Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;
Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма
13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма
24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)
37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
51
Заключение
63
Список использованных источников
4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголизма в школах и по выявлению группы риска).
Вторичная профилактика алкоголизма ориентирована на группу риска: Объектом этой формы профилактики алкоголизма являются молодые люди подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические средства (подростки с явлениями социально-педагогической запущенности, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.).
Цель вторичной профилактики алкоголизма – раннее выявление начавших употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества и помощь подросткам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, социальных работников, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, злоупотребляющих алкоголем.
Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупредить формирование устойчивой зависимости от алкоголя или другого психоактивного вещества.
Задачи вторичной профилактики:
1. Работа с детьми групп риска по алкоголизму (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).
2. Создание центра
реабилитации для
3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; созданием групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).
Третичная профилактика алкоголизма — это оказание помощи больным алкоголизмом. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, Ее цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного алкоголизмом побороть свой недуг.
Подросток попадает в
поле зрения специалистов, как правило,
с уже сформировавшимся заболеванием,
когда проявились все трагические
последствия потребления
Задачи третичной профилактики:
1. Формирование реабилитационной
среды (реализация
2. Создание групп взаимопомощи.
3. Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» [16, 70].
Из представленной схемы профилактики ясно, что объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней алкоголизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика - прерогатива медиков и близких больному людей.
Профилактическая работа, осуществляемая на базе средних общеобразовательных школ, должна носить регулярный и систематический характер. Занятия с учащимися должны проводиться не реже двух раз в месяц, а лучше раз в неделю. Отдельные мероприятия (например, открытые занятия, различного рода акции) только тогда правомерны, когда они проводятся в рамках постоянной и систематической работы.
Профилактика пьянства и алкоголизма должна проводиться дифференцированно среди подростков и взрослых, родителей и учащихся. По мнению ученных (Л. Н. Анисимов, Н. А. Сирота, И. В. Ярославцев и другие), одним из путей формирования трезвеннических установок среди детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе. Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют:
- противоалкогольное просвещение, как целостная система противоалкогольного воспитания, должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;
- программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;
- противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и других);
- просвещение должно
распространяться и на
Методические рекомендации противоалкогольного просвещения в школе предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы, постановку опытов, иллюстрирующих действие алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения). Начиная с 5-го класса, беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, в 6-7-х классах - с работниками милиции, юристами и так далее. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.
При организации профилактической работы в школе не следует забывать, что работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу следует проводить и их родителями. Деятельность социального педагога, социального работника с родителями или авторитетными взрослыми, которые могут способствовать более высокой эффективности реализации программы профилактики алкоголизма. Меры профилактики, сосредоточенные на семье, по мнению ученых, в целом имеют больший эффект чем, адресованные только детям или только родителям. Наиболее эффективными в работе с родителями являются следующие формы:
а) Групповые: лекции, работа в группах, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, тренинги, круглые столы, обучающие семинары и т.д.
б) Индивидуальные: беседа, консультирование, анализ результатов диагностики [14, 62].
Для организации этой работы рекомендуется использовать следующие мероприятия:
1. Родительские собрания, семинары, «Школа для родителей».
2. Индивидуальные
3. Формирование из
родительского актива групп
4. Установление взаимодействия с родителями подростков группы риска.
5. Социальное вмешательство
в семью при наличии
Все мероприятия, направленные на профилактику пьянства и алкоголизма, надо планировать и проводить с участием широкого круга заинтересованных государственных и общественных организаций. Только при таком комплексном подходе к проблеме профилактики пьянства и алкоголизма можно ожидать положительных результатов.
Так, например, в МОУ Садовская СОШ № 1 Аннинского района Воронежской области была утверждена «Программа по формированию здорового образа жизни и профилактике асоциальных проявлений в детской, подростковой и молодежной среде «Наше общее дело на 2010-2012 годы», которая ориентирована на разрешение проблем профилактической работы по средствам создания межведомственных механизмов противодействия распространению злоупотребления психоактивных веществ в детской, подростковой и молодежной среде. Данная программа реализовывается в учебной, внеклассной деятельности и во внеурочное время среди обучающихся МОУ Садовская СОШ №1 их родителей, совместно с учреждениями культуры, физкультуры и спорта и всех заинтересованных общественных организаций [15, 52].
Таким образом, одним из наиболее активных участников процесса профилактики подросткового алкоголизма является система образования, в структуру которой входят школы. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечить комплексное, системное воздействие, прежде всего, на несовершеннолетних, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.
Профилактика подросткового алкоголизма в образовательном учреждении представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и подростков, обеспечивающую снижение риска употребления алкоголя за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных качеств и свойств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.
2 Исследование
отечественного опыта
2.1 Опыт организации
социальной работы по профилактике
подросткового алкоголизма в
МОУ «Забалуйская средняя
Муниципальное
образовательное учреждение «Забалуйская
средняя общеобразовательная
Таблица 3 - Характеристика МОУ Забалуйская СОШ*
Содержание |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010- 2011 |
2011- 2012 |
2012- 2013 |
Общая численность учащихся на начало года |
89 |
90 |
82 |
85 |
79 |
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете ОПДН |
1 |
2 |
- |
- |
- |
Количество родителей, отрицательно влияющих на детей и стоящих на учете ПДН |
3 |
4 |
4 |
4 |
7 |
Количество малообеспеченных семей |
6 |
10 |
9 |
11 |
11 |
Количество многодетных семей |
4 |
7 |
7 |
8 |
8 |
* Документы делопроизводства МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
В настоящее время в школе обучаются всего 79 человек, из них в начальной школе — 27 человек, 5 класс - 8 человек, 6 класс - 6 человек, 7 класс - 5 человек, 8 класс- 9 человек, 9 класс - 8 человек, 10 класс - 12 человек, 11 класс - 4 человека. Личная карта учащегося МОУ «Забалуйская средняя общеообразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области представлена в приложении А.
Дети из неблагополучных
семей более склонны к
В школе имеется информация о родителях, отрицательно влияющих на детей и стоящие на учете в ОПДН (7 родителей): Абрамова Т. А., Цыганова И. В, Антонова Н. Н., Зайцева С. Н., Озорнова И.А., Цыганов Ю. Н., Мажаев В.
Важно отметить, что семьи Абрамовой Т. А. (безработные, 3 детей), Цыгановой И. В (безработные, 11 детей), Антоновой Н. Н (5 детей) относятся к категории многодетных и малообеспеченных семей, а семьи Зайцевой С. Н. И. (безработные, 1 ребенок), Озорновой И.А. (мать–одиночка, 1 ребенок) - к категории малообеспеченных.
Основной задачей обучения и воспитания человека является его развитие и подготовка к жизни. Чем богаче, разнообразнее и содержательнее эта деятельность, тем более подготовленным к будущей взрослой жизни оказывается школьник. Отсюда вытекает необходимость ведения воспитательной работы по самым разнообразным направлениям. Необходимость разнообразия направлений и форм работы диктуется еще и тем, что в данной школе обучаются дети из трех населенных пунктов. Забалуйская средняя общеобразовательная школа сельская, находится в отдаленном месте от центров занятости детей, отсутствуют учреждения дополнительного образования и является как бы «единственным учреждением культуры и досуга».
Педагогический совет
под председательством