Социальные аспекты танатологии в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования стало выявление социальных аспектов танатологии в современном обществе.
Достижение цели предполагало последовательное решение ряда задач:
- исследование проблем танатологии в социально-гуманитарном знании;
- выявление социальных аспектов смертности и продолжительности жизни;
- рассмотрение социально-биологического процесса умирания как завершение жизненного этапа человека;
- проведение эмпирического исследования, которое позволило бы сравнить отношение к смерти молодежи и пожилых людей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………С. 4
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем танатологии………………………………………………………С. 9
1.1. Проблемы танатологии в социально-гуманитарном знании С. 9
1.2. Социальные аспекты смертности и продолжительности жизни С. 33
Глава 2. Проблемы смерти и умирания: личностный уровень…………………………С. 57
2.1.Умирание как завершение жизненного этапа человека С. 57
2.2. Отношение к смерти: компаративное исследование молодежи и пожилых людей С. 67
Заключение ……………………………………………………………….С. 76
Список используемой литературы …………………………………С. 78

Файлы: 1 файл

Танатология.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

Корреляция по религиозности  показала, что и среди верующих респондентов и среди не верующих в большей степени присутствует осуждение самоубийства, либо его не понимание. Но среди неверующих респондентов  чаще встречается вариант ответа «иногда приходят такие мысли».

«Сегодня распространены взгляды  о возможности жизни после  смерти. Согласны ли Вы с христианским вероучением о возможности воскрешения человека после Страшного суда?» На поставленный вопрос (24,3%) респондентов ответили «да» и «скорее да», (56%) респондентов ответили соответственно «нет» и «скорее нет», (19,7%) опрошенных затруднились дать ответ на данный вопрос.

Корреляция по возрасту показала, респонденты обеих возрастных категорий, отвечая на данный вопрос, отмечают варианты «нет» или «скорее нет». Хотя респонденты в возрасте от 18-30 лет более склонны считать, что воскрешение человека после Страшного суда возможно. Респонденты же в возрасте от 55 лет и старше больше полагают, что это невозможно.

Корреляция представленного  вопроса со степенью религиозности  респондентов показала, что среди респондентов, считающих, что воскрешение человека после Страшного суда не возможно, присутствуют люди неверующие. Однако среди респондентов, считающих себя верующими, чаще на поставленный вопрос  встречаются варианты ответов «нет» и «скорее нет». 

На поставленный вопрос «Большие споры вызывает сегодня  вопрос об эвтаназии. Какое из нижеприведенных суждений более всего соответствует Вашему мнению?» были получены следующие результаты. (56,1%) респондентов считают, что «эвтаназия необходима, если человек долго и неизлечимо болен», (43, 9%) опрошенных ответили, что эвтаназию нельзя применять, никто не имеет права лишать человека жизни.

 Корреляция по возрасту  показала, что среди респондентов  в возрасте от 18-30 лет чаще встречается  мнением о том, что эвтаназия  необходима (63,6%), респонденты же  в возрасте от 55 лет и старше  в большей мере поддерживают суждение о том, что эвтаназию применять нельзя (51,5%).

В зависимости от степени  религиозности респондентов мнения распределились следующим образом. Среди респондентов, относящих себя к верующим чаще встречается суждение, что эвтаназию применять нельзя, и, наоборот, среди неверующих респондентов в большем мере встречается суждение о необходимости эвтаназии.

На вопрос «Какое поведение  Вы предпочли выбрать, если бы вдруг  узнали, что через один месяц Земля перестала бы существовать?» мнения респондентов распределились следующим образом.  (22,7%) респондентов заявили, что предпочли бы оставшееся время провести в со своими друзьями, с любимым человеком,  провели бы время в путешествиях по странам земли, удовлетворяя свои разнообразные потребности. (69,7%) респондентов ответили, что провели бы оставшееся время со своей семьей и родными, наслаждаясь  уединением. (7,6%) опрошенных провели бы оставшееся время в одиночестве.

Корреляция по возрасту показала, что респонденты обеих  возрастных категорий предпочли бы оставшееся время провести со своей семьей и родными. Однако среди респондентов в возрасте от 18-30 лет чаще, чем у респондентов 55 лет и старше, встречается суждение о желании провести оставшееся время со своими друзьями, любимым человеком, предпочтении путешествовать и удовлетворять свои потребности, соответственно (39,4%) и (6,1%).  Респонденты в возрасте от 55 лет и старше предпочли бы провести время со своей семьей, родными (84,4%) или же в одиночестве (9,1%).

На вопрос «Кто или  что могло оказать Вам поддержку в ситуации потери близкого человека?» мнения респондентов распределились так. (21,2%) респондентов считают, что «религия», (19,7%) – «поддержка близких и товарищей по работе», (31,8%) – «время», (27,3%) –  респондентов считают, что только сам человек, без посторонней помощи способен это пережить.

Корреляция по возрасту показала, что мнения респондентов выбранных возрастных категорий  практически совпадают, однако респонденты  в возрасте от 18-30 лет чаще считают, что помочь в такой ситуации человек может только сам себе. Респонденты же в возрасте от 55 лет и старше считают  необходимой поддержку близких и товарищей по работе.

Среди верующих респондентов чаще встречается суждение о том, что помочь в такой ситуации может  религия (31,1%). Неверующие респонденты считают, что только сам человек способен себе помочь (50%) либо время (46,5%).

На вопрос «Чувствуете ли Вы страх перед тем, что  смерть неминуема?» респонденты ответили следующим образом. (24,2%) респондентов ответили, что «да, чувствую», (16,7%) ответили, что «страха нет», (59,1%) респондентов стараются об этом не думать.

Корреляция по возрасту показала, что среди респондентов 55 лет и старше чаще, чем у респондентов в возрасте от 18-30 лет встречается  суждение «да, чувствую», соответственно (30,3%) и (18,2%), однако и те и другие предпочитают об этом скорее не думать, соответственно (51,5%) и (61,7%) опрошенных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма распределения  ответов на вопрос

«Чувствуете ли Вы страх перед тем, что  смерть неминуема?»

Корреляция по степени религиозности показала, что как верующие респонденты, так и неверующие предпочитают не думать о том, что смерть неминуема, однако среди неверующих респондентов чаще встречается суждение «да, чувствую», верующие респонденты чаще отвечают, что «страха нет».

На вопрос «Какие мысли, по-вашему, посещают человека к концу  жизни?» респонденты ответили следующим образом. (53%) респондентов считают, что «мысли о благополучии детей», (25,8%) – о «необходимости помощи близким», (1,5%) – «о занятии любимым делом», а также «мысли о существующем загробной мире», (6,1%) – «мысли о том, что будет со мной после смерти», (12,1%) респондентов считают, что «ничто не заботит и не волнует».

Корреляция по возрасту показала, что большинство респондентов обеих возрастных категорий отдают предпочтение суждениям о том, что к концу жизни человека посещают «мысли о благополучии детей» (42,4%) респондентов в возрасте от 18-30 лет, (63,6%) – в возрасте от 55 лет и старше. И «необходимости помощи близким», соответственно (30,3%) и (21,2%) респондентов.

Таким образом, результаты исследования показали, что проблема смерти волнует и мужчин и женщин, людей всех возрастов, разного образования и степени религиозности. Большинство респондентов признают, что люди боятся смерти. Всех респондентов волнует то, что смерть неминуема, однако большинство стараются об этом не думать. Практически все респонденты признают тот факт, что в наше время возрастает опасность смерти, а среди наиболее основных ее причин называют алкоголизм, наркоманию, болезни и несчастные случаи. Большинство из опрошенных осуждают и не понимают самоубийства, как одну из причин смерти, однако по поводу проблемы эвтаназии мнения респондентов разделились практически поровну «за» и «против», что еще раз доказывает спорность данного явления. Как показало исследование, в наше время мало кто верит в воскрешение человека после смерти, мало кто из респондентов считают, что перед смертью человека посещают мысли о загробной жизни. Но практически все респонденты отмечают, что перед смертью человек скорее думает о благополучии своих детей или о необходимости помощи близким.

Если говорить о возрастных особенностях понимания проблемы смерти, то, как показало исследование, респонденты в возрасте от 18-30 лет считают, что люди не задумываются о смерти.  Респонденты данной возрастной категории  более лояльны к проблеме эвтаназии, думают о том, что при потере близкого человека помочь пережить это горе может время, либо сам человек. Только в возрасте от 30 лет, по данным исследования, приходят мысли о том, что последние дни жизни можно провести с друзьями, в путешествиях, удовлетворяя свои потребности.  Респонденты же в возрасте  от 55 лет и старше более остро воспринимают проблему смерти, полагают, что большинство людей испытывают по этому поводу эмоциональное переживание. Исследование показало, что, как правило, респонденты данной возрастной категории критически относятся к проблеме эвтаназии, однако иногда к ним приходят мысли о самоубийстве. В этом возрасте люди больше нуждаются в поддержке родных и коллег по работе в случае потери близкого человека и утверждают, что последние дни жизни проведут со своими родными и близкими. 

 

 

 

Заключение

В условиях традиционного  общества смерть была гораздо более  видимой, чем сейчас. В современном  мире значительна часть людей умирает в замкнутой обстановке больниц, лишенная контактов с близкими и друзьями. Сегодня смерть воспринимается скорее как конец индивидуальной жизни, чем как часть процесса обновления поколений. Ослабление религиозных верований изменило наше отношений к смерти. Как правило, смерть становится предметом, не подлежащим обсуждению. Страх перед смертью воспринимается как данность, поэтому врачи и родственники часто скрывают от смертельно больного человека то, что он скоро умрет.

Современные исследования подтверждают, что людей больше всего страшит в умирании неизвестность, боль, разъединение с любимыми или оставшиеся незавершенными проекты. Такие представления, однако, лишь вершина айсберга. Большая часть того, что мы связываем со смертью, подсознательна, и если мы хотим умереть в согласии, следует извлечь это на свет. Подсознательно люди не могут представить свою смерть иначе как некое злобное начало, пришедшее наказать их – как они неосознанно думают о серьезной болезни. Если человек сможет понять, что эта ассоциация иррациональна, процесс будет менее болезненным.

В традиционных обществах, в которых дети, родители и старики  часто живут в одном доме, обычно четко осознается связь между  смертью и сменой поколений. Индивиды ощущают себя частью семьи и общества, которые продолжаются бесконечно, не зависимо от мимолетного личностного существования. В современном обществе ситуация кардинально меняется, поэтому меняются и представления о смерти как социально-биологическом явлении.

Сегодня формируются направления социальной политики, которые направлены на продолжительность жизни, а, следовательно, на борьбу со смертью: сохранение и укрепление индивидуального здоровья, развитие физической культуры и спорта, развитие экологической культуры. Появилось множество программ по достижению долголетия посредством приложения специальных личных усилий индивида.

В социально-антропологическом  смысле решающими факторами отдаления  смерти сегодня выступают: функционирование системы здравоохранения общества и развитие медицины как науки; формирование жизнеспособных поколений, грамотно и естественно адаптирующихся к изменениям во всех сферах жизни; обеспечение мира между народами внутри страны и мирное существование народов на Земле.

Все эти группы разнородных  факторов имеют один и тот же обобщающий показатель – продолжительность жизни. К сожалению в современной России этот показатель в условиях социально-экономических и политических реформ постоянно сокращается, поэтому социальное исследование проблем танатологии необходимо для решения этой социальной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Абеляр, П. Теологические трактаты. / Пьер Абеляр. – М., 1995. – 582 с.
    2. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти. / Ф. Арьес. – М., 1992. – 455 с.
    3. Батай, Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение. / Ж. Батай. – СПб.,  1994. - 263 с.
    4. Балашов, Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. / Л.Е. Балашов. – М., 1996.

– 298 с.

    1. Бланшо, М. От Кафки к Кафке. / М. Бланшо. – М., 1998. – 480 с.
    2. Борисов, С.Б. Личные документы как источник суицидальной информации / С.Б.Борисов // Социологические исследования. – 1993. - №8. – С.56-61.
    3. Булгаков, С.Н. Софиология смерти / С.Н. Булгаков // Вестник Р.Х.Д. – 1978. - № 127. – С. 18-41.
    4. Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс. – М., 1999. – 704 с.
    5. Гроф, С. Сияющие города и адские муки. / С. Гроф, К. Гроф. - М., 1999.

- 383 с.

    1. Губин, В.Д. Философская мысль. / В.Д. Губин. – СПб., 2000. – 389 с.
    2. Гурко, Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. /Е. Гурко. - Минск., 2001. – 167 с.
    3. Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. /Ю.Н.Давыдов.

- М., 1982. - 209 с.

    1. Жуков, В.И. Реформы в России: 1985-1995 гг. / В.И. Жуков. –М.: Союз, 1997. – 415 с.
    2. Захарова, О.Д. Демографический кризис в России: уроки истории, проблемы и перспективы / О.Д.Захарова. // Социс. – 1995. - №9. – С. 99-109.
    3. Камю, А. Бунтуюший человек. / А. Камю. - М., 1990. – 138 с.
    4. Карсавин, Л. Поэма о смерти / Л. Карсавин. Соч. Т.1. – М., 1992. – 420 с.
    5. Кодекс Бусидо. Электронный ресурс. Режим доступа: www.Aikidoka.ru

 

    1. Крывелев, А.В. История восточных религий. / А.В. Крывелев. - М., 2001.

- 158 с.

    1. Лысенко, В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм шкалы вайшешика. / В.Г. Лысенко. - М., 1986. – 346 с.
    2. Малахов, В.С. Смерть. / В.С. Малахов. // Современная западная социология. Словарь. – М., 1990. – 437с.
    3. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис.  – СПб., 2004. – 752 с.
    4. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. / Ф.И. Минюшев. – М., 1997.

– 192 с.

    1. Мордовцева, Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. / Т.В. Мордовцева. – Таганрог., 2001. – 254 с.
    2. Моуди, Р. Жизнь после смерти / Р.Моуди. – М., 1991. – 386 с.
    3. Народное хозяйство Российской Федерации. – М., 1992. С. 108
    4. Платон. Диалоги. / Платон. - М., 2002. – 440 с.
    5. Подорога, В. Выражение и смысл. Ландшафтные мифы философии. / В. Подорога. - М., 1995. – 412 с.
    6. Понятие судьбы в контексте разных культур. – М., 1994. – 145 с.
    7. Психология умирания. - М., 2002. - 274 с.
    8. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. – М., 1996. – 410 с.
    9. Рэндзл, Д. После жизни / Д.Рэндлз, П.Хог. – Ярославль., 1994. – 129 с.
    10. Рязанцев, С.И. Танатология. / С.Рязанцев – М., 1994. – 426 с.
    11. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII веков. / В.В. Соколов.

Информация о работе Социальные аспекты танатологии в современном обществе