Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция
Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?
Индивиды,
выполняющие социальные роли, вступают
между собой в социальное
взаимодействие. Это
регуляр-
ный, повторяющийся процесс.
Только
регулярно повторяющиеся социальные взаимодей-
ствия кристаллизуются в социальные отношения. И
снова —
динамика и статика. Если человек однажды
научил чему-
либо подростков, то какой же он учитель?
Учитель — посто-
янная функция (т.е. социальная позиция
в обществе), как
обучение — регулярное взаимодействие.
Только тогда оно
становится социальным. Взаимодействие,
действие, поведе-
ние, роль — все это очень близкие, даже
родственные поня-
тия. И мы об этом будем еще говорить.
Анализировать
социальную роль, не рассматривая, что
такое человеческая личность, занятие
праздное. Всю жизнь
мы учимся правильно исполнять социальные
роли, следо-
вать предписанным нормам и обязанностям.
Этот
трудный, продолжающийся всю жизнь процесс
обу-
чения называют социализацией. Ее
результат — социально
зрелая личность. А какая же личность без
культуры?
Культура в
социологии понимается как совокупность
тра-
диций, обычаев, социальных норм, правил,
регулирую-
щих поведение тех, кто живет сейчас, и
передаваемых
тем, кто будет жить завтра.
Преемственность
культуры достигается через социализа-
цию. А "надзирает" затем, правильно
или неправильно про-
ходит социализация, особый механизм или,
как говорили в
старину, учреждение. Оно называется социальным
контролем.
Он пронизывает
все общество, принимает множество форм
и
обличий (общественное мнение, цензура,
сыск и т.п.), но
состоит всего из двух элементов — социальных
норм (предпи-
саний, что должно делать) и санкций (вознаграждений
и на-
казаний, стимулирующих соблюдение предписаний).
Социальный
контроль — механизм
регуляции поведения
индивидов и групп, включающий нормы и
санкции.
Когда
в обществе нет законов и норм, устанавливается
беспорядок, или аномия. А
когда отдельный человек откло-
няется от норм либо их нарушает, его поведение
называют
девиантным.
Сделаем вывод: раствор,
скрепляющий общество, пото-
му крепок, что он подвижен. Такое качество
придает
ему социальное взаимодействие огромных
масс людей.
Чтобы оно было упорядоченным процессом,
общество
выработало особый механизм регуляции
поведения —
социальный контроль. Он состоит из санкций
и куль-
турных норм, которым люди обучаются в
процессе со-
циализации.
Когда
мы заполняем пустые ячейки-статусы людьми,
то
в каждой ячейке обнаруживаем по большой
социальной груп-
пе: все пенсионеры,
все русские, все учителя и т.д. Таким
образом, за статусами стоят социальные
группы.
Совокупность
больших социальных групп (их иногда
называют статистическими или социальными
катего-
риями) называется социальным
составом населения. Им
занимаются не только социологи, но и статистики.
У
каждого человека есть потребности, без
удовлетворе-
ния которых он не может обойтись: физиологические,
со-
циальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные,
по-
требности у всех одинаковы, а второстепенные
различны.
Первые универсальны, т.е. присущи всему
населению, а ста-
ло быть, характеризуют общество в целом.
Учреждения,
призванные удовлетворять фундаменталь-
ные потребности общества, называются социальными
ин-
ститутами.
Семья,
производство, религия, образование, государ-
ство — фундаментальные
институты человеческого общества,
возникшие в глубокой древности и
существующие по сию пору.
В своей зачаточной форме семья, по свидетельству
антропо-
логов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех
пор она постоянно
эволюционировала, принимая множество
форм и разновид-
ностей: полигамия, полиандрия, моногамия,
сожительство,
нуклеарная семья, расширенная семья,
неполная семья и т.д.
Государству 5—6 тыс. лет, столько же образованию,
а рели-
гия имеет более почтенный возраст. Социальный
институт —
очень сложное
учреждение и, самое главное, реально суще-
ствующее. Ведь социальную структуру мы
получаем, абстра-
гируясь от чего-то. Да и статус можно представить
только
мысленно. Конечно, соединить в единое
целое всех людей,
все учреждения и организации, которые
на протяжении ве-
ков связаны с одной функцией — семьи,
религии, образо-
вания, государства или производства,
и представить их как
один из институтов — тоже непросто. И
все же социальный
институт реален.
Во-первых,
в каждый конкретный момент времени один
институт представлен совокупностью людей
и социальных
организаций. Совокупность школ, техникумов,
вузов, раз-
личных курсов и т.п. плюс министерство
образования и весь
его аппарат, научно-исследовательские
институты, редак-
ции журналов и газет, типографии и многое
другое, что
связано с педагогикой, составляют социальный
институт об-
разования. Во-вторых, основные или
общие институты, в свою
очередь, состоят из множества неосновных, или
частных,
институтов. Их называют социальными
практиками. К
при-
меру, в институт государства входят институт
президент-
ства, институт парламентаризма, армия,
суд, адвокатура,
полиция, прокуратура, институт присяжных
и т.д. Так же
обстоит дело с религией (институты монашества,
крещения,
исповеди и т.д.), производством, семьей,
образованием.
лей
в трактористы) описывается понятием социальной
мобильности, которая
бывает вертикальной
и горизонталь-
ной, восходящей и нисходящей.
Вот
и все, что можно сказать о предмете социологии.
По
существу, мы рассказали обо всей социологии,
но в самых
общих чертах. Книга в целом посвящена
тому, чтобы деталь-
нее осветить то, что кратко изложено в
этом параграфе.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Социология
не может существовать, не добывая эмпири-
ческую информацию самого разного плана
— о мнении из-
бирателей, досуге школьников, рейтинге
президента, семей-
ном бюджете, количестве безработных,
уровне рождаемости
и т. д. Первым делом исследователь использует
официальную
статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях,
докла-
дах. Недостающую информацию он добирает
в социологи-
ческом опросе, где выясняются субъективные
мнения лю-
дей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы
математически усредняются, обобщенные
данные представ-
ляются в виде статистических таблиц,
выводятся и объясня-
ются закономерности. Конечный
итог — построение научной
теории, которая
позволяет предсказывать будущие явления
и разрабатывать практические рекомендации.
От теории к инструменту
Итак,
социологическое исследование начинается
вовсе не
с составления анкеты, как принято думать,
а с проработки
проблемы, выдвижения целей и гипотез,
построения теоре-
тической модели. Лишь после этого социолог
переходит к
разработке инструментария (чаще всего
это действительно
анкета), затем сбору первичных данных
и их обработке. А на
конечной стадии — снова теоретический
анализ, ибо данные
надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой
теорией,
интерпретировать
и объяснить. Только после этого следуют
практические рекомендации.
Представим себе, что надо изучить забастовку.
Вначале
социолог составляет теоретическую
схему явления.
Она включает абстрактные
понятия, характеризующие
дан-
ное явление, которые логически увязаны
друг с другом. За-
тем они переводятся
в совокупность конкретных, наблюдае-
мых признаков.
К примеру,
понятие "масштаб забастовки" можно
свести
к таким признакам, как число активных
забастовщиков и
сочувствующих им, размер нанесенного
экономического
ущерба, продолжительность забастовочной
акции, реакция
общественности (публикации в прессе —
центральной или
только местной, разговоры, слухи) и официальных
органов
(создание специальных комиссий, обращение
в судебные ин-
станции, применение санкций). Похожим
образом конкрети-
зируются и другие понятия, включенные
в теоретическую
схему. Список абстрактных понятий еще
не создает научную
теорию. Для этого между ними надо установить
логические
связи. Их-то главным образом и проверяют
в эмпирическом
исследовании. До того как их проверили,
они носят предпо-
ложительный, или гипотетический, характер.
Научная
гипотеза — это
предположение о характере связи
научных понятий, а не о самих понятиях.
Гипотезы
могут быть очень общими, если они касаются
абстрактных понятий. Например, вы можете
предположить,
что забастовки суть проявление отчуждения
труда, и чем
выше уровень последнего, тем чаще возникают
первые. Но
отчуждение труда — слишком общее понятие.
Правильнее
использовать более конкретные термины.
К
примеру, социолог предполагает, что с
увеличением
продолжительности забастовки число сочувствующих
убы-
вает. Или: с увеличением продолжительности
забастовки ра-
стет вероятность заключения компромисса
между враждую-
щими сторонами.
Конкретную
гипотезу легче проверить в наблюдении
или
опросе. Интуитивно мы догадываемся, что
обе гипотезы верны.
Остается их проверить. Не подтвердившаяся
гипотеза так же
полезна для науки, как и подтвержденная,
но источником
гипотез служит наша интуиция. Каждый
может поупраж-
няться в этом, а затем проверить, ошибся
он или нет.
Ну а как же все-таки проверяются гипотезы?
Конкретные
признаки формулируются на языке социо-
логического инструментария —
анкеты, статистического до-
кумента, бланка интервью и т.д. Так, число
активных уча-
стников забастовки можно узнать в министерстве,
городской
мэрии, милиции, администрации предприятия.
Если там
нет информации, ее получают из опроса.
Тогда в анкете
формулируется соответствующий вопрос:
относите ли вы
себя к активным участникам забастовки,
к пассивным уча-
стникам, сочувствующим, нейтральным наблюдателям
или
к числу ее противников? Все конкретные
признаки долж-
ны присутствовать в анкете. А откуда в
таком случае берут-
ся связи?
Обычно
связь конкретных признаков, например,
про-
должительности забастовки и убывания
числа сочувствую-
щих, устанавливается при математической
обработке анкет.
Но иногда ее выясняют непосредственно.
Респондента
спрашивают: станете ли вы поддерживать
бас-
тующих, если акция продлится слишком
долго (сколько имен-
но)? На практике подобные сведения трудно
получить из ста-
тистики. Необходим социологический опрос.
Статистика или
опрос дадут информацию о том, сколько
человек принимали
участие в организации забастовки, в переговорных
процессах
на начальной и конечной стадиях, сколько
активно выступали
против ее проведения и сколько выражали
сочувствие.
Сравнивая
и дополняя субъективные и объективные
дан-
ные, социолог получает полномасштабную
картину.
По результатам исследования
социолог выстраивает опре-
I деленные тенденции и
устанавливает зависимости одного
: события от другого (скажем, числа
сочувствующих от про-
должительности забастовки).
Если
первый признак уменьшается по мере того,
как воз-
растает второй, то ученый делает вывод
о подтверждении
гипотезы. А если подтвердились и все другие
предположе-
ния, то верна теория в целом. Правда, надежным
инстру-
ментом познания она станет лишь после
того, как эту тео-
рию, полностью или частично, подтвердят
в других
исследованиях. Цементом картины выступают
закономерно-
сти — периодически повторяющиеся тенденции:
например,
у бедных на питание тратится большая
часть семейного
дохо-
да, чем у богатых (обычно 2/3 дохода).
Гипотезы
— стержень научной теории. Ради них она
и со-
здается. В гипотетической форме выражена
связь явлений. Все
другие элементы социологического исследования:
программа,
рабочий план, инструментарий, выборка,
сбор данных, их об-
работка и анализ — играют обслуживающую
роль. Ведь сущ-
ность человеческого мышления выражается
в установлении за-
висимости, тенденций, закономерности
явлений. Появление
надежной теории — вещь чрезвычайно редкая.
Многие годы и
даже десятилетия уходят на ее создание
и проверку. Эмпири-
ческих исследований неисчислимо больше,
далеко не все они
заканчиваются созданием теории. Большинство
годится лишь
для решения частных вопросов — управления
персоналом в
фирме, организации партийных выборов,
оказания помощи
пенсионерам или матерям-одиночкам.
Какой метод применить?
При
сборе первичных
данных используют четыре
основных
метода, каждый
имеет по две основные разновидности (они
указаны в скобках):
• эксперимент (контролируемый
и неконтролируемый).
Искусство опроса состоит
в правильной формулировке и
расположении
вопросов. Вопросы задают не только социоло-
ги. Первым задумался о научной постановке
вопросов древ-
негреческий философ Сократ, который разгуливал
по ули-
цам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными
парадоксами. Сегодня опросным методом
пользуются кроме
социологов также журналисты, врачи, следователи,
учителя.
Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.