Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция
Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?
Раздел
первый
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ
Наблюдая
за поведением человека в обществе, известный
француз-
ский социальный психолог Серж
Московичи подметил
парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут
себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными
и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно,
что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя
определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку,
почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо,
женятся и разводятся и т. д.?
Ответить
на эти и подобные вопросы стремились
различные ученые и
мыслители, начиная с древности. Однако
наиболее целостное представ-
ление о структуре и причинах социальных
взаимодействий людей дает
социология.
Родоначальником
социологии считается французский ученый Огюст
Конт (1798 - 1857),
определивший предмет и метод науки. Первоначаль-
но для обозначения самостоятельной науки
об обществе О. Конт исполь-
зовал термин "социальная
физика". Находясь
под влиянием крупных дос-
тижений в области естественных наук,
он был уверен, что если бы со-
циологи использовали те же методы, что
и химики, физики (наблюдение,
эксперимент, сбор эмпирических данных),
они смогли бы познать скры-
тые законы, управляющие поведением и
отношениями людей. По мне-
нию О. Конта, наука об обществе должна
изучать социальную действи-
тельность так же, как науки о природе
изучают физическую. Он полагал,
что "социальные явления подчинены
естественным законам, следова-
тельно, они также поддаются научному
диагнозу, как и другие явления".
Позже
О. Конт изобрел термин
"социология", состоящий
из необычно-
го соединения двух слов: лат. societas -
общество и греч. logos
- учение.
Поэтому если следовать названию, то социологию
можно определить
буквально как науку об обществе.
Однако
общество представляет собой слишком
сложный объект, раз-
личные стороны которого изучаются несколькими
группами наук,
имеющими сходный предмет исследования.
Среди них можно выделить
социальную философию, антропологию, историю,
экономику, политоло-
гию, юриспруденцию, культурологию, социальную
психологию и т. д.
Выявление специфики социологии связано
с уяснением особенностей ее
предмета и социологического способа
изучения общества по сравнению с
другими общественными науками.
Лекция 1. Социология как наука
и учебная дисциплина
1. Что изучает социология
В
современной социологической науке не
существует единства взгля-
дов относительно ее предмета. Можно выделить
три точки зрения на
данную проблему.
Первая
точка зрения, которая
не является популярной, определяет со-
циологию предельно широко -
как совокупность
всех общественных наук,
изучающих мир социальных явлений. Подобная
интерпретация лишает со-
циологию самостоятельного предмета,
а следовательно, статуса теорети-
ческой науки, низводя ее в лучшем случае
к совокупности приемов и
методов социологического анализа (интервьюирования,
анкетирования,
опроса и т. д.).
Методологический
изъян данной точки зрения состоит в отождеств-
лении понятий "объект науки" и "предмет
науки". Известно, что любая
наука, как особый вид человеческой деятельности,
направлена на позна-
ние природных и общественных явлений
путем формулирования законов
их развития и функционирования. Каждая
из них имеет свой объект ис-
следования. Под объектом
исследования понимаются
явления и процессы
материального и нематериального мира,
сфера объективной реальности,
окружающей человека и существующей независимо
от его сознания, на
познание которой направлен интерес конкретного
ученого. В связи с
этим общество является объектом исследования
всех общественных наук.
Однако
предметом изучения каждой конкретной
общественной науки
выступает не все общество в единстве
его свойств и признаков, а та
или
иная сторона, элементы связи, отношения,
формы их проявления. Следовательно, предметом
науки являются
выделенные из объекта посредством практических
и познавательных действий исследователя
элементы, стороны, устойчивые связи и
отношения между ними, сформулированные
в виде законов их развития и функционирования.
В
отличие от объекта познания предмет науки
существует лишь в го-
лове ученого в форме знания, выражая тем
самым его активное отноше-
ние к окружающему миру.
Вторая
точка зрения, напротив,
рассматривает социологию узко -
как
науку о социальных
процессах, существующих наряду с экономическими,
политическими, духовными и не изучаемых
другими науками. Термин
"социальное" в этом случае не является
тождественным понятию "обществен-
ное", а понимается как определенный
вид бытия групп, слоев, общно-
стей. Социальная жизнь интерпретируется
как одна из сфер обществен-
ной жизни, содержанием которой являются
процессы организации,
взаимодействия и взаимовлияния человеческих
групп и общностей.
Однако
вряд ли правомерно превращать социологию
в специальную
или частную теорию социальных групп и
общностей, хотя бы на том ос-
новании, что социальные отношения носят комплексный характер
и не-
сводимы ни к экономическим, ни к политическим,
ни к духовным отношениям. Поведение класса,
нации, демографической группы (мужчин,
женщин, молодежи, пенсионеров) обусловлено
всей совокупностью об-
щественных отношений, а не только, например,
экономическими.
Преобладающей
является третья
точка зрения, согласно
которой со-
циология изучает не отдельную сферу жизни
общества, а целостность
общественной жизни в системном
единстве всех
ее компонентов. Сис-
темный анализ предполагает изучение
общества в трех взаимосвязанных
аспектах: структурном, функциональном
и динамическом. Социология
рассматривает человеческое общество,
исходя из того, что поведение
конкретного индивида обусловлено занимаемой
им строго определенной
позицией или социальным статусом (например,
статусом президента,
бюрократа, врача, учителя и т. д.). Индивиды
со сходными социальными
статусами занимают в обществе близкие
друг к другу места и образуют
социальные общности и группы с присущими
только им определенными
специфическими и устойчивыми связями.
В соответствии с занимаемым
статусом каждый индивид и социальные
группы вступают во взаимодейст-
вие с другими общностями с целью реализации
своих потребностей. Следо-
вательно, социология
- это наука, изучающая
законы строения (структуры), функционирования
и развития исторически конкретных обществ,
реализующиеся в действиях и взаимодействиях
индивидов, групп и общностей.
Подобное
понимание предмета социологии позволяет
выявить его не-
которые специфические
признаки.
Во-первых, статическая
сторона предмета
социологии связана с тем,
что она изучает структуры общества, их
элементы и условия существова-
ния. Данный аспект предмета социологии
акцентирует внимание на обу-
словленность поведения людей их социальными
позициями, то
есть взаим-
ным расположением в обществе в зависимости
от обладания различными
ресурсами: властью, собственностью, престижем,
объемом знаний и т. д.
Во-вторых, динамическая
сторона предмета
выражается в том, что со-
циология исследует характер и формы взаимодействия
индивидов и
групп, посредством которых осуществляется
воспроизводство социальной
структуры.
В-третьих,
социальные процессы, происходящие в структурах
общест-
ва, социология познает путем анализа
фактов (например,
роста преступ-
ности), формулирования
гипотезы (предположения
о характере причинно-
следственных связей, в частности, что
преступность является следствием
низкого уровня жизни значительной части
населения) и построения
теории, целостно
объясняющей природу данного явления
или процесса.
В этом проявляется особый социологический
способ изучения общества.
2. Основные парадигмы социологии
Общество
представляет собой достаточно сложный
объект исследова-
ния, чтобы его сущность могла бы быть
раскрыта с помощью какой-либо
одной теории. В зависимости от научных
ориентации и идейных при-
страстий социологи при анализе общества
используют различные познавательные
принципы и приемы его отображения, которые
задают логику
организации полученных знаний. Совокупность
основных методологичес-
ких положений, принципов, формирующих
изначальные критерии и установки на определенное
понимание социальных явлений, соответствующий
подбор и интерпретацию эмпирических
факторов, называется парадигмой.
Термин
"парадигма" ввел в научный оборот
американский ученый
Т. Кун в
20-е гг. XX в. для обозначения концепции.
Если модель теоре-
тического истолкования группы социальных
явлений рассматривается
представителями определенной научной
дисциплины в качестве образца,
то она становится
основой целой научной традиции. Эта модель
переста-
ет быть образцом интерпретации социальных
фактов в рамках опреде-
ленной научной дисциплины с того момента,
когда она оказывается не-
способной объяснить новые явления. Тогда
происходит смена парадигм,
вместе с которой происходят изменения
не только концепций, приорите-
тов и познавательных принципов, но и отношений
к объекту исследова-
ния, его целям, подходам.
За
200 лет в социологической науке также происходила
смена пара-
дигм, каждая из которых достаточно избирательна
в оценке эмпиричес-
ких фактов, обусловливающих поведение
людей, групп, общностей.
Многообразие
парадигм социологической науки условно
можно раз-
делить на две группы: макросоциологические и микросоциологические. Их
различия обусловлены изначальными установками
на определенное по-
нимание общества:
Условность
такого выделения связана с тем, что подчас
непросто про-
вести границу между этими двумя уровнями
анализа общества, поскольку
они взаимозависимы. Преодолеть указанный
разрыв пытались многие
социологи. По этой причине возник и третий
ряд парадигм, который
можно условно назвать интегральными. Сторонники
данного подхода по-
лагают, что ни структура, ни действия
не могут существовать независимо
друг от друга. Так, американский социолог Питирим
Сорокин (1889 -
1969) рассматривал общество в контексте
его взаимоотношений с инди-
видом и группами, которые обусловлены
культурой.
Однако
для лучшего понимания социологической
науки мы остановимся
на анализе макро- и микросоциологических
парадигм.
Макросоциологические парадигмы
В
анализе общества сторонники подобного
подхода главное внимание
уделяют выявлению социальных структур,
определению характера их
взаимодействия. Социальные явления -
структуры, институты (семья, религия,
экономика и т. д.) - рассматриваются как
объективные "вещи"
(по Э. Дюркгейму), не
зависящие от идей и мнений членов
общества.
В связи с этим макросоциологические парадигмы
можно квалифициро-
вать как объективистские. Первичной
клеточкой общества при таком
подходе выступают социальные
институты, которые обусловливают
по-
ведение индивидов,
входящих в них с момента рождения.
По этой
причине, например, верующий и атеист различным
образом
будут относиться к мошенничеству: первый
будет считать его грехом, а
второй, возможно, найдет ему мирское оправдание.
Объективистские
парадигмы стремятся выявлять законы
строения, развития и функциони-
рования общества, которые проявляются
во взаимодействии его структур.
В основе их взаимодействия может быть
либо консенсус (согласие),
либо
конфликт интересов.
В связи с этим среди макросоциологических парадигм обычно выделяют две теории: теорию функционализма и теорию конфликта.
Родоначальником функционализма считается
английский социолог
Герберт Спенсер (1820
- 1903), который рассматривал социологию
как
единственную науку. В соответствии с
этой методологической установкой Спенсер
отождествлял общество с живым организмом,
подобно че-
ловеческому телу. Каждый орган человеческого
тела (мозг, сердце, руки,
желудок и т. д.) выполняет конкретную функцию
в процессе поддержа-
ния жизни всего организма. Связанные
между собой общей целью, раз-
личные органы человеческого тела образуют
взаимосвязанную систему.
Если один орган прекращает функционировать
или действует недоста-
точно, организм не может функционировать
нормально и, возможно,
полностью выходит из строя. Социолог-функционалист
рассматривает
общество как организм, состоящий из взаимосвязанных
частей: военной,
экономической, медицинской, религиозной
и т. д., каждая из которых
выполняет свою функцию. И чем больше различий
между этими функ-
циями, тем труднее одной части заменить
другую.
Существенным
дополнением к первоначальной теории
антропологи-
ческого функционализма Г. Спенсера стала
идея французского социолога
Эмиля Дюркгейма (1858
- 1917) о связи социальных структур с моральными
ценностями. Если
общество состоит из элементов (государства,
религии, се-
мьи, образования), каждый из которых влияет
на существование всей систе-
мы, то понять место каждого из них можно,
лишь анализируя его функции.
Э. Дюркгейм не
только ранжировал общество на структуры
по их функци-
ям, но и объяснил, что они взаимодействуют
друг с другом на основе
преобладающих в обществе верований и
системы ценностей.
Современный
функционализм акцентирует внимание не
только на
ранжировании социальных структур по
функциям, но и главным образом
на способах достижения социальной интеграции,
устойчивости общества
как системы, преодоления дисфункциональное
в деятельности соци-
альных институтов (то есть неэффективного
выполнения ими своих
функций). Так, автор современной версии
функционализма Талкотт
Парсонс (1902 - 1979)
анализирует общество в контексте функциональных
требований, которые обеспечивают стабильность
и выживание социаль-
ной системы. По его мнению, общество -
это хорошо интегрированная сис-
тема, состоящая из экономической, социальной,
политической, духовной
подсистем, которые выполняют соответственно
функции адаптации, интег-
рации, целедостижения, поддержания существующей
модели. Устойчи-
вость и интеграция общества как системы
достигаются благодаря согла-
сию большинства граждан страны следовать
единой системе ценностей.
Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.