Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;
Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма
13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма
24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)
37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
51
Заключение
63
Список использованных источников
Объект дипломной работы - подростки, обучающиеся в образовательных учреждениях в современной России.
Предмет дипломной работы - социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области).
Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать
причины и последствия
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной
работы по профилактике подросткового
алкоголизма в МОУ «
4) выявить отношение подростков, обучающихся в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области к употреблению алкоголя как результат мероприятий, проводимых в данном учреждении, направленных на профилактику подросткового алкоголизма;
5) выработать рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
Теоретические основы дипломной работы послужил междисциплинарный подход, сочетание различных взглядов отечественных ученых в области изучения теоретических аспектов изучения проблемы ранней алкоголизации подростков и его последствий (В. И. Алипов, С. А. Игумнов, С. Климова и др.); организации профилактики подросткового алкоголизма в образовательных учреждениях (Л. Н. Анисимов, А. Бруднов], А.В. Давыдов, В. Н. Наумчик, Н. А. Сирота и др.); перспективных направлений деятельности образовательных учреждений по профилактике подросткового алкоголизма (Н. Ф. Басов, М.П. Гурьянова, В. Д. Москаленко, А. Прутченков и др).
Методы исследования: общенаучные – изучение научной и учебной литературы, анализ; частнонаучные - методы сбора информации: анализ документов, анализ статистических данных, анкетирование; методы обработки данных – математические методы, сравнение, типологизация.
Эмпирической основой дипломной работы послужили документы делопроизводства МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области, а также данные проведенного социологического исследования на тему «Отношение подростков, обучающихся в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области к употреблению алкоголя».
В ходе исследования нами были опрошены 52 учащихся 5-11 классов МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области.
Научная новизна дипломной работы. В результате исследования изучен опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области; выявлено отношение подростков, обучающихся в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области к употреблению алкоголя как результат мероприятий, проводимых в данном учреждении, направленных на профилактику подросткового алкоголизма; выработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут найти применение при принятии решений в области социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма, а также в работе специалистов по социальной работе, социальных психологов, социальных педагогов, при подготовке социальных работников.
Также разработки могут использоваться в целях совершенствования социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области.
Апробация…..
1 Теоретико-методологические
основы социальной работы в
образовательных учреждениях
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он во многом определяет дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте происходит становление характера, формируются и «индивидуализируются» особенности будущего социального функционирования подростка как личности, очерчивается в сознании понятие «качества жизни». Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. Эти обстоятельства, а также переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности и бурная нейрогуморальная перестройка организма делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды [2, 73].
Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности [26, 9].
Подростковый алкоголизм – это остро формирующаяся зависимость от спиртного у молодых парней и девушек, постепенно приобретающая характер хронической болезни. Это стадия алкоголизма, которая у взрослых считается первой, т.е. у подростков наблюдаются именно те симптомы, которые относятся к первому этапу алкогольной зависимости. Организм подростка уже адаптировался к частому приему спиртных напитков, он может выпить гораздо больше своих непьющих сверстников и нормально себя при этом чувствовать [23, 11].
Статистика распространенности алкоголизма в подростковом возрасте пугает своими масштабами. Чтобы проиллюстрировать масштабы пристрастия к алкоголю в подростковом возрасте, приведем несколько фактов. Украина занимает первое место в мире по употреблению алкоголя среди подростков. Согласно исследованиям ВОЗ, 40 % детей в возрасте от 14 до 18 систематически употребляют алкоголь. В США этот показатель равен 30 %.
Согласно статистике, обнародованной учеными Института социологии РАН осенью 2011 года, в последние 20 лет проблема пьянства в России резко обострилась и затрагивает теперь уже в первую очередь подростков.
В России сейчас около 2,7 млн человек больны алкоголизмом. Но это лишь те, кто «стоит на учете». По оценкам экспертов, алкоголиков в стране около 5 млн, или 3,4 процента от всего населения. С 1885 года душевое потребление алкоголя выросло на четверть, а количество правонарушений, совершаемых пьяными, почти в два раза [11].
В России за последние пять лет уровень потребления алкоголя подростками вырос на 50 %. По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России потребляют алкоголь 33 % юношей и 20 % девушек - это более чем в десять раз больше, чем в Великобритании! Причем пик массового приобщения к потреблению алкоголя у нас сместился в возрастную группу 14-15 лет [11].
Цифры многочисленных исследований, проведенных со школьниками в разные годы, указывают на то, что подростковый алкоголизм больше имеет тенденцию к увеличению, чем к уменьшению. Если в 2000 году официальное количество больных алкоголизмом среди подростков составляло 18,1% на каждые 100 тысяч, то в 2011 эта цифра достигла 20,7 % на каждые 100 тысяч населения. Особо заметим, не подросткового населения, а общей численности. И это только официальная статистика тех подростков, которые уже обращались за помощью в наркодиспансеры. По сравнению с 2000 годом заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла с 18,1 до 20,7 процента на 100 тысяч населения.
По данным Центра социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих алкогольные напитки (включая пиво) — 50,5 % несовершеннолетних и молодежи (13, 7 млн. человек) [11].
В последние годы отмечается рост подростково-юношеского алкоголизма, преимущественно за счет «пивной зависимости». Учащаются случаи алкогольной зависимости и даже алкогольных психозов у детей 10-12 лет. Мальчики в младшем подростковом возрасте (10-13 лет) начинают пробовать спиртное в 4 раза чаще, чем девочки. У мальчиков приобщение к алкогольным напиткам происходит быстрее, чем у девочек. Самый пик приобщения к алкогольным напиткам девочек приходится на 15 лет, а для мальчиков этот возраст намного меньше – начиная с 13 лет. Статистика гласит, что 39 % (больше трети) учащихся 8-11 классов употребляют алкогольные напитки ежедневно.
Приведем примеры статистики,
связанной с употреблением
- Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5 % случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.
- Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).
- 76,9 % подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.
- Примерно 50 % подростков,
употребляющих алкогольные
- В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58 % семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.
- 53 % детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.
- В 54,1 % семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.
- По данным науки, 51,7 % семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.
- В семьях подростков,
употребляющих спиртные
- 91 % семей, где подростки
регулярно употребляют
В качестве основных характерных особенностей подросткового алкоголизма М.А. Галагузова выделяет (таблица 1):
Таблица 1 - Основные характерные особенности подросткового алкоголизма [12, 229]
Особенности подросткового алкоголизма |
Характеристика |
Быстрое привыкание к спиртным напиткам |
Всё это объясняется тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма |
злокачественное течение болезни |
Это объясняется тем, что организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения |
принятие ребенком больших доз алкоголя |
Принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно |
быстрое развитие запойного пьянства. |
Для подростков становится нормой пить по любому поводу и характерно стремление к полному опьянению - только в этом случае выпивка расценивается как удачная |
низкая эффективность лечения |
Употребление алкоголя включается в структуру потребностей |
Возникновению алкоголизма у подростков способствуют 3 группы факторов:
1. Клинические:
а) перенесенные черепно-мозговые травмы
б) отклонения, задержки психического развития
в) проявления поражения центральной нервной системы во время беременности матери и родов. В дошкольном возрасте это сноговорение, снохождение, энурез, ночные страхи.
У подростков и юношей органический
фон проявляется головными
г) интеллектуальные и характерологические
отклонения (черты легкой дебильности,
акцентуаций характера, расстройств
личности, в первую очередь эмоционально-