Социология как наука и учебная дисциплина.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция

Описание работы

Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?

Файлы: 1 файл

05. Лекция. Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина..doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

1. 

2.__________________________ 

3. _____________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

 

 

Задание 4.

 

Ученые обнаружили статистическую связь между психи- 
ческим расстройством и безработицей. Попросили психиатра 
и социолога прокомментировать.

Один из них сказал: симптомы расстройства (плохой сон, 
подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются 
следствием, а не причиной безработицы, поскольку, пере- 
став быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в 
себе и впадает в депрессию.

Другой возразил ему: люди, проявляющие признаки по- 
давленности и расстройства, не способны к активному по- 
иску работы и не могут долго сохранить за собой имеющую- 
ся работу, поэтому душевное состояние выступает причиной 
безработицы.

Какая версия принадлежит социологу?

 

Задание 5.

Самостоятельно сформулируйте по 2 открытых и 2 закры- 
тых вопроса на следующие темы:

а) отношение студентов к преподавателю;

б) отношение преподавателя к студентам;

в) проведение студентами своего досуга;

г) отношение родителей к вашему досугу. 
Посоревнуйтесь с товарищами, у кого интереснее, острее

и по существу дела будут вопросы. Не подходите к заданию 
формально.

 

Задание 6.

Гипотезы — один из главных элементов социологи- 
ческого исследования. В концентрированной форме они 
выражают суть научного мышления, а формирование со- 
циологического мышления — основа социологического 
образования.

Постановке гипотез можно научиться. Их источником слу- 
жит не только теоретическое знание, но и жизненный опыт.

Используйте его, оглянитесь на окружающую вас дей- 
ствительность и попытайтесь сформулировать гипотезы о са- 
мых привычных, знакомых вам явлениях.

Ниже приведены некоторые суждения, в скобках указан 
характер связи.

Превратите их в гипотезы и придумайте новые. Найдите 
способ, как их проверить. Пусть это будет самый простой 
способ — опрос своих товарищей. Для начальных шагов это- 
го достаточно.

 

  1. Чем хуже одет человек, тем (ниже, выше) его социальное 
    положение.
  2. Чем комфортабельнее квартира, тем (дороже, дешевле) 
    она стоит на рынке недвижимости.
  3. Чем строже законы и нормы, тем (больше, меньше) по- 
    рядка в обществе.

4. 

5. __ 

 

 

 

Дополнительное чтение

 

ТЕМА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

 

 

 Дж. Бизанц, М. Бизанц 
СОЦИОЛОГИЯ

Социология — научное изучение человеческих отно- 
шений. Это дисциплина или область исследования, кото- 
рая отличается кругом интересов, понятиями и процеду- 
рами. Социологи сконцентрированы на людях в группах 
и на их отношениях друг с другом, так же как на отно- 
шениях одной группы к другой, включая большие, осо- 
бенно группу, называемую обществом. Социолог спра- 
шивает, откуда происходят эти отношения, почему они 
укрепляются или разрушаются и как они изменяются. Он 
спрашивает также, к каким последствиям ведет включе- 
ние индивидов в группы и групп в общество. Он пытает- 
ся найти ответ на вопросы в терминах того, что уже из- 
вестно в его области, т. е. в терминах совокупности понятий 
и теорий, а также совокупности знаний, которые полу- 
чены благодаря исследованию. Он обучен таким методам, 
которые помогают ему уточнить эти понятия и теории и 
дополнить ими существующие знания. Его подход явля- 
ется научным. Но кроме того, это философский и гума- 
нистический подход.

Почему социологи сосредоточиваются на группах и от- 
ношениях скорее, нежели на отдельных индивидах? Пото- 
му, что мы не можем понять человеческие отношения, 
изучая индивидов. Как не можем понять, что такое вода, 
исследуя кислород и водород. Группы обладают характе- 
ристиками, которые представляют собой нечто большее, 
нежели характеристики составляющих их членов. Они име- 
ют собственную природу и должны изучаться в собствен- 
ных терминах. Ведь когда соединяются кислород и водород, получается нечто новое. Точно так же получается не- 
что новое, когда люди собираются вместе. Их поведение 
не является суммой действия А и действия Б, оно пред-* 
ставляет собой взаимодействие А и Б, которое трудно или 
невозможно предсказать, имея сведения лишь об изоли- 
рованных индивидах.

Любое взаимодействие является зерном для помола соци- 
ологической муки. Социолог интересуется его бесконечным 
разнообразием: тем, как ведут себя священники и прости- 
тутки, солдаты и ученые, посетители ресторанов или ма- 
ленькие девочки, играющие в мяч. Питер Бергер в своей 
книге "Приглашение к социологии" писал: "Когда-нибудь 
мы скажем, что социолог (т. е. тот, кого мы с удовольствием 
пригласим в нашу игру) это личность, которая активно и 
постоянно интересуется тем, что и как делают люди. Его 
естественный интерес направлен на всех людей, собираю- 
щихся в каком-то одном месте. Конечно, социолог может 
интересоваться множеством других вещей, но его основной 
интерес направлен на мир людей — созданные ими институ- 
ты, творимую ими историю, переживаемые ими чувства и 
страсти".

Статус социологии

Социология, говорил Роберт Мертон, является совер- 
шенно новой наукой с "очень древним предметом иссле- 
дования". Философы, теологи, писатели и художники очень 
много рассказали нам о человеческих отношениях. Но до 
тех пор, пока не появился научный метод исследования, 
не было науки об обществе. Француз О.Конт (1798—1857) 
был первым, кто понял это и присвоил имя "социоло- 
гия" научному исследованию общества. Первым практи- 
кующим социологом и, следовательно, основателем прак- 
тической социологии был другой француз Э. Дюркгейм 
(1858-1917).

Немец В. Вебер (1864—1920) разработал ряд базисных 
теорий, которые послужили фундаментом современной со- 
циологии. Социология — международное поле приложения 
усилий. Представители многих стран участвуют во многих 
конференциях, и на многих языках издаются профессио- 
нальные журналы. Наибольшее развитие тем не менее соци- 
ология получила в США. Еще в начале XX века, когда быстрые социальные изменения в результате индустриали- 
зации и урбанизации создали массу новых социальных про- 
блем, социологи проявили себя как реформисты, верив- 
шие, что понимание законов социальной эволюции поможет 
им построить лучший мир. После первой мировой войны 
пионеры социальной психологии, такие как Джорж Гер- 
берт Мид и Чарльз Хортон Кули, заложили базис совре- 
менной теории. Чикагский университет, во главе с профес- 
сорами Робертом Парком и Эрнестом Берджессом, проложил 
путь для гуманистической экологии и социологии города. 
Таким образом, акцент сместился с проблем на структуры 
человеческого поведения.

Великая экономическая депрессия и вторая мировая вой- 
на привели к быстрому росту социологии. Почти все универ- 
ситеты сегодня включают факультеты социологии. Многие 
фирмы, общественные и частные, нанимают социологов для 
проведения исследований и консультирования по ряду очень 
специфических проблем. Социологи работают и в зарубеж- 
ных программах, осуществляя обмен научными результата- 
ми и личными визитами. Конвенция американской социоло- 
гической ассоциации 1968 г. включала 77 сессий и 10 
самостоятельных "дискуссионных столов".

 

Социология и другие дисциплины

Социология — одна из социальных, или поведенчес- 
ких, наук, и как таковая она отличается от естественных 
наук (биологии, физики и химии), с одной стороны, и 
от гуманитарных дисциплин (литературы, музыки, ис- 
кусства) — с другой. Все социальные науки — антропо- 
логия, история, социология, психология, экономика и 
политическая наука — имеют дело с человеческим пове- 
дением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, 
и они отличаются друг от друга. Категория "поведенчес- 
кой науки" включает антропологию, социологию и пси- 
хологию минус такие специализированные подобласти, 
как психофизиология, археология, техническая лингви- 
стика и значительная часть физической антропологии, 
плюс социальная география, часть психиатрии, поведен- 
ческие разделы экономики, политическая наука и пра- 
воведение.

Из всех областей по крайней мере две больше других 
имеют общую точку приложения сил — антропология и со- 
циология. Главное различие между ними заключается в том, 
что культурные антропологи исповедуют исторический под- 
ход к образу жизни небольших дописьменных обществ. Их 
концепции и методы приложимы и к более сложным город- 
ским обществам, как это доказали в своих классических 
исследованиях Роберт и Хелен Линз, изучившие индейские 
сообщества и написавшие основополагающие книги "Сред- 
ний город" (1929) и "Средний город в развитии" (1937). 
Бесценный вклад антропологии заключается в понятии "куль- 
тура". Оно имеет огромное значение для социологии и помо- 
гает студентам избежать этноцентризма — привычки жестко 
мыслить в терминах идей, верований и ценностей собствен- 
ной группы.

Если антропология помогает нам преодолеть этноцент- 
ризм, то история помогает избавиться от "техноцентриз- 
ма", неизмеряемого и по большей части бессознательного 
принятия своей собственной страны, своей собственной 
эпохи и своей собственной биографии в качестве центра 
социологического осмысления мира или фокуса, к кото- 
рому привязываются все другие исторические периоды, 
либо критерия, на основании которого они оцениваются. 
Значительную часть данных социолог по необходимости 
черпает из истории, но он должен помнить, что история 
есть, с одной стороны, искусство, а с другой — соци- 
альная наука. Историк отбирает и выстраивает факты в 
соответствии с тем, что он подбирает только надежные 
данные, тем не менее он имеет дело, по определению, с 
прошлым поведением и уникальными событиями. Поэто- 
му он не может использовать ту технику исследования, 
которая применяется в других социальных науках. Исто- 
рия дает ученому, изучающему человеческое поведение, 
такое видение мира, которое он не может получить из 
других наук.

Психология также изучает человеческое поведение, но 
в ее фокусе находится отдельный индивид. В социальной 
психологии — области, расположенной частично в социо- 
логии, а частично в психологии, — объектом исследова- 
ния выступает индивид в группе. Одно из центральных 
понятий этой дисциплины — понятие "Я" ("Self), которое обозначает личность, социализированную человечес- 
кой группой.

Политическая наука имеет дело с тем, как человек уп- 
равляет собой. Ее интересуют формальные политические орга- 
низации и политическое поведение, которое формируется и 
определяется этими организациями, а также культурными 
верованиями и философией правительства, наконец, соци- 
альной структурой общества в целом. Курс политической 
социологии имеет дело именно с таким поведением, но рас- 
смотренным с социологической точки зрения. Экономика 
изучает то, как человек использует свое окружение для про- 
изводства, распределения и потребления товаров и услуг.

традиционные методы опроса: 
социометрия

Социометрия — один из старых методов исследования. В 
30-е годы ее придумал американский психиатр Дж.Морено. 
Социометрия мыслилась им как наука об измерении меж- 
личностных отношений в малой группе путем изучения вы- 
боров, сделанных членами группы по тому или иному кри- 
терию. Членов дружеской компании, производственной 
бригады или воинского коллектива просят выразить свои 
симпатии или антипатии, отвечая на вопросы типа: "С кем 
из вашей группы вы хотели бы: жить в одной квартире, 
вместе работать, проводить свободное время, дружить, вме- 
сте учиться?" Каждая позиция — "вместе жить" или "про- 
водить свободное время" — называется выбором.

Количество выборов, или предпочтений, полученных 
одним человеком, разделенное на максимально возмож- 
ное число выборов в данной группе, называется социо- 
метрическим статусом. Чем он выше, тем популярнее, ав- 
торитетнее, уважаемее его обладатель. И наоборот. 
Индивида с самым высоким статусом называют лидером, 
а с самым низким — аутсайдером. У социометрии широ- 
кие возможности. С ее помощью можно изучать структуру межличностных отношений, интенсивность взаимодействия 
людей в группе, ее сплоченность. Но, к сожалению, у 
социометрии узкая сфера приложения — только малая груп- 
па. Вы можете вдоль и поперек изучить свой учебный кол- 
лектив, но выводы, полученные в таком исследовании, 
не имеете права распространять на другие коллективы по- 
добного вида. Иначе говоря, социометрия не дает инфор- 
мации для больших социальных групп людей и для обще- 
ства в целом. Да и не надо. Сила социометрии в анализе 
неповторимых черт данной группы, ее уникальности. Прав- 
да, Дж. Морено пытался нарушить эту заповедь, стремясь 
распространить информацию о законах действия малых 
групп на все общество. Но у него ничего не вышло. Слиш- 
ком разные они — микро- и макроуровни социальной ре- 
альности.

 

 

 

 

Д. Хэмилтон

современное применение опроса: 
маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования — быстро развивающееся 
направление в социологии. Хотя зародились они в США еще 
в начале XX века, заметное место они заняли в Америке и 
Европе только после второй мировой войны. В России они 
стали активно применяться в 90-е годы. Один из самых ав- 
торитетных центров — Европейское сообщество по марке- 
тинговым исследованиям и общественному мнению 
(ESOMAR), где трудится более 3 тысяч высококлассных спе- 
циалистов из 70 стран мира. Один из них — преподаватель 
курса маркетинговых исследований в Эдинбургском уни- 
верситете (Великобритания) Джек Хэмилтон, отрывок из 
книги которого приведен ниже.

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.