Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:13, дипломная работа
Актуальность исследования. Для Российской уголовно-исполнительной системы в настоящее время актуальна проблема реформирования в направлении гуманизации социальной среды и обращения с осужденными.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе 7
1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы в мировом масштабе 7
1.2. Особенности Словацкой пенитенциарной системы 23
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Основные направления социально-педагогической, деятельности в пенитенциарной системе Словакии 46
2.1. Особенности работы с различными социальными группами заключенных 46
2.2. Работа с сотрудниками (подготовка, реабилитация, система подбора претендентов на службу и подготовки персонала в тюремной службе Словацкой республики) 78
2.3. Практические рекомендации по применению опыта работы словацкой пенитенциарной системы в условиях современной России 86
Выводы по главе 2 94
Заключение 96
Список использованных источников 98
Наряду с положениями общего характера, определяющими основные права и свободы человека и гражданина, в международных актах содержатся требования, непосредственно затрагивающие права осужденных и правила обращения с ними.
К числу таких актов, в первую очередь, необходимо отнести Всеобщую декларацию прав человека 1984 года. В ней относительно лиц, подвергнутых уголовному наказанию, указывается, что никто не может быть подвергнут принудительному аресту; запрещается применение пыток и жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. Человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие определены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и удовлетворения справедливых требований морали.
Другим правовым актом общего характера является Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. В нем сформулированы положения, относящиеся к обращению с осужденными, а именно: каждый, кто приговорен к смертной казни, вправе просить о помиловании; работа, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении, на основании законного распоряжения суда или лицо, условно освобожденное от такого заключения, не может рассматриваться как «принудительный или обязательный» труд. Пенитенциарной системой должен предусматриваться режим для заключенных, существенной целью которого является исправление.
К числу важнейших международных актов общего характера относится и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года. В ней подчеркивается, что никакие обстоятельства, какими бы они ни были, не могут служить оправданием пыток. К такому роду актов относится также Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 года.
Наряду с этим, международным сообществом принят ряд специализированных актов, непосредственно относящихся к содержанию лиц, заключенных под стражу, исполнению наказаний и обращению с осужденными. Основными из них являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года. Их дополняют соответствующие акты Совета Европы, среди которых особо следует выделить Европейские пенитенциарные правила, Европейскую конвенцию о защите прав человека и Европейскую конвенцию по предупреждению пыток.
Вместе с тем необходимо учитывать, что международно-правовые акты наряду с нормами-принципами содержат нормы-рекомендации, которые не носят обязательного характера для государств, их ратифицировавших, хотя и подлежат максимальному учету в правотворческой деятельности.
Включение России в Европейский процесс должно побуждать власти страны в пенитенциарной сфере следовать наиболее развитым стандартам.
Практически все страны Европы, заявляют о необходимости модернизировать пенитенциарную систему в связи с расширением видов преступности, совершенствованием ее организационных форм, а также политическими, экономическими изменениями. По вопросам оптимизации пенитенциарной системы ведутся активные дискуссии, как на государственном, так и межгосударственном уровнях, активно обсуждается положительный опыт и уже полученные результаты.
Социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам; в отличие от других сотрудников пенитенциарного персонала социальный работник объективно вынужден занимать особое место; он является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.
Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных и в пенитенциарных учреждениях ее следует рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого всеми разрешенными законом способами. Однако при проведении социальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.
1.2. Особенности
Словацкой пенитенциарной
В ноябре 1989 г. в Чехословакии произошла «бархатная революция», отстранившая от власти коммунистов. Были ликвидированы все прежние политические и государственные структуры, начаты глубокие рыночные реформы. В 1992 г. было принято решение об окончательном разделе Чехословакии на два независимых и суверенных государства – Чешскую Республику и Словацкую Республику, которое вступило в силу с 1 января 1993 г.
Процесс демократизации и реформирования общества и также построение демократического правового государства после 1989г. принесли с собой требования качества защиты от правонарушений в общественных отношениях. Изменения в обществе коснулись всех областей общественной практики, в том числе и тюремной службы. Они отразились в постепенном фактическом углублении гуманизации и демократизации условий подследственных и отбывающих наказание к лишению свободы. Например, отменена ответственность за спекуляцию.
В 1990 году полностью отменена смертная казнь как вид наказания (ныне запрещена ст.15 Конституции Словакии). В числе наказаний предусмотрены лишение свободы, штраф, высылка (сроком от 1 до 5 лет), конфискация имущества, лишение на определенный срок водительских прав, лишение специального или воинского звания, для иностранцев также изгнание. Максимальный срок тюремного заключения – 15 лет. В исключительных случаях – от 15 до 20 лет. За наиболее опасные уголовные преступления (убийство, геноцид, терроризм, государственная измена) может быть назначено пожизненное лишение свободы.
Уголовный процесс в Словакии аналогичен чешскому и во многом схож с российским. В 90-ые годы ХХ века предпринят ряд законодательных мер по его демократизации и усилению гарантий личности. Согласно Конституции задержанный должен быть немедленно ознакомлен с доводами задержания, выслушан и не позднее чем через 48 часов освобожден либо передан в суд. Судья должен в течение 48 часов, а в случаях совершения особо тяжких преступлений – в течение 72 часов с момента доставки в суд задержанного выслушать его и принять решение об аресте или о его освобождении. Суд решает вопрос о предварительном заключении на основе прокурорских рекомендаций. Обвиняемый может быть освобожден до суда под залог при соблюдении ряда условий. Залог не применяется в отношении лиц, обвиняемых в особо опасном умышленном преступлении.
С принятием закона об отбывании заключения (закон № 156/1993 С.з. об отбывании лишения свободы в формулировке подследственных инструкций и Постановления Министерства юстиции Словацкой Республики № 114/1994 С.з. в котором устанавливается Порядок отбывания заключения в виде лишения свободы) и Дополнение к закону № 59/1965 С.з. об отбывании наказания в виде лишения свободы создались правовые рамки для реформирования словацкой тюремной службы в новых общественных условиях.
Процесс реформирования постановлений уголовного права и его завершение в сравнении с новым Уголовным кодексом (например, расширена система санкций наказания, введены три вида наказаний – домашний арест, трудоустройство, условная отсрочка отбывания наказания с надзором службы пробации и расширение мер защиты и установления уголовно – процессуального порядка). Изменения осуществлялись, кроме того, и при изменении срока длительности ареста, который в соответствии с рамками наказания угрожает обвиняемому за совершенное уголовное деяние. Так и значительные общественные мнения и изменения в подходе к философии обращения с заключенными привели к необходимости разработать новый закон об отбывании наказания осужденных к лишению свободы, который бы соответствовал реальности.
По состоянию на 1 января 2010г. в учреждениях (тюрьмах), обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 8 493 заключенных, в том числе: подследственных – 27,1%, женщин – 4,8%, несовершеннолетних – 2,2%, иностранцев – 2%.
Высшая мера наказания — пожизненное заключение, смертная казнь отменена в 1990 году.
Информация о работе Социальная работа в исправительном учреждении