Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:51, дипломная работа
Целью дипломного исследования стало выявление социальных аспектов танатологии в современном обществе.
Достижение цели предполагало последовательное решение ряда задач:
- исследование проблем танатологии в социально-гуманитарном знании;
- выявление социальных аспектов смертности и продолжительности жизни;
- рассмотрение социально-биологического процесса умирания как завершение жизненного этапа человека;
- проведение эмпирического исследования, которое позволило бы сравнить отношение к смерти молодежи и пожилых людей.
Введение ……………………………………………………………………С. 4
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем танатологии………………………………………………………С. 9
1.1. Проблемы танатологии в социально-гуманитарном знании С. 9
1.2. Социальные аспекты смертности и продолжительности жизни С. 33
Глава 2. Проблемы смерти и умирания: личностный уровень…………………………С. 57
2.1.Умирание как завершение жизненного этапа человека С. 57
2.2. Отношение к смерти: компаративное исследование молодежи и пожилых людей С. 67
Заключение ……………………………………………………………….С. 76
Список используемой литературы …………………………………С. 78
В исследованиях С. Грофа мы находим описание многих интересных и порой уникальных фактов. Вот что рассказывает одна молодая женщина, попавшая в тяжелейшую автомобильную аварию (ее монолог приводят в своей книге американские исследователи Станислав и Кристина Гроф): «За те несколько секунд, пока мой автомобиль был в движении, я испытала ощущения, которые, казалось, охватили века. Необычайный ужас и всепоглощающий страх за свою жизнь быстро сменились ясным сознанием того, что я умру. Как это ни странно, одновременно пришло такое глубокое ощущение покоя и мира, какого я никогда раньше не испытывала. Казалось, я перемещалась с периферии своего существа - тела, заключавшего меня - в самый центр моего «Я», место невозмутимого спокойствия и отдохновения... Время как бы исчезло; я наблюдала свою собственную жизнь: она проходила передо мной, как фильм, очень быстро, но поразительно подробно. Достигнув границы смерти, я как бы оказалась перед прозрачным занавесом. Движущая сила опыта влекла меня через занавес - я была все еще абсолютно спокойна,- и вдруг я осознала, что это не конец, а, скорое, переход. Описать мои дальнейшие ощущения я могу только следующим образом: все части моего существа, чем бы я в тот момент ни была, ощущали континуум за тем, что я раньше считала смертью. Я чувствовала, что сила, направлявшая меня к смерти, а потом за ее пределы, будет вечно вести меня в бесконечную даль.
Как раз в этот момент мой автомобиль врезался в грузовик. Когда он остановился, я огляделась вокруг и поняла, что каким-то чудом осталась жива. Потом произошло нечто поразительное: сидя в груде разбитого металла, я почувствовала, что границы моей личности исчезают, и я начинаю сливаться со всем окружающим - с полицейскими, обломками машины, рабочими с ломами, пытающимися меня освободить, машиной "скорой помощи", цветами на соседней клумбе, телерепортерами. Каким-то образом я видела и чувствовала свои раны, но казалось, что они не имеют ко мне никакого отношения - они были лишь частью быстро расширявшейся системы, включавшей в себя гораздо больше, чем мое тело. Солнечный свет был необыкновенно ярким и золотым, казалось, что и весь мир сияет прекрасным светом. Я ощущала счастье и бьющую через край радость, несмотря на драматизм обстановки, и это состояние сохранялось в течение нескольких дней в больнице. Это происшествие и связанный с ним опыт полностью изменили мое мировоззрение и понятие о существовании. Раньше я не особенно интересовалась вопросами духа и считала, что жизнь заключена между рождением и смертью. Мысль о смерти всегда меня пугала. Я верила, что «мы проходим по сцене жизни лишь однажды», а потом - ничего. Попутно меня мучил страх, что я не успею осуществить в жизни все, чего хочу. Теперь я совершенно по-другому представляю мир и мое место в нем. Мое самоощущение превосходит представление о физическом теле, ограниченном рамками времени и пространства. Я знаю, что я часть огромного безграничного творения, которое можно назвать божественным».
Однако главное здесь - достоверность этих фактов и тех выводов, к которым склоняется американский ученый. Являются ли они беспристрастной и строго выверенной научной экспертизой околосмертных переживаний или суть неправомерная экстраполяция одного класса переживаний на другие, а, может быть, они просто навеяны вполне определенными религиозно-мифологическими воззрениями восточного толка?
В современной биоэтической литературе активно обсуждается вопрос о содействии врачей наступлению смерти у безнадежных, умирающих больных. Одним из центральных вопросов биоэтики является проблема эвтаназии. Эвтаназия (дословно - хорошая смерть) - преднамеренное приближение летального исхода неоказанием медицинской помощи или умерщвлением больного, находящегося в терминальном состоянии, с целью предотвращения его дальнейших страданий.
Пионерами широкого применения эвтаназии были нацистские медики. В 1939 году под названием «эвтаназия» была запланирована программа уничтожения душевнобольных. За год было умерщвлено 27500 человек. После второй мировой войны эти действия медиков были признаны преступными. В 1947 году Всемирная медицинская ассоциация признала эвтаназию неэтичной, что было отражено в «Женевской декларации».
В последнее десятилетие вопросы о добровольном уходе из жизни неизлечимо больных вновь широко обсуждаются как в научной литературе, так и в прессе. Эти дискуссии вызваны не только успехами реаниматологии, которая способствовала расширению пограничной зоны между жизнью и смертью, но и изменением мировоззрения современного человека, который стремится глубже осмыслить и влиять в какой–то степени на последнюю стадию своей жизни - умирание.
В литературе, посвященной эвтаназии вводится жесткое моральное разграничение понятий активной эвтаназии, при которой по желанию больного, находящегося в терминальном состоянии или его родственника вводят смертельную дозу препарата или воздуха внутривенно и пассивной эвтаназии при которой пациенту не вводят жизненно необходимые препараты.
В рамках пассивной эвтаназии выделяются понятия ортотаназии и дистаназии. Польский специалист по медицинскому праву Е. Савицкий (1977) так определяет эти понятия: «дистаназия — поддержание жизни больного с помощью чрезвычайных, иногда очень дорогих и редких средств или лекарств без которых пациент моментально бы умер. Прекращение этих мероприятий называется ортотаназией».48
Что касается активной эвтаназии, то она запрещена практически во всех странах, а в некоторых даже преследуется в уголовном порядке. В Украине, как и в других странах СНГ и Балтии эвтаназия запрещена. Однако, как показывают результаты социологических опросов, медицинские работники неоднозначно относятся к этой проблеме.
В связи с правовой неприемлемостью и уголовной преследуемостью активной эвтаназии в последние годы достаточно интенсивно обсуждается вопрос об автоэвтаназии. По мнению сторонников этого подхода (Хамфри Д., Ларью Дж., Скотт Р.) если обычный суицид – это в различных разновидностях эмоциональное или иррациональное убийство себя, то эвтаназия – это рациональное самоубийство. В соответствии с этой точкой зрения автоэвтаназия этически оправдана при наличии следующих причин:
При этом, первая причина – основная и наиболее распространенная, а вторая – как более редкая. Однако многие критикуют идею автоэвтаназии, полагая, что самоубийство в принципе не может быть рациональным. С клинической точки зрения даже у терминально больных пациентов почти всегда самоубийство происходит под влиянием психического расстройства, а не рационального выбора.
Социологические исследования, проведенные в 1991–1992 г.г. финским институтом гигиены труда и институтом социологии РАН 316 московских врачей различных специальностей по проблеме допустимости эвтаназии показали, что 35% врачей высказалось за эвтаназию. Причем предпочтение эвтаназии отдали невропатологи, анестезиологи и психиатры. Более молодые врачи проявили больший интерес к проблеме эвтаназии и чаще склонны ее допускать.
К сожалению, не у нас было проведено социологическое исследование 200 врачей–психиатров 3-х областей Украины. Среди многочисленных вопросов, направленных на выявление социально–психологических особенностей врачей этой категории был и вопрос об отношении к эвтаназии. 46% респондентов положительно относятся к эвтаназии и только 5% неприемлют ее ни при каких обстоятельствах. Никогда не задумывались над этой проблемой 11% психиатров, не были готовы отвечать на вопрос 25% врачей и 13% не знают, что ответить.
Полученные результаты показали, что вопреки официально провозглашенным юридическим и этическим нормам врачи в различных странах и разных специальностей проявляют большой интерес к этой проблеме, а часть из них склонна допускать эвтаназию. Однако, несмотря на это, в настоящее время в большинстве стран эвтаназия и «ассистируемое самоубийство» считаются неэтичными и каждый подобный случай предается широкой огласке и оценке этическими комитетами при медицинских ассоциациях. Примером может служить история доктора Д. Кеворкяна.
Американский врач Джек Кеворкян, получивший прозвище «доктор смерть», за 5 лет способствовал самоубийству 20 безнадежных больных с помощью изобретенной им «машины смерти». Эти, получившие огласку факты, вызвали противоречивые отклики у медицинских работников. Некоторые специалисты расценили поддерживаемое врачом самоубийство как более предпочтительный перед активной эвтаназией путь для больного. Их оппоненты выдвигали ряд морально–этических соображений против «ассистированного самоубийства». Совет по этике и судебным делам Американской медицинской ассоциации (АМА), рассмотрев многочисленные мнения по этому вопросу вынес следующее решение: «В определенных случаях ассистируемое врачом самоубийство может выглядеть милосердным, однако в связи с возможностью нанесения вреда медицинской профессии оно не может быть оправданным».49
2.2. Отношение к смерти: компаративное исследование молодежи и пожилых людей
В исследовании приняло участие 66 человек, 20 мужчин и 46 женщин. Сразу хотелось отметить, что в рамках данного исследования отличия в понимании проблемы смерти мужчин и женщин не выявлено. В качестве дополнительного индикатора анализа было взято образование респондента, но явной корреляции между ним и восприятием смерти не существует. В некоторых вопросах более полное представление о проблеме представляет степень религиозности респондента, однако существуют и вопросы, где данный индикатор существенной роли не играет. Интерес исследования был связан с изучением возрастных особенностей восприятия смерти, а именно молодежи и пожилых людей. Для удобства анализа были выделены две большие равные возрастные категории от 18 до 30 лет и от 55 лет и старше. В связи с этим были получены следующие результаты.
На вопрос «Как, по-вашему, мнению люди относятся к смерти?» ответы респондентов распределились следующим образом. (62,1%) респондентов считают, что люди «боятся смерти», (27,3%) опрошенных считают, что люди «боятся боли», (22,7%) респондентов полагают, что люди «стараются не думать» о смерти, (21,2%) респондентов считают, что люди испытывают эмоциональное переживание, (6,1%) полагают, что люди «спокойно ждут» смерти, (4,5%) опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос.
Корреляция по возрасту показала, что респонденты выбранных возрастных категорий единогласны в отношении того, что люди «боятся смерти», однако среди респондентов 55 лет и старше чаще встречаются мнения, что люди «боятся боли», что смерти «ждут спокойно», а также испытывают «эмоциональное переживание». Респонденты в возрасте от 18-30 лет чаще указывают, что люди о смерти «не задумываются». Интересным является тот факт, что среди затруднившихся ответить на поставленный вопрос оказались все респонденты, относящиеся к категории от 18-30 лет.
Диаграмма зависимости вопроса «Как, по-вашему, мнению люди относятся к смерти?» от возраста.
Зависимость ответов респондентов от степени их религиозности показала, что опрошенные, считающие, что люди ждут смерти спокойно, относят себя к верующим, среди колеблющихся и неверующих данного варианта ответа нет.
На вопрос «Какие причины смертности чаще встречаются в наше время?» варианты ответов распределились следующим образом. (68,2%) респондентов указывают «болезни», (65,2%) называют «алкоголизм, наркомания», (53%) считают, что «несчастные случаи», (47%) респондентов считают, что среди причин смертности можно выделить «социально-политические конфликты», (16,7%) и (12,1%) опрошенных называют среди причин соответственно «природные катаклизмы» и «насилие».
Корреляция по возрасту показала, что среди причин смертности респонденты в возрасте от 55 лет и старше чаще, чем респонденты более молодой возрастной категории, указывают «болезни» - соответственно (75,8%) и (60,6%); «природные катаклизмы» - (24,2%) и (9,1%); «социально-политические конфликты» - (51,5%) и (42,4%). Респонденты в возрасте от 18-30 лет чаще среди причин смертности указывают «несчастные случаи». И практически единогласны поколения, называя среди причин смертности в наше время «насилие», «алкоголизм, наркомания».
Диаграмма распределения ответов на вопрос
«Какие причины смертности чаще встречаются в наше время?»
На вопрос «Считаете ли Вы, что в современных условиях возрастает опасность смерти?» ответы респондентов распределились следующим образом. (89,3%) респондентов считают, что «да» и «скорее да», и лишь (7,7%) респондентов считают, что «нет» или «скорее нет», (3%) респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
Корреляция по возрасту показала, что мнения респондентов выбранных возрастных категорий практически совпадают и, отвечая на поставленный вопрос, (90,9%) респондентов в возрасте от 55 лет и старше и (87,5%) респондентов в возрасте от 18-30 лет выбрали варианты ответов «да» и «скорее да». Однако среди респондентов чаще указывающих варианты ответов «нет» и «скорее нет» встречаются опрошенные в возрасте от 18-30 лет.
На вопрос «Как Вы относитесь к суициду (самоубийству)?» мнения респондентов распределились следующим образом. (30,3%) респондентов осуждают самоубийство, (46,5%) респондентов не понимают этого, к (8%) опрошенных иногда приходят такие мысли, (15,2%) респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
Корреляция по возрасту показала, что респонденты обеих возрастных категорий осуждают суицид и не понимают этого. Однако респонденты в возрасте от 55 лет и старше чаще указывают, что «иногда приходят такие мысли».
Информация о работе Социальные аспекты танатологии в современном обществе