Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция
Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?
Чем же тогда отличается от них социологический опрос?
Первая
отличительная черта — количество
опрошенных.
Названные выше
специалисты имеют дело, как правило, с
одним человеком. Социолог же опрашивает
сотни и тысячи
людей и лишь затем, обобщив полученную
информацию,
делает выводы. Почему он так поступает?
Когда опрашива-
ют одного человека, то получают личное
мнение. Для жур-
налиста, интервьюирующего эстрадную
звезду, врача, со-
ставляющего диагноз на основании слов
пациента.
следователя,
доискивающегося до причин гибели челове-
ка, большего и не надо. Им необходимо именно
личное
мнение опрашиваемого.
Напротив,
социолог, опрашивающий множество лю-
дей, интересуется общественным
мнением. Индивидуаль-
ные отклонения, субъективные предубеждения,
предрас-
судки, ошибочные суждения, намеренные
искажения —
если их обработать статистически — взаимопогашаются.
В
результате социолог получает усредненную
картину ре-
альности. Он опросил 100 инженеров и выявил
среднети-
пичного представителя данной профессии.
Вот почему в
социологической анкете не требуют указывать
свою фа-
милию, имя и отчество, адрес. Она анонимная.
Итак, со-
циолог, получая статистическую информацию,
выявляет
социальные типы
личности.
Вторая
отличительная черта — достоверность
и объектив-
ность. Она тесно
связана с первой: опрашивая сотни и тысячи
людей, социолог получает возможность
обрабатывать данные
математически. Он усредняет разнообразные
мнения и в ре-
зультате получает гораздо более достоверную
информацию,
нежели, например, журналист. Ее можно
назвать даже объек-
тивной, если строго
соблюдены все научно-методические тре-
бования. Хотя получена она на основе субъективных
мнений.
Никто
в мире не изобрел более совершенного
способа со-
единить несоединимое, огонь и воду, лед
и пламень. Это
маленькое чудо научного познания совершает
математи-
ческая статистика. Правда, она требует
за это дорогую
цену — совершенное владение методикой
и техникой со-
циологического исследования, все тонкости
которых мож-
но познать только за долгие годы непрерывной
работы.
Третья
отличительная черта — цель
опроса. Врач,
журна-
лист или следователь вовсе не стремятся
к обобщенной ин-
формации, они выясняют то, что отличает
одного человека
от другого. Конечно, все они стремятся
к правде, добиваясь
правды от опрашиваемого: следователь
в большей степени,
журналист, которому заказали сенсационный
материал, в
меньшей. Но ни один из них не нацелен на
расширение на-
учного знания, обогащение науки.
Полученные
социологом данные о закономерностях
связи
труда инженеров с отношением к работе
и формой досуга
освободит его коллег от необходимости
еще раз проводить
обследование.
Если подтвердилось, что разнообразный
труд
(инженер) влечет разнообразный досуг,
а однообразный труд
(рабочий на конвейере) связан с однообразным,
бессодер-
жательным времяпрепровождением (выпивка,
сон, просмотр
телепередач), и такая связь теоретически
доказана, то мы
получим научный
факт.
Хотя журналиста
или врача подобная универсальность мало
удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные
особен-
ности и отклонения.
Анкетирование
Это
самый распространенный в социологии
метод иссле-
дований. Анкета —
размноженный на машинке, компьютере
или типографским способом документ, содержащий
в сред-
нем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному
мно-
жеству респондентов. Они рассматриваются
в качестве объекта
исследования.
Анкетой
нельзя назвать любой перечень вопросов.
Так,
вопросы журналиста не считаются анкетой,
хотя в них на-
лицо своя логика и последовательность.
Анкетой называется
лишь то, что обращено к множеству людей,
которых опра-
шивают стандартным образом. Именно потому
к анкетам
применим аппарат статистики. Кроме того,
опрашиваемый
обязан самостоятельно заполнить анкету
по правилам, изло-
женным в прилагаемой к ней инструкции.
Логика
построения вопросов в анкете соответствует
це-
лям исследования и служит получению только
такой ин-
формации, которая проверяет гипотезы.
Журналист,
врач или следователь тоже придерживаются
определенной программы и целей, но научных
гипотез они
не выдвигают, хотя следователь проверяет
определенную вер-
сию, журналист заранее строит план интервью.
Вопросы
в анкете формулируются максимально конкретно
и точно. Нельзя допускать неясностей
и двусмысленности.
Виды вопросов
Все
вопросы делятся на два основных типа
— открытые и
закрытые. В открытых после
текста вопроса социолог оставля-
ет место и просит респондента самого
сформулировать свое
мнение. Например:
Каков доход
на одного человека в вашей семье?
В закрытых после
текста вопроса социолог предлагает пе-
речень закрытий или альтернатив. Пример:
Каков
доход на одного человека в вашей семье?
1.До 100 рублей.
Один
и тот же вопрос можно сделать открытым
и закры-
тым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере,
но они
требуют от социологов исчерпывающего
знания предмета.
Открытые используются там, где эти знания
ограничены и
исследование проводится с разведывательной
целью.
Виды опроса
В
социологии различают два типа анкетного
опроса —
сплошной и выборочный.
Разновидностью
сплошного опроса выступает перепись,
при которой опрашивается
все население страны.
С начала XIX века в европейских странах
периодически про-
водятся переписи населения, а сегодня
они используются по-
всеместно. Они дают бесценную информацию,
но стоят безум-
но дорого. Даже богатые страны могут позволить
себе подобную
роскошь лишь раз в 10 лет. Сплошной опрос
по охвату исчер-
пывает всю совокупность респондентов,
принадлежащих к ка-
кой-то общности или группе. Население
страны — самая круп-
ная из таких общностей. Но есть и более
мелкие, например:
персонал предприятия, все участники афганской
войны, все
ветераны войны, все жители небольшого
города. Если опрос
проводится на таких объектах, он также
называется сплош-
ным. Эта разновидность
используется на практике чаще пере-
писей. Именно к ней обычно применяют наименование
сплош-
ного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный
вид.
Выборочное обследование
Оно
является более экономичным и не менее
надежным ме-
тодом, хотя требует более изощренной
методики и техники. Его
основа — выборочная совокупность. Что
она из себя представля-
ет? Она — уменьшенная копия генеральной
совокупности.
Генеральной совокупностью считают
все население или ту
его часть, которую социолог намерен изучить. Выбороч-
ной совокупностью называют
множество людей, которых
социолог опрашивает.
В
сплошном опросе они совпадают, в выборочном
расходят-
ся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает
1,5-2 тыс.
человек, а получает достоверные сведения
обо всем населении.
Ошибка не превышает нескольких процентов.
Так же поступа-
ют наши отечественные социологи. Самые
авторитетные соци-
ологические фирмы в России — ВЦИОМ и
Vox populis.
Кого
относить к генеральной совокупности,
определяют
цели исследования, а кого включать в выборочную
сово-
купность, решают математические методы.
Если
социолог намеревается взглянуть на афганскую
войну
глазами ее участников, в генеральную
совокупность войдут
все воины-афганцы, но опрашивать ему придется
неболь-
шую часть — выборочную совокупность.
Для того, чтобы
выборка точно отражала генеральную совокупность,
социо-
лог придерживается правила: любой
воин-афганец, незави-
симо от места жительства, места работы,
состояния здоро-
вья и других обстоятельств, возможно,
затрудняющих его
поиск, должен иметь одинаковую вероятность
попадания в
выборочную совокупность.
Социолог
не имеет права опрашивать специально
подобран-
ных, первых встречных или наиболее доступных
респондентов.
Право имеет вероятностный механизм отбора,
специальные ма-
тематические процедуры, обеспечивающие
наибольшую объек-
тивность. Считается, что случайный
метод — наилучший
способ
отобрать типичных представителей генеральной
совокупности.
Свойство
выборки отражать характеристики изучаемой
(генеральной) совокупности называется репрезентативно-
стью. Расхождение
между ними, отклонение одной от дру-
гой называется ошибкой
репрезентативности.
Редко
социолог намеренно допускает ее. Чаще
она возни-
кает из-за того, что ему плохо известна
структура генераль-
ной совокупности: распределение людей
по возрасту, про-
фессии, доходам и т. д.
Интервью
Оно
является вторым по популярности методом
исследо-
вания в социологии. Если анкету респондент
заполняет са-
мостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает
специа-
лист. Его называют интервьюером.
Когда
формулировки вопросов и их порядок строго
фикси-
рованы, и интервьюер не имеет права от
них отклоняться,
речь идет о стандартизированном
интервью. Оно
мало чем отли-
чается от анкетирования, недорого и позволяет
опросить массу
людей. Распространенный пример —телефонные
интервью. Ког-
да определена тема, план и выбраны ключевые
вопросы, а все
другое по ходу дела придумывает интервьюер,
говорят о не-
стандартизированном интервью. В
нем почти все вопросы откры-
тые и напоминает оно журналистский опрос.
Его результаты
практически не поддаются статистической
обработке. Да это и
не требуется. Цель нестандартизированного
интервью разведы-
вательная: получение информации о незнакомом
явлении, уг-
лубление проблемы, выяснение подробностей,
не схваченных
в стандартизированном интервью. Естественно,
что оно — то-
вар штучный, количество интервьюируемых
невелико.
Наблюдение
К
нему социологи прибегают еще реже. Считается,
что пра-
родиной и сферой, где оно до сих пор используется
чаще
всего, является антропология —
наука о дописьменных куль-
турах. Антропологи наблюдают образ жизни,
социальные от-
ношения и взаимодействие, обычаи, нравы
и традиции забы-
тых и малочисленных народов, племен и
общин. Из
антропологии в социологию пришла не только
методология и
методика наблюдений, но и их классификация.
Выделяют
две основные разновидности: включенное и не-
включенное наблюдение.
Если
социолог изучает поведение забастовщиков,
уличной
толпы, подростковой группировки или бригады
рабочих со
стороны (в специальном бланке регистрирует
все типы дей-
ствий, реакции, формы общения и т.д.), то
он проводит не-
включешюе наблюдение. Если
же он встал в ряды забастовщи-
ков, присоединился к толпе, участвует
в подростковой
группировке или если устроился работать
на предприятие (уча-
стие может быть анонимным или не анонимным),
то он про-
водит включенное
наблюдение. Сфера
охвата социологического
наблюдения или совпадает, или уже сферы
действия интервью.
Эксперимент
Его
применение в социологии крайне ограниченно.
Зато в
психологии, физике и химии это главное
средство познания.
Методология и
методика эксперимента пришли в социоло-
гию из психологии. Когда поставлена цель
исследования (на-
пример, изучить действие новой системы
оплаты труда на
рабочих) и подготовлена программа, создают
две группы —
экспериментальную и контрольную. В
экспериментальной тру-
дятся по-новому, а в контрольной — по-старому.
Для чего
это нужно?
Новая
система оплаты может и не влиять на повышение
производительности труда: хотя последняя
и выросла, но
ученые сомневаются, вызвано ли это действием
новой фор-
мы оплаты или чем-то другим. Контрольная
группа служит
эталоном сравнения. Сопоставление двух
групп выявляет раз-
ницу и позволяет судить о том, произошли
ожидаемые из-
менения или нет. Количество участвующих
в эксперименте
обычно невелико и редко превышает 10—15
человек.
Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.