Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;
Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма
13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма
24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)
37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
51
Заключение
63
Список использованных источников
2. Влияние микросоциальной среды: огромная роль отводится «алкогольному окружению» - пьющие родители; с возрастом усиливается влияние «алкогольной компании», немаловажное значение имеет неполная семья.
3. Характерная для подростков склонность к объединению со сверстниками. Алкоголизм подростков формируется в 2,5-4 раза быстрее, чем у взрослых [19, 79].
Первичное влечение формируется быстро (от нескольких месяцев до 1-1,5 года) и практически мало осознается больным. Влечение быстро становится неодолимым, пьянство становится регулярным с нарастанием толерантности. Через 1-2 года формируется похмельный синдром, представленный в основном вегетативными проявлениями.
Подростковый алкоголизм – это та проблема, при рассмотрении которой надо отталкиваться от истоков – причин возникновения. Основная причина употребления алкоголя подростками – самоутверждение. Согласно исследованиям Швейцарского института по борьбе с алкоголизмом, большинство подростков побуждает употреблять алкоголь желание самоутвердиться среди сверстников (Германия – 56,9 %; Франция – 52,1%; Италия – 65,8 %). В это же число входят ответы: «Мне это нравится», «Мне нравится состояние легкого опьянения», «Просто мне скучно». На втором месте стоит влияние и давление сверстников (Германия – 31,1 %; Франция – 35,2%; Италия – 18,7%). На последнем месте – снятие психического напряжения (Германия – 12,0 %; Франция – 12,8 %; Италия – 15,4 %) [20, 69].
Приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий».
Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.
Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.
Еще одной причиной развития
подросткового алкоголизма
Семейные причины постоянного приема алкоголя подростками могут быть такими: плохая обстановка в семье (конфликт между отцом и матерью), неполная семья, гиперопека родителей, насилие родителей по отношению друг к другу и к ребенку, излишняя демократичность по отношению к ребенку, отсутствие всякого контроля со стороны мамы и папы, вседозволенность.
Очень часты наследственные причины подросткового алкоголизма. У ребенка, чьи родители пили до его рождения, в 3 раза выше риск самому стать алкоголиком в подростковом возрасте, чем у детей здоровых родителей. Склонность к алкоголизму может передаваться по наследству [53, 48].
Современный, период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко, раскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками. М. А. Галагузова и другие авторы отмечают, что причинами приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте являются: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение [].
Таким образом, можно выделить следующие причины подросткового алкоголизма (рисунок 1).
Рисунок 1 - Основные причины
возникновения подросткового
Когда подросток часто употребляет алкоголь, он начинает принимать его дозы как должное. Для привыкания подростку достаточно пить пиво хотя бы раз или два в неделю. Такую частоту, если подросток не прекращает пить в течение двух-трех месяцев, наркологи квалифицируют как систематическое злоупотребление спиртным. Привыкание к алкоголю у подростков делится на категории (их разграничивают врачи-наркологи):
- распитие спиртного в качестве эксперимента (иногда подросток пробует спиртное из интереса);
- распитие спиртных напитков эпизодически (подросток иногда балуется спиртным);
- систематическое распитие спиртного (хотя бы раз в неделю на протяжении 2-3 месяцев).
Если подросток привык
к спиртному, это угнетает его
психику – радость после
Еще одна характерная черта для подростков, склонных к алкоголизму, - веселье и непринужденность только среди себе подобных. Такие дети могут удивительно сплачиваться в группы и навещать тех детей-алкоголиков, которые попали в больницу на принудительное лечение, поддерживать его и снова втягивать в свой круг. Также эти дети, замкнутые с остальными, легко находят общий язык со взрослыми, которые злоупотребляют алкоголем. То есть – с теми, кого они принимают за своих.
Характерными качествами несовершеннолетних пьющих являются наигранность, бесцеремонность, развязность и бахвальство, которые, впрочем, легко сменяются подавленностью, беспомощностью и пассивным подчинением. Такие подростки испытывают затруднения при прогнозировании событий, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не находя в себе сил вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений. Другими словами, они начинают жить одним днем. К картине присоединяются легковесность и поверхностность суждений на фоне излишней словоохотливости и повышенной самооценки.
Обычно подростковому алкоголизму сопутствуют такие вещи как мелкое воровство, уличные драки и пропадание интереса к обычным для молодых людей вещам. Личность подростка деформируется, психика становится неустойчивой. Отсутствие спокойного сна, потливость, сильное сердцебиение и ухудшение памяти – это частые явления при подростковом алкоголизме [39, 31].
Социальная дезадаптация наступает быстрее, чем у взрослых. С началом алкоголизации подростки быстро теряют интерес к учёбе или работе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома, прогулами, бродяжничеством, правонарушениями.
Пьянство среди
Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам. Отметим лишь некоторые из этих последствий:
- Преждевременное начало
половой жизни, которая
- Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
- Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.
- Возникает большая
опасность заражения венерическ
- Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта, характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
- Нарушения в работе поджелудочн
- Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит), появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких).
- Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям, алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.
- Возможное развитие
и очень сложное протекание сах
- Наблюдаются разнообразные расс
Подростковый алкоголизм, несомненно, является заболеванием. Но это не только заболевание самого подростка. Подростковый алкоголизм - это заболевание и его семьи, и его окружения, и его общества. Особому риску развития заболевания подвержены дети, зачатые родителями в состоянии алкогольного опьянения или дети, матери которых в период беременности продолжали употреблять алкоголь. Согласно исследованиям, проводившимся педиатрами совместно с наркологами, 75 % детей, зачатых в состоянии алкогольного опьянения, имели различные отклонения в физическом и психическом развитии, которые проявлялись в первые 7 лет жизни.
Так как алкоголизм – это не привычка, а заболевание, то, как и в случаях с другими болезнями, к нему бывает предрасположенность. Человек не осознает, что заложено в его генах. А неумолимая статистика свидетельствует, что у подростка, чей отец пьет, риск стать алкоголиком увеличивается в четыре раза по отношению к сверстникам из непьющих семей.
В формировании алкогольных привычек большую роль играют алкогольные традиции в семье. Ребенок закрепляет поведенческие навыки через подражание родителям. Алкоголизм в подростковом возрасте чаще всего начинается именно с домашнего опыта. Более 60 % детей приобщались к выпивке в семейном кругу, в их семьях непременно пьет один из родителей, а межличностные отношения в таких семьях чаще всего весьма напряженные.
С переходом в подростковый возраст ребенок сталкивается с новыми жизненными ситуациями, в которых ему необходимо адаптироваться, занять определенное положение в кругу сверстников. Так как подростки, родители которых страдают алкогольной зависимостью, часто ограничены в адаптационных возможностях и интеллектуальной сфере, у них начинают проявляться асоциальные формы поведения, и очень часто они становятся инициаторами первых проб алкоголя. Среди подростков, употребляющих спиртное, более 50 % детей не получают достаточно внимания от родителей и предоставлены сами себе. До 52 % таких семей характеризуются напряжением в отношениях между родителями, постоянными ссорами и драками [26, 64].
Таким образом, наиболее актуальной проблемой в подростковой среде является ранняя алкоголизация молодежи, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет, а также последующей социальной деградацией личности. Алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное воздействие на растущий и развивающийся организм человека в период отрочества. Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе гасит развитие некоторых функций (развитие высших форм самосознания, абстракции, эстетических понятий и этических категорий и так далее).
Причину, как пьянства,
так и алкоголизма следует
рассматривать под углом
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма
Известно, что главная цель социальной работы – способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потребностей человека и общества. Что же касается цели современного образования в Российской Федерации, то она сводится к созданию системы образования, удовлетворяющей потребности населения в разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресурсов, культурных и исторических традиций.
Школа — это центральное звено во всей системе образования. Она рассматривается как база всех последующих форм образования и культурогенеза человека. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по различным предметам, школа – это место, где ребенок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни [9, 11].