Социология как наука и учебная дисциплина.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция

Описание работы

Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?

Файлы: 1 файл

05. Лекция. Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина..doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Раздел первый 
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз- 
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный 
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным 
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда 
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они 
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся 
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по- 
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?

Ответить на эти и подобные вопросы стремились различные ученые и 
мыслители, начиная с древности. Однако наиболее целостное представ- 
ление о структуре и причинах социальных взаимодействий людей дает 
социология.

Родоначальником социологии считается французский ученый Огюст 
Конт (1798 - 1857), определивший предмет и метод науки. Первоначаль- 
но для обозначения самостоятельной науки об обществе О. Конт исполь- 
зовал термин "социальная физика". Находясь под влиянием крупных дос- 
тижений в области естественных наук, он был уверен, что если бы со- 
циологи использовали те же методы, что и химики, физики (наблюдение, 
эксперимент, сбор эмпирических данных), они смогли бы познать скры- 
тые законы, управляющие поведением и отношениями людей. По мне- 
нию О. Конта, наука об обществе должна изучать социальную действи- 
тельность так же, как науки о природе изучают физическую. Он полагал, 
что "социальные явления подчинены естественным законам, следова- 
тельно, они также поддаются научному диагнозу, как и другие явления".

Позже О. Конт изобрел термин "социология", состоящий из необычно- 
го соединения двух слов: лат. societas - общество и греч. logos - учение. 
Поэтому если следовать названию, то социологию можно определить 
буквально как науку об обществе.

Однако общество представляет собой слишком сложный объект, раз- 
личные стороны которого изучаются несколькими группами наук, 
имеющими сходный предмет исследования. Среди них можно выделить 
социальную философию, антропологию, историю, экономику, политоло- 
гию, юриспруденцию, культурологию, социальную психологию и т. д. 
Выявление специфики социологии связано с уяснением особенностей ее 
предмета и социологического способа изучения общества по сравнению с 
другими общественными науками.

 

Лекция 1. Социология как наука

и учебная дисциплина

1. Что изучает социология

В современной социологической науке не существует единства взгля- 
дов относительно ее предмета. Можно выделить три точки зрения на 
данную проблему.

Первая точка зрения, которая не является популярной, определяет со- 
циологию предельно широко - как совокупность всех общественных наук, 
изучающих мир социальных явлений. Подобная интерпретация лишает со- 
циологию самостоятельного предмета, а следовательно, статуса теорети- 
ческой науки, низводя ее в лучшем случае к совокупности приемов и 
методов социологического анализа (интервьюирования, анкетирования, 
опроса и т. д.).

Методологический изъян данной точки зрения состоит в отождеств- 
лении понятий "объект науки" и "предмет науки". Известно, что любая 
наука, как особый вид человеческой деятельности, направлена на позна- 
ние природных и общественных явлений путем формулирования законов 
их развития и функционирования. Каждая из них имеет свой объект ис- 
следования. Под объектом исследования понимаются явления и процессы 
материального и нематериального мира, сфера объективной реальности, 
окружающей человека и существующей независимо от его сознания, на 
познание которой направлен интерес конкретного ученого. В связи с 
этим общество является объектом исследования всех общественных наук.

Однако предметом изучения каждой конкретной общественной науки 
выступает не все общество в единстве его свойств и признаков, а та или 
иная сторона, элементы связи, отношения, формы их проявления. Следовательно, предметом науки являются выделенные из объекта посредством практических и познавательных действий исследователя элементы, стороны, устойчивые связи и отношения между ними, сформулированные в виде законов их развития и функционирования.

В отличие от объекта познания предмет науки существует лишь в го- 
лове ученого в форме знания, выражая тем самым его активное отноше- 
ние к окружающему миру.

Вторая точка зрения, напротив, рассматривает социологию узко - как 
науку о социальных процессах, существующих наряду с экономическими, политическими, духовными и не изучаемых другими науками. Термин "социальное" в этом случае не является тождественным понятию "обществен- 
ное", а понимается как определенный вид бытия групп, слоев, общно- 
стей. Социальная жизнь интерпретируется как одна из сфер обществен- 
ной жизни, содержанием которой являются процессы организации, 
взаимодействия и взаимовлияния человеческих групп и общностей.

Однако вряд ли правомерно превращать социологию в специальную 
или частную теорию социальных групп и общностей, хотя бы на том ос- 
новании, что социальные отношения носят комплексный характер и не- 
сводимы ни к экономическим, ни к политическим, ни к духовным отношениям. Поведение класса, нации, демографической группы (мужчин, 
женщин, молодежи, пенсионеров) обусловлено всей совокупностью об- 
щественных отношений, а не только, например, экономическими.

Преобладающей является третья точка зрения, согласно которой со- 
циология изучает не отдельную сферу жизни общества, а целостность 
общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов. Сис- 
темный анализ предполагает изучение общества в трех взаимосвязанных 
аспектах: структурном, функциональном и динамическом. Социология 
рассматривает человеческое общество, исходя из того, что поведение 
конкретного индивида обусловлено занимаемой им строго определенной 
позицией или социальным статусом (например, статусом президента, 
бюрократа, врача, учителя и т. д.). Индивиды со сходными социальными 
статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют 
социальные общности и группы с присущими только им определенными 
специфическими и устойчивыми связями. В соответствии с занимаемым 
статусом каждый индивид и социальные группы вступают во взаимодейст- 
вие с другими общностями с целью реализации своих потребностей. Следо- 
вательно, социология - это наука, изучающая законы строения (структуры), функционирования и развития исторически конкретных обществ, реализующиеся в действиях и взаимодействиях индивидов, групп и общностей.

Подобное понимание предмета социологии позволяет выявить его не- 
которые специфические признаки.

Во-первых, статическая сторона предмета социологии связана с тем, 
что она изучает структуры общества, их элементы и условия существова- 
ния. Данный аспект предмета социологии акцентирует внимание на обу- 
словленность поведения людей их социальными позициями, то есть взаим- 
ным расположением в обществе в зависимости от обладания различными 
ресурсами: властью, собственностью, престижем, объемом знаний и т. д.

Во-вторых, динамическая сторона предмета выражается в том, что со- 
циология исследует характер и формы взаимодействия индивидов и 
групп, посредством которых осуществляется воспроизводство социальной 
структуры.

В-третьих, социальные процессы, происходящие в структурах общест- 
ва, социология познает путем анализа фактов (например, роста преступ- 
ности), формулирования гипотезы (предположения о характере причинно- 
следственных связей, в частности, что преступность является следствием 
низкого уровня жизни значительной части населения) и построения 
теории, целостно объясняющей природу данного явления или процесса. 
В этом проявляется особый социологический способ изучения общества.

2. Основные парадигмы социологии

Общество представляет собой достаточно сложный объект исследова- 
ния, чтобы его сущность могла бы быть раскрыта с помощью какой-либо 
одной теории. В зависимости от научных ориентации и идейных при- 
страстий социологи при анализе общества используют различные познавательные принципы и приемы его отображения, которые задают логику 
организации полученных знаний. Совокупность основных методологичес- 
ких положений, принципов, формирующих изначальные критерии и установки на определенное понимание социальных явлений, соответствующий подбор и интерпретацию эмпирических факторов, называется парадигмой.

Термин "парадигма" ввел в научный оборот американский ученый 
Т. Кун в 20-е гг. XX в. для обозначения концепции. Если модель теоре- 
тического истолкования группы социальных явлений рассматривается 
представителями определенной научной дисциплины в качестве образца, 
то она становится основой целой научной традиции. Эта модель переста- 
ет быть образцом интерпретации социальных фактов в рамках опреде- 
ленной научной дисциплины с того момента, когда она оказывается не- 
способной объяснить новые явления. Тогда происходит смена парадигм, 
вместе с которой происходят изменения не только концепций, приорите- 
тов и познавательных принципов, но и отношений к объекту исследова- 
ния, его целям, подходам.

За 200 лет в социологической науке также происходила смена пара- 
дигм, каждая из которых достаточно избирательна в оценке эмпиричес- 
ких фактов, обусловливающих поведение людей, групп, общностей.

Многообразие парадигм социологической науки условно можно раз- 
делить на две группы: макросоциологические и микросоциологические. Их 
различия обусловлены изначальными установками на определенное по- 
нимание общества:

  • либо как целостной системы, состоящей из внутренне упорядоченных 
    взаимодействий общественных структур (политической подсистемы, 
    экономической подсистемы, культуры, религии и т. д.);
  • либо общество рассматривается в контексте повседневного взаимо- 
    действия индивидов.

Условность такого выделения связана с тем, что подчас непросто про- 
вести границу между этими двумя уровнями анализа общества, поскольку 
они взаимозависимы. Преодолеть указанный разрыв пытались многие 
социологи. По этой причине возник и третий ряд парадигм, который 
можно условно назвать интегральными. Сторонники данного подхода по- 
лагают, что ни структура, ни действия не могут существовать независимо 
друг от друга. Так, американский социолог Питирим Сорокин (1889 - 
1969) рассматривал общество в контексте его взаимоотношений с инди- 
видом и группами, которые обусловлены культурой.

Однако для лучшего понимания социологической науки мы остановимся 
на анализе макро- и микросоциологических парадигм.

 

 

Макросоциологические парадигмы

 

В анализе общества сторонники подобного подхода главное внимание 
уделяют выявлению социальных структур, определению характера их 
взаимодействия. Социальные явления - структуры, институты (семья, религия, экономика и т. д.) - рассматриваются как объективные "вещи" 
(по Э. Дюркгейму), не зависящие от идей и мнений членов общества. 
В связи с этим макросоциологические парадигмы можно квалифициро- 
вать как объективистские. Первичной клеточкой общества при таком 
подходе выступают социальные институты, которые обусловливают по- 
ведение индивидов, входящих в них с момента рождения.

По этой причине, например, верующий и атеист различным образом 
будут относиться к мошенничеству: первый будет считать его грехом, а 
второй, возможно, найдет ему мирское оправдание. Объективистские 
парадигмы стремятся выявлять законы строения, развития и функциони- 
рования общества, которые проявляются во взаимодействии его структур. 
В основе их взаимодействия может быть либо консенсус (согласие), либо 
конфликт интересов.

В связи с этим среди макросоциологических парадигм обычно выделяют две теории: теорию функционализма и теорию конфликта.

Родоначальником функционализма считается английский социолог 
Герберт Спенсер (1820 - 1903), который рассматривал социологию как 
единственную науку. В соответствии с этой методологической установкой Спенсер отождествлял общество с живым организмом, подобно че- 
ловеческому телу. Каждый орган человеческого тела (мозг, сердце, руки, 
желудок и т. д.) выполняет конкретную функцию в процессе поддержа- 
ния жизни всего организма. Связанные между собой общей целью, раз- 
личные органы человеческого тела образуют взаимосвязанную систему. 
Если один орган прекращает функционировать или действует недоста- 
точно, организм не может функционировать нормально и, возможно, 
полностью выходит из строя. Социолог-функционалист рассматривает 
общество как организм, состоящий из взаимосвязанных частей: военной, 
экономической, медицинской, религиозной и т. д., каждая из которых 
выполняет свою функцию. И чем больше различий между этими функ- 
циями, тем труднее одной части заменить другую.

Существенным дополнением к первоначальной теории антропологи- 
ческого функционализма Г. Спенсера стала идея французского социолога 
Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) о связи социальных структур с моральными 
ценностями. Если общество состоит из элементов (государства, религии, се- 
мьи, образования), каждый из которых влияет на существование всей систе- 
мы, то понять место каждого из них можно, лишь анализируя его функции. 
Э. Дюркгейм не только ранжировал общество на структуры по их функци- 
ям, но и объяснил, что они взаимодействуют друг с другом на основе 
преобладающих в обществе верований и системы ценностей.

Современный функционализм акцентирует внимание не только на 
ранжировании социальных структур по функциям, но и главным образом 
на способах достижения социальной интеграции, устойчивости общества 
как системы, преодоления дисфункциональное в деятельности соци- 
альных институтов (то есть неэффективного выполнения ими своих 
функций). Так, автор современной версии функционализма Талкотт Парсонс (1902 - 1979) анализирует общество в контексте функциональных 
требований, которые обеспечивают стабильность и выживание социаль- 
ной системы. По его мнению, общество - это хорошо интегрированная сис- 
тема, состоящая из экономической, социальной, политической, духовной 
подсистем, которые выполняют соответственно функции адаптации, интег- 
рации, целедостижения, поддержания существующей модели. Устойчи- 
вость и интеграция общества как системы достигаются благодаря согла- 
сию большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.