Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;

Содержание работы

Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма


13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма

24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)



37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



51
Заключение
63
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Родькина (1).doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

На заседании Совета обсуждается и утверждается план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), определяются сроки выполнения намеченных мероприятий и ответственные лица.  На учащегося заводится учетная карточка, которая    ведется социальным  педагогом, классным руководителем совместно, по необходимости с привлечением других служб, в чьи обязанности входит работа с данной категорией несовершеннолетних.

 Классный руководитель проводит профилактическую работу согласно разработанному совместно со школьным Советом профилактики правонарушений по плану и все результаты заносит в свой дневник на страницу, отведенную для фиксации работы с данным несовершеннолетним. Классный руководитель проводит анализ профилактической работы с несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете.

  В планах работы классного руководителя, школьного Совета профилактики правонарушений большое место отведено контролю за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости и плохого поведения несовершеннолетнего. Каждый день  работы школы помимо учебных занятий включает  кружковую работу, работу спортивных секций, внеклассные мероприятия, родительские собрания. Всего объединений по интересам на базе  МОУ «Забалуйская средняя общеообразовательная школа» пять: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, научно-техническое, военно-патриотическое: «Этикет и культура общения», «Театр», «Экологическая тропа исследований», «Школа лидера», «Моделирование по дереву, секции «Бадминтон», «Баскетбол» и другие. В 2012-2013 учебном году занятость учащихся во внеурочное время составляет 83 %.

Социальный педагог  школы контролирует и ведет учет охвата учащихся внеурочной досуговой деятельностью, который включает сведения: ф.и.о. ученика, класс, название кружка, секции, место проведения, занятость по дням недели, а также делает анализ сводной ведомости учета посещаемости учащихся школы.

В школе налажен постоянный контроль за учащимися группы «риска». В школе имеется план занятости детей группы риска во второй половине дня, в котором указываются все кружки и секции,   имеющиеся в школе, время и место проведения занятий, время и место проведения занятий, и поименно отмечается, какой ребенок когда и какой кружок посещает. Выполнение данного плана занятости детей контролируется  зам. директором во внеучебной работе, социальным педагогом, классными руководителями.

Итогом проведенной  профилактической работы, а также  процедуры снятия с внутришкольного  учета должен быть союз педагогического коллектива, несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей), основанный на позитивных отношениях, а также желание каждого участника процесса не останавливаться на достигнутом, преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, ставить перед собой цели и добиваться их достижения.

В своей деятельности по организации и проведению профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся Совет взаимодействует с районными правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, родительской и ученической общественностью, а также с другими общественными организациями и объединениями.

 Если в результате проведения профилактической работы классным руководителем, социальным педагогом  с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи подростку и его семье, председатель школьного Совета профилактики правонарушений обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему и его семье в  Службу  ПМП сопровождения школы.

    Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не занимаются проблемами ребенка, школьный Совет профилактики правонарушений выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних:

   - о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

- о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность;

  -  об оказании помощи в организации занятий дополнительным образованием несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в объединениях муниципального уровня;

-  об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете;

- о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего;

- об административных мерах воздействия на родителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона РФ «Об образовании».

 В МОУ Забалуйская СОШ активно действует Совет отцов, который   является  органом общественного самоуправления школы и создается с целью оказания помощи педагогическому коллективу в организации образовательного процесса, внеурочного времени обучающихся и социальной защитой обучающихся. Положение  о Совете отцов утверждается директором школы. План работы Совета отцов   МОУ Забалуйская СОШ на 2012-2013 учебный год представлен в Приложении Д.

 Совет отцов Школы избирается из числа выдвинутых кандидатур родительскими комитетами классов. В состав Совета отцов Школы обязательно входит представитель администрации Школы с правом решающего голоса. В 2012 – 2013 учебном  году в состав Совета входят 9 родителей-отцов детей с 1 по 11 класс во главе с председателем. 

Основными задачами Совета являются:

-        совершенствование условий для  осуществления образовательного  процесса, охраны жизни и здоровья  обучающихся, свободного развития  личности;

-        защита законных прав и интересов обучающихся;

-        организация и проведение общешкольных  мероприятий.

-        сотрудничество с органами управления  Школы, администрацией по вопросам  совершенствования образовательного  и воспитательного процессов, организации внеурочного времени учащихся;

-        участие в укреплении материально-технической  базы Школы;

Совет отцов  Школы  собирается на заседания не реже одного раза в четверть в соответствии с  планом работы. План работы Совета является составной  частью плана работы Школы (Приложение Е). Администрация Школы в месячный срок должна рассмотреть решение Совета и принять по ним соответствующее решение и сообщить о нем Совету.

Таким образом, в  МОУ  «Забалуйская средняя общеобразовательная  школа» Инзенского района Ульяновской области накоплен определенный опыт организации социальной работы  по профилактике подросткового алкоголизма, которая проводится в соответствии с запланированными мероприятиями,  включающие следующие направления работы: организационно-методическое сопровождение профилактической работы; мероприятия для обучающихся общеобразовательных учреждений, включая контроль за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетних;   работа с родителями, в том числе индивидуальная профилактическая работа  с родителями из неблагополучных семей;   межведомственное взаимодействие при организации профилактической работы. Дети из неблагополучных семей более склонны к алкоголизму и другим формам девиантного  поведения, поэтому они находятся в центре особого внимания и  находятся на внутришкольном учете.

В целях профилактики подросткового алкоголизма в  МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» действует Совета отцов  и    Совет профилактики правонарушений, основная цель которых - профилактика девиантного и асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;  социальная адаптация и реабилитация обучающихся группы «социального риска», формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни обучающихся;  сдерживание вовлечения детей и подростков в различного рода правонарушения и формирование личной ответственности за свое поведение.

В своей деятельности по организации и проведению профилактики подросткового алкоголизма МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» взаимодействует с районными  правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, родительской и ученической общественностью, а также с другими общественными организациями и объединениями.

 

 

2.2  Практические  рекомендации по совершенствованию  социальной работы по профилактике  подросткового алкоголизма в  МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная  школа» Инзенского района Ульяновской  области 

 

 

С целью изучения отношения подростков, обучающихся в  МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области к употреблению алкоголя организации  профилактики подросткового алкоголизма и определения  результативности мероприятий, проводимых в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области, направленных на профилактику подросткового алкоголизма, нами было проведено анкетирование учеников данной школы.

В тестировании или анкетирование? принимало участие 52 учащихся 5-11 классов,  из них: 5 класс - 8 человек, 6 класс - 6 человек, 7 класс - 5 человек, 8 класс- 9 человек, 9 класс - 8 человек, 10 класс - 12 человек, 11 класс - 4 человека.  Возраст опрошенных – от 12 до 18 лет, из них 23 мальчики и 29 девочек. 63 % опрошенных воспитываются в полных семьях, 37 % - в неполных, 87 % детей воспитываются в семьях, где двое и более детей.

Проблема алкоголизма  в сельской местности  имеет актуальное значение. Большинство опрашиваемых подростков  - 83 % знают о вреде употребления алкоголизма, 17 % считают, что вредное воздействие на организм человека алкоголя сильно преувеличивают. 

Среди подростков также  распространено мнение о «пользе» алкогольных  напитков, которые расцениваются  как показатель взрослости, что косвенно поддерживается некоторыми зарубежными произведениями литературы и киноискусства, где смакуется и даже поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается ложная мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья — дело обыденное и поэтому непредосудительное. 56 % опрошенных подростков считают, что употребление в меру спиртных напитков - это вполне нормально.

Результативность профилактики подросткового алкоголизма в школе, определяется количеством подростков, употребляющим или когда-то желающих  попробовать алкоголь. Так, 59 % респондентов отметили, что у них бывает  желание попробовать алкоголь. Отношение подростков  к употреблению подростками алкоголя в различных случаях представлено в таблице 5.

Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. Огромное социальное влияние на личность подростка оказывает  улица,  компания сверстников. Если подростковая группа не объединена какой либо полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» времяпрепровождение скучающих несовершеннолетних, и такая группа становится благодатной почвой для распития спиртных напитков. У 52 % подростков есть  друзья, употребляющие спиртные напитки, что, несомненно, отрицательно влияет на личность подростка. Если в компании сверстников подростка  уговаривают принять алкоголь,  то 31 % ответили, что они согласятся принять алкоголь, 69 % - откажутся.

 

Таблица 5 -  Отношение подростков МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» к употреблению подростками алкоголя в различных случаях, в %

 

В компании сверстников, где все  потребляют

Для поднятия настроения и снятия напряжения

Когда скучно, от чувства одиночества

Одобряю

46

34

24

безразлично

23

26

28

осуждаю

31

40

48


 

 

Итак, на основании полученных данных, можно сделать вывод, что большинство подростков негативно относятся к употреблению алкоголя, но есть процент учащихся, которые не осознают вредного воздействия алкоголя на человека.

При ответе на вопрос о  распространенности и потребления  алкоголя среди учеников МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» выяснилось, что 2 % употребляют алкоголь, 6 % иногда употребляют алкоголь,   8 % очень редко употребляют алкоголь и 84 % не употребляют алкоголь (рисунок 5).

 

Рисунок 5 - Распространенность и потребление алкоголя среди учеников МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа»

 

Среди мотивов употребления алкоголя подростки отметили следующее:  чтобы повысить свое настроение – 71 %,  чтобы поддерживать компанию друзей – 54 %, считаю, что употребление алкоголизма делает меня взрослее – 27 %,  потому что дома родители употребляют – 32 %, желание самоутвердиться среди сверстников – 15 %,  влияние и давление сверстников – 20 %,  снятие напряжения – 46 %.

К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. По данным Всемирной организации здравоохранения исследования, проведённые среди подростков-школьников в 2011 году, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств [4, 67].

Информация о работе Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма