Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:23, контрольная работа
Диапазон научных интересов Герберта Спенсера довольно широк, но все же наиболее значителен вклад его в социологию. Правда, ценные мысли его часто тонут во множестве малозначащих и уводящих в сторону рассуждений. Интересные идеи приходится вычленять, пользуясь методом, рекомендованным Ричардом Хофштад-тером, писавшим о Ф. Д. Тернере: «Наиболее ценным подходом к мыслителю-историку его типа является не пытаться выявить его ошибки, а спасти то, что является жизнеспособным, отсекая оказавшееся неверным, смягчая чрезмерности, подтягивая слабины и расставляя все по своим местам в ряду пригодных перспектив» [3, р. 119]. Рассмотрение работы Спенсера будет избирательным. Остановимся лишь на социологической проблематике.
Наиболее соответствующим
природе социальных явлений, специфическим
методом социологии Конт считал исторический
метод — метод «исторического
сравнения различных
Конт подчеркивает, что все индуктивные заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и Проверены в свете «понятий биологической теории человека» [Ibid., р. 334]. Социология, таким образом, рисуется Конту наукой, зависимой от биологии, хотя он решительно возражает против того, чтобы считать социологию «простым отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений» [Ibid., p. 345].
В историческом методе более всего выражена такая особенность социологии, как «необходимость восхождения от целого к части» [Ibid., p. 260]. Согласно Конту, между историей и социологией, которую он иногда зовет «политической наукой», нет различий [Ibid., p. 207]. Вообще господство исторической точки зрения Конт считал знамением своего времени — «важнейшим признаком позитивизма и одновременно его главным итогом» [10, Ibid. 3, р. 1].
Рассуждения о методах
социологии относятся к наиболее
рациональной части контовской системы.
Конт исходит из предположения о
существовании естественных законов
общественной жизни, открытие которых
должно обеспечить возможность создания
науки об обществе. При этом Конт
не отрицал своеобразия общества
по сравнению с природой и искал
специфических методов его
5. Социальная статика
Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, вторая — законы развития и изменения, социальных систем. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть понятны только в единстве.
Эта концепция прямо заострена против индивидуалистических теорий, попыток рассматривать общество как продукт договора между индивидами. Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, неразрывно связано у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать. Он рассматривает прежде всего основные общественные институты — семью, государство, религию — с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции. При этом рассуждения Конта окрашены консервативными тонами, будущее рисуется ему в виде романтически идеализированного прошлого.
Семейные отношения Конт
определяет как нравственно-эмоциональный
союз, основанный на привязанности
и взаимной симпатии. Роль семьи
— служить посредником между
индивидом и родом, воспитывать
молодое поколение в духе альтруизма,
учить его преодолевать врожденный
эгоизм. Семья выступает у Конта
«либо как спонтанный источник нашего
морального воспитания, либо как естественная
база нашей политической организации.
В своем первом аспекте каждая
современная семья
Рассматривая основные семейные отношения — между полами и между поколениями, Конт не отрицает исторической изменчивости семьи. Однако он рассуждает, по существу, о современной ему буржуазной семье, идеализируя ее и не связывая ее анализ с проблемами имущества, наследования, денег и т. п. Конт в патриархальном духе резко возражает против женского равноправия и всячески подчеркивает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины — отца и мужа. Женщина, по его мнению, стоит Ниже мужчин в интеллектуальном отношении, уступает она ему и по силе воли. Общественная роль женщины определяется ее эмоционально-моральными качествами — способностью к сплочению людей и их нравственному просветлению. Задача женщин — облагораживать грубые мужские натуры, пробуждать в них общественные чувства, основанные на солидарности. Отсюда «позитивная теория человеческой семьи в конце концов сводится к систематизации спонтанного влияния женских чувств на мужскую активность» [10, vol. 2, р. 204].
Столь же велика роль женщины
в воспитании подрастающего поколения.
Семья — хранитель и передатчик
традиций, опыта прошлых поколений.
В семье индивид
Аналогом семейных отношений в более широком общественном плане является кооперация, основанная на разделении труда. Каждый здесь делает то, к чему он более всего имеет склонность; все заинтересованы друг в друге. Так возникает «всеобщее согласие» (consensus omnium) и спонтанное взаимодействие индивидов.
Подчеркивая значение эмоциональных и моральных связей, акцентируя момент согласия, Конт отодвигал на задний план экономические отношения и связи, хотя и не отрицал их значения.
Принцип laissez-faire Конт считал абсурдным, способствующим проявлению худших, эгоистических сторон человеческой натуры. Общественная гармония не может установиться там, где господствует конкуренция и эксплуатация [9, vol. 4, р. 429].
Конт видел и отрицательные стороны разделения труда. Оно способствует развитию способностей каждого и подавляет общие склонности; специализация суживает кругозор человека; социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, порождая враждебность к другим профессиям и т. п. [Ibid., p. 429]. Излишнее разделение труда может привести к разложению общества на отдельные корпорации, разрушить его единство, породить конкуренцию, пробудить самые низменные инстинкты.
Из констатации того, что
существует тенденция к разложению
общества, нарушению его органического
единства, Конт выводил необходимость
политической власти правительства
как выразителя «общественного духа».
Социальное назначение правительства,
по Конту, состоит в том, чтобы
предупреждать «эту фатальную склонность
к коренному расхождению в
идеях, чувствах и интересах, которая,
будучи неизбежным результатом самого
принципа человеческого развития, могла
бы, если бы она не встречала на своем
пути препятствий, неизбежно привести
к остановке социального
Разработка проблем духовной
жизни, лозунг жить для других, этика
обязанностей Конта не привлекли
много сторонников. Конт не мог правильно
поставить, а тем более разрешить
важнейшие социальные проблемы. Он
идеалистически недооценивал роль экономических
отношений и преувеличивал роль
духовных. Разделение труда Конт рассматривал
не столько как экономический
институт, а как род морально-
6. Социальная динамика
«Позитивную теорию общественного
прогресса» [9, vol. 4, р. 232] Конт назвал социальной
динамикой. Это была «абстрактная история»,
история «без имен, лиц и даже
без названий народов» [Ibid., р. 14]. Сознательно
абстрагируясь от многообразия конкретных
форм исторического развития, Конт
создал схему, опираясь на примеры, взятые
из истории «наиболее
Разбирая роль различных факторов, влияющих на общественное развитие, Конт делил их на первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. Ко вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека. Вторичные факторы могут только ускорить или замедлить прогресс общества, который совершается закономерно и стадии которого не могут быть изменены.
Подразделяя прогресс на материальный
(улучшение внешних условий
Важнейшими показателями развития разума являются, по Конту, наиболее общие абстрактные понятия, поэтому о степени развития обществ можно судить по соответствующим философским системам. Каждому этапу развития человеческого разума, который закономерно проходит через три главные стадии: теологическую, метафизическую и позитивную, соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства.
Закон трех стадий — краеугольный
камень контовской социальной динамики
— является одновременно историческим
и логическим законом: три стадии
развития человеческого ума
Теологическую, или физическую
стадию, охватывающую древность и
раннее средневековье (до 1300 г.), Конт делил
на три периода: фетишизм, политеизм
и монотеизм. При фетишизме люди
приписывали жизнь внешним
Эпоха монотеизма — это
эпоха христианства. Религия одного
бога изменяет образ мира, политические
и общественные отношения, обычаи, мораль.
Конт пространно описывал якобы необыкновенную
гармонию между средневековым
Метафизическая стадия, охватывающая 1300—1800 гг., казалась Конту переходной эпохой, для которой характерно разрушение старых верований — фундамента общественного порядка. Реформация, философия Просвещения, революция («политический триумф метафизиков и правовиков» [Ibid., vol. 6, p. 287]) — таковы важнейшие события этой эпохи. Негативная критическая философия привела к упадку все авторитеты, власть господствующих классов, религии. Однако, эмансипировав личность и угнетенные классы, революция, по мнению Конта, не создала доктрины, которые могли бы объединить умы. Концепции французских революционеров, считает Конт, были основаны на незнании истории и ее законов. Стремиться к революционным изменениям — значит идти против законов истории, нарушать ее закономерный ход, ввергать общество в болезненное состояние и т. п. «Метафизический дух», родившийся в эту эпоху, санкционировал философские сомнения, моральную испорченность и политический беспорядок. Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая придет на смену ложным, фиктивным доктринам и выполнит интегрирующую общественную роль.