Социальная работа в исправительном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Для Российской уголовно-исполнительной системы в настоящее время актуальна проблема реформирования в направлении гуманизации социальной среды и обращения с осужденными.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы в пенитенциарной системе 7
1.1. Характеристика современной пенитенциарной системы в мировом масштабе 7
1.2. Особенности Словацкой пенитенциарной системы 23
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Основные направления социально-педагогической, деятельности в пенитенциарной системе Словакии 46
2.1. Особенности работы с различными социальными группами заключенных 46
2.2. Работа с сотрудниками (подготовка, реабилитация, система подбора претендентов на службу и подготовки персонала в тюремной службе Словацкой республики) 78
2.3. Практические рекомендации по применению опыта работы словацкой пенитенциарной системы в условиях современной России 86
Выводы по главе 2 94
Заключение 96
Список использованных источников 98

Файлы: 1 файл

Диплом Социальная работа в ИУ.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

Одной из основных частей перевоспитания заключённых и есть их образование и профессиональный подход пенитенциарного педагога.

Приоритетным направлением деятельности пенитенциарной системы Словакии является забота о поддержании компетентности и профессионального уровня сотрудников, а также «наше влияние на осужденных» - как сотрудники должны на заключенных влиять, чтобы у них проснулась внутренняя мотивация к исправлению, изменилась система ценностей.

Вопрос проблематики отношений  к осужденным и пенитенциарной заботы об осужденных, отбывающих срок наказания в местах лишения свободы является частью прикладной социальной работы. (сайт)

Социальная работа в тюрьмах, с одной стороны является подсистемой пенологии, которая занимается исполнением уголовных санкций, особенно их эффективностью, с другой стороны предлагает методы, формы и средства социальной работы, применяемые при обращении с осужденными, отбывающими срок наказания в местах лишения свободы.

Социальный работник в пенитенциарной системе должен быть квалифицированным  специалистом в области социальной работы, который может определить социальные проблемы заключенных, помочь в их решении, используя полученные знания, навыки и эффективные методы и процедуры, необходимые для понимания и применения общеобязательных правовых норм и принципа этического, социального работника и этические нормы социальной работы.

Наиболее важным детерминантом жизнеспособности пенитенциарной практики является социальный климат в исправительном учреждении. В исправительных учреждениях, где активно реализуется ресоциализация, возникает специфическое сообщество, совокупность людей, между которыми возникают различные системные, функциональные и организационные связи, характеризующиеся недостаточной интерперсональной вариабельностью взаимоотношений, вытекающих из поляризации роли клиент-персонал и недобровольном пребывании клиента в относительно герметичном изолированном пространстве. С точки зрения анализа состав контингента в исправительных учреждениях по возрасту, образованию, компетентности, этническим и культурным аспектам является широкоспектральным и мультикультурным сообществом.

При усвоении важных факторов социального поведения посредством культуры и исходной системы культуры в исправительных учреждениях, мы сталкиваемся с проблемой иных норм, вытекающих из комбинации социально-ситуационных составляющих, присутствующих и действующих на процесс ресоциализации преступников. Поэтому проблема культурной дифференциации и интерэтнической консистентности является одной из приоритетных целей, направленной на получение здоровой и безконфликтной социальной среды.

Проблематика мультикультурного  воспитания и воспитания предрассудков, права людей в пенитенциарной среде, основы для реализации конкретных просоциальных программ предоставляют возможность дать персоналу пенитенциарных учреждений методики для ресоциализационного воздействия.

С целью определения обоснованности подготовки и реализации методического материала для просоциальных программ воспитания толерантности и равноправия был осуществлен эксперимент с последующей диагностикой уровня и состояния климата и интерперсональных взаимоотношений в исправительных учреждениях, воздействия тюремной субкультуры на процесс ресоциализации и в конечном итоге эффективности использования просоциальной программы воспитания толерантности и равноправия. Для этой цели в выбранном коллективе осужденных рецидивистов и молодых правонарушителей была осуществлена экспериментальная версия просоциальной программы воспитания толерантности и равноправия. Программа включила в себя: анализ акультуральных схем поведения осужденного, диагностику атмосферы в группах осужденных, отбывающих срок наказания в выбранных исправительных учреждениях и анализ стереотипов – общественные представления этноса и этнического самосознания в сообществах осужденных, перед прохождением просоциальной программы воспитания толерантности и равноправия и после ее окончания.

Итак, результаты эксперимента и их анализ позволяет констатировать эффективность использования интерактивной техники воспитания и образования осужденных, а также применение методики в области просоциального поведения, направленной на воспитание толерантности и равноправия.

Констатируется также  необходимость интенсивной персональной работы в области подготовки специалистов для отделения исполнения уголовных  санкций, в особенности поддержка  в преодолении основного противоречия, вытекающего из пенитенциарной практики, когда тренер, применяющий приготовленную методику должен преодолеть барьер представителя репрессивного учреждения. Без преодоления этого барьера будет трудно реализовать интерактивные, практические формы воспитания. Также необходимо избавиться от предрассудков, стереотипов, связанных с позициями по отношению к другим культурам.

Большое значение приобретает знакомство с опытом функционирования психологической  службы в зарубежных пенитенциарных учреждениях. В научной литературе данная проблема освещалась скорее с теоретических, нежели практических подходов(4)1. Однако, благодаря усилиям стран Европейского содружества, членом которого стала Россия, появилась возможность более глубоко изучить эту проблему именно в практическом аспекте.

Перед учреждениями, исполняющими наказания, законодатели поставили главную задачу, состоящую  в такой организации исполнения наказаний, при которой осужденный после освобождения был бы способен нести социальную ответственность  за свое поведение и жить в обществе, не нарушая законов. Таким образом, наиглавнейшая задача системы исполнения наказаний – помочь осужденному измениться так, что бы в дальнейшем избежать рецидива и вести законопослушную жизнь.

Психологи осуществляют работу, как с персоналом, так и спецконтингентом (осужденными, подследственными). Главные функции психологической службы: психодиагностика и психологическая коррекция. 

Психологическая деятельность обеспечивает психологическую помощь и помощь в разрешении кризисных ситуаций обвиняемых и осужденных, которые возможны в связи с адаптацией к условиям содержания под стражей и тюремное заключение органов trrestu и в результате социальной изоляции, угрозы наказания и страх. Речь также идет о конфликтных ситуациях, разочарования и декомпенсации состояния всей тюрьме. Тюремной среде является чрезвычайно важным, проблема удовлетворения потребностей, потому что в этой среде, некоторые потребности были удовлетворены лишь частично, некоторые нет. Только частично удовлетворить биологические потребности, потребность в безопасности, принадлежности, самореализации и контактов в различных видах деятельности и движения. Этот факт приводит в крайнее эмоциональное выживание, и часто в самоуничтожение, или агрессивное поведение.

После ввода приговореных к тюремному заключению психологи обеспечивают психообследование всех заключенных в учреждениях и консультационную деятельность психокорпуса. Целью является определение психологической диагностики личности. Диагностика пенитенциарного заключенного, который отбывает наказание в виде лишения свободы, лежит в основе проекта программы лечения заключенных, которая возникает путем слияния нескольких диагностических признаков. Пенитенциарная диагностическая практика основное внимание уделяет личности заключенного. Характеристики, которые играют важную роль в процессе социальной реинтеграции, также прогноз дальнейшего общественного развития. Психологическое тестирование дает представление о личности заключенного его психологические особенности, исследует темы преступного поведения, внешние факторы - социальные, семейные, уровень межличностных отношений, отношение к уголовным преступлением.

Психологическая диагностика является необходимым условием для осуществления, так называемой, внутренней дифференциации наказания. Имеет важное значение, не только для принятия заключенного в тюрьме, но и во время казни, особенно для тех, с длинными приговоров, вынесенных в отношении правонарушителей с психопатические отклонения, с невротическими расстройствами личности, сексуальные отклонения, у лиц, совершивших особо жестокие преступления, для заключенных с очень низким уровнем образования и несовершеннолетних заключенных.

Психологическая диагностика направлена на выявление доминирующих признаков, особенностей заключенного, восстановление жизненных ситуациях и обстоятельствах, которые привели к совершению преступления, и этиологические аспекты в результате определения прогноза. Психологи должны не только выявить изменения в поведении, но и положительные качества, с помощью которых может быть избраны оптимальные методы пенитенциарных воздействий и социальной реинтеграции.

Предметом психологической диагностики является не только описание структуры личности заключенного, но и динамика личности, ее интересы, отношения, мотивация, моделирование, лицемерием, и так далее. Психологические тесты важный аспект этой роли в присвоении заключенных в различных подгруппах дифференциации.

Основные направления  работы социального педагога-психолога.

Первая и наиболее значимая (по времени, которое необходимо на ее выполнение) функция психолога – проведение диагностики личности осужденного и изменений, которые происходят с ним в ходе отбывания наказания. При составлении своего заключения психолог изучает все письменные источники, находящиеся в его распоряжении – в первую очередь это материалы уголовного дела и личное дело осужденного. Сегодняшний уровень компьютеризации пенитенциарных учреждений позволяет быстро получить доступ к подобным документам. Психолог проводит наблюдение за осужденным, беседует с ним, беседует с сотрудниками, социальными работниками, анализирует его деятельность во время учебы или на производстве, проводит тестирование с использованием психологических тестов.

Второе направление  работы психологов связано с так  называемой «кризисной интервенцией» – речь идет об оперативном вмешательстве в ситуацию, связанную с переживанием осужденными различных кризисов, в том числе и связанных с суицидальными мыслями и поведением. Ежедневно психолог получает своеобразный заказ на свою работу. Поступают просьбы начальника отряда, социальных работников, других сотрудников тюрьмы обратить внимание то на одного, то на другого осужденного, провести определенную работу с ним. Многочисленными являются и просьбы самих осужденных о встречи с психологом, на проведение психологических консультаций, на получение помощи.

Третьим направлением деятельности являются мероприятия по психологической  коррекции. При составлении программы  на осужденного планируются и  необходимые изменения его личности, что часто требует проведения индивидуальных и групповых форм работы с осужденными самих психологов.

Ресоциализация осужденных требует глубокого изучения личности и составления программы работы с каждым осужденным в течение  всего срока пребывания в пенитенциарных учреждениях. Программы эти носят индивидуальный характер, основываются на заключении специалистов психологов, социальных работников, педагогов, специалистов по профессиональной подготовке.

Поэтому функция психодиагностики является одной из центральных в деятельности пенитенциарных психологов. Характер решаемых задач определяют выбор методов изучения личности, продолжительность процедуры обследования и форму предоставления выявленных личностных особенностей.

К основным психодиагностическим задачам относятся:

  • первичное изучение личности осужденных с целью разработки программы их ресоциализации;
  • периодическая (раз в один-два года) диагностика с целью изучения хода ресоциализации личности (изменений в психологии) осужденного; уточняющая диагностика в ходе индивидуального консультирования осужденных;
  • диагностика в связи с изменением условий содержания или с предстоящим освобождением осужденных.

Психодиагностическая  деятельность психолога пенитенциарных учреждений, представляет из себя комплекс различных методов, среди которых: изучение личного дела, материалов уголовного дела, проведение психологических тестов, наблюдение за поведением осужденного, в том числе включенное наблюдение в ходе совместной деятельности (различные групповые занятия, индивидуальные консультации).

Общие принципы психологической коррекции и  психотерапии в пенитенциарных учреждениях. Признавая неоспоримость того, что действенность терапии зависит от согласия, добровольности и готовности осужденных к сотрудничеству, участие в социально-терапевтических мероприятиях предполагает желание самого осужденного их пройти. Важным является также и тот факт, что осужденный сформулировал свою проблему для психолога и открыто с ним сотрудничал.

Однако на начальных этапах терапии полной добровольности осужденных ожидать  не приходится. Поэтому используются в основном следующие виды стимулирования участия осужденных в социально-терапевтических  мероприятиях:

  • директивное предписание (решение суда о необходимости терапии и т.п.);

  • предложение осужденному системы льгот в случае, если он будет участвовать в мероприятиях (отпуска и т.п.);

  • участие в социально-терапевтических мероприятиях объявляется как обязательное требование условно-досрочного освобождения, а некоторых случаях освобождения вообще.

В чём заключается  работа с заключёнными лицами в Словацкой республике?

Информация о работе Социальная работа в исправительном учреждении