Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;

Содержание работы

Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма


13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма

24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)



37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



51
Заключение
63
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Родькина (1).doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Профилактические мероприятия  необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций и т. п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных объектов за счет ущемления интересов других. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществленная работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения подобных ситуаций.

Термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-либо неблагоприятного события, то есть с устранением причин, способных вызвать те или иные  нежелательные последствия.

Профилактика алкоголизма — это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических, мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Профилактика алкоголизма имеет первостепенную важность. В первую очередь, она заключается в воспитательных и организационных мерах. Они направлены на то, чтобы подросток больше узнал о пагубном действии алкоголя на свой организм и психику, и стремился избегать соблазнов и контакта с пьющими ровесниками и взрослыми. Во вторую очередь, проводится ряд мер по стимулированию разного рода увлечений среди молодежи, повышению ее интереса к образованию и овладению профессией. Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют родители. Они должны уяснить для себя главный факт – для подростка безвредных алкогольных напитков не существует [43, 19].

Правовую основу профилактики асоциальных проявлений и формированию здорового образа жизни в детско-подростковой и молодежной среде составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепринятые принципы и нормы международного права, в том числе:

- Конвенция о правах  ребенка (Принята  резолюцией  Генеральной Ассамблеи ООН №  44/25 от 20 ноября 1989 г.);

- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1  «Об образовании» (в ред. от 10.11.09 г.) [34];

- ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.10.09г.) [35];

- Концепция профилактики  злоупотребления психоактивными  веществами в образовательной  среде, утверждена приказом Минобразования России от 28.02. 2000 г. № 619 ( в ред. от 05.09.2011 г.) [21];

- Концепция реализации  государственной политики по  снижению масштабов злоупотребления  алкогольной продукцией и профилактике  алкоголизма среди населения  Российской Федерации на период  до 2020 г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 2128-р) [22].

Личность формируется  с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности. Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

- Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т. п.

- Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.

- Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т. п. [3, 22].

Авторский коллектив  Федерации психологов образования  России по инициативе компании «САН ИнБев», одной из крупнейших пивоваренных компаний в России, разработал образовательную  программу «Семейный разговор». Основная цель проекта - уменьшение случаев употребления алкогольных напитков подростками, а также помощь родителям в налаживании диалога со своими детьми на тему алкоголя. Программа является комплексной и направлена на три целевые аудитории: подростков, родителей и педагогов-психологов. В 2011 году программа успешно прошла апробацию в школах нескольких регионов России [4, 65].

Цели  профилактической работы в школе:

1. Создание условий  для гармоничного развития подростков  в школьной среде.

2. Изменение ценностного  отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.

3. Пропаганда здорового  образа жизни.

4. Развитие у подростков  поведенческой саморегуляции, осознания  личной ответственности за свое  поведение. 

Задачи  работы по профилактике алкоголизма  в школе:

-  профилактическая работа по предупреждению алкоголизма среди детей и подростков;

-  выявление источников и причин алкоголизма подростков;

- разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты;

-  подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями детей, склонных к алкоголизму, для обеспечения непрерывности профилактических мероприятий с ними в домашних условиях;

-  оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье;

-  определение и  осуществление совместно с заинтересованными  ведомствами наиболее оптимальных  форм дальнейшего воспитания  детей [13, 48].

Задачи  учителей включают следующие методы профилактики:

1. Обучающая - дать  информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни.

2. Воспитательная - через  различные формы воспитательной  работы расширить кругозор школьников, подвести к мысли о том, что  жизнь без алкоголя содержательна.

Выделяют  следующие формы и методы  работы по профилактике алкоголизма в школе:

1) групповая работа со школьниками  вне занятий (включая помощь  в выполнений школьных работ  и предложений в области досуга);

2) предложения по организации  занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинга в процессе занятий и т.д.);

3) соучастие и творческое представление  в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

4) работа с родителями, представление интересов родителей;

5) профессиональная подготовка, профессиональная  ориентация, помощь в смене профессии;

6) консультирование (в особенности  интегративные формы консультаций  для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);

7) работа с организациями, планирование  работы, сотрудничество в вопросах школьной политики;

8) супервизия;  научное обоснование,  сопровождение и оценивание [10, 52].

Многоаспектность и  сложность причин и условий, способствующих алкоголизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер профилактики этого социального зла. В таблице 2 представлены основные направления и специфические особенности профилактической работы по каждому из этих направлений.

 

Таблица 2 - Схема мероприятий  по профилактике подросткового алкоголизма в образовательном учреждении [8, 51]

Направления профилактики

Задачи и пути их реализации

Психологическое

Коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, алкоголизации и наркотизации.

Педагогическое

Последовательное антиалкогольное,  антиникотиновое и антинаркотическое воспитание в школе с I по XI класс.

Формирование трезвеннических установок и здорового образа  жизни у подрастающего поколения. 

Санитарно-гигиеническое

Повышение санитарной грамотности  и культуры населения. 
Антиалкогольная, антиникотиновая и 
антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. 
Искоренение; вредных для здоровья  привычек.    

Медико-социальное

Комплексная работа с группой риска — лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими и токсикоманическими средствами.  

Санирование биологической почвы. 
Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мёроприятий;

Здравоохрани

тельное

Развитие и совершенствование  наркологической службы.

Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, и алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их      последствий. Широкая антиалкогольная и антинаркотическая работа всей общемедицинской             сети.

Административ

но-правовое

Правовое регулирование с целью  преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения  ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение законодательства об уголовной ответственности за приобщение к  потреблению наркотиков (особенно детей и подростков).

Экономическое

Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета  от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а  также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма,  отравления табачным дымом (не только курящих, но и пассивных курильщиков).

Финансирование программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом.


 

 

Реализация комплекса  изложенных в таблице мероприятий -  это минимум, необходимый для борьбы с употреблением алкоголя - реальной угрозой интеллектуальному, нравственному потенциалу и физическому здоровью нации. Из такого видения проблемы следует исходить при организации профилактики всех форм алкогольной зависимости.

Профилактика подросткового  алкоголизма подразделяется на первичную, вторичную и  третичную.

Первичная профилактика алкоголизма — это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления алкоголя. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ). Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков (профилактика подросткового алкоголизма, наркомании). Программы первичной профилактики алкоголизма включают антиалкогольную пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т. д.

Наиболее целесообразно  проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными  программами. Но в силу специфичности  предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению  алкоголя и наркотиков. Поэтому занятия по профилактике алкоголизма должны проводить специально подготовленные педагоги. В США и некоторых европейских странах преподаватели, ведущие занятия по антиалкогольной и антинаркотической профилактике, предварительно проходят 4-5 месячную подготовку на специальных курсах.

  • Задачи первичной профилактики:

  • 1.  Создание школ, свободных от алкоголя и других психоактивных веществ изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание, создание групп  самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).

    2.  Выявление группы риска алкоголизма (по специально разработанным методическим рекомендациям).

    3.  Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблемам алкоголизма способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных  социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить родителей нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей).

    Информация о работе Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма