Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;

Содержание работы

Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма


13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма

24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)



37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



51
Заключение
63
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Родькина (1).doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Объект  дипломной  работы -  подростки, обучающиеся в образовательных учреждениях в современной России.

Предмет дипломной  работы - социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области).

Цель  дипломной  работы  - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.

Задачи дипломной  работы:

1)  проанализировать  причины и последствия подросткового  алкоголизма;

2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;

3) изучить опыт социальной  работы  по профилактике подросткового  алкоголизма в МОУ «Забалуйская  средняя общеобразовательная школа»  Инзенского района Ульяновской  области;

4) выявить отношение подростков, обучающихся в  МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области к употреблению алкоголя как результат мероприятий, проводимых в данном учреждении, направленных на профилактику подросткового алкоголизма;

5) выработать рекомендации по совершенствованию социальной работы  по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области

Теоретические основы дипломной работы послужил междисциплинарный подход, сочетание различных взглядов отечественных ученых в области изучения теоретических аспектов изучения проблемы ранней алкоголизации подростков  и его последствий (В. И. Алипов, С. А. Игумнов,  С. Климова и др.);  организации профилактики подросткового алкоголизма в образовательных учреждениях (Л. Н. Анисимов, А. Бруднов],  А.В. Давыдов, В. Н. Наумчик, Н. А. Сирота и др.); перспективных  направлений деятельности образовательных учреждений по профилактике подросткового алкоголизма  (Н. Ф. Басов, М.П. Гурьянова,  В. Д. Москаленко, А. Прутченков и др).

Методы исследования: общенаучные – изучение научной и учебной литературы,  анализ; частнонаучные - методы сбора информации:  анализ документов, анализ статистических данных, анкетирование; методы обработки данных – математические методы, сравнение, типологизация.

Эмпирической  основой дипломной работы послужили документы делопроизводства МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области, а также данные проведенного социологического исследования на тему «Отношение подростков, обучающихся в  МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области к употреблению алкоголя».

В ходе исследования нами были опрошены 52 учащихся 5-11 классов МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области.

Научная новизна  дипломной работы. В результате исследования изучен опыт социальной работы  по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области; выявлено отношение подростков, обучающихся в  МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области к употреблению алкоголя как результат мероприятий, проводимых в данном учреждении, направленных на профилактику подросткового алкоголизма; выработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы  по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области

Теоретическая  и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут найти применение при принятии решений в области социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма, а также  в работе специалистов по социальной работе, социальных психологов, социальных педагогов,  при подготовке социальных работников.

Также разработки могут  использоваться в целях совершенствования социальной работы  по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области.

Апробация…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретико-методологические  основы социальной работы в  образовательных учреждениях по  профилактике подросткового алкоголизма

 

1.1 Подростковый  алкоголизм: причины и последствия

 

Подростковый  возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он во многом определяет дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте происходит становление характера, формируются и «индивидуализируются» особенности будущего социального функционирования подростка как личности, очерчивается в сознании понятие «качества жизни». Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма.  Эти обстоятельства, а также переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности и бурная нейрогуморальная перестройка организма делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды [2, 73].

Существует несколько  определений алкоголизма. С медицинской  точки зрения алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности [26, 9].

Подростковый  алкоголизм – это остро формирующаяся зависимость от спиртного у молодых парней и девушек, постепенно приобретающая характер хронической болезни. Это стадия алкоголизма, которая у взрослых считается первой, т.е. у подростков наблюдаются именно те симптомы, которые относятся к первому этапу алкогольной зависимости. Организм подростка уже адаптировался к частому приему спиртных напитков, он может выпить гораздо больше своих непьющих сверстников и нормально себя при этом чувствовать [23, 11].

Статистика распространенности алкоголизма в подростковом возрасте  пугает своими масштабами.  Чтобы проиллюстрировать масштабы пристрастия к алкоголю в подростковом возрасте, приведем несколько фактов. Украина занимает первое место в мире по употреблению алкоголя среди подростков. Согласно исследованиям ВОЗ, 40 % детей в возрасте от 14 до 18 систематически употребляют алкоголь. В США этот показатель равен 30 %.

Согласно статистике, обнародованной учеными Института социологии РАН осенью 2011 года, в последние 20 лет проблема пьянства в России резко обострилась и затрагивает теперь уже в первую очередь подростков.

В России сейчас около 2,7 млн человек больны алкоголизмом. Но это лишь те, кто «стоит на учете». По оценкам экспертов, алкоголиков в стране около 5 млн, или 3,4 процента от всего населения. С 1885 года душевое потребление алкоголя выросло на четверть, а количество правонарушений, совершаемых пьяными, почти в два раза [11].

В России за последние  пять лет уровень потребления  алкоголя подростками вырос на 50 %. По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России потребляют алкоголь 33 %  юношей и 20 % девушек -  это более чем в десять раз больше, чем в Великобритании! Причем пик массового приобщения к потреблению алкоголя у нас сместился в возрастную группу 14-15 лет [11].

Цифры многочисленных исследований, проведенных со школьниками в  разные годы, указывают на то, что  подростковый алкоголизм больше имеет  тенденцию к увеличению, чем к  уменьшению. Если в 2000 году официальное  количество больных алкоголизмом среди подростков составляло 18,1% на каждые 100 тысяч, то в 2011 эта цифра достигла 20,7 % на каждые 100 тысяч населения. Особо заметим, не подросткового населения, а общей численности. И это только официальная статистика тех подростков, которые уже обращались за помощью в наркодиспансеры. По сравнению с 2000 годом заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла с 18,1 до 20,7 процента на 100 тысяч населения.

По данным Центра социологических  исследований, в 2012 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих алкогольные напитки (включая пиво) — 50,5 % несовершеннолетних и молодежи (13, 7 млн. человек) [11].

В последние годы отмечается рост подростково-юношеского алкоголизма, преимущественно за счет «пивной  зависимости». Учащаются случаи алкогольной зависимости и даже алкогольных психозов у детей 10-12 лет.  Мальчики в младшем подростковом возрасте (10-13 лет) начинают пробовать спиртное в 4 раза чаще, чем девочки. У мальчиков приобщение к алкогольным напиткам происходит быстрее, чем у девочек. Самый пик приобщения к алкогольным напиткам девочек приходится на 15 лет, а для мальчиков этот возраст намного меньше – начиная с 13 лет. Статистика гласит, что 39 % (больше трети) учащихся 8-11 классов употребляют алкогольные напитки ежедневно.

Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:

- Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5 % случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.

- Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).

- 76,9 % подростков, систематически  принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.

- Примерно 50 % подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.

- В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58 % семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.

- 53 % детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.

- В 54,1 % семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.

- По данным науки, 51,7 % семей подростков, часто употребляющих  алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.

- В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки,  процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50 % случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.

- 91 % семей, где подростки  регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи [40].

В качестве основных характерных особенностей подросткового алкоголизма М.А. Галагузова выделяет (таблица 1):

 

Таблица 1 - Основные характерные особенности подросткового алкоголизма [12, 229]

Особенности подросткового алкоголизма

Характеристика

Быстрое привыкание к спиртным напиткам

Всё это объясняется тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма

злокачественное течение болезни

Это объясняется тем, что организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения

принятие ребенком больших доз  алкоголя

Принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как  правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно

быстрое развитие запойного пьянства.

Для подростков становится нормой пить по любому поводу и характерно стремление к полному опьянению - только в  этом случае выпивка расценивается  как удачная

низкая эффективность лечения

Употребление алкоголя включается в структуру потребностей


 

Возникновению алкоголизма  у подростков способствуют 3 группы факторов:

1. Клинические:

а) перенесенные черепно-мозговые травмы

б) отклонения, задержки психического развития

в) проявления поражения центральной  нервной системы во время беременности матери и родов. В дошкольном возрасте это сноговорение, снохождение, энурез, ночные страхи.

У подростков и юношей органический фон проявляется головными болям, головокружениями, плохой переносимостью жары, астеническими симптомами.

г) интеллектуальные и характерологические  отклонения (черты легкой дебильности, акцентуаций характера, расстройств  личности, в первую очередь эмоционально-неустойчивого).

Информация о работе Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма