Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция
Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?
Познавая общество,
социолог может концентрировать свое
внимание
на различных сторонах этого сложного
объекта. Так, некоторые ученые
сосредоточиваются на изучении бюрократии,
другие на семье или рели-
гии, третьи анализируют отношения между
общественными классами, и
наконец, четвертые изучают явления массовой
культуры.
Неоднородный характер
социологического знания обусловлен не
только сложностью предмета познания,
целями исследования, но и уров-
нями его анализа. В развитии социологической
науки можно выделить
два направления, которые и определили
характер и специфику социоло-
гического знания: фундаментальное и прикладное.
Фундаментальное
направление стремится
сформулировать общие за-
кономерности строения, развития и функционирования
общества. По-
этому в центре внимания этого направления
находятся проблемы соци-
ально-философского осмысления наиболее
общих вопросов развития и
функционирования общества и места в нем
личности, вопросы позна-
ния, проблемы построения структур социальных
ассоциаций, конструи-
рования математических моделей социальных
общностей и процессов,
разработки методов изучения социальных
процессов и явлений и т. д.
Результатом подобного
анализа являются социологические теории
и
концепции. Концепции, выдвигаемые социологией
на фундаментальном
уровне, отличаются
высокой степенью абстракции; при этом,
как прави-
ло, не выделяются для изучения такие конкретные
социальные единицы,
как социальная группа или социальный
процесс. Подобный уровень со-
циологического познания принято называть
общесоциологическим, а
теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими.
Фундаментальные
социологические теории возникли из социальной
философии и психологии: они основывались
на наблюдениях, умозаклю-
чениях и обобщениях различных сторон
общественной жизни, которые
давали сведения о единых для всех социальных
структур законах поведе-
ния людей.
Прикладное направление было
вызвано к жизни необходимостью
практического решения социальных проблем
современного общества.
Для того чтобы объяснить социальные явления
в отдельных отраслях
жизнедеятельности человека, социология
должна основываться на точ-
ных, конкретных данных об отдельных социальных
фактах, отражающих
процессы изменений и структуру общества.
Такие данные собираются
исследователями с помощью набора методов
эмпирических исследований
(опросов, наблюдений, изучения документов,
экспериментов). Этот уро-
вень знания называется эмпирическим. В
социологии он формируется
посредством сбора многочисленных фактов,
сведений, мнений членов
социальных групп, их последующей обработки,
а также обобщения и
формулирования первичных выводов относительно
конкретных явлений
социальной жизни.
Оба
уровня социологического знания - теоретический
и эмпиричес-
кий - тесно взаимосвязаны и не могут существовать
друг без друга. Дело
в том, что теоретическое исследование,
лишенное эмпирических данных,
превращается в бессмысленное теоретизирование.
В то же время накоп-
ление фактов, которое не опирается на
теоретическую основу, не спо-
собно выявить суть социальных процессов.
На
определенном этапе в социологии произошел
разрыв между этими
уровнями, что заметно снизило практическую
эффективность науки.
Преодоление возникшего
разрыва стало возможным благодаря созданию
третьего уровня социологического знания
- теорий среднего
уровня. Они
занимают промежуточное положение между
теоретическим и эмпиричес-
ким уровнями и призваны обобщать эмпирические
факты в пределах от-
дельных областей социологического знания
(отраслевых социологии), таких,
как, например, социология социальных
групп, социология города, социоло-
гия деревни, этносоциология, экономическая
социология, социология об-
разования, социология политики, социология
права, социология пропа-
ганды, социология семьи, социология культуры,
социология труда и др.
Теории
среднего уровня ввел в научный обиход
американский социо-
лог Роберт Мертон. Он
полагал, что термин "теории среднего
уровня"
означает "теории, находящиеся в промежуточном
пространстве между
частными, но тоже необходимыми рабочими
гипотезами, во множестве
возникающими в ходе повседневных исследований,
и всеохватывающими
систематическими попытками создать единую
теорию, которая будет
объяснять все наблюдаемые типы социального
поведения, социальных
организаций и социальных изменений".
Все
теории среднего уровня объединяются
в три группы: 1) теория соци-
альных институтов (семья, наука, образование,
политика и т. д.); 2) теория
социальных общностей (социология малых
групп, страт, слоев, классов и
т. д.); 3) теория социальных изменений и
процессов - социология процес-
сов дезорганизации общества (наркомании,
преступности и т. д.), социо-
логия конфликтов, социология урбанизации,
мобильности и т. д.).
5. Место социологии в системе современного обществознания
Уяснение
специфики социологии как самостоятельной
науки связано
с выявлением ее соотношения с другими
общественными науками. Сле-
дует иметь в виду, что социология является
одной из наук, изучающих
поведение людей в обществе и функционирование
социальных структур
наряду с другими, также имеющими сходный
объект исследования.
Ближе
всех к социологии находится антропология. Она
использует ме-
тоды исследования (например, наблюдение),
характерные для социологии. Однако существуют
различия в предмете. Несмотря на то что
и со-
циология и антропология анализируют
общество, это - исторически раз-
личные типы обществ. Так, антропология
занимается, в частности, изу-
чением локальных, простых, доиндустиальных
культур и обществ (при-
митивных народов, племен, сообществ древних
людей) для определения,
происхождения и процессов развития человеческого
рода и человеческой
культуры. Антропология не изучает сложные
общества с развитыми ин-
дустриальными культурами и институционализированными
взаимоотно-
шениями. Предметом ее анализа являются
церемонии, ритуалы, мифы,
традиции забытых и малочисленных народов,
племен, общин.
Отчасти
предмет социологии совпадает и с предметом социальной
психологии. Психология
исследует индивидуальное поведение,
процессы
овладения людьми навыков речи и чтения,
формирование их отношения к
окружающему миру, влияние социальных
групп, становление отличительных
черт характера личности. Социология также
изучает общение людей в по-
вседневной жизни, однако оно ограничено
отдельной позицией, которую
занимают индивиды в соответствии со своим
социальным статусом.
Тесно
связана социология и с социальной
философией. Обе
науки
сближает стремление к системному, целостному
анализу общества, одна-
ко каждая из них осуществляет это с помощью
своих методов, категорий,
законов. Социальная философия является
философской наукой. Она рас-
сматривает общество предельно широко
- как специфическую часть всего
мироздания, а потому и описывает его с
помощью наиболее общих понятий,
категорий, законов. Социальная философия
анализирует развитие общества
под углом зрения специфического проявления
в этом процессе общефило-
софских законов, то есть законов, действующих
и в природе, и в общест-
ве, и в человеческом мышлении. Среди них
можно выделить закон о со-
отношении общественного бытия и общественного
сознания, законы
развития общества через разрешение социальных
противоречий и т. д.
Тем самым социальная философия выступает
в качестве методологичес-
кой основы социологии.
Социология
же дает более конкретный анализ общества
с точки зре-
ния того, как эти социальные законы проявляются
в деятельности струк-
турных единиц общества (например, классов,
слоев, ассоциаций, групп,
отдельных личностей), каким образом изменяются
социальные структу-
ры, какие процессы в них происходят.
Структурные
единицы общества (классы, партии, слои,
группы и т. д.)
представляют собой субъекты политики,
что обусловливает взаимосвязь
социологии с политической наукой - политологией. Политология
изучает
то, каким образом люди приходят к власти,
как ее используют, каким
образом она распределяется в обществе.
Кроме того, она рассматривает
вопросы, связанные с управлением и функционированием
государства,
образованием правительств, деятельностью
партий, поведением избира-
телей. Социология также рассматривает
феномен власти и его субъекты,
однако с позиций анализа социальных статусов
классов, групп, личнос-
тей, наличия у них ресурсов.
Более заметны
различия социологии с экономической
наукой. Эконо-
мика изучает процессы производства, распределения,
потребления и об-
мена материальных благ. Главное внимание
экономисты уделяют моде-
лям экономического развития, процессам
общественного воспроизводст-
ва, анализу макроэкономических показателей,
безработицы, инфляции,
динамики цен, международной торговли.
Конечно, социология не может
игнорировать выводы экономической науки,
обусловленность социаль-
ных процессов уровнем материального
производства. Однако социология
рассматривает не
одну сферу, как, например, экономика, а
общество как
целое, в единстве и взаимосвязи всех его
сфер.
6. Функции СОЦИОЛОГИИ
Роль
и значение науки обусловлены ее способностью дать
ответы на
актуальные вопросы, поставленные жизнью.
Так, появление социологии
в Европе в XIX в. было обусловлено необходимостью
осмыслить переме-
ны, вызванные в обществе промышленной революцией, развитием
полити-
ческой демократии. Более прагматический
характер социология как нау-
ка имела в США, где она была призвана сформулировать
способы борь-
бы с нищетой, преступностью, отчуждением
людей от общества. Так или
иначе, социология, по мнению Э. Дюркгейма,
не стоила бы и часа труда,
если бы не позволяла улучшить общество.
Значение
социологии в жизни общества или отдельно
взятого инди-
вида проявляется в ее функциях. Среди
них можно выделить следующие.
Для
преобразования общества первоначально
следует выявить законы
его развития, познать их. Следовательно,
социология выполняет теоре-
тико-познавательную функцию. Она
формирует научное представление об
обществе, его закономерностях, механизмах
развития и функционирова-
ния. Социология осуществляет данную функцию
как путем накопления
эмпирических фактов о различных сторонах
жизни общества, так и пу-
тем их обобщения и формулирования научных
теорий.
Однако
социология как никакая другая из общественных
наук обладает
большим прагматическим эффектом. Познавая
социальную реальность,
социология вырабатывает конкретные рекомендации
по совершенствова-
нию общественных отношений, повышению
управляемости социального
развития. В этом находит свое воплощение практически-политическая
функция социологии.
Ее важным аспектом является выявление
причин
негативных социальных явлений (преступности,
нищеты, безработицы,
наркомании и т. д.) и разработка эффективных
способов решения дан-
ных проблем.
Не менее
актуальна и гуманистическая функция социологии,
состоя-
щая в утверждении ценностей гуманизма,
прав человека, всестороннего
развития личности, ее свободы и др.
Велико значение прогностической функции социологии,
выражающейся в
ее способности на основе эмпирического
материала и теоретических обоб-
щений предвидеть возможные варианты
развития социальных процессов,
вырабатывать практические меры по предотвращению
негативных явлений.
Нельзя
обойти молчанием и такую функцию социологии,
как идеалис-
тическая. Обобщения
и выводы социологической науки, основанные
на
эмпирических данных, по своему содержанию
являются нейтральными
относительно интересов тех или иных групп.
Однако результаты социо-
логических исследований могут быть использованы
и используются раз-
личными классами, партиями в собственных
интересах. С помощью ре-
зультатов социологических исследований,
проведенных "по заказу" тех
или иных политических сил, можно манипулировать
общественным
мнением, целенаправленно формировать нужное этим
силам отношение
общества к происходящим процессам.
В
современной России, где активно идут
процессы формирования ин-
ститутов рыночной экономики и политической
демократии, значение
социологии трудно переоценить. Понимание
тенденций, возможных по-
следствий перестройки общественных отношений
при переходе к граж-
данскому обществу, смене системы ценностей
и возникающим в связи с
этим кризисом идентичности во многом
позволяет смягчать неизбежные
при этом негативные процессы, предупреждать
социальные конфликты.
К
сожалению, российская социологическая
наука не смогла опере-
жающим образом реагировать на возникающие
социальные проблемы и
давать эффективные рекомендации политикам.
Хотя существует и оборотная сторона:
правящая политическая элита очень избирательна
в от-
ношении выводов социологической науки.
Глоссарий:
Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.