Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:51, дипломная работа
Целью дипломного исследования стало выявление социальных аспектов танатологии в современном обществе.
Достижение цели предполагало последовательное решение ряда задач:
- исследование проблем танатологии в социально-гуманитарном знании;
- выявление социальных аспектов смертности и продолжительности жизни;
- рассмотрение социально-биологического процесса умирания как завершение жизненного этапа человека;
- проведение эмпирического исследования, которое позволило бы сравнить отношение к смерти молодежи и пожилых людей.
Введение ……………………………………………………………………С. 4
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем танатологии………………………………………………………С. 9
1.1. Проблемы танатологии в социально-гуманитарном знании С. 9
1.2. Социальные аспекты смертности и продолжительности жизни С. 33
Глава 2. Проблемы смерти и умирания: личностный уровень…………………………С. 57
2.1.Умирание как завершение жизненного этапа человека С. 57
2.2. Отношение к смерти: компаративное исследование молодежи и пожилых людей С. 67
Заключение ……………………………………………………………….С. 76
Список используемой литературы …………………………………С. 78
Если продолжить мысль Шпенглера, то получается, что культура, которая вытеснила идею смерти, разрушается. Ее можно понимать как «ответ» на «вызов» смерти, и если она не отвечает на этот вызов, то она погибает.
Иначе говоря, смерть культуры обусловливается вытеснением смерти из культуры, а человек оказывается единственным существом, которое знает о смерти. Однако осознание факта собственной смертности неотделимо от страха перед смертью. Следовательно, культуру, и тут мы снова обратимся к приведенному выше высказыванию О. Шпенглера, можно определить как механизм преодоления страха человека перед неизбежностью смерти. Каждая культурно-историческая эпоха устами своих мудрецов учила людей избавляться от этого страха, оттеснять его в глубины или на периферию как индивидуального, так и общественного сознания. Таким образом, культура, принимающая «вызов» смерти, служит своего рода терапией, поддерживающей психическое и духовное здоровье как отдельного человека, так и общества в целом. Напротив, культура, которая «молчит» относительно темы смерти, содержит в своих недрах архетип коллективно-бессознательного страха перед смертью как чистой моделью небытия.
Ритуализацию смерти можно представить
и как первичную форму
Как известно, в различных культурах ритуал захоронения имел свою специфику. Однако уже первые захоронения первобытного человека несли философский смысл. Об этом свидетельствуют прежде всего позы мертвецов, напоминающие эмбриональную стадию, а также их расположенность с запада на восток.
По рисункам на гробницах сановников и жрецов из Фив (1500-1000 годы до нашей эры) мы можем представить себе, как выглядел ритуал похорон в Древнем Египте. Траурную процессию непременно сопровождали плакальщицы - специально нанятые девушки и женщины, которые издавали пронзительные вопли и рыдания, рвали, на себе волосы и посыпали голову песком. Слуги несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями, сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры.
Пример греческого похорон от ритуала мы находим прежде всего в «Илиаде» Гомера, описывающего похороны Патрокла. Согласно Гомеру, церемония похорон Патрокла состояла из нескольких частей: оплакивания, омывания тела, похоронного пира, па котором приносили в жертву животных, а их кровь распрыскивали вокруг трупов, вынесение тела Патрокла, сооружение погребального костра. Неотъемлемым элементом похорон являлось жертвоприношение. В случае с Патроклом в жертву приносились двенадцать троянцев, пленников войны. Наиболее интересным моментом данного ритуала, в силу его неожиданности и нелогичности с позиции современного человека, являются спортивные игры. Более поздние барельефы итальянских гробниц так же содержат изображения боксеров и атлетов, принимавших участие в похоронных ритуалах.
Очевидно, что каждый этап ритуала имел определенную смысловую нагрузку, обусловленную его функциональной ролью. Прежде чем ответить на вопрос о том, в чем же социокультурный смысл ритуала захоронения в целом и его элементов, хотелось привести пример мало известного ирландского ритуала захоронения, имевшего совершенно неожиданное название - «merry wake» (дословно - «радостное пробуждение»).
Необходимо заметить, что ритуал «merry wake» существовал в рамках ирландской народной культуры, процветал с периода раннего модерна до конца XIX века, а так же стал темой романа «Поминки но Финнегану» Д. Джойса. Ритуал «merry wake» являлся частью похоронного ирландского ритуала и назывался «радостным», так как включал в себя элементы шумною веселья и карнавала. В самом ритуале можно выделить две ступени -публичную скорбь и период разрешения. В ритуале оплакивания задействованы профессиональные плакальщицы, которые выражают скорбь семьи умершего по поводу своей утраты. Вторая часть - игровой ритуал -является своего рода перформансом, включающим в себя рассказывание историй, специально организованные игры и увеселения, чей характер явно оскорбителен, однако санкционирован семьей умершего.
Ж. Батай упоминает похожий валийский обычай: в Уэльсе открытый гроб ставили на показ в красном углу дома. Мертвец был облачен в самый красивый костюм, на голове цилиндр. Близкие усопшего приглашали всех его друзей,
которые танцевали до упаду и напивались допьяна, воздавая таким странным способом почести умершему. 32
Совершенно очевидно, что глубинный смысл всех приведенных нами ритуалов захоронения выражен прежде всего в процессе оплакивания. Причем оплакивали не просто родственники усопшего, а профессиональные плакальщицы. Некоторые исследователи полагают, что силами профессиональной плакальщицы утверждается гегемония сверхъестественного над человеческой жизнью. Мы считаем, что философский смыл данного элемента ритуала несколько иной. Профессиональность плакальщицы подчеркивает искусственность феномена смерти: изначально скорбь по умершему - это процесс не столько естественный, сколько искусственный. Обозначенную искусственную сущность ритуала захоронения, а значит, и смерти, отмечает В. Губин. «Так, у некоторых народов, - пишет В. Губин, - сохранился древнейший обряд похорон, когда на них приглашаются плакальщицы - эти люди ведут себя артистически (они и суть артисты) - рвут на себе волосы, бьются головой о гроб, жалобно кричат, хотя на самом деле никаких чувств к покойному не испытывают, их наняли лишь разыгрывать действо. Дело в том, что этот «спектакль» имеет огромный символический смысл - родственники после такой встряски уже никогда не смогут забыть своих умерших, особенно дети своих родителей. Этот ритуал способствовал образованию и закреплению памяти».33
Наибольший интерес, однако, вызывает та часть ритуала, которую, используя элемент названия ирландского ритуала, мы определим как «радостная». Элемент состязания, игры, а тем более открытого веселья, карнавала на взгляд современного человека кощунственен. Однако, совершенно очевидно, что для участников ритуалов, это имело определенный смысл. Мы отмечали, что ритуал является искусственным механизмом социализации естественных явлений, механизмом включения их в жизнь социума. Следовательно, спортивные состязания (античный ритуал) и элементы карнавала (ирландский и валийский обычаи) имеют определенный социальный смысл. Родственники усопшего и община в целом посредством профессиональной плакальщицы выражали свою скорбь, при этом очевидна чрезмерность выражения скорби (рвут на себе волосы, посыпают голову песком). Вероятно, что чрезмерность и искусственность проявления скорби была своего рода психотерапией, обеспечивающий исчерпывающий выплеск эмоций, вызванных вторжением смерти в жизнь. В этом случае можно предположить, что спортивные состязания, игры, карнавал, центральной фигурой которого был шут, чьи поступки носят разрушительный, хулиганский характер, давали возможность продолжения жизни и потенциал для создания и восстановления разрушенного смертью социального порядка.
Таким образом, социокультурный смысл похоронного ритуала в целом мы бы определили как своего рода ответ общины на разрушение и возрождение социального порядка этой жизни, столкнувшегося липом к лицу с подземным миром, что предполагает и снятие страха смерти.
Подобный механизм ритуализации смерти тесно связан с существованием сферы искуственного. Данный механизм «работает», когда искусственное (и социокультурная сфера как ее проявление) составляет единство со сферой естественного. Следовательно, обрисованный нами механизм ритуализации смерти характеризует древнейшие культуры (например, древнеегипетскую культуру), античную и отчасти средневековую культуры.
Особое значение для характеристики социального состояния страны имеют проблемы народонаселения.
Анализ динамики демографических процессов сопряжен с преодолением различных интеллектуальных соблазнов, а также политических симпатий и философских предпочтений.
Демография, как ни одна другая область знаний, накапливает материал, оценка которого подводит итог экономическим и другим преобразованиям и устанавливает цену, которую приходится платить за порожденные политическим курсом социальные явления и процессы.
Объективные исследователи стремятся
избегать простой констатации
В демографии, как, пожалуй, в немногих областях науки, существует достаточный простор для многовариантных интерпретаций, и только от порядочности ученого зависит, на что направлен его профессионализм: на пополнение научного знания, на апологетику правительственного курса или на участие в составлении обвинительного политического приговора.
Демографическая ситуация складывается, во-первых, под воздействием долговременных тенденций, во-вторых, является следствием демографических кризисов и депрессий, в-третьих, представляет собою реакцию на конкретные социальные условия.
Оценивая демографическую ситуацию в мире, эксперты ООН, ведущие ученые и специалисты, в том числе российские, обращают внимание на то, что к 2050 году численность населения планеты может удвоиться и достичь 11,9 млрд. человек.
При этом численность населения Африки увеличится с 728 млн. до 4,8 млрд. человек, если рождаемость на континенте сохранится на теперешнем уровне - 5,9 ребенка на одну женщину.
В странах Азии, где сейчас проживает 3,5 млрд. человек, будет 5,7 млрд. жителей.
Население мира через каждые пять дней увеличивается на 1 млн. человек, при этом из 144 млн. детей, ежегодно появляющихся на свет, 126 млн. рождается в развивающихся странах.
По прогнозам специалистов уже к 2010 году удвоится население Афганистана; к 2020 году - Ирана и Пакистана; к 2025 году - Индии, Бангладеш, Вьетнама, Египта, Мексики, Турции; к 2030 году - Китая, Индонезии, Бразилии.
Количество европейцев при сохранении существующих демографических тенденций может сократиться с 727 млн. человек до 678 млн. (к 2050 году).34
Демографическая ситуация в России в лучшем случае квалифицируется как кризисная, в худшем - как катастрофическая.
Основанием для выводов служат одни и те же факты:
- низкая рождаемость, массовая малодетность;
- снижающаяся ожидаемая продолжительность жизни населения, прежде всего мужчин;
- высокий уровень младенческой и материнской смертности;
- рост самоубийств, высокий уровень насильственной смертности, прежде всего убийств;
- большое количество разводов, низкий уровень повторных браков;
- увеличение числа вдов, массовое одиночество женщин старших возрастов;
- рост числа искусственных
абортов, растущий уровень
- массовое распространение социального сиротства, увеличение количества детей, брошенных родителями либо отобранных у них и др.
В общем виде демографические процессы в современной России, в отличие от СССР и России советского периода, характеризуются резким снижением рождаемости, ростом смертности и сокращением продолжительности жизни, нарастающей миграцией населения, появлением большого числа беженцев и переселенцев.
Численность населения СССР за десять лет после переписи 1979 года возросла на 24,3 млн. человек и составила 286,7 млн. человек.
На протяжении десятилетия наблюдалось увеличение численности населения во всех республиках, входивших в СССР.
Темпы роста населения по союзным республикам за 1979-1988 гг.
Темп, в % | |
СССР |
109 |
Таджикская ССР |
134 |
Узбекская ССР |
129 |
Туркменская ССР |
127 |
Республика Кыргызстан |
121 |
Азербайджанская ССР |
117 |
Казахская ССР |
112 |
ССР Молдова |
110 |
Республика Армения |
109 |
Литовская республика |
108 |
Республика Грузия |
108 |
Эстонская республика |
107 |
РСФСР |
107 |
Белорусская ССР |
106 |
Украинская ССР |
104 |
С точки зрения народонаселения РСФСР, хотя и занимала среди союзных республик 12 позицию, но оставалась достаточно благополучной в демографическом плане страной: к началу либерально-демократических реформ Россия по численности населения занимала 4-е место в мире.
Численность населения России на 1 января 1997 года составила 147,5 млн. человек и уменьшилась с начала 1996 года на 430 000 человек. По численности населения Россия стала занимать 6-е место в мире.
Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период первой мировой войны, а также иностранной интервенции и гражданской междоусобицы.
Принципиально важным для политической оценки проблем народонаселения является понимание того, что рост численности - как и его прекращение - являются суммарным результатом экономической и социальной деятельности общества.
Информация о работе Социальные аспекты танатологии в современном обществе