Социальные аспекты танатологии в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования стало выявление социальных аспектов танатологии в современном обществе.
Достижение цели предполагало последовательное решение ряда задач:
- исследование проблем танатологии в социально-гуманитарном знании;
- выявление социальных аспектов смертности и продолжительности жизни;
- рассмотрение социально-биологического процесса умирания как завершение жизненного этапа человека;
- проведение эмпирического исследования, которое позволило бы сравнить отношение к смерти молодежи и пожилых людей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………С. 4
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем танатологии………………………………………………………С. 9
1.1. Проблемы танатологии в социально-гуманитарном знании С. 9
1.2. Социальные аспекты смертности и продолжительности жизни С. 33
Глава 2. Проблемы смерти и умирания: личностный уровень…………………………С. 57
2.1.Умирание как завершение жизненного этапа человека С. 57
2.2. Отношение к смерти: компаративное исследование молодежи и пожилых людей С. 67
Заключение ……………………………………………………………….С. 76
Список используемой литературы …………………………………С. 78

Файлы: 1 файл

Танатология.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

Если перейти от укрупненных  классов причин смерти к отдельным  группам заболеваний, то в качестве ведущей причины смерти выделяются болезни системы кровообращения - они являются причиной смерти около 30% умерших.

Инфекционные и паразитарные заболевания занимают второе место среди основных групп причин смерти - из-за них умирает почти каждый пятый человек. Среди них особое влияние на смертность оказывают ВИЧ/СПИД (4,9% умерших в 2002 году, 5,3% в 2000 году), диаррейные заболевания (3,2% и 3,8%), туберкулез (2,7% и 3,0%), малярия (2,2% и 1,9%) и детские инфекции (2,0% и 2,5%).

Кроме того, в этом классе причин смерти - заразные заболевания, неполноценное питание и состояния, обусловливающие материнскую и детскую смертность, - довольно существенное влияние на смертность оказывают острые респираторные заболевания, на которые приходится около 7% всех смертей.

Каждый год в мире, по разным оценкам, умирает от 50 до 55 миллионов человек. По данным ООН (на начало 1991 г.), в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллиона человек. Из них 750 тысяч умирают насильственной смертью (включая дорожно-транспортные происшествия), 130 тысяч кончают самоубийством, а остальные становятся жертвами различных заболеваний.

По-разному сочетаясь  между собой, факторы смертности обусловливают непосредственную причину смерти. Преобладание причин смерти с большей долей эндогенного компонента предопределяет постепенное нарастание интенсивности смертности с возрастом, а преобладание причин смерти преимущественно экзогенного характера, напротив, ведёт к размыванию зависимости интенсивности смертности от возраста.

 



Глава 2. Проблемы смерти и умирания: личностный уровень

 

2.1.Умирание как завершение жизненного этапа человека

 

Смысл, который человек вкладывает в понятие смерть, различен  и обусловлен, с одной стороны, его причастностью  к фатальным  событиям, а с другой тем, какое отношение смерть имеет лично к нему. В западной психологии принято выделять следующие  варианты  отношения  к смерти.

Безличная смерть или «смерть» - как абстрактное понятие

Ежедневно человек сталкивается с ней,  слушая,  читая и видя на экранах телевизоров  сообщения о терроризме, катастрофах, войнах и т.п. Эта информация, с медицинской точки зрения, может вызвать повышенный уровень тревожности, хотя  ее ежедневный поток со временем вызывает привыкание и эмоциональное безразличие.  В редких случаях подобные сообщения могут потенцировать или усугублять социофобии и невротические депрессии.   

Интерперсональная смерть

В этом случае речь идет о смерти значимых для личности людей (как реально существующих, так и литературных героев). Размах эмоционального реагирования на это событие может колебаться от  радости, эйфории, триумфа (при смерти врага) до  страха, горя, отчаяния, обиды, смирения , депрессии при потере кумира или значимого человека. Описаны случаи  эпидемии самоубийств среди поклонников С. Есенина, В. Цоя. Эпидемией юношеских самоубийств был отмечен выход в свет романа Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера», в котором  герой застрелился из–за неразделенной любви. Молодые люди, оказавшиеся в ситуации Вертера, стрелялись прямо с книгой в руках, а в букинистических магазинах того времени за огромные деньги продавались экземпляры романа, облитые кровью самоубийц.

Ярким примером  реакции на смерть  близкого человека является   поведение Жанны  Эбютерн — подруги известного итальянского художника Амадео Модильяни.  Она преданно ухаживала за больным  Амадео. Едва ли не каждую ночь эта мужественная женщина, которая готовилась стать матерью, бегала по всему Парижу в поисках своего  мужа — художника и страстного игрока. 

На следующий день после смерти Модильяни  Жанна, не пролившая ни одной слезинки, выбросилась из окна 6 этажа. Друзья плакали и не верили, что любовь может быть смертельной.

Их похоронили рядом. На общей мраморной плите выбито: «Амадео Модильяни... Смерть настигла его на пороге славы. Жанна Эбютерн... верная спутница Модильяни, которая не захотела без него жить».

Для  Жанны ее великая любовь была жизненным стержнем, и даже ребенок, которого она ждала не смог восполнить утрату смысла ее существования.

Персональная  смерть

В этом случае речь идет о собственной смерти. Психологами  введено понятие «траектория освоения смерти», которая имеет следующие стадии: недоверие, сопротивление, страх, безразличие, желание, успокоение. Каждая из этих стадий имеет свою психологическую и клиническую картину, подробно описанную психологом Элизабет Кюблер Росс.

Глейзер и Штраус, проведшие фундаментальные исследования, посвященные  проблеме персональной смерти,  относят  к ней  и так называемую «частичную смерть». Под этим термином они подразумевают состояние человека, который лишился части своих органов, членов или функциональных возможностей,   например: люди с параличами или парезами, с ампутированными внутренними органами или конечностями. Психодинамически ориентированные психотерапевты относят к  частичной смерти потерю самоуважения, значимой работы, невозможность довести до конца  дело, которому была посвящена жизнь. Иногда эти потери столь невосполнимы, что человек совершает суицид.41

Элизабет Кюблер Росс, по специальности детский врач–психиатр, работавшая на факультете психопатологии Университета Чикаго, изучала проблему смерти и умирания у современного неверующего человека42. Она создала свою научную школу и вместе со своими учениками занималась изучением  этой проблемы. Она посвятила этому  вопросу более 20 лет жизни и  написала несколько монографий, ставших классикой танатологии. Многолетний опыт наблюдения и работы в качестве психотерапевта с тяжелобольными и опыт тренировочных семинаров с врачами, медсестрами, священниками был обобщен в книге «О смерти и умирании». Элизабет Кюблер Росс  констатировала, что психическое состояние, заболевшего смертельным недугом нестабильно и проходит пять стадий:

Первая стадия — стадия  отрицания и  неприятия трагического факта. Доминирующими в этот период являются высказывания: «Только не я», «Не может быть», «Это не рак» и т.п. У больного растет тревога и напряжение, страх перед будущим. Своеобразной психологической защитой является отрицание фатального заболевания, активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических  методов диагностики. Больной считает установленный диагноз ошибочным, происходит психологическая подмена диагноза на заболевание, не влекущее за собой роковых последствий.

Другая группа пациентов, узнав о смертельном недуге ведет  себя по-иному: они становятся равнодушными, обреченными, бездеятельными. Затем начинают говорить о своем скором выздоровлении.  Эта своеобразная психологическая защита снижает мучительную тревогу и напряжение. Однако уже на первой стадии психотерапевты отмечают, что в сновидениях этих пациентов  приcутствует символика, указывающая на смертельный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце,...).

Вторая   стадия — стадия  протеста.  Когда  первое  потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. «Почему именно я?», «Почему другие будут жить, а я должен умереть?», «Почему так скоро, ведь у меня еще так много дел?» и т.п. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для больного и его родственников. В этот период больной часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, у него прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия. На этом этапе пациенту необходима помощь квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, очень важна помощь членов семьи.

Третья стадия — просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но «не сейчас, еще немного». Многие, даже ранее не верующие пациенты, обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры.

Первые три стадии составляют период кризиса. 

Четвертая стадия — реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает. В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

Пятая стадия — принятие собственной смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он  внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному.43

П.Калиновский, изучая процесс  умирания у верующих христиан, отмечал отсутствие у них описанной стадийности и страха смерти. Он пишет, что «христиане встречают смерть мирно, а иногда и с радостным нетерпение».44

Л. Н. Толстой в повести «Смерть Ивана Ильича» и в романе «Война и мир» (сцена смерти Андрея Болконского) блестяще описал динамику, психологическое состояние умирающих и их близких.

Американский исследователь К. Озис проанализировал 35540 наблюдений, сделанных врачами и медицинскими сестрами у постели умирающих больных, которые он получил, разослав свой опросник и получив ответы от 640 медицинских работников. Он выявил, что в последней 5-ой стадии около 10% лиц были в сознании за 1 час до смерти. По сообщениям медицинского персонала пациенты чаще всего испытывали боль, дискомфорт, реже — безразличие. Лишь у 5%  наблюдались признаки душевного подъема.

В этот период очень часто  наблюдались расстройства восприятия с необычным содержанием, которые чаще всего соответствовали традиционным религиозным представлениям (Рай, Вечный Град, «небеса», необыкновенные пейзажи и животные и т.п.). Галлюцинаторные переживания, как правило, были яркими, образными и очень напоминали таковые при психоделических переживаниях, вызванных ЛСД или мескалином.

Психиатры Хислоп и Баррет еще в начале века описали специфические галлюцинации умирающих: они видят в основном умерших родственников и знакомых, которые хотят им помочь перейти в потусторонний мир. Причем, эти расстройства восприятия протекают на фоне ясного сознания и носят характер «приведений». Они  показали, что характерные черты этих галлюцинаций не зависят от культуральных, религиозных и личностных особенностей пациентов. Они так же не коррелируют с медицинским диагнозом и физиологическим состоянием. В подтверждение этого тезиса K. Osis приводит описание «галлюцинаций умирающих», которые носили характер «приведений» и воспринимались в ясном сознании у больных, не принимающих никаких препаратов, с нормальной температурой и, как правило, не имеющих в анамнезе указаний на органические или психические заболевания.

У Э. Кюблер-Росс есть много  тонких наблюдений и верных обобщений. Однако было бы ошибкой унифицировать ее концепцию психологии умирающего человека. Во-первых, она больше соответствует психологии онкологических больных, с которыми долгое время работала американский ученый и врач. Во-вторых, точнее было бы говорить не о последовательно сменяющих друг друга стадиях, а о психологических аспектах или состояниях умирания, которые в действительности в каждом конкретном случае могут различным образом комбинироваться и переплетаться. Тем не менее, работы Э. Кюблер-Росс стимулировали психологические исследования, посвященные проблемам смерти и умирания. В частности, они подтолкнули ряд ученых к изучению переживаний и видений, возникающих у людей в последние мгновения из жизни.

Широкую известность  в последние годы приобрели работы С. Грофа45. На основе сравнительного анализа переживаний больных шизофренией в период обострения болезни, людей, побывавших в состоянии клинической смерти или находившихся в психоделическом трансе после ЛСД-терапии, американский ученый пытается постигнуть внутренний мир и драму умирающего человека, который уже не в состоянии поделиться с нами своим финальным опытом. С. Гроф приходит к выводу, что умирание коррелятивно с процессом рождения и может быть адекватно понято только в контексте дихотомии: «смерть - повторное рождение». Вот как, например, он описывает одну из фаз психоделического опыта: «Вторая фаза - опыт «безысходности» связывается с первой клинической стадией процесса родов, на которой сокращения матки уже начались, а шейка матки еще закрыта. Мир кажется темным и угрожающим, человек воспринимает ситуацию как клаустрофобический кошмарный сон и испытывает жестокие душевные и физические муки. Конца агонии не видно. Человеческое существование кажется лишенным смысла, абсурдным и даже чудовищным. Основными чертами, отличающими эту фазу от следующей, являются концентрация на роли жертвы, невозможность спасения и безвыходность ситуации. Многие испытуемые говорили о том, что это состояние может быть психологическим прототипом ада»46. Это впечатляющее описание удивительным образом совпадает с тем, что переживал Иван Ильич в рассказе Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» (кстати, широко цитируемого в танатологии): «Все три дня, в продолжение которых для него не было времени, он барахтался в том черном мешке, в который просовывала его невидимая непреодолимая сила. Он бился, как бьется в руках палача приговоренный к смерти, зная, что он не сможет спастись; и с каждой минутой он чувствовал, что, несмотря на все усилия борьбы, он ближе и ближе становился к тому, что ужасало его. Он чувствовал, что мученье его и в том, что он всовывается в эту черную дыру, и еще больше в том, что он не может пролезть в нее»47.

Информация о работе Социальные аспекты танатологии в современном обществе