Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция
Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?
1.
2.__________________________
3. ______________________________
4. ______________________________
Задание 4.
Ученые
обнаружили статистическую связь между
психи-
ческим расстройством и безработицей.
Попросили психиатра
и социолога прокомментировать.
Один
из них сказал: симптомы расстройства
(плохой сон,
подавленность, плохое эмоциональное
состояние) являются
следствием, а не причиной безработицы,
поскольку, пере-
став быть кормильцем семьи, мужчина теряет
уверенность в
себе и впадает в депрессию.
Другой
возразил ему: люди, проявляющие признаки
по-
давленности и расстройства, не способны
к активному по-
иску работы и не могут долго сохранить
за собой имеющую-
ся работу, поэтому душевное состояние
выступает причиной
безработицы.
Какая версия принадлежит социологу?
Задание 5.
Самостоятельно
сформулируйте по 2 открытых и 2 закры-
тых вопроса на следующие темы:
а) отношение студентов к преподавателю;
б) отношение преподавателя к студентам;
в) проведение студентами своего досуга;
г) отношение
родителей к вашему досугу.
Посоревнуйтесь с товарищами, у кого интереснее,
острее
и
по существу дела будут вопросы. Не подходите
к заданию
формально.
Задание 6.
Гипотезы
— один из главных элементов социологи-
ческого исследования. В концентрированной
форме они
выражают суть научного мышления, а формирование
со-
циологического мышления — основа социологического
образования.
Постановке
гипотез можно научиться. Их источником
слу-
жит не только теоретическое знание, но
и жизненный опыт.
Используйте
его, оглянитесь на окружающую вас дей-
ствительность и попытайтесь сформулировать
гипотезы о са-
мых привычных, знакомых вам явлениях.
Ниже
приведены некоторые суждения, в скобках
указан
характер связи.
Превратите
их в гипотезы и придумайте новые. Найдите
способ, как их проверить. Пусть это будет
самый простой
способ — опрос своих товарищей. Для начальных
шагов это-
го достаточно.
4.
5. __
Дополнительное чтение
ТЕМА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Дж.
Бизанц, М. Бизанц
СОЦИОЛОГИЯ
Социология
— научное изучение человеческих отно-
шений. Это дисциплина или область исследования,
кото-
рая отличается кругом интересов, понятиями
и процеду-
рами. Социологи сконцентрированы на людях
в группах
и на их отношениях друг с другом, так же
как на отно-
шениях одной группы к другой, включая
большие, осо-
бенно группу, называемую обществом. Социолог
спра-
шивает, откуда происходят эти отношения,
почему они
укрепляются или разрушаются и как они
изменяются. Он
спрашивает также, к каким последствиям
ведет включе-
ние индивидов в группы и групп в общество.
Он пытает-
ся найти ответ на вопросы в терминах того,
что уже из-
вестно в его области, т. е. в терминах совокупности
понятий
и теорий, а также совокупности знаний,
которые полу-
чены благодаря исследованию. Он обучен
таким методам,
которые помогают ему уточнить эти понятия
и теории и
дополнить ими существующие знания. Его
подход явля-
ется научным. Но кроме того, это философский
и гума-
нистический подход.
Почему
социологи сосредоточиваются на группах
и от-
ношениях скорее, нежели на отдельных
индивидах? Пото-
му, что мы не можем понять человеческие
отношения,
изучая индивидов. Как не можем понять,
что такое вода,
исследуя кислород и водород. Группы обладают
характе-
ристиками, которые представляют собой
нечто большее,
нежели характеристики составляющих их
членов. Они име-
ют собственную природу и должны изучаться
в собствен-
ных терминах. Ведь когда соединяются
кислород и водород,
получается нечто новое. Точно так же получается
не-
что новое, когда люди собираются вместе.
Их поведение
не является суммой действия А и действия
Б, оно пред-*
ставляет собой взаимодействие А и Б, которое
трудно или
невозможно предсказать, имея сведения
лишь об изоли-
рованных индивидах.
Любое
взаимодействие является зерном для помола
соци-
ологической муки. Социолог интересуется
его бесконечным
разнообразием: тем, как ведут себя священники
и прости-
тутки, солдаты и ученые, посетители ресторанов
или ма-
ленькие девочки, играющие в мяч. Питер
Бергер в своей
книге "Приглашение к социологии"
писал: "Когда-нибудь
мы скажем, что социолог (т. е. тот, кого
мы с удовольствием
пригласим в нашу игру) это личность, которая
активно и
постоянно интересуется тем, что и как
делают люди. Его
естественный интерес направлен на всех
людей, собираю-
щихся в каком-то одном месте. Конечно,
социолог может
интересоваться множеством других вещей,
но его основной
интерес направлен на мир людей — созданные
ими институ-
ты, творимую ими историю, переживаемые
ими чувства и
страсти".
Статус социологии
Социология,
говорил Роберт Мертон, является совер-
шенно новой наукой с "очень древним
предметом иссле-
дования". Философы, теологи, писатели
и художники очень
много рассказали нам о человеческих отношениях.
Но до
тех пор, пока не появился научный метод
исследования,
не было науки об обществе. Француз О.Конт
(1798—1857)
был первым, кто понял это и присвоил имя
"социоло-
гия" научному исследованию общества.
Первым практи-
кующим социологом и, следовательно, основателем
прак-
тической социологии был другой француз
Э. Дюркгейм
(1858-1917).
Немец В.
Вебер (1864—1920) разработал ряд базисных
теорий, которые послужили фундаментом
современной со-
циологии. Социология — международное
поле приложения
усилий. Представители многих стран участвуют
во многих
конференциях, и на многих языках издаются
профессио-
нальные журналы. Наибольшее развитие
тем не менее соци-
ология получила в США. Еще в начале XX века,
когда быстрые социальные изменения в
результате индустриали-
зации и урбанизации создали массу новых
социальных про-
блем, социологи проявили себя как реформисты,
верив-
шие, что понимание законов социальной
эволюции поможет
им построить лучший мир. После первой
мировой войны
пионеры социальной психологии, такие
как Джорж Гер-
берт Мид и Чарльз Хортон Кули, заложили
базис совре-
менной теории. Чикагский университет,
во главе с профес-
сорами Робертом Парком и Эрнестом Берджессом,
проложил
путь для гуманистической экологии и социологии
города.
Таким образом, акцент сместился с проблем
на структуры
человеческого поведения.
Великая
экономическая депрессия и вторая мировая
вой-
на привели к быстрому росту социологии.
Почти все универ-
ситеты сегодня включают факультеты социологии.
Многие
фирмы, общественные и частные, нанимают
социологов для
проведения исследований и консультирования
по ряду очень
специфических проблем. Социологи работают
и в зарубеж-
ных программах, осуществляя обмен научными
результата-
ми и личными визитами. Конвенция американской
социоло-
гической ассоциации 1968 г. включала 77 сессий
и 10
самостоятельных "дискуссионных столов".
Социология и другие дисциплины
Социология
— одна из социальных, или поведенчес-
ких, наук, и как таковая она отличается
от естественных
наук (биологии, физики и химии), с одной
стороны, и
от гуманитарных дисциплин (литературы,
музыки, ис-
кусства) — с другой. Все социальные науки
— антропо-
логия, история, социология, психология,
экономика и
политическая наука — имеют дело с человеческим
пове-
дением. Каждая из них имеет собственный
взгляд на вещи,
и они отличаются друг от друга. Категория
"поведенчес-
кой науки" включает антропологию, социологию
и пси-
хологию минус такие специализированные
подобласти,
как психофизиология, археология, техническая
лингви-
стика и значительная часть физической
антропологии,
плюс социальная география, часть психиатрии,
поведен-
ческие разделы экономики, политическая
наука и пра-
воведение.
Из всех
областей по крайней мере две больше других
имеют общую точку приложения сил — антропология
и со-
циология. Главное различие между ними
заключается в том,
что культурные антропологи исповедуют
исторический под-
ход к образу жизни небольших дописьменных
обществ. Их
концепции и методы приложимы и к более
сложным город-
ским обществам, как это доказали в своих
классических
исследованиях Роберт и Хелен Линз, изучившие
индейские
сообщества и написавшие основополагающие
книги "Сред-
ний город" (1929) и "Средний город в
развитии" (1937).
Бесценный вклад антропологии заключается
в понятии "куль-
тура". Оно имеет огромное значение
для социологии и помо-
гает студентам избежать этноцентризма
— привычки жестко
мыслить в терминах идей, верований и ценностей
собствен-
ной группы.
Если
антропология помогает нам преодолеть
этноцент-
ризм, то история помогает избавиться
от "техноцентриз-
ма", неизмеряемого и по большей части
бессознательного
принятия своей собственной страны, своей
собственной
эпохи и своей собственной биографии в
качестве центра
социологического осмысления мира или
фокуса, к кото-
рому привязываются все другие исторические
периоды,
либо критерия, на основании которого
они оцениваются.
Значительную часть данных социолог по
необходимости
черпает из истории, но он должен помнить,
что история
есть, с одной стороны, искусство, а с другой
— соци-
альная наука. Историк отбирает и выстраивает
факты в
соответствии с тем, что он подбирает только
надежные
данные, тем не менее он имеет дело, по
определению, с
прошлым поведением и уникальными событиями.
Поэто-
му он не может использовать ту технику
исследования,
которая применяется в других социальных
науках. Исто-
рия дает ученому, изучающему человеческое
поведение,
такое видение мира, которое он не может
получить из
других наук.
Психология
также изучает человеческое поведение,
но
в ее фокусе находится отдельный индивид.
В социальной
психологии — области, расположенной
частично в социо-
логии, а частично в психологии, — объектом
исследова-
ния выступает индивид в группе. Одно из
центральных
понятий этой дисциплины — понятие "Я"
("Self), которое обозначает личность,
социализированную человечес-
кой группой.
Политическая
наука имеет дело с тем, как человек уп-
равляет собой. Ее интересуют формальные
политические орга-
низации и политическое поведение, которое
формируется и
определяется этими организациями, а также
культурными
верованиями и философией правительства,
наконец, соци-
альной структурой общества в целом. Курс
политической
социологии имеет дело именно с таким
поведением, но рас-
смотренным с социологической точки зрения.
Экономика
изучает то, как человек использует свое
окружение для про-
изводства, распределения и потребления
товаров и услуг.
традиционные методы
опроса:
социометрия
Социометрия
— один из старых методов исследования.
В
30-е годы ее придумал американский психиатр
Дж.Морено.
Социометрия мыслилась им как наука об
измерении меж-
личностных отношений в малой группе путем
изучения вы-
боров, сделанных членами группы по тому
или иному кри-
терию. Членов дружеской компании, производственной
бригады или воинского коллектива просят
выразить свои
симпатии или антипатии, отвечая на вопросы
типа: "С кем
из вашей группы вы хотели бы: жить в одной
квартире,
вместе работать, проводить свободное
время, дружить, вме-
сте учиться?" Каждая позиция — "вместе
жить" или "про-
водить свободное время" — называется
выбором.
Количество
выборов, или предпочтений, полученных
одним человеком, разделенное на максимально
возмож-
ное число выборов в данной группе, называется
социо-
метрическим статусом. Чем он выше, тем
популярнее, ав-
торитетнее, уважаемее его обладатель.
И наоборот.
Индивида с самым высоким статусом называют
лидером,
а с самым низким — аутсайдером. У социометрии
широ-
кие возможности. С ее помощью можно изучать
структуру межличностных отношений, интенсивность
взаимодействия
людей в группе, ее сплоченность. Но, к
сожалению, у
социометрии узкая сфера приложения —
только малая груп-
па. Вы можете вдоль и поперек изучить
свой учебный кол-
лектив, но выводы, полученные в таком
исследовании,
не имеете права распространять на другие
коллективы по-
добного вида. Иначе говоря, социометрия
не дает инфор-
мации для больших социальных групп людей
и для обще-
ства в целом. Да и не надо. Сила социометрии
в анализе
неповторимых черт данной группы, ее уникальности.
Прав-
да, Дж. Морено пытался нарушить эту заповедь,
стремясь
распространить информацию о законах
действия малых
групп на все общество. Но у него ничего
не вышло. Слиш-
ком разные они — микро- и макроуровни
социальной ре-
альности.
Д. Хэмилтон
современное применение
опроса:
маркетинговые исследования
Маркетинговые
исследования — быстро развивающееся
направление в социологии. Хотя зародились
они в США еще
в начале XX века, заметное место они заняли
в Америке и
Европе только после второй мировой войны.
В России они
стали активно применяться в 90-е годы.
Один из самых ав-
торитетных центров — Европейское сообщество
по марке-
тинговым исследованиям и общественному
мнению
(ESOMAR), где трудится более 3 тысяч высококлассных
спе-
циалистов из 70 стран мира. Один из них
— преподаватель
курса маркетинговых исследований в Эдинбургском
уни-
верситете (Великобритания) Джек Хэмилтон,
отрывок из
книги которого приведен ниже.
Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.