Социология Герберта Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Диапазон научных интересов Герберта Спенсера довольно широк, но все же наиболее значителен вклад его в социологию. Правда, ценные мысли его часто тонут во множестве малозначащих и уводящих в сторону рассуждений. Интересные идеи приходится вычленять, пользуясь методом, рекомендованным Ричардом Хофштад-тером, писавшим о Ф. Д. Тернере: «Наиболее ценным подходом к мыслителю-историку его типа является не пытаться выявить его ошибки, а спасти то, что является жизнеспособным, отсекая оказавшееся неверным, смягчая чрезмерности, подтягивая слабины и расставляя все по своим местам в ряду пригодных перспектив» [3, р. 119]. Рассмотрение работы Спенсера будет избирательным. Остановимся лишь на социологической проблематике.

Файлы: 1 файл

Социология Герберта Спенсера.docx

— 95.82 Кб (Скачать файл)

Свидетельством того, что  общество постепенно вступает в последнюю, позитивную эру, служит распространение  наук, рост их общественного значения и создание теории позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической  эпохи. Гармоническое и равномерное  развитие всех элементов жизни гарантирует  использование научных открытий на пользу всему человечеству. Характерными чертами позитивной эпохи являются победа альтруизма над эгоизмом, рост социальных чувств, быстрое развитие материальной культуры, обеспечивающей все более легкую и приятную жизнь, справедливость и мир.

По сравнению с некоторыми современными и предшествовавшими  историческими и философско-социологическими сочинениями контовская социальная динамика была не лишена известных  достоинств. Конт пытался раскрыть закономерность социальной эволюции, которой не замечали историки-волюнтаристы. Теориям естественного права  и общественного договора он противопоставил  исторический подход, а либеральному индивидуализму — точку зрения общества как целого. Плодотворен был и  его историко-эволюционный подход к  религии, развитие которой Конт связывал с широким кругом социально-политических отношений, хотя единство общества и  связь между определенными формами  религии и социально-политической организации он выводил не из экономической  структуры, а из идейной общности.

Но, положив закон трех стадий в основу своей социальной динамики, Конт отказался от анализа  многообразия конкретных форм исторического  развития народов, приводил в качестве иллюстраций только те факты, которые  подтверждали сконструированную им схему. Теория общественного развития Конта была не более чем метафизической, умозрительной схемой. Ни истинной специфики общественной жизни, ни движущих сил истории, ни тем более направления  будущего развития общества Конт определить не мог.

7. Позитивная политика

Принципиальная слабость теории Конта становится особенно наглядной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию  своей положительной программы  «социальной политики». Конт придавал этой части своего труда важное значение. В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы. В соответствии с этим Конт проповедует субъективный метод в политике. «Один труд (Конт имел в виду «Курс позитивной философии». — Авт.) вызвал из науки философию, другой) («Позитивная политика». —  Авт.) — превратил философию в  религию, окончательную и совершенную» [10, Ibid. 1, p. 448].

Место бога в этой новой  религии занимает общество, которое  индивид должен почитать как высшее существо (Grand Etre), которому он всем обязан.

Позитивизм как «религия человечества» проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание. Из идеи единения чувств и разума Конт выводил  большую общественную роль ученых и  артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и блюстителями нового религиозного культа. Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие события  в жизни человека, сам крестил  и женил своих учеников. Не была чужда Конту и идея позитивистской церкви, цель которой — объединение  сначала единоверцев, а затем  людей всего мира. Позитивистская федерация народов с штаб-квартирой  в Париже была призвана обеспечить вечный мир на Земле.

В осуществлении этой расплывчатой программы Конт придавал решающее значение пролетариату. «Только наши пролетарии могут стать действительными  помощниками новых философов» [10, vol. 1, р. 129 — 130].

Однако для этого пролетариат  должен полностью порвать с социалистическими  учениями, посягавшими на институт собственности, который позитивисты  считали священным. Конт резко выступал против идей коммунизма и тезиса, что  «от форм собственности зависит  регуляция человеческой деятельности» [Ibid p. 152]. В позитивистском обществе собственность должна была рассматриваться  как аккумуляция общественного  богатства, а те люди, которые сумели создать и приумножить собственность, — как служители человечества. В «Рассуждении о целостности  позитивизма» Конт выдвинул неясную  идею о промышленном патрициате, состоящем  из промышленников и технических  специалистов, из которого должны выбираться три диктатора (триумвират), руководящие делами промышленности, сельского хозяйства и финансов, сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. Моральная же власть должна была быть отделена от политического и хозяйственного управления и находиться в руках специально предназначенных для ее осуществления людей — философов и деятелей искусства.

«Систематический социализм» Конта, который он противопоставлял «спонтанному социализму» рабочих, был фактически весьма туманной мелкобуржуазной  утопией.

Пространные рассуждения  о всеобщей любви, порядке и прогрессе  прикрывали реакционный политический смысл идеи корпоративного строя, в  котором духовный авторитет сосредоточен у касты философов, материальные возможности и власть — у капиталистов, а на долю пролетариата оставался  труд, приносящий ему моральное удовлетворение и общественное признание.

Социальные преобразования, прокламированные Контом, были направлены не на ликвидацию антагонистических  общественных отношений, порождаемых  частной собственностью, а на изменение  отношений между людьми, на интеллектуально-моральную  реформу сознания. Учение Конта было антитезой все шире проникавшему во Францию марксизму, типичной доктриной  «середины».

8. Место Конта  в истории социологии

При жизни Конта его  философские и общественно-политические идеи были сравнительно мало влиятельны. Однако начиная с 60-х годов XIX в. интерес  к позитивизму как философской  доктрине возрос. Особенно важное значение имела апелляция позитивизма  к строгому положительному знанию в  противовес спекулятивным метафизическим построениям, отвечавшая внутренним потребностям развития науки. Позитивистами провозглашали  себя многие видные естествоиспытатели. Возникла позитивистская историография (Генри Томас Бокль, Ипполит Тэн), позитивистская теория культуры (Эрнст  Ренан), позитивистская криминология (Чезаре Ломброзо), позитивистская логика и  психология, теория литературы и искусства, даже позитивистская «метафизика» (Вашеро, Фулье).

Роль Конта в истории  социологии весьма противоречива. Почти  полностью синтезировав многие основные идеи обществоведения своего времени, он заострил их против спекулятивно-умозрительного подхода к общественной жизни  и теологических концепций. Апелляция  к положительному знанию, признание  закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структуры общества — все  это оказало в свое время сильное  влияние на развитие обществоведения. Столетие со дня смерти Конта (1957 г.) торжественно отмечалось по решению  Всемирного Совета Мира. Историки социологии отмечают творческий ум Конта [11, р.41], его  энциклопедичность, некоторые авторы даже проводят параллели между Контом и Гегелем [14, 15]. По словам одного современного французского исследователя, «чтение  Конта оставляет впечатление  чтения нашего современника... его произведения не перестают быть актуальными» [8, р. 218].

Действительно, многие идеи и понятия, выдвинутые Контом, прочно вошли в оборот западной социологической  мысли. К таким идеям принадлежит  взгляд на общество как на органическое целое, развитый в органицистских теориях, а также в социологической  концепции наиболее крупного последователя  Конта во Франции Э. Дюркгейма  и позднее в структурном функционализме Т. Парсонса [13]. Плодотворным было разграничение  законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем. Эта тема стала ведущей во французской  социологической школе. Большое  влияние на обществоведение оказала  контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам  естественно-научного знания.

Однако многие идеи, ассоциирующиеся  с именем Конта, были фактически выдвинуты  его предшественниками, в частности  Сен-Симоном. Кроме того, социологической  концепции Конта, как и всей позитивистской социологии, свойственны два коренных порока: идеализм, выражающийся у Конта  в законе трех стадий и в по пытках объяснить исторические изменения  прежде всего влиянием идей, и метафизичность, антидиалектичность [5, с.19]. Последняя  выразилась, в частности, в умозрительной  природе его теории прогресса [3]. .

Социология Конта полна  внутренних противоречий. Требуя реформ, основанных на позитивном знании общества, он в то же время фактически отвергал возможность вмешательства в  ход исторического процесса. Его  программа социально-политической реорганизации общества вдохновлялась  консервативным общественным идеалом. По меткому замечанию Козера, Конт «разрывался между двуедиными требованиями порядка и прогресса» [11, р. 41]. Стремясь сделать социальную науку «позитивной», утверждая, что и «в этой области  можно прийти к заключениям, столь  же достоверным, как выводы геометрии» [6, с. 53], Конт включал в социальную науку и элементы религиозного мышления, требуя принимать постулаты и  догмы социологии без размышлений  и анализа, верить в них, не допуская сомнений. Это низводило принципы науки до уровня обыденного сознания. Сам Конт нередко утверждал, что  позитивная философия является лишь модификацией обычного здравого смысла. Тем самым наука лишалась своего существеннейшего качества — антидогматизма.


Информация о работе Социология Герберта Спенсера