Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;

Содержание работы

Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма


13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма

24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)



37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



51
Заключение
63
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Родькина (1).doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Употребление алкоголя влияет на отношение к учебе и развитие умственных способностей подростков. Все подростки, употребляющие спиртные напитки отметили низкий уровень успеваемости в школе.

 Все опрошенные  подростки знают о том, что в  школе проводятся мероприятия, направленные на профилактику алкоголизма и 92 % принимают в них участие.  Это свидетельствует о социально-педагогической компетентности и зрелости специалистов, организующих и проводящих мероприятия, направленные на профилактику подросткового алкоголизма.

81 % подростков считают,  что проводимые в школе мероприятия,  направленные на профилактику  алкоголизма среди подростков  в различных случаях повлияли  на то, чтобы подросток не употреблял  алкоголь.

В целях совершенствования социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области мы предлагаем следующие практические рекомендации.

Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика. В центр любой модели профилактической работы должна ставиться личность, а не ее «отклонения».

Основой организации любой профилактической работы, должна быть ориентация на «факторы риска», способные вызывать негативные изменения в поведении и состоянии людей и способствующие распространению, эскалации социально-психологических аномалий [25, 19].

Общеизвестно, что в подростковом возрасте ведущей становится общественно-полезная, социально-значимая и социально оцениваемая деятельность со свойственным ей поиском способов социального самоутверждения. В связи с этими установками передача социального опыта осуществляется посредством организации в социуме совместной общественно полезной и культурно-досуговой деятельности детей и взрослых (учебно-познавательной, производительной, спортивно-оздоровительной, общественно-полезной, научно-технической, художественно-эстетической и др.).

Главный способ сократить  алкоголизм – это направить всю  привязанность к алкоголю на что-то более полезное. Ведь подростковый возраст – это самая загадочная и неуловимая стадия развития человека. Не зря этот возраст называют трудным [7, 81].

На сегодняшний день главной проблемой воспитания является социальная активность подрастающего поколения, поскольку нередки случаи пассивности и равнодушия в молодежной среде. В школе работают предметные кружки, спортивная секция. Для эффективного обеспечения управления образовательным процессом необходимо создать систему информационно-аналитического обеспечения. Это предстоит в следующие несколько лет.

Определяя уровни и показатели эффективности организации общественно-полезной деятельности, рекомендуется исходить из установок на:

а) изменение смысловых  оценок (от отбывания «трудовой повинности»  к осознанию потребности в  труде);

б) расширение спектра  предлагаемых школьникам общественно-полезных дел;

в) повышение социальной ответственности за состояние и  организацию общественно полезных дел в школе;

г) динамику реального  отношения школьника к труду (отношение  по позициям, целенаправленность, способность  к ориентированным действиям, исполнительность, самостоятельность, интенсивность  труда, трудовая дисциплина, добросовестное, бережное, экономное отношение к средствам труда, коллективизм, способность к творческому выполнению трудовых операций).

Культурно-досуговая деятельность, выполняя роль посредника между социальной средой и личностью, способствует социализации детей и подростков в сфере досуга, укреплений и обогащению связей, отношений с семьей и обществом, преодолению внутренних конфликтов, дефицита доверия в семейно-бытовой микросреде, поддерживает инициативу и способствует реализации творческих замыслов. Воспитывающее воздействие культурно-досуговой деятельности обеспечивается благодаря принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания партнеров, индивидуального подхода к каждому, единства интересов социальной среды и личности [17, 26].

Сейчас необходимо направить все  усилия, чтобы изъять алкоголь из жизни  подростков, нужно дать подросткам другое, что могло бы сплотить компанию, поднять настроение, избавить от стрессов, дать силу и способность проявить себя. Необходимо позаботится о том, чтобы каждый подросток мог заняться спортом, искусством, духовным мастерством, определенным хобби и пр.

Для эффективного решения обозначенной проблемы необходимо в первую очередь ввести в компонент основных учебных планов образовательных учреждений дисциплины по пропаганде здорового образа жизни.

Например, в средней школе № 31 г. Уфы активно внедрялись в учебный процесс уроки-диспуты, уроки-концерты, уроки-путешествия, уроки-суды, пресс-конференции, деловые игры и др. К их подготовке и проведению привлекались родители. Совместная с детьми подготовка мероприятий содействовала появлению общих интересов у детей и родителей, расширяла представление о программном материале, предоставляла возможность увидеть ребенка на уроке «в деле», обогащала общение [28, 33].

Целесообразно начать применение в  школе новой формы диалога  с ребятами – формы психологического тренинга. Тренинг подразумевает использование интерактивных способов работы (например, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика), способных повысить уровень усвоения учащимися социальных навыков (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважения и эффективного взаимодействия с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми), усилить их личные убеждения против употребления наркотиков алкоголя, сформировать навыки отказа от них.

Кроме того, тренинги интересны и  полезны не только самим учащимся: педагоги и другие работники школы  получают возможность перевести  отношения с ребятами на качественно новый этап, что очень полезно для достижения высокой степени доверия между ними. Поэтому в организации любой профилактической работы в школе предпочтение должно отдаваться использованию именно таких форм работы, а не дидактическим информационно-образовательным методам.

Особенно эффективными будут те тренинги, которые в своей структуре  предусматривают повторные занятия  по определенным темам в течение  всего периода школьного обучения с повторяющимся воздействием на учащихся для укрепления первоначального профилактического эффекта. Такие повторные блоки, разработанные с учетом особенностей данного возраста и ориентированные на рассмотрение наиболее актуальных в каждом возрасте проблем, могут иметь не только значительный профилактический эффект, но и помогут учащимся в адаптации к различным периодам школьной жизни.

Необходимо создание условий для достижения целей и задач социальной работы  по профилактике подросткового алкоголизма.   В связи с этим необходимо повышение мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий профилактической  работы подросткового алкоголизма, обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного проведения данной деятельности.

 Система мотивации участников педагогического процесса должна включать в себя: создание в  школе обстановки, способствующей творчеству и самосовершенствованию;  поддержании инициативы  учителя в освоении и апробировании новых педагогических технологий, повышающих качество обучения и воспитания учащихся; поощрение в вознаграждение учителя за успешную учебно-воспитательную работу.

Необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс, вводя новые формы профилактической  работы подросткового алкоголизма, новые технологии в процессе обучения и воспитания учащихся. Разработка буклетов, подготовка стенгазет, регулярное пополнение фонда школьной библиотеки методической, художественной литературой, коллективный просмотр видеороликов, документальных фильмов о вреде алкоголизма и его последствиях – все это, несомненно, будет способствовать совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области.

В 2010 году в одной из школ г. Пензы был  проведен эксперимент среди подростков, суть его сводилась к следующему: две группы подростков анонимно анкетировали перед экспериментом, затем первой группе проводили занятие в виде лекций, чтения и дискуссий о вреде алкоголя, второй группе показывали фото и видео материалы о вреде алкоголя. После эксперимента проводили повторное анонимное анкетирование. В первой группе «выпивку по праздникам» допускало 85%, после занятий – 83%. Во второй группе «выпивку по праздникам» допускало 83%, а после видео программ – 15%. Из этого простого эксперимента видно какой информационный канал в профилактике подросткового алкоголизма наиболее эффективен [49, 23].

Одним их направлений  профилактической деятельности подросткового  алкоголизма -  это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Сотрудниками школы должна постоянно реализовываться функция родительского просвещения (сведения о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношении в группе, о выявленных способностях в текущих делах и т. п.) и  корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей.

Следует использовать  различные формы работы школы с родителями. Это, во-первых, родительские конференции, которые имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого становятся дети. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же знакомство учеников с результатами исследований. Активными участниками конференции должны выступать сами родители. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме. Во-вторых, диспуты, особенностью которых является то, что они позволяют вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных вопросов.

В настоящее время  происходит обновление форм родительского  просвещения в сторону их практической направленности. Этому способствуют также  и деловая игра,  встреча за круглым столом и др. Меняется и тематика педагогического просвещения. Поиск новых форм повышения педагогической грамотности и культуры родителей побуждает педагогические коллективы создавать творческие проблемные группы.

Профилактика подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области будет эффективной, если:

- удастся подвести подростков к осознанию ответственности за употребление алкоголя, к пониманию того, какие его последствия могут быть, что способен будет изменить, а что нет;

- ее содержание и  формы будут на раннем этапе  предупреждать попытки употребления алкоголя, способствовать нравственному, духовному и физическому становлению личности подростка;

- она будет направлена не только на конкретного подростка, но и на оздоровление его социальной микросреды, семьи, социума.

Таким образом, реализация профилактики подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области осуществляется за счет формирования у обучающихся негативного отношения к употреблению алкоголя как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

На основе данных проведенного социологического исследования, можно сделать вывод, что большинство подростков МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области негативно относятся к употреблению алкоголя и никогда его не употребляли, но есть процент учащихся, которые не осознают вредного воздействия алкоголя и с разной степенью периодичности употребляли алкоголь или имеют желание.

Следовательно, результативность мероприятий, проводимых в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области, направленных на профилактику подросткового алкоголизма, можно оценить достаточно высоко, но с имеющими недоработками, следовательно, необходимо дальнейшее проведение целенаправленной, систематической профилактической работы  в школе среди подростков.

С целью совершенствования  социальной работы по профилактике подросткового  алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области мы предлагаем следующие рекомендации:

- создать систему информационно-аналитического  обеспечения, чтобы каждый подросток мог заняться спортом, искусством, духовным мастерством, определенным хобби и пр

- поощрять различные формы любительской деятельности детей и подростков, способствующие нравственному, эстетическому, физическому воспитанию современной молодежи

- ввести в компонент основных учебных планов образовательных учреждений дисциплины по пропаганде здорового образа жизни.

- применение новой формы диалога  с ребятами – формы психологического  тренинга

- повышение мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий профилактической  работы подросткового алкоголизма,

- совершенствование учебно-воспитательного  процесса в виде новых форм профилактической  работы подросткового алкоголизма, например, разработка буклетов, подготовка стенгазет, коллективный просмотр видеороликов, документальных фильмов о вреде алкоголизма и его последствиях

- внедрение новых форм работы школы с родителями - родительские конференции, диспуты, деловые игры,  встречи за круглым столом и др.

Нужно добавить социальную работу, межведомственное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальная значимость алкоголизма определяется материальным ущербом, который они наносят  обществу, а также медико-биологическими последствиями для здоровья нынешних и последующих поколений. Экономические  условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это является условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте.

Информация о работе Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма