Социология как наука и учебная дисциплина.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция

Описание работы

Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?

Файлы: 1 файл

05. Лекция. Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина..doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Познавая общество, социолог может концентрировать свое внимание 
на различных сторонах этого сложного объекта. Так, некоторые ученые 
сосредоточиваются на изучении бюрократии, другие на семье или рели- 
гии, третьи анализируют отношения между общественными классами, и 
наконец, четвертые изучают явления массовой культуры.

Неоднородный характер социологического знания обусловлен не 
только сложностью предмета познания, целями исследования, но и уров- 
нями его анализа. В развитии социологической науки можно выделить 
два направления, которые и определили характер и специфику социоло- 
гического знания: фундаментальное и прикладное.

Фундаментальное направление стремится сформулировать общие за- 
кономерности строения, развития и функционирования общества. По- 
этому в центре внимания этого направления находятся проблемы соци- 
ально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и 
функционирования общества и места в нем личности, вопросы позна- 
ния, проблемы построения структур социальных ассоциаций, конструи- 
рования математических моделей социальных общностей и процессов, 
разработки методов изучения социальных процессов и явлений и т. д.

Результатом подобного анализа являются социологические теории и 
концепции. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном 
уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как прави- 
ло, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, 
как социальная группа или социальный процесс. Подобный уровень со- 
циологического познания принято называть общесоциологическим, а 
теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими.

Фундаментальные социологические теории возникли из социальной 
философии и психологии: они основывались на наблюдениях, умозаклю- 
чениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые 
давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведе- 
ния людей.

Прикладное направление было вызвано к жизни необходимостью 
практического решения социальных проблем современного общества. 
Для того чтобы объяснить социальные явления в отдельных отраслях 
жизнедеятельности человека, социология должна основываться на точ- 
ных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, отражающих 
процессы изменений и структуру общества. Такие данные собираются 
исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Этот уро- 
вень знания называется эмпирическим. В социологии он формируется 
посредством сбора многочисленных фактов, сведений, мнений членов 
социальных групп, их последующей обработки, а также обобщения и 
формулирования первичных выводов относительно конкретных явлений 
социальной жизни.

Оба уровня социологического знания - теоретический и эмпиричес- 
кий - тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Дело 
в том, что теоретическое исследование, лишенное эмпирических данных, 
превращается в бессмысленное теоретизирование. В то же время накоп- 
ление фактов, которое не опирается на теоретическую основу, не спо- 
собно выявить суть социальных процессов.

На определенном этапе в социологии произошел разрыв между этими 
уровнями, что заметно снизило практическую эффективность науки. 
Преодоление возникшего разрыва стало возможным благодаря созданию 
третьего уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Они 
занимают промежуточное положение между теоретическим и эмпиричес- 
ким уровнями и призваны обобщать эмпирические факты в пределах от- 
дельных областей социологического знания (отраслевых социологии), таких, 
как, например, социология социальных групп, социология города, социоло- 
гия деревни, этносоциология, экономическая социология, социология об- 
разования, социология политики, социология права, социология пропа- 
ганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.

Теории среднего уровня ввел в научный обиход американский социо- 
лог Роберт Мертон. Он полагал, что термин "теории среднего уровня" 
означает "теории, находящиеся в промежуточном пространстве между 
частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве 
возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими 
систематическими попытками создать единую теорию, которая будет 
объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных 
организаций и социальных изменений".

Все теории среднего уровня объединяются в три группы: 1) теория соци- 
альных институтов (семья, наука, образование, политика и т. д.); 2) теория 
социальных общностей (социология малых групп, страт, слоев, классов и 
т. д.); 3) теория социальных изменений и процессов - социология процес- 
сов дезорганизации общества (наркомании, преступности и т. д.), социо- 
логия конфликтов, социология урбанизации, мобильности и т. д.).

5. Место социологии в системе современного обществознания

Уяснение специфики социологии как самостоятельной науки связано 
с выявлением ее соотношения с другими общественными науками. Сле- 
дует иметь в виду, что социология является одной из наук, изучающих 
поведение людей в обществе и функционирование социальных структур 
наряду с другими, также имеющими сходный объект исследования.

Ближе всех к социологии находится антропология. Она использует ме- 
тоды исследования (например, наблюдение), характерные для социологии. Однако существуют различия в предмете. Несмотря на то что и со- 
циология и антропология анализируют общество, это - исторически раз- 
личные типы обществ. Так, антропология занимается, в частности, изу- 
чением локальных, простых, доиндустиальных культур и обществ (при- 
митивных народов, племен, сообществ древних людей) для определения, 
происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой 
культуры. Антропология не изучает сложные общества с развитыми ин- 
дустриальными культурами и институционализированными взаимоотно- 
шениями. Предметом ее анализа являются церемонии, ритуалы, мифы, 
традиции забытых и малочисленных народов, племен, общин.

Отчасти предмет социологии совпадает и с предметом социальной 
психологии. Психология исследует индивидуальное поведение, процессы 
овладения людьми навыков речи и чтения, формирование их отношения к 
окружающему миру, влияние социальных групп, становление отличительных 
черт характера личности. Социология также изучает общение людей в по- 
вседневной жизни, однако оно ограничено отдельной позицией, которую 
занимают индивиды в соответствии со своим социальным статусом.

Тесно связана социология и с социальной философией. Обе науки 
сближает стремление к системному, целостному анализу общества, одна- 
ко каждая из них осуществляет это с помощью своих методов, категорий, 
законов. Социальная философия является философской наукой. Она рас- 
сматривает общество предельно широко - как специфическую часть всего 
мироздания, а потому и описывает его с помощью наиболее общих понятий, 
категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества 
под углом зрения специфического проявления в этом процессе общефило- 
софских законов, то есть законов, действующих и в природе, и в общест- 
ве, и в человеческом мышлении. Среди них можно выделить закон о со- 
отношении общественного бытия и общественного сознания, законы 
развития общества через разрешение социальных противоречий и т. д. 
Тем самым социальная философия выступает в качестве методологичес- 
кой основы социологии.

Социология же дает более конкретный анализ общества с точки зре- 
ния того, как эти социальные законы проявляются в деятельности струк- 
турных единиц общества (например, классов, слоев, ассоциаций, групп, 
отдельных личностей), каким образом изменяются социальные структу- 
ры, какие процессы в них происходят.

Структурные единицы общества (классы, партии, слои, группы и т. д.) 
представляют собой субъекты политики, что обусловливает взаимосвязь 
социологии с политической наукой - политологией. Политология изучает 
то, каким образом люди приходят к власти, как ее используют, каким 
образом она распределяется в обществе. Кроме того, она рассматривает 
вопросы, связанные с управлением и функционированием государства, 
образованием правительств, деятельностью партий, поведением избира- 
телей. Социология также рассматривает феномен власти и его субъекты, 
однако с позиций анализа социальных статусов классов, групп, личнос- 
тей, наличия у них ресурсов.

Более заметны различия социологии с экономической наукой. Эконо- 
мика изучает процессы производства, распределения, потребления и об- 
мена материальных благ. Главное внимание экономисты уделяют моде- 
лям экономического развития, процессам общественного воспроизводст- 
ва, анализу макроэкономических показателей, безработицы, инфляции, 
динамики цен, международной торговли. Конечно, социология не может 
игнорировать выводы экономической науки, обусловленность социаль- 
ных процессов уровнем материального производства. Однако социология 
рассматривает не одну сферу, как, например, экономика, а общество как 
целое, в единстве и взаимосвязи всех его сфер.

6. Функции СОЦИОЛОГИИ

Роль и значение науки обусловлены ее способностью дать ответы на 
актуальные вопросы, поставленные жизнью. Так, появление социологии 
в Европе в XIX в. было обусловлено необходимостью осмыслить переме- 
ны, вызванные в обществе промышленной революцией, развитием полити- 
ческой демократии. Более прагматический характер социология как нау- 
ка имела в США, где она была призвана сформулировать способы борь- 
бы с нищетой, преступностью, отчуждением людей от общества. Так или 
иначе, социология, по мнению Э. Дюркгейма, не стоила бы и часа труда, 
если бы не позволяла улучшить общество.

Значение социологии в жизни общества или отдельно взятого инди- 
вида проявляется в ее функциях. Среди них можно выделить следующие.

Для преобразования общества первоначально следует выявить законы 
его развития, познать их. Следовательно, социология выполняет теоре- 
тико-познавательную функцию. Она формирует научное представление об 
обществе, его закономерностях, механизмах развития и функционирова- 
ния. Социология осуществляет данную функцию как путем накопления 
эмпирических фактов о различных сторонах жизни общества, так и пу- 
тем их обобщения и формулирования научных теорий.

Однако социология как никакая другая из общественных наук обладает 
большим прагматическим эффектом. Познавая социальную реальность, 
социология вырабатывает конкретные рекомендации по совершенствова- 
нию общественных отношений, повышению управляемости социального 
развития. В этом находит свое воплощение практически-политическая 
функция социологии. Ее важным аспектом является выявление причин 
негативных социальных явлений (преступности, нищеты, безработицы, 
наркомании и т. д.) и разработка эффективных способов решения дан- 
ных проблем.

Не менее актуальна и гуманистическая функция социологии, состоя- 
щая в утверждении ценностей гуманизма, прав человека, всестороннего 
развития личности, ее свободы и др.

Велико значение прогностической функции социологии, выражающейся в 
ее способности на основе эмпирического материала и теоретических обоб- 
щений предвидеть возможные варианты развития социальных процессов, 
вырабатывать практические меры по предотвращению негативных явлений.

Нельзя обойти молчанием и такую функцию социологии, как идеалис- 
тическая. Обобщения и выводы социологической науки, основанные на 
эмпирических данных, по своему содержанию являются нейтральными 
относительно интересов тех или иных групп. Однако результаты социо- 
логических исследований могут быть использованы и используются раз- 
личными классами, партиями в собственных интересах. С помощью ре- 
зультатов социологических исследований, проведенных "по заказу" тех 
или иных политических сил, можно манипулировать общественным 
мнением, целенаправленно формировать нужное этим силам отношение 
общества к происходящим процессам.

В современной России, где активно идут процессы формирования ин- 
ститутов рыночной экономики и политической демократии, значение 
социологии трудно переоценить. Понимание тенденций, возможных по- 
следствий перестройки общественных отношений при переходе к граж- 
данскому обществу, смене системы ценностей и возникающим в связи с 
этим кризисом идентичности во многом позволяет смягчать неизбежные 
при этом негативные процессы, предупреждать социальные конфликты.

К сожалению, российская социологическая наука не смогла опере- 
жающим образом реагировать на возникающие социальные проблемы и 
давать эффективные рекомендации политикам. Хотя существует и оборотная сторона: правящая политическая элита очень избирательна в от- 
ношении выводов социологической науки.

 

Глоссарий:

 

  1. Вопрос открытый - разновидность формулировки вопроса, дающая возможность респондентов самостоятельно сформулировать ответ без подсказки исследователя, выражающий индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого;

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.