Социология как наука и учебная дисциплина.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция

Описание работы

Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?

Файлы: 1 файл

05. Лекция. Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина..doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Чем же тогда отличается от них социологический опрос?

Первая отличительная черта — количество опрошенных. 
Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с 
одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи 
людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, 
делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашива- 
ют одного человека, то получают личное мнение. Для жур- 
налиста, интервьюирующего эстрадную звезду, врача, со- 
ставляющего диагноз на основании слов пациента.

 

следователя, доискивающегося до причин гибели челове- 
ка, большего и не надо. Им необходимо именно личное 
мнение опрашиваемого.

Напротив, социолог, опрашивающий множество лю- 
дей, интересуется общественным мнением. Индивидуаль- 
ные отклонения, субъективные предубеждения, предрас- 
судки, ошибочные суждения, намеренные искажения — 
если их обработать статистически — взаимопогашаются. В 
результате социолог получает усредненную картину ре- 
альности. Он опросил 100 инженеров и выявил среднети- 
пичного представителя данной профессии. Вот почему в 
социологической анкете не требуют указывать свою фа- 
милию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, со- 
циолог, получая статистическую информацию, выявляет 
социальные типы личности.

Вторая отличительная черта — достоверность и объектив- 
ность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи 
людей, социолог получает возможность обрабатывать данные 
математически. Он усредняет разнообразные мнения и в ре- 
зультате получает гораздо более достоверную информацию, 
нежели, например, журналист. Ее можно назвать даже объек- 
тивной, если строго соблюдены все научно-методические тре- 
бования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Никто в мире не изобрел более совершенного способа со- 
единить несоединимое, огонь и воду, лед и пламень. Это 
маленькое чудо научного познания совершает математи- 
ческая статистика. Правда, она требует за это дорогую 
цену — совершенное владение методикой и техникой со- 
циологического исследования, все тонкости которых мож- 
но познать только за долгие годы непрерывной работы.

Третья отличительная черта — цель опроса. Врач, журна- 
лист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной ин- 
формации, они выясняют то, что отличает одного человека 
от другого. Конечно, все они стремятся к правде, добиваясь 
правды от опрашиваемого: следователь в большей степени, 
журналист, которому заказали сенсационный материал, в 
меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение на- 
учного знания, обогащение науки.

Полученные социологом данные о закономерностях связи 
труда инженеров с отношением к работе и формой досуга 
освободит его коллег от необходимости еще раз проводить

 

обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд 
(инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд 
(рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодер- 
жательным времяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр 
телепередач), и такая связь теоретически доказана, то мы 
получим научный факт.

Хотя журналиста или врача подобная универсальность мало 
удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные особен- 
ности и отклонения.

Анкетирование

Это самый распространенный в социологии метод иссле- 
дований. Анкета — размноженный на машинке, компьютере 
или типографским способом документ, содержащий в сред- 
нем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному мно- 
жеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта 
исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, 
вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них на- 
лицо своя логика и последовательность. Анкетой называется 
лишь то, что обращено к множеству людей, которых опра- 
шивают стандартным образом. Именно потому к анкетам 
применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый 
обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изло- 
женным в прилагаемой к ней инструкции.

Логика построения вопросов в анкете соответствует це- 
лям исследования и служит получению только такой ин- 
формации, которая проверяет гипотезы.

Журналист, врач или следователь тоже придерживаются 
определенной программы и целей, но научных гипотез они 
не выдвигают, хотя следователь проверяет определенную вер- 
сию, журналист заранее строит план интервью.

Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно 
и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Виды вопросов

Все вопросы делятся на два основных типа — открытые и 
закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставля- 
ет место и просит респондента самого сформулировать свое 
мнение. Например:

 

Каков доход на одного человека в вашей семье? 
В закрытых после текста вопроса социолог предлагает пе- 
речень закрытий или альтернатив. Пример:

Каков доход на одного человека в вашей семье? 
1.До 100 рублей.

  1. От 101 до 500 рублей.
  2. От 501 до 1 000 рублей.
  3. Свыше 1 000 рублей.

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закры- 
тым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они 
требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. 
Открытые используются там, где эти знания ограничены и 
исследование проводится с разведывательной целью.

 

Виды опроса

В социологии различают два типа анкетного опроса — 
сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, 
при которой опрашивается все население страны. 
С начала XIX века в европейских странах периодически про- 
водятся переписи населения, а сегодня они используются по- 
всеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безум- 
но дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную 
роскошь лишь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчер- 
пывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к ка- 
кой-то общности или группе. Население страны — самая круп- 
ная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например: 
персонал предприятия, все участники афганской войны, все 
ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос 
проводится на таких объектах, он также называется сплош- 
ным. Эта разновидность используется на практике чаще пере- 
писей. Именно к ней обычно применяют наименование сплош- 
ного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид.

 

Выборочное обследование

Оно является более экономичным и не менее надежным ме- 
тодом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его 
основа — выборочная совокупность. Что она из себя представля- 
ет? Она — уменьшенная копия генеральной совокупности.

 

Генеральной совокупностью считают все население или ту 
его часть, которую социолог намерен изучить. Выбороч- 
ной совокупностью называют множество людей, которых 
социолог опрашивает.

В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходят- 
ся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. 
человек, а получает достоверные сведения обо всем населении. 
Ошибка не превышает нескольких процентов. Так же поступа- 
ют наши отечественные социологи. Самые авторитетные соци- 
ологические фирмы в России — ВЦИОМ и Vox populis.

Кого относить к генеральной совокупности, определяют 
цели исследования, а кого включать в выборочную сово- 
купность, решают математические методы.

Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну 
глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут 
все воины-афганцы, но опрашивать ему придется неболь- 
шую часть — выборочную совокупность. Для того, чтобы 
выборка точно отражала генеральную совокупность, социо- 
лог придерживается правила: любой воин-афганец, незави- 
симо от места жительства, места работы, состояния здоро- 
вья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих его 
поиск, должен иметь одинаковую вероятность попадания в 
выборочную совокупность.

 

Социолог не имеет права опрашивать специально подобран- 
ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. 
Право имеет вероятностный механизм отбора, специальные ма- 
тематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объек- 
тивность. Считается, что случайный метод — наилучший способ 
отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой 
(генеральной) совокупности называется репрезентативно- 
стью. Расхождение между ними, отклонение одной от дру- 
гой называется ошибкой репрезентативности.

Редко социолог намеренно допускает ее. Чаще она возни- 
кает из-за того, что ему плохо известна структура генераль- 
ной совокупности: распределение людей по возрасту, про- 
фессии, доходам и т. д.

 

Интервью

Оно является вторым по популярности методом исследо- 
вания в социологии. Если анкету респондент заполняет са- 
мостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает специа- 
лист. Его называют интервьюером.

Когда формулировки вопросов и их порядок строго фикси- 
рованы, и интервьюер не имеет права от них отклоняться, 
речь идет о стандартизированном интервью. Оно мало чем отли- 
чается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу 
людей. Распространенный пример —телефонные интервью. Ког- 
да определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все 
другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о не- 
стандартизированном интервью. В нем почти все вопросы откры- 
тые и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты 
практически не поддаются статистической обработке. Да это и 
не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведы- 
вательная: получение информации о незнакомом явлении, уг- 
лубление проблемы, выяснение подробностей, не схваченных 
в стандартизированном интервью. Естественно, что оно — то- 
вар штучный, количество интервьюируемых невелико.

Наблюдение

К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что пра- 
родиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще

 

всего, является антропология — наука о дописьменных куль- 
турах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные от- 
ношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забы- 
тых и малочисленных народов, племен и общин. Из 
антропологии в социологию пришла не только методология и 
методика наблюдений, но и их классификация.

Выделяют две основные разновидности: включенное и не- 
включенное наблюдение.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной 
толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со 
стороны (в специальном бланке регистрирует все типы дей- 
ствий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит не- 
включешюе наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщи- 
ков, присоединился к толпе, участвует в подростковой 
группировке или если устроился работать на предприятие (уча- 
стие может быть анонимным или не анонимным), то он про- 
водит включенное наблюдение. Сфера охвата социологического 
наблюдения или совпадает, или уже сферы действия интервью.

Эксперимент

Его применение в социологии крайне ограниченно. Зато в 
психологии, физике и химии это главное средство познания.

 

Методология и методика эксперимента пришли в социоло- 
гию из психологии. Когда поставлена цель исследования (на- 
пример, изучить действие новой системы оплаты труда на 
рабочих) и подготовлена программа, создают две группы — 
экспериментальную и контрольную. В экспериментальной тру- 
дятся по-новому, а в контрольной — по-старому. Для чего 
это нужно?

Новая система оплаты может и не влиять на повышение 
производительности труда: хотя последняя и выросла, но 
ученые сомневаются, вызвано ли это действием новой фор- 
мы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит 
эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет раз- 
ницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые из- 
менения или нет. Количество участвующих в эксперименте 
обычно невелико и редко превышает 10—15 человек.


Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.