Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:23, контрольная работа
Диапазон научных интересов Герберта Спенсера довольно широк, но все же наиболее значителен вклад его в социологию. Правда, ценные мысли его часто тонут во множестве малозначащих и уводящих в сторону рассуждений. Интересные идеи приходится вычленять, пользуясь методом, рекомендованным Ричардом Хофштад-тером, писавшим о Ф. Д. Тернере: «Наиболее ценным подходом к мыслителю-историку его типа является не пытаться выявить его ошибки, а спасти то, что является жизнеспособным, отсекая оказавшееся неверным, смягчая чрезмерности, подтягивая слабины и расставляя все по своим местам в ряду пригодных перспектив» [3, р. 119]. Рассмотрение работы Спенсера будет избирательным. Остановимся лишь на социологической проблематике.
Конт выступил упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта философия не имеет ни своего особого предмета, ни своего метода, отличного от методов науки. Позитивная философия является систематизацией наук, того, что есть «научного в науках». Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить всеобъемлющую систему наук, включающую анализ их предметов, методов, законов, сходств и отличий.
Разрабатывая классификацию
наук, Конт опирался на их объективные
признаки. Прежде всего он разделил
науки на абстрактные и конкретные.
Первые изучают законы определенных
категорий явлений, вторые применяют
эти законы к частным областям.
Например, биология — общая абстрактная
наука о жизни, а медицина —
конкретная наука, применяющая общие
законы биологии. Конт выделил пять
абстрактных, теоретических наук: астрономию,
физику, химию, биологию и социологию.
Главные категории естественных
явлений — астрономические, физические,
химические и биологические —
он дополнил категорией общественных
явлений, придав тем самым своей
классификации «всеобщий, необходимый
для ее окончательного конституирования
характер» [9, vol. 1, p. 21]. «Энциклопедическая
лестница» наук Конта создавалась
по принципу возрастания сложности
явлений, изучаемых соответствующими
науками. Социальные явления отличаются
наибольшей сложностью и в то же
время зависимостью от всех других,
что объясняет позднее
Взгляды Конта на науку
отвечали господствовавшему в
Несмотря на общий метафизический характер мировоззрения Конта, в нем все же присутствовали некоторые элементы тического мышления. Отрицая возможность познания отдельных изолированных друг от друга факторов, он настаивал на исследовании их взаимосвязей и требовал рассмотрения их функционирования в рамках больших целостностей, в которые они входят. Так, исследуя деятельность отдельных органов, нужно иметь в виду строение и свойства целого организма, а каждое явление общественной жизни соотносить с такими целостностями, как эпоха, цивилизация, человечество.
Целостный подход являлся главным методологическим постулатом Конта, с позиций которого он критиковал современную ему психологию и политическую экономию. Конт считал, что целостность (организм, общество) в большей мере доступна непосредственному исследованию, чем явления, в ней функционирующие. При этом, если в науках, изучающих неживую природу, познание всегда относительно и не может быть полным, то в биологических и общественных науках оно может быть более совершенным, поскольку касается некоторых конкретных и доступных изучению целостностей. Такая целостность, как человечество, больше всего касается человека, ее познание наиболее ему доступно, поэтому оно достигает наибольшей логической полноты, становится абсолютным.
Позитивный метод Конта
сыграл известную роль в борьбе против
спиритуализма. Подчеркивание высокой
ценности науки, требование ее автономии
и противопоставление официальной
религии и метафизическим спекуляциям
имели прогрессивное значение как
протест против откровенного идеализма
и поповщины. Многие естествоиспытатели
истолковывали позитивизм в духе
естественно-научного материализма. Как
«антифилософское» направление
в философии, стремящееся подняться
«выше основного философского вопроса
и борьбы двух основных направлений
в философии, позитивизм знаменовал
своим появлением кризис буржуазной
духовной культуры и предвещал дальнейшее
его углубление. Но в Польше, России,
Турции, Японии, Китае, Бразилии и некоторых
других странах в конце XIX в. идеи
Конта, Спенсера, Тэна и их учеников
и интерпретаторов сыграли
Методология Конта объединяла разнородные тенденции. Сыграв в свое время известную прогрессивную роль, она в дальнейшем стала все больше тормозить развитие науки, поскольку основывалась на неверном, исторически ограниченном ее толковании. По выражению французского историка науки А. Крессона, «наука, казалось, повсюду свидетельствовала: Конт слишком подрезал ей крылья. Она может больше, чем он думал и говорил» [12, vol. 2, р. 172].
3. Предмет и задачи социологии
Социологию как позитивную
науку Конт противопоставлял теологическим
и метафизическим спекуляциям об
обществе и человеке. С одной стороны,
он критиковал теологов, которые, рассматривая
человека как существо, принципиально
отличное от животного, считали его
созданием бога или провидения. С
другой стороны, критикуя предшествовавших
ему философов-«метафизиков», которые
создавали «социальные утопии»,
он упрекал их в том, что они
понимают общество как создание человеческого
разума, разумной воли индивидов. Социология,
по Конту, единственная наука, которая
изучает, как совершенствуется разум
человека и его психика под
влиянием общественной жизни. Эта мысль
вырастает у Конта в целую
концепцию, согласно которой индивид
является абстракцией, а общество —
действительностью, подчиняющейся
естественным законам. Общественные явления
в отличие от биологических постоянно
находятся в состоянии
Фиксируя внимание на естественном
закономерном характере общественных
явлений, Конт выступал против волюнтаризма
и переоценки роли «великих людей»,
указывал на соответствие политического
режима уровню развития цивилизации. Не
отрицая роли экономического фактора,
он все же считал цивилизацию прежде
всего духовно-психологической
Рассуждения Конта о социологии
как науке, ее предмете и круге
проблем носят весьма абстрактный
характер. Область социологических
исследований очерчивалась Контом очень
широко И неопределенно; она включала
все те исследования, которые выходит
за пределы компетенции других названных
в его классификации наук. Основной
и первоначальной действительностью,
из которой должен исходить исследователь,
является общество, взятое в его
целостности. Конт понимал при этом
органическое единство всего человечества
или какой-то его большой части,
связанной «всеобщим согласием»
(consensus omnium), характеризуемое гармоническим
функционированием его
Однако Конт отмежевывался от упреков в социологическом реализме, считая спор средневековых реалистов и номиналистов анахронизмом, не достойным воскрешения [10, vol. 3, р. 39). Точку зрения реалистов он считал эмпирически недоказуемой и не видел ничего общего между ней и своим целостным подходом к обществу.
Во взглядах Конта можно
усмотреть зачатки того, что впоследствии
стали называть системным подходом
к общественной жизни. Однако Конт не
понимал действительной диалектики
социальных элементов и структуры
и рассматривал элементы социальной
жизни как простые, вечные и неизменные,
а общественное развитие как результат
различных комбинаций одних и
тех же элементов. Плодотворные мысли
об объективированных продуктах
человеческой деятельности, которые
могут явиться предметом
4. Методы социологии
Существенной частью контовской социологии является разработка методов, применимых в исследовании общества. Выступая против умозрительности, с одной стороны, и против крайностей эмпиризма, — с другой, Конт обосновывает применимость в социологии метода наблюдения, а также экспериментального, сравнительного и исторического методов.
Считая математику логикой наук, Конт в то же время возражал против чрезмерного повсеместного использования математических методов. По его мнению, математика является только одним из средств исследования среди многих других и, хотя в принципе все явления могут быть объектами математического анализа, к феноменам, которые отличаются большой сложностью (химия, биология, социология), такой подход неприменим.
Наблюдение, утверждает Конт,
является основным методом исследования
в социологии. Он отвергает сомнения
в возможности получения точных
данных посредством этого метода
в социологии якобы вследствие заведомой
неточности свидетельств очевидцев
исторических событий. Опыт всех других
наук, которые пользуются чужими наблюдениями,
говорит о возможности
Отсутствие позитивной теории, опираясь на которую можно было бы собирать и обобщать факты, составляет, по мнению Конта, главную трудность социологии, которая попадает в порочный круг, поскольку для проведения наблюдений нужна теория, а для создания теории — наблюдения.
В числе менее значительных
трудностей, связанных с наблюдением,
Конт отмечал сложность приобретения
необходимой научной
Конт отмечал большую важность не только непосредственных наблюдений, но и косвенных свидетельств. Например, изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков «могут доставить социологии постоянные полезные средства для позитивного исследования» [9, vol. 4, р. 306]. Эту мысль Э.Дюркгейм развил в требование исследовать в качестве социальных фактов объективированные продукты коллективного сознания.
Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Косвенный, опосредованный эксперимент Конт понимал как исследование патологических отклонений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений, главным образом революционного характера. Общественные пертурбации, потрясающие социальный организм, являются, по мнению Конта, аналогией болезней индивидуального организма. В них ярко выявляются основные законы общественного организма, поскольку болезнь позволяет лучше распознать норму.
Третий метод позитивных
наук, применимый и в социологии,
— это сравнительный метод, при
помощи которого сопоставляется жизнь
народов, живущих одновременно в
разных частях земного шара, с целью
установления общих законов существования
и развития обществ. Для науки
могут быть также полезны, по мнению
Конта, сравнения обществ животных
с человеческим обществом, чтобы
показать их сходства и различия. Наконец,
можно сравнивать общественное положение
различных классов одного и того
же общества, однако вывод о степени
влияния на них основных фаз развития
цивилизации затемняется
Слабость сравнительного метода состоит, по мнению Конта, в том, что он не показывает последовательности социальных состояний, а представляет их как сосуществующие. Это может создать неправильное представление о стадиях эволюции. Поэтому успешно пользоваться сравнительным методом можно только при условии его подчинения определенной теории развития человечества.