Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:47, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучить социальную работу в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области) для выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи дипломной работы:
1) проанализировать причины и последствия подросткового алкоголизма;
2) рассмотреть школу как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма;
3) изучить опыт социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области;
Введение
7
1 Теоретико-методологические основы социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма
13
1.1 Подростковый алкоголизм: причины и последствия
13
1.2 Школа как субъект социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма
24
2 Исследование отечественного опыта социальной работы в образовательных учреждениях по профилактике подросткового алкоголизма (на примере МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области)
37
2.1 Опыт организации социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
37
2.2 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
51
Заключение
63
Список использованных источников
На настоящее время в педагогический состав Забалуйской школы входит 14 педагогических работников - директор, зам. директора по учебной работе, зам. директора по внеклассной работе, учителя, социальный педагог.
Сведения о педагогических кадрах Забалуйской школы представляют следующую информацию:
- по образованию: имеют высшее образование -7, среднее специальное — 7;
- по педагогическому стажу: с 3 до 10 лет- 3 человека (46 %); с 11-до 20 лет- 5 человек (28 %); с 21 до 30 лет- 5 человек (28 %); с 31 до 40 лет- 1 человек (14 %).
- по возрасту: до 30 лет-
4 человека (31 %), 31-40 лет- 4 человека (31 %);
41- 50 лет - 4 человека (31 %); 51- 60 лет- 2 человека
(7 %).
Правовую основу для организации работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» кроме федеральных законов и постановлений нормативно-правовые акты регионального, местного и локального значения:
Профилактика подросткового алкоголизма в Забалуйской средняя общеобразовательной школе проводится в соответствии с планом запланированных мероприятий, который включает направления, представленные на рисунке 2:
Рисунок 2 — Направления социальной работы по профилактике подросткового алкоголизма в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа»
Так, в 2011-2012 году в школе мероприятия по профилактике алкоголизма проводились в соответствии с планом, представленным в Приложении В.
Директором школы ежегодно в рамках проведения работы по профилактике подросткового алкоголизма также утверждается:
- План работы школы по нравственно-половому воспитанию детей и подростков (профилактика ранней беременности);
- План мероприятий по месячнику «За здоровый образ жизни» (Приложение Г).
- План работы Попечительского совета по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально – образовательной среды»;
- План работы Совета отцов МОУ Забалуйская СОШ (Приложение Д);
- План работы Совета профилактики (Приложение Е и Ж);
- План совместной работы с ФАП села Забалуйка, который включает Беседа «Питание и здоровье», «Вред алкоголя, никотина и других токсических веществ». Беседы проводит фельдшер ФАП села Забалуйка;
- План совместных мероприятий школы с ОПДН Инзенского района по профилактике табакокурения, наркомании, правонарушений несовершеннолетних.
- План мероприятий месячника по профилактике вредных привычек «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» и др. (Приложении Г).
С целью профилактики
алкоголизма среди
Рисунок 3 – Методы профилактики подросткового алкоголизма
в МОУ Забалуйская СОШ
Директором школы на основании протокола педсовета № 7 от 3.03.2011 г. утверждено Положение о постановке на внутришкольный (профилактический) учет, которое регламентирует порядок постановки на внутришкольный учёт и снятия с учёта обучающихся и их семей. Учет в образовательном учреждении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (внутришкольный учет) - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:
- предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся;
- социально-педагогическую
реабилитацию обучающихся и
семей, находящихся в
Внутришкольный учёт ведётся с целью ранней профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся. Решение о постановке на внутришкольный учёт или снятии с учёта принимается на заседании Совета профилактики правонарушений.
Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на внутришкольный учёт секретарю Совета за три дня до заседания представляются следующие документы: заявление родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию Совета; характеристика несовершеннолетнего; акт обследования материально-бытовых условий семьи (при необходимости); справка о профилактической работе с несовершеннолетним, подготовленная классным руководителем.
Социальный педагог школы ведёт журналы учёта учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделении по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел. Количество учащихся, стоящих на внутришкольном учете в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» за 2009-2013 гг. представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Количество учащихся, стоящих на внутришкольном учете в МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» за 2009-2013 гг.*
Год |
Количество учащихся (чел.) |
Причины постановки на учет |
2009-2010 |
5 |
Нарушение дисциплины поведения, неблагополучная семья, пропуски занятий без уважительных причин, попытка суицида, плохая успеваемость, нарушение режима дня |
2010-2011 |
5 |
|
2011-2012 |
6 |
|
2012-2013 |
3 |
* Документы делопроизводства МОУ «Забалуйская средняя общеобразовательная школа» Инзенского района Ульяновской области
Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с внутришкольного учёта представляется информация ответственного лица, назначенного решением Совета, о выполнении плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), с обязательными результатами работы и предложениями по дальнейшему сопровождению
Директором МОУ Забалуйская СОШ также утверждается Положение о совете по профилактике правонарушений среди обучающихся в школе, которое разработано на основе Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности к правонарушений несовершеннолетних» для организации работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся подчиняется директору школы, является общественным органом управления школой и проводит комплексную работу с семьей учащегося, где существуют проблемы.
Состав Совета формируется директором школы и состоит из: директор школы, заместители директора, социальный педагог, классные руководители, представители родительской общественности, представители органов ученического самоуправления, инспектор по охране детства медицинский работник (по мере необходимости). На основании приказа № 158-а от 31.08.2012 г. «О создании Совета профилактики правонарушений» был утвержден список членов Совета профилактики на 2012-2013 учебный год (Приложение Д).
Цель деятельности Совета профилактики правонарушений (СПП) - профилактика девиантного и асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений среди обучающихся; социальная адаптация и реабилитация обучающихся группы «социального риска», формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни обучающихся; сдерживание вовлечения детей и подростков в различного рода правонарушения и формирование личной ответственности за свое поведение.
Основные функции Совета профилактики:
- координация деятельности
отдела образования
- оказание консультативной, методической помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей;
- организация и оказание
содействия в проведении
- обсуждение анализа
результатов деятельности
- рассмотрение конфликтных
ситуаций, связанных с нарушением
локальных актов школы, с
- привлечение специалистов
- врачей, психологов района, работников
правоохранительных органов и
других к своевременному
- подготовка ходатайств в Управляющий Совет школы о решении вопроса, связанного с дальнейшим пребыванием учащихся - правонарушителей в школе в соответствии с действующим законодательством;
- обсуждение вопросов
пребывания детей в
Совет совместно с администрацией школы составляет план работы Совета на учебный год с учетом нормативных документов и программы развития воспитательной системы школы, согласовывает свою работу с педагогическим советом школы и определяет ответственных членов Совета за организацию проведения профилактических мероприятий, вносит свои корректировки и осуществляет контроль за их исполнением. План работы Совета профилактики на 2012 – 2013 учебный год представлен в Приложении Б.
На заседании школьного Совета профилактики правонарушений по вопросу снятия с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетнего приглашаются уведомлением родители. Родители подписываются под решением школьного Совета профилактики правонарушений о снятии с учета несовершеннолетнего. При вызове родителей на Совет Профилактики родителям предоставляются повестки (рисунок 4):
Администрация МОУ СОШ № ____
ул. ____________, ___, кабинет директора
гр. ____________________
адрес: _________________
Вам необходимо прибыть «___» ____________ _______ г. в _____ часов на заседание Совета Профилактики вместе с сыном (дочерью) _____________ по адресу: ул. ___________,
Заместитель директора по ВР: __________ /ФИО/
Социальный педагог _____________ /ФИО/
Рисунок 4 — Повестка при вызове родителей на Совет Профилактики школы
В некоторых случаях на школьном Совете профилактики правонарушений можно вручить благодарность родителям за своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке совместных действий, необходимых для помощи несовершеннолетнему в преодолении им возникших трудностей. Это является хорошим стимулом в развитии позитивных отношений семьи к мерам, предпринимаемым педагогическим коллективом школы. Необходимо также отметить результативную работу самого несовершеннолетнего, продумать, каким образом это лучше сделать.