Социальная работа в исправительном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Для Российской уголовно-исполнительной системы в настоящее время актуальна проблема реформирования в направлении гуманизации социальной среды и обращения с осужденными.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе 7
1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы в мировом масштабе 7
1.2. Особенности Словацкой пенитенциарной системы 23
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Основные направления социально-педагогической, деятельности в пенитенциарной системе Словакии 46
2.1. Особенности работы с различными социальными группами заключенных 46
2.2. Работа с сотрудниками (подготовка, реабилитация, система подбора претендентов на службу и подготовки персонала в тюремной службе Словацкой республики) 78
2.3. Практические рекомендации по применению опыта работы словацкой пенитенциарной системы в условиях современной России 86
Выводы по главе 2 94
Заключение 96
Список использованных источников 98

Файлы: 1 файл

Диплом Социальная работа в ИУ.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством  осужденные обязаны работать на производстве. Во всех учреждениях, все здоровые осужденные трудятся на предприятиях учреждения, на объектах других организаций (типа контрагентского производства), занимаются производством сельскохозяйственной продукции, работают на хозяйственных объектах учреждения (хозобслуга).

Как правило, 70-80% всех осужденных трудоустроены. В ряде СИЗО обвиняемые также работают в камере (шьют обувь). Среднемесячный заработок осужденных составляет 3-5 тыс. крон (1 крона приблизительно равна 1 рублю).

Режим дня осужденных: подъем в 4.30 утра; до 7.00 – уборка и завтрак; работа до 15.00; обед с 12.00 до 13.00; ужин с 17.00 до 18.00; в остальное время проводятся воспитательные, психологические, культурно-массовые мероприятия, просмотр телепередач и т.п.

За грубые нарушения режима содержания осужденные могут водворяться в штрафной изолятор до 20 суток, повторное водворение – не ранее чем через сутки.

Организационно-штатная  структура исправительных учреждений зависит от специфики учреждения, системы охраны и т.п. Так, в учреждении г. Нитра-Хренова для содержания осужденных женщин (около 300 человек) введена современная «лучевая» (лазерная) система охраны, на вышках сотрудники отсутствуют, помимо дежурства на пульте, осуществляется периодический обход учреждения. Сотрудники данной службы составляют примерно 15% от численности персонала. В большинстве учреждений (около 40%) сотрудники охраны учреждений осуществляют также функции конвоирования осужденных в суд и другие учреждения, охрану суда. Доставка осужденных осуществляется в комфортабельных автобусах, разделенных решетками на две части: для осужденных, обвиняемых и личного состава.

Основным  в организационно-штатной структуре  исправительного учреждения является отдел исполнения наказания. В его  состав входят: начальник отдела и  заместитель; психологическая служба; социальный работник, социальные педагоги (аналог начальников отряда); служба безопасности (старшие референты безопасности – офицерская должность и референты безопасности – младший начальствующий состав (аналог должности младшего инспектора по надзору)). Данная структура обеспечивает единство требований и четкость взаимодействия всех сотрудников, оказывающих карательно-воспитательное воздействие на осужденных. За группой осужденных (отрядом) закреплены постоянные сотрудники. Старшие референты безопасности ежемесячно в карточках индивидуально-воспитательной работы делают записи о поведении и дисциплине осужденного. Аналогичные записи осуществляют старшие референты по режиму в СИЗО. Основная функция психолога в следственном изоляторе – это подготовка характеристики на лиц, в отношении которых вынесен приговор суда, и написание рекомендаций по условиям содержания в исправительном учреждении.

Для исполнения наказаний в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте в рамках единого учреждения функционирует воспитательная колония и исправительная колония, в которую переводятся осужденные по достижении 18-летнего возраста, где они отбывают оставшуюся часть срока наказания.

Организация социальной работы с личным составом. Во всех учреждениях и центральном аппарате осуществляется доплата сотрудникам за питание. Сотрудники, прослужившие более 10 лет, обязаны ежегодно проходить курс реабилитации в ведомственных центрах (14 суток). В большинстве учреждений имеются общежития, гостиницы для молодых сотрудников, а также дома отдыха, дачи для реабилитации персонала. (доклад ФСИН)

В Словацкой республике имеется несколько тюремных учреждений, из них одно учреждение находится на востоке Словацкой республики в городе Сабинов. Остальные учреждения являются комбинированными – для отбывания заключения и наказания. Одно из существующих учреждений служит для отбывания наказания осуждённых подростков и находится на западе в городе Сучаны, между ними находится учреждение, служащее для всех категорий осуждённых женщин – в городе Нитра и одно учреждение служит как больница для заключённых в городе Тренчин.

Структура Корпуса тюремной и юстичной охраны, действительной стала после утверждения организационного порядка Генеральной дирекции Корпуса  от 01 февраля 2007 года. Во главе Корпуса  стоит генеральный директор, который руководит двумя заместителями, организационно-правовым отделом, инспекцией и двумя меньшими отделами, служащими для предоставления заключённым духовно-религиозных услуг.

Заместитель генерального директора в делах службы руководит тремя отделами:

  • отделом охраны и обороны,
  • отделом отбывания заключения и отбывания наказания лишения свободы,
  • отделом здравоохранения.

Заместитель генерального директора в делах экономических  руководит следующими отделами:

  • отделом экономики,

  • отделом логистики – снабжения и трудоустройства заключённых,

  • отделом социального обеспечения членов Корпуса.

Структура руководства после утверждения нового организационного порядка упростилась, его целью стало повышение эффективности процесса руководства, его оптимизация, направленная на улучшение ориентации в структуре, сокращение администрации, удержание экономических принципов, целенаправленности, последовательности и углубления гибкости руководства с целью последовательного исполнения компетенций не только со страны руководящих сотрудников, но и со страны сотрудников, занимающихся педагогической деятельностью.

Число заключённых, в отношении к числу жителей Словацкой республики – 5.394.452 человек, в сравнении со странами Европейского Союза и соседними государствами не благоприятно, на 100 000 жителей республики приходится приблизительно 161 заключённых. На графике (см. рис. 2) роста числа заключённых видно, что стремительный перелом произошёл в 1990 году, когда произошло большое число радикальных общественных изменений, когда стремительно уменьшилось число заключённых. Потом число заключенных постепенно начало расти, значительное повышение произошло в 2004 году, когда их число было максимальным – это во времена после реформы. В настоящее время ситуация в изменении числа заключённых стала стабильной.

С 1 января 2006 года (№ 221/2006) вступил в действие закон об отбывании наказания (лишения свободы) и с 1 июля 2006 года вступил в действие закон об отбывании заключения. Приведённые правовые нормы дали возможность осуществить многие прогрессивные перемены в системе пенитенциарного обращения с заключёнными.

Закон об отбывании наказания  к лишению свободы регламентирует постановление обвиняемого во время  отбывания наказания таким способом, чтобы правовое постановление соответствовало интересам общества ограничить права обвиняемого, только в размере, необходимом для выполнения цели тюремного заключения.

 

Рис.2 Динамика численности осужденных с 1969г в Словакии

 

Примерными целями изменений  закона о наказании являются:

  1. Обеспечение более широкой защиты прав и свобод гражданина в условиях отбывания наказания, или расширение прав обвиняемых по соблюдению человеческого достоинства.
  2. Обеспечение общего подкрепления правовой защиты обвиняемых,
  3. Ориентировать обращение с обвиняемыми таким способом, чтобы отбывание наказания не являлось мерой ответственности за совершенное деяние, а являлось упредительным институтом совершения наказуемого деяния.
  4. Организовать и последовательно обеспечить реализацию некоторых процессов (образование, самодеятельная и спортивная деятельность, труд) так, чтобы осужденные могли целенаправленно воспользоваться свободным временем при долгосрочном заключении, чтобы предотвратить постепенную деградацию их личности
  5. Создать условия для последовательного применения принципов презумпции невиновности и для дальнейшей гуманизации и демократизации условий отбывания наказания с особым значением принципа, что обвиняемого возможно ограничить только при действии тех прав, которые в соотношении с отбыванием наказания нельзя применить.

Для достижения вышеуказанных  целей необходимо изменить общую  философию понимания отбывания  наказания как института с  профилактическим характером и для  дальнейшего углубления гуманного  и доброжелательного обращения с обвиняемыми создать правовые, экономические и персональные условия его обеспечения.

Изменением философии  понимания отбывания заключения и созданием выше указанных условий установилась современная и эффективная система отбывания наказания, сравнимая с европейским стандартом, который соблюдает соответствующие международные конвенции и учитывает культурную и общественную специфику Словакии.

Предложение нового закона об отбывании наказания в соответствии с Европейскими тюремными правилами вносит новый институт – обращение, которое определяется как комплекс мер, которые проводятся с обвиняемыми. Целью комплекса мер является обеспечение дифференцированного действия прав и обязанностей, находящихся в законе и одновременное уменьшение негативного действия изоляции обвиняемых от общества. Для эффективной реализации обращения с осужденными в тюрьме определилось отбывание заключения дифференцированным способом в рамках двух режимов:

а) стандартного, который характеризуется применением и исполнением прав и обязанностей, приведенных в законе без любого смягчения,

б) смягченного, в котором обвиняемый имеет возможность свободного передвижения в определенное временя, общаться с остальными осужденными, которые находятся в таком же режиме и могут проводить свободное время по своим интересам (спорт, образование, труд).

На облегченный режим  содержания не могут быть переведены осужденные к пожизненному наказанию  и осужденные, имеющие взыскания.

Каждому обвиняемому  в заключении гарантируются одинаковые права. Это касается основных социальных прав – проживание, питание, одежда, сон, личная гигиена, прогулки и обеспечение необходимой санитарной площади, при этом увеличена санитарная площадь для несовершеннолетних осужденных и женщин с 3,5м2 до 4м2.

К основным правам, в которых осуществились изменения, можно отнести следующие.

Право обвиняемого на предоставление питания расширяется в зависимости от требований, которые предписывают культовые и религиозные традиции.

В области здравоохранения  расширен перечень медицинских услуг, кроме медицинского пункта в каждой тюрьме, имеется больница для обвиняемых и осужденных в городе Тренчин.

Закрепляется право  обвиняемого встречаться лично с защитником в течение времени, определенном в Уголовном кодексе, Уголовном законе, в правилах внутреннего распорядка и без присутствия третьего лица. Одновременно расширяется круг других лиц (защитник и другое лицо) с которыми он имеет возможность встречаться, если они защищают его в другом уголовном деле.

Значительные изменения  произошли в порядке предоставления свиданий, которые вытекают из необходимости поддержания родственных связей осужденного. Обвиняемый имеет право один раз за три недели на свидание продолжительностью не менее 60 минут, несовершеннолетние один раз в неделю. Основное изменение, соответствующее изменению философии обращения существует в области свиданий. Каждый осужденный, не учитывая распределение в следственном изоляторе со степенью условий содержания, имеет право один раз в месяц на свидание продолжительностью 2 часа без контроля сотрудника корпуса. Частота, продолжительность и способ свидания одинаковы и их целью является сохранение особенно семейных контактов.

Исходя из Международных  стандартов обращения с осужденными, каждый осужденный имеет право на телефонные переговоры. Новым правом осужденного является право звонить в присутствии сотрудника корпуса не менее 10 минут и не менее 1 раз в месяц по телефону – автомату, помещенному в следственном изоляторе. Лицо, находящееся под следствием имеет право на переговоры с разрешения следователя.

Имеется также право осужденного на образование, ему предоставляется доступ к литературе по специальности, исходя из интереса и осуществляемого в форме индивидуальной учебы. Для осужденных, находящихся на облегченном режиме обязанностью следственного изолятора для отбывания наказания является организация кратковременных образовательных и просветительских программ в групповой форме.

К новым правам принадлежит  право пользоваться собственным  портативным телевизионным приемником и радиоприемником, подписаться  на периодическую печать, журналы и книги, расходы на которые возмещаются из его средств. Вышеуказанное право не относится к тем, которые пропагандируют национальную, расовую, этническую или религиозную нетерпимость, фашизм или другие движения, направленные на угнетение прав и свобод граждан, насилие, жестокость, угрожают нравственности, морали и порядке в следственном изоляторе или описывают производство и использование веществ, вызывающих привыкание, ядов, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

Значительным изменением является возможность предоставлять психологические консультации обвиняемым, которые не способны адаптироваться к пребыванию в тюрьме и их психическое состояние требует специальной интервенции психолога.

Новая редакция закона об отбывании наказания в виде лишения свободы наталкивает на идейный замысел, из которого вытекает и модификация уголовных кодексов, что защита прав и свобод человека и защита его жизни, здоровья и имущества достигается, прежде всего, не средствами наказания, то есть не при помощи подавления и контроля преступности, а возможно эффективно достигнуть уравновешенным взаимодействием превенции и репрессии.

Информация о работе Социальная работа в исправительном учреждении