Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;
Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма
13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма
24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)
37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
51
Заключение
63
Список использованных источников
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций и т. п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных объектов за счет ущемления интересов других. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществленная работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения подобных ситуаций.
Термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-либо неблагоприятного события, то есть с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.
Профилактика алкоголизма — это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических, мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Профилактика алкоголизма имеет первостепенную важность. В первую очередь, она заключается в воспитательных и организационных мерах. Они направлены на то, чтобы подросток больше узнал о пагубном действии алкоголя на свой организм и психику, и стремился избегать соблазнов и контакта с пьющими ровесниками и взрослыми. Во вторую очередь, проводится ряд мер по стимулированию разного рода увлечений среди молодежи, повышению ее интереса к образованию и овладению профессией. Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют родители. Они должны уяснить для себя главный факт – для подростка безвредных алкогольных напитков не существует [43, 19].
Правовую основу профилактики асоциальных проявлений и формированию здорового образа жизни в детско-подростковой и молодежной среде составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепринятые принципы и нормы международного права, в том числе:
- Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20 ноября 1989 г.);
- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 10.11.09 г.) [34];
- ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.10.09г.) [35];
- Концепция профилактики
злоупотребления
- Концепция реализации
государственной политики по
снижению масштабов
Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности. Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:
- Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т. п.
- Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
- Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т. п. [3, 22].
Авторский коллектив Федерации психологов образования России по инициативе компании «САН ИнБев», одной из крупнейших пивоваренных компаний в России, разработал образовательную программу «Семейный разговор». Основная цель проекта - уменьшение случаев употребления алкогольных напитков подростками, а также помощь родителям в налаживании диалога со своими детьми на тему алкоголя. Программа является комплексной и направлена на три целевые аудитории: подростков, родителей и педагогов-психологов. В 2011 году программа успешно прошла апробацию в школах нескольких регионов России [4, 65].
Цели профилактической работы в школе:
1. Создание условий
для гармоничного развития
2. Изменение ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Развитие у подростков
поведенческой саморегуляции,
Задачи работы по профилактике алкоголизма в школе:
- профилактическая работа по предупреждению алкоголизма среди детей и подростков;
- выявление источников и причин алкоголизма подростков;
- разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты;
- подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями детей, склонных к алкоголизму, для обеспечения непрерывности профилактических мероприятий с ними в домашних условиях;
- оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье;
- определение и
осуществление совместно с
Задачи учителей включают следующие методы профилактики:
1. Обучающая - дать информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни.
2. Воспитательная - через
различные формы
Выделяют следующие формы и методы работы по профилактике алкоголизма в школе:
1) групповая работа со
2) предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинга в процессе занятий и т.д.);
3) соучастие и творческое
4) работа с родителями, представление интересов родителей;
5) профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
6) консультирование (в особенности
интегративные формы
7) работа с организациями,
8) супервизия; научное обоснование, сопровождение и оценивание [10, 52].
Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих алкоголизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер профилактики этого социального зла. В таблице 2 представлены основные направления и специфические особенности профилактической работы по каждому из этих направлений.
Таблица 2 - Схема мероприятий по профилактике подросткового алкоголизма в образовательном учреждении [8, 51]
Направления профилактики |
Задачи и пути их реализации |
Психологическое |
Коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, алкоголизации и наркотизации. |
Педагогическое |
Последовательное Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения. |
Санитарно-гигиеническое |
Повышение санитарной грамотности
и культуры населения. |
Медико-социальное |
Комплексная работа с группой риска — лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими и токсикоманическими средствами. Санирование биологической почвы. |
Здравоохрани тельное |
Развитие и совершенствование наркологической службы. Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, и алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антиалкогольная и антинаркотическая работа всей общемедицинской сети. |
Административ но-правовое |
Правовое регулирование с |
Экономическое |
Государственные мероприятия по уменьшению
экономической зависимости Финансирование программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом. |
Реализация комплекса изложенных в таблице мероприятий - это минимум, необходимый для борьбы с употреблением алкоголя - реальной угрозой интеллектуальному, нравственному потенциалу и физическому здоровью нации. Из такого видения проблемы следует исходить при организации профилактики всех форм алкогольной зависимости.
Профилактика подросткового алкоголизма подразделяется на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика алкоголизма — это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления алкоголя. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ). Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков (профилактика подросткового алкоголизма, наркомании). Программы первичной профилактики алкоголизма включают антиалкогольную пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т. д.
Наиболее целесообразно
проводить первичную
1. Создание школ, свободных от алкоголя и других психоактивных веществ изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание, создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).
2. Выявление группы риска алкоголизма (по специально разработанным методическим рекомендациям).
3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблемам алкоголизма способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить родителей нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей).