Социология как наука и учебная дисциплина.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция

Описание работы

Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?

Файлы: 1 файл

05. Лекция. Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина..doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают 
между собой в социальное взаимодействие. Это регуляр- 
ный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодей- 
ствия кристаллизуются в социальные отношения. И снова — 
динамика и статика. Если человек однажды научил чему- 
либо подростков, то какой же он учитель? Учитель — посто- 
янная функция (т.е. социальная позиция в обществе), как 
обучение — регулярное взаимодействие. Только тогда оно 
становится социальным. Взаимодействие, действие, поведе- 
ние, роль — все это очень близкие, даже родственные поня- 
тия. И мы об этом будем еще говорить.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что 
такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь 
мы учимся правильно исполнять социальные роли, следо- 
вать предписанным нормам и обязанностям.

Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обу- 
чения называют социализацией. Ее результат — социально 
зрелая личность. А какая же личность без культуры? 
Культура в социологии понимается как совокупность тра- 
диций, обычаев, социальных норм, правил, регулирую- 
щих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых 
тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализа- 
цию. А "надзирает" затем, правильно или неправильно про- 
ходит социализация, особый механизм или, как говорили в 
старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. 
Он пронизывает все общество, принимает множество форм и 
обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но 
состоит всего из двух элементов — социальных норм (предпи- 
саний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и на- 
казаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль — механизм регуляции поведения 
индивидов и групп, включающий нормы и санкции.

 

Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается 
беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек откло- 
няется от норм либо их нарушает, его поведение называют 
девиантным.

Сделаем вывод: раствор, скрепляющий общество, пото- 
му крепок, что он подвижен. Такое качество придает 
ему социальное взаимодействие огромных масс людей. 
Чтобы оно было упорядоченным процессом, общество 
выработало особый механизм регуляции поведения — 
социальный контроль. Он состоит из санкций и куль- 
турных норм, которым люди обучаются в процессе со- 
циализации.

Когда мы заполняем пустые ячейки-статусы людьми, то 
в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной груп- 
пе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким 
образом, за статусами стоят социальные группы.

Совокупность больших социальных групп (их иногда 
называют статистическими или социальными катего- 
риями) называется социальным составом населения. Им 
занимаются не только социологи, но и статистики.

У каждого человека есть потребности, без удовлетворе- 
ния которых он не может обойтись: физиологические, со- 
циальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, по- 
требности у всех одинаковы, а второстепенные различны. 
Первые универсальны, т.е. присущи всему населению, а ста- 
ло быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаменталь- 
ные потребности общества, называются социальными ин- 
ститутами.

Семья, производство, религия, образование, государ- 
ство — фундаментальные институты человеческого общества, 
возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. 
В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропо- 
логов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно 
эволюционировала, принимая множество форм и разновид- 
ностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, 
нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. 
Государству 5—6 тыс. лет, столько же образованию, а рели- 
гия имеет более почтенный возраст. Социальный институт —

 

очень сложное учреждение и, самое главное, реально суще- 
ствующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстра- 
гируясь от чего-то. Да и статус можно представить только 
мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, 
все учреждения и организации, которые на протяжении ве- 
ков связаны с одной функцией — семьи, религии, образо- 
вания, государства или производства, и представить их как 
один из институтов — тоже непросто. И все же социальный 
институт реален.

Во-первых, в каждый конкретный момент времени один 
институт представлен совокупностью людей и социальных 
организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, раз- 
личных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь 
его аппарат, научно-исследовательские институты, редак- 
ции журналов и газет, типографии и многое другое, что 
связано с педагогикой, составляют социальный институт об- 
разования. Во-вторых, основные или общие институты, в свою 
очередь, состоят из множества неосновных, или частных, 
институтов. Их называют социальными практиками. К при- 
меру, в институт государства входят институт президент- 
ства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, 
полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же 
обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, 
исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.

 

лей в трактористы) описывается понятием социальной 
мобильности, которая бывает вертикальной и горизонталь- 
ной, восходящей и нисходящей.

Вот и все, что можно сказать о предмете социологии. По 
существу, мы рассказали обо всей социологии, но в самых 
общих чертах. Книга в целом посвящена тому, чтобы деталь- 
нее осветить то, что кратко изложено в этом параграфе.

 

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Социология не может существовать, не добывая эмпири- 
ческую информацию самого разного плана — о мнении из- 
бирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семей- 
ном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости 
и т. д. Первым делом исследователь использует официальную 
статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докла- 
дах. Недостающую информацию он добирает в социологи- 
ческом опросе, где выясняются субъективные мнения лю- 
дей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы 
математически усредняются, обобщенные данные представ- 
ляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясня- 
ются закономерности. Конечный итог — построение научной 
теории, которая позволяет предсказывать будущие явления 
и разрабатывать практические рекомендации.

 

От теории к инструменту

Итак, социологическое исследование начинается вовсе не 
с составления анкеты, как принято думать, а с проработки 
проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоре- 
тической модели. Лишь после этого социолог переходит к 
разработке инструментария (чаще всего это действительно 
анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на 
конечной стадии — снова теоретический анализ, ибо данные 
надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией,

 

интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют 
практические рекомендации.

Представим себе, что надо изучить забастовку.

Вначале социолог составляет теоретическую схему явления. 
Она включает абстрактные понятия, характеризующие дан- 
ное явление, которые логически увязаны друг с другом. За- 
тем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдае- 
мых признаков.

К примеру, понятие "масштаб забастовки" можно свести 
к таким признакам, как число активных забастовщиков и 
сочувствующих им, размер нанесенного экономического 
ущерба, продолжительность забастовочной акции, реакция 
общественности (публикации в прессе — центральной или 
только местной, разговоры, слухи) и официальных органов 
(создание специальных комиссий, обращение в судебные ин- 
станции, применение санкций). Похожим образом конкрети- 
зируются и другие понятия, включенные в теоретическую 
схему. Список абстрактных понятий еще не создает научную 
теорию. Для этого между ними надо установить логические 
связи. Их-то главным образом и проверяют в эмпирическом 
исследовании. До того как их проверили, они носят предпо- 
ложительный, или гипотетический, характер.

Научная гипотеза — это предположение о характере связи 
научных понятий, а не о самих понятиях.

Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются 
абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, 
что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем 
выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но 
отчуждение труда — слишком общее понятие. Правильнее 
использовать более конкретные термины.

К примеру, социолог предполагает, что с увеличением 
продолжительности забастовки число сочувствующих убы- 
вает. Или: с увеличением продолжительности забастовки ра- 
стет вероятность заключения компромисса между враждую- 
щими сторонами.

Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или 
опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. 
Остается их проверить. Не подтвердившаяся гипотеза так же 
полезна для науки, как и подтвержденная, но источником 
гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупраж- 
няться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет.

 

Ну а как же все-таки проверяются гипотезы?

Конкретные признаки формулируются на языке социо- 
логического инструментария — анкеты, статистического до- 
кумента, бланка интервью и т.д. Так, число активных уча- 
стников забастовки можно узнать в министерстве, городской 
мэрии, милиции, администрации предприятия. Если там 
нет информации, ее получают из опроса. Тогда в анкете 
формулируется соответствующий вопрос: относите ли вы 
себя к активным участникам забастовки, к пассивным уча- 
стникам, сочувствующим, нейтральным наблюдателям или 
к числу ее противников? Все конкретные признаки долж- 
ны присутствовать в анкете. А откуда в таком случае берут- 
ся связи?

Обычно связь конкретных признаков, например, про- 
должительности забастовки и убывания числа сочувствую- 
щих, устанавливается при математической обработке анкет. 
Но иногда ее выясняют непосредственно.

Респондента спрашивают: станете ли вы поддерживать бас- 
тующих, если акция продлится слишком долго (сколько имен- 
но)? На практике подобные сведения трудно получить из ста- 
тистики. Необходим социологический опрос. Статистика или 
опрос дадут информацию о том, сколько человек принимали 
участие в организации забастовки, в переговорных процессах 
на начальной и конечной стадиях, сколько активно выступали 
против ее проведения и сколько выражали сочувствие.

Сравнивая и дополняя субъективные и объективные дан- 
ные, социолог получает полномасштабную картину.

По результатам исследования социолог выстраивает опре- 
I деленные тенденции и устанавливает зависимости одного 
:  события от другого (скажем, числа сочувствующих от про- 
должительности забастовки).

Если первый признак уменьшается по мере того, как воз- 
растает второй, то ученый делает вывод о подтверждении 
гипотезы. А если подтвердились и все другие предположе- 
ния, то верна теория в целом. Правда, надежным инстру- 
ментом познания она станет лишь после того, как эту тео- 
рию, полностью или частично, подтвердят в других 
исследованиях. Цементом картины выступают закономерно- 
сти — периодически повторяющиеся тенденции: например, 
у бедных на питание тратится большая часть семейного дохо- 
да, чем у богатых (обычно 2/3 дохода).

 

Гипотезы — стержень научной теории. Ради них она и со- 
здается. В гипотетической форме выражена связь явлений. Все 
другие элементы социологического исследования: программа, 
рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их об- 
работка и анализ — играют обслуживающую роль. Ведь сущ- 
ность человеческого мышления выражается в установлении за- 
висимости, тенденций, закономерности явлений. Появление 
надежной теории — вещь чрезвычайно редкая. Многие годы и 
даже десятилетия уходят на ее создание и проверку. Эмпири- 
ческих исследований неисчислимо больше, далеко не все они 
заканчиваются созданием теории. Большинство годится лишь 
для решения частных вопросов — управления персоналом в 
фирме, организации партийных выборов, оказания помощи 
пенсионерам или матерям-одиночкам.

 

Какой метод применить?

При сборе первичных данных используют четыре основных 
метода, каждый имеет по две основные разновидности (они 
указаны в скобках):

  • опрос (анкетирование и интервьюирование);
  • анализ документов (качественный и количественный 
    {контент-анализ]);
  • наблюдение (невключенное и включенное);

• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). 
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и

расположении вопросов. Вопросы задают не только социоло- 
ги. Первым задумался о научной постановке вопросов древ- 
негреческий философ Сократ, который разгуливал по ули- 
цам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными 
парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме 
социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя.

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.