гуманизации социальной среды и обращения с осужденными.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе 7
1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы в мировом масштабе 7
1.2. Особенности Словацкой пенитенциарной системы 23
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Основные направления социально-педагогической, деятельности в пенитенциарной системе Словакии 46
2.1. Особенности работы с различными социальными группами заключенных 46
2.2. Работа с сотрудниками (подготовка, реабилитация, система подбора претендентов на службу и подготовки персонала в тюремной службе Словацкой республики) 78
2.3. Практические рекомендации по применению опыта работы словацкой пенитенциарной системы в условиях современной России 86
Выводы по главе 2 94
Заключение 96
Список использованных источников 98
Можно дополнить систему обращения – внутренняя дифференциация выходит из главного принципа, которым является отношение к отбыванию наказания и к исполнению установленных обязанностей.
Созданная система специализированных отделов состоит из:
- входной (адаптационный) отдел,
- отдел с безопасным режимом,
- отдел пожизненных наказаний,
- закрытый отдел,
- для осуждённых с нарушением состояния здоровья,
- выходной отдел.
В области обращения с осуждёнными главное внимание уделяется педагогическому и психологическому влиянию. Целью является такое обращение с осуждёнными, которое позволит устранить субъективные причины совершения преступлений. Эту задачу невозможно решить без педагогического влияния, систематического мотивированного влияния, усмирения и поддержки проявлений позитивного поведения.
Подготовка сотрудников для работы в этих учреждениях проходит в нескольких центрах подготовки тюремной службы:
• в Институте обучения Тюремной службы в Нитре (основные курсы, специализированные курсы)
• в Центре обучения в Сантовке (основная подготовка, специализированная подготовка работников тюремной службы, социально - психологическая подготовка)
• в Центре отдыха Буковец (основная подготовка, специализированная подготовка работников тюремной службы, социально - психологическая подготовка)
• в Центрах реабилитации и отдыха Ковачова и Омшение - циклическая подготовка начальников, разные конференции и другие виды подготовки.
Также в лечебно-реабилитационном центре Ковачова проходят лечебно-реабилитационные курсы и отпуска членов Корпуса для восстановления сил и энергии, необходимой для выполнения тяжёлой и ответственной работы.
Вывод по главе 1
Наличие разветвленной системы исполнения уголовных наказаний – один из важнейших и неотъемлемых атрибутов современного государства. Чем разнообразнее виды применяемых наказаний, тем с большей эффективностью достигаются поставленные перед исполняющими их учреждениями цели.
Каждый из видов применяемых наказаний имеет особое значение, требует внимания и самого серьезного отношения к нему со стороны общества и государства. В то же время во всех странах место «первого среди равных» всегда по праву отводилось такому наказанию, как лишение свободы. В том числе потому, что недооценка его значимости для нормального функционирования государственного механизма, а также сложных общественных отношений, складывающихся в местах изоляции личности от общества, нередко приводит к значительным материальным потерям, а иногда и к человеческим жертвам.
Для достижения карательной и исправительной цели наказания тюрьмы располагают весьма разнообразными средствами исправления, с самого момента возникновения пенитенциарной системы.
Провозглашение целью
деятельности уголовно-исполнительной
системы исправления и
Международным сообществом принят ряд специализированных актов, непосредственно относящихся к содержанию лиц, заключенных под стражу, исполнению наказаний и обращению с осужденными. Основными из них являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года. Их дополняют соответствующие акты Совета Европы, среди которых особо следует выделить Европейские пенитенциарные правила, Европейскую конвенцию о защите прав человека и Европейскую конвенцию по предупреждению пыток.
Уголовный процесс в Словакии аналогичен чешскому и во многом схож с российским. В 90-ые годы ХХ века предпринят ряд законодательных мер по его демократизации и усилению гарантий личности.
В пенитенциарном обращении самым главным является влияние человека. Профессиональное обращение представляет, главным образом, влиянием педагогов и психологов.
Следующий главный показатель в пенитенциарном обращении и в средствах влияния на заключённых является их трудоустройство. Главным, не только по причинам экономическим, но в основном потому, что при труде возникает возможность самореализации заключённых, полезного проведения сроков отбывания наказания, социальной реабилитации и психогигиены. Трудоустройство, также является главным средством педагогического влияния на развитие самодисциплины, трудовых навыков, ловкости и повышения трудовой квалификации.
Социально-педагогическая деятельность занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных и в пенитенциарных учреждениях ее следует рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого всеми разрешенными законом способами. Однако при проведении социальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.
Глава 2. Основные направления социально-педагогической деятельности в пенитенциарной системе Словакии
2.1. Особенности работы с различными социальными группами заключенных
В прошлом, в истории человечества под влиянием многих изменений условий жизни и обстоятельств, формовались мнения на миссию и цель тюремных заведений. Педагогическая наука впервые развивает пенитенциарную педагогику где-то в XVI-XVII веках, где на первом плане стоит проблема «преступления и наказания». О том говорят и научные статьи польского педагога Я.А.Коменского (1592-1670гг.) и немецкого педагога Г.Франкего (1673-1727гг.) которые выдвигают гуманные альтернативы средневековым формам педагогического наказания. Одна из главных теорий пенитенциарной педагогики имеет целостность единой воспитательной системы развитой Ж.Ж.Руссом (1712-1778гг.) и его последователями. Гуманные тенденции в тюремных заведениях мы можем наблюдать уже с XVIII века. Но интенсивный переворот в области преступления и наказания настал только после второй мировой войны и до сегодняшнего дня стоит как сложная проблема перед специалистами пенологии и пенитенциарного воспитания.
Сведения об образовании заключённых доступны с конца XVII – начала XVIII веков. Начальное образование в то время было заведено только в Англии, Германии и Швейцарии. Австрийское министерство внутренних дел, куда входили и словацкие тюремные заведения, в 1815г. предписало областным тюрьмам разработать «учебный план на образование заключённых». Обучением заключённых была религия и церковные обряды, где явка была обязательна. Примерно в 1810г. церковные обряды уже служили гонорарные священники. В систему обучения был введён платный преподаватель с годовым жалованием или за проведённые ним уроки. Об этом свидетельствует и научная работа «Обучение в тюрьмах» написанная Е.Тафнером, который тогда управлял тюрьмой в Леополдове. На тот момент на территории Словакии находились два тюремных заведения: Леополдов и Илава. Позже, после возникновения Чехословацкой Республики, в 1919г. упоминается тюрьма и в Ружомберку, где в конечном итоге было заведено начальное образование. Неграмотных там учили писать, читать, а грамотных географии и истории.
В то время тюремные заведения уже входили под управление министерства службы безопасности, которым были предписаны обязанности для педагогов, работающих в тюрьмах: «Учитель должен был быть управляющим этой подготовительной школой, тюремной библиотекой, преподавать лекции и заботиться о нравственном воспитании заключённых. Вести богослужебный хор и учить церковной музыке».
В 1920г. началось интенсивное обучение заключённых. Их образование было разносторонним, а тюремные заведения подчинены разным министерствам. Не было ясности кто должен ими управлять министерство внутренних дел или министерство службы безопасности. Ситуация изменилась только в 1965г., когда управление заключёнными было урегулировано законом. Закон был достаточно прогрессивно обеспеченный международными документами, такими как, например: постановление Организации Объединённых Наций о стандартных правилах поведения с заключёнными или Европейский договор о правах человека. Особое внимание уделяется вопросам обучения заключённых, часть 2 Протокол №1 Европейского договора о правах человека, а именно: «Никому недолжно быть отказано в его праве на образование». Были решены проблемы и организационного характера: дополнительные курсы и их обеспечение учебными пособиями и дидактической техникой. Преподавали, как правило, учителя начальных учебных заведений и выписывали аттестат начального образования.
Наибольшие изменения произошли в 1989г., особенно в области пенитенциарной практики и её законодательства. Частично произошло улучшение новых уголовно – правовых норм касающихся обращения к заключённым, используя притом формы и методы педагогического и психологического влияния, правовой дисциплины, культурно – просветительной деятельности.
В Словацкой республике каждый заключённый проходит психологическо – педагогическую диагностику. Эта диагностика необходима для установления индивидуальной программы обучения. Сам план этой программы составляет педагог и состоит из пяти частей:
Применение отдельных частей этой программы зависит от меры наказания заключённого – минимальная, средняя, максимальная, вынесеной судебным приговором. Каждая из этих мер делиться ещё на три подгруппы обозначенные буквами «А», «Б» и «В» и так фактически вместе выходит дифференциально отдельных девять групп с особенными требованиями.
Образование и есть одно из основных атрибутов программы обеспечения заключённых, причём создаёт совокупность воспитательной, образовательной и просветительной активности нацеленной на приобретение знаний, ловкости и навыков с целью улучшить социальное положение заключённых.
Если со стороны заключённого все условия выполнены, ему предоставлена возможность расширять своё образование, заниматься спортом, бесплатно пользоваться библиотечным фондом тюремного заведения.
Есть возможность закончить среднюю школу, посещать профессиональные курсы переподготовки или повышения квалификации, учиться отдельным предметам и даже получить высшее образование. Закон требует, чтобы каждый вид образования был организован так, что заключённый получит документ, выданный соответствующим учреждением. Но в нём недолжно быть отчётливо видно, что документ получен при отбывании наказания.
Непосредственную заботу
об осуждённом реализует персонал отдела
исполнения наказаний. Кроме органов
руководства и координации
Специализированный персонал
и педагог в служебном
От педагога, как личности в пенитенциарных условиях, требуются высокие моральные качества: принципиальность, честность, дисциплинированность, способность к общению и профессиональную подготовку управления.
В связи со своим положением и предназначением, педагог должен справляться со своей трудной задачей и главное иметь авторитетный подход.
Исполнение служебных обязанностей от пенитенциарного педагога требует:
- давление со стороны заключённых
- давление со стороны начальства
а также: правила безопасности, способность профессиональной находчивости, способность понять и правильно отреагировать на проблему заключённого.
Информация о работе Социальная работа в исправительном учреждении