Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;

Содержание работы

Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма


13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма

24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)



37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области



51
Заключение
63
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Родькина (1).doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

4.  Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголизма в школах и по выявлению группы риска).

Вторичная профилактика алкоголизма ориентирована на группу риска: Объектом этой формы профилактики алкоголизма являются  молодые люди подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические средства (подростки с явлениями социально-педагогической запущенности, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.).

Цель вторичной профилактики алкоголизма – раннее выявление начавших употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества и помощь подросткам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, социальных работников, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, злоупотребляющих алкоголем.

 Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупредить формирование устойчивой зависимости от алкоголя или другого психоактивного вещества.

Задачи вторичной профилактики:

1. Работа с детьми  групп риска по алкоголизму  (выявление патологии, лечение  и наблюдение у специалистов;  создание программ для работы с ними).   

2. Создание центра  реабилитации для злоупотребляющих  алкоголем или другими ПАВ,  где все методы психотерапевтической  работы направлены на социализацию  и адаптацию (тренинги повышения  самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

3. Работа с родителями  данной  группы (лекционные  и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую  помощь нуждающимся родителям; созданием групп взаимопомощи,  обучение  навыкам социально-поддерживающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма  — это оказание помощи больным алкоголизмом. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, Ее цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного алкоголизмом побороть свой недуг.

Подросток попадает в  поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические  последствия потребления алкоголя или наркотических средств и помощь малоэффективна.

Задачи третичной профилактики:

1. Формирование реабилитационной  среды (реализация реабилитационных  программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и  духовные методики).

2. Создание групп взаимопомощи.

3. Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» [16, 70].

Из представленной схемы профилактики ясно, что объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней алкоголизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика - прерогатива медиков и близких больному людей.

Профилактическая работа, осуществляемая на базе средних общеобразовательных школ, должна носить регулярный и систематический характер. Занятия с учащимися должны проводиться не реже двух раз в месяц, а лучше раз в неделю. Отдельные мероприятия (например, открытые занятия, различного рода акции) только тогда правомерны, когда они проводятся в рамках постоянной и систематической работы.

 Профилактика пьянства и алкоголизма должна проводиться дифференцированно среди подростков и взрослых, родителей и учащихся. По мнению ученных (Л. Н. Анисимов, Н. А. Сирота, И. В. Ярославцев и другие), одним из путей формирования трезвеннических установок среди детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе. Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют:

- противоалкогольное  просвещение, как целостная система противоалкогольного воспитания, должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

- программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

- противоалкогольная  работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и других);

-  просвещение должно  распространяться и на родителей  учащихся [3, 49].

Методические рекомендации противоалкогольного просвещения в школе предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы, постановку опытов, иллюстрирующих действие алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения). Начиная с 5-го класса, беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, в 6-7-х классах - с работниками милиции, юристами и так далее. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

При организации профилактической работы в школе не следует забывать, что работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу следует проводить и их родителями. Деятельность социального педагога, социального работника  с родителями или авторитетными взрослыми, которые могут способствовать более высокой эффективности реализации программы профилактики алкоголизма. Меры профилактики, сосредоточенные на семье, по мнению ученых, в целом имеют больший эффект чем, адресованные только детям или только родителям. Наиболее эффективными в работе с родителями являются следующие формы:

а) Групповые: лекции,  работа в группах,  мозговой штурм,  ролевые игры, дискуссии,  тренинги,  круглые столы,  обучающие семинары и т.д.

б) Индивидуальные:  беседа,  консультирование, анализ результатов диагностики [14, 62].

Для организации этой работы рекомендуется использовать следующие мероприятия:

1. Родительские собрания, семинары, «Школа для родителей».

2. Индивидуальные консультирования  родителей по актуальным вопросам  семейного воспитания.

3. Формирование из  родительского актива групп поддержки  для родителей «проблемных» семей.

4. Установление взаимодействия с родителями подростков группы риска.

5. Социальное вмешательство  в семью при наличии асоциального  образа жизни родителей.

Все мероприятия, направленные на профилактику пьянства и алкоголизма, надо планировать и проводить  с участием широкого круга заинтересованных государственных и общественных организаций. Только при таком комплексном подходе к проблеме профилактики пьянства и алкоголизма можно ожидать положительных результатов.

Так, например, в МОУ  Садовская  СОШ № 1 Аннинского района Воронежской области была утверждена «Программа по формированию здорового образа жизни и профилактике асоциальных проявлений в детской, подростковой и молодежной среде «Наше общее дело  на 2010-2012 годы», которая  ориентирована на разрешение проблем профилактической работы по средствам создания межведомственных механизмов противодействия распространению злоупотребления психоактивных веществ в детской, подростковой и молодежной среде. Данная программа реализовывается  в учебной, внеклассной деятельности и во внеурочное время среди обучающихся МОУ Садовская СОШ №1 их родителей, совместно с учреждениями культуры, физкультуры и спорта и всех заинтересованных общественных организаций [15, 52].

Таким образом, одним  из наиболее активных участников процесса профилактики подросткового алкоголизма является система образования, в структуру которой входят школы. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечить комплексное, системное воздействие, прежде всего, на  несовершеннолетних, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Профилактика подросткового алкоголизма в образовательном учреждении   представляет собой  комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и подростков, обеспечивающую снижение риска употребления алкоголя за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных качеств и свойств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.

 

 

 

 

 

2 Исследование  отечественного опыта социальной  работы в образовательных учреждениях  по профилактике подросткового  алкоголизма (на примере МОУ  «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)

 

2.1 Опыт организации  социальной работы  по профилактике  подросткового алкоголизма в  МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная  школа» Инзенского района Ульяновской  области

 

Муниципальное образовательное учреждение «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ульяновской области  Инзенского района, по адресу с. Забалуйка, ул. Советская, д. 21 и создана с  целью оказания муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Характеристика МОУ Забалуйская СОШ представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Характеристика МОУ Забалуйская СОШ*

Содержание

2008-2009

2009-2010

2010- 2011

2011- 2012

2012- 2013

Общая численность  учащихся на начало года

89

90

82

85

79

Количество  несовершеннолетних, состоящих на учете  ОПДН

1

2

-

-

-

Количество  родителей, отрицательно влияющих на детей и стоящих на учете ПДН

3

4

4

4

7

Количество  малообеспеченных семей

6

10

9

11

11

Количество  многодетных семей

4

7

7

8

8


* Документы делопроизводства  МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области

 

В настоящее время в школе обучаются всего 79 человек, из них в начальной школе — 27 человек, 5 класс  - 8 человек, 6 класс - 6 человек, 7 класс - 5 человек, 8 класс- 9 человек, 9 класс - 8 человек, 10 класс - 12 человек, 11 класс - 4 человека. Личная карта учащегося МОУ «Забалуйская средняя общеообразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области представлена в приложении А.

Дети из неблагополучных  семей более склонны к алкоголизму  и другим формам девиантного  поведения, поэтому они находятся в центре особого внимания. 16  учащихся  МОУ Забалуйская СОШ находятся в группе риска и являются членами неблагополучных семей: Цыганов Е. (3 кл.), Абрамова А. (4 кл.),  Ермилина К. (5 кл.), Пятаева А. (7 кл.), Озорнов Д. (5 кл.), Самоваров А. (5 кл.), Зайцев А. (6 кл.), Цыганов В. (6 кл.), Цыганова Ю. (7 кл.), Самоварова О. (8 кл.), Абрамова Т. (9 кл.), Цыганов В.  (9 кл.) Цыганов Ю. ( 9 кл.),  Цыганова М.(1 кл.), Спирина А. (1 кл.), Спирин Д. (4 кл.). (Приложение Б). 

В школе имеется информация о родителях, отрицательно влияющих на детей и стоящие на учете в ОПДН (7 родителей): Абрамова Т. А., Цыганова И. В, Антонова Н. Н., Зайцева С. Н., Озорнова И.А., Цыганов Ю. Н., Мажаев В.

Важно отметить, что семьи  Абрамовой  Т. А. (безработные, 3 детей),  Цыгановой И. В (безработные, 11 детей),  Антоновой  Н. Н (5 детей) относятся к категории многодетных и малообеспеченных семей, а семьи Зайцевой С. Н. И. (безработные, 1 ребенок), Озорновой И.А. (мать–одиночка, 1 ребенок) - к категории малообеспеченных.

Основной задачей обучения и воспитания человека является его развитие  и подготовка к жизни. Чем богаче, разнообразнее и содержательнее эта деятельность, тем более подготовленным к будущей взрослой жизни оказывается школьник. Отсюда вытекает необходимость ведения воспитательной работы по самым разнообразным направлениям. Необходимость разнообразия направлений и форм работы диктуется еще и тем, что в данной школе обучаются дети из трех населенных пунктов. Забалуйская средняя общеобразовательная школа сельская, находится в отдаленном месте от центров занятости детей, отсутствуют учреждения дополнительного образования и является как бы «единственным учреждением культуры и досуга».

  Педагогический совет  под председательством директора определяет направление учебно-воспитательной деятельности школы; рассматривает и принимает образовательную программу обучения и воспитания детей в школе; обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации. 

Информация о работе Социальная работа в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма