Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция
Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?
Не менее
важным положением современного функционализма
явля-
ется тезис о постепенности, эволюционном
характере изменений в обще-
стве, который исключает революцию как
способ преобразования.
В
противоположность этому конфликтологическая
парадигма иначе
объясняет законы развития общества. Движущей
силой социального про-
гресса является конфликт как
состояние скрытого или открытого столк-
новения конкурирующих сторон. Причины
и характер противоборства
социальных общностей и групп по-разному
объясняются в социологии,
что привело к существованию различных
версий конфликтологической
парадигмы.
Основоположником
теории социального конфликта был
немецкий фи-
лософ Карл Маркс (1818
- 1883). Он рассматривал общество как целост-
ность, состоящую из групп людей - классов, интересы
которых не совпа-
дают. Деление людей на
классы зависит от их различного положения
по
отношению к средствам
производства. Интересы классов-собственников
(например, буржуазии) являются противоположными
интересам классов,
не обладающих собственностью на средства
производства (например,
пролетариата). Непримиримость их интересов
порождает классовый
конфликт, который должен быть разрешен
с помощью социальной рево-
люции. Эксплуатируемый класс восстает
и преобразует общество.
Следует
заметить, что в марксизме
не только социальный
конфликт объясняется влиянием материального
производства,
но и все сферы жизни общества обусловлены
им (материаль-
ный базис общественно-исторической формации
определяет ее
надстройку - государство, политику, идеологию
и т. д.).
Однако
негативными последствиями социальной
революции всегда
являются состояние хаоса, разрушение
привычных форм жизнедеятель-
ности. По этой причине возникло иное объяснение
природы конфликта,
которое сформулировал современный немецкий
социолог Ральф
Дарен-
дорф (род. 1929).
Его социология конфликта основана на
тезисе о том,
что каждое общество в каждой своей точке
пронизано рассогласованием
и конфликтом. Существование конфликтующих
групп он связывает не с
их местом в экономической системе, а с
наличием у одних возможности
властвовать и господствовать над другими.
Поэтому структурирование
общественных групп у Р. Дарендорфа основано
на отношениях
господ-
ства и подчинения. Так,
ученики подчиняются учителю, предприниматели
господствуют над рабочими и т. д.
Осознание
общности интересов объединяет людей
в классы, интересы
которых могут открыто выражать профсоюзы,
политические партии и
т. д. Благодаря институтам представительной
демократии (свободным
выборам, парламенту, партиям) удается
включать подчиненные группы в
процесс распределения материальных и
иных ресурсов. К тому же систе-
ма ценностей, по Р. Дарендорфу, предохраняет
общество от распада,
притом что каждый элемент общества вносит
свой вклад в дезинтегра-
цию и изменения.
Микросоциологические парадигмы
Эти
парадигмы интерпретируют общество как
совокупность форм по-
вседневного взаимодействия индивидов,
акцентируя внимание на специ-
фичности социального
поведения человека,
отличающего его от животного.
В
противоположность макросоциологическим
(объективистским) микро-
социологические парадигмы трактуют социальные
явления субъективно, как
существующие исключительно благодаря
идеям и мнениям людей. Дан-
ную группу парадигм можно назвать культурно-аналитическими.
Среди
них выделяют теорию
социального действия немецкого
социоло-
га Макса Вебера (1864
- 1920). Социальными Вебер называет такие
действия,
которые содержат субъективно подразумевающийся смысл, доступный
пони-
манию других индивидов. Понять и интерпретировать
поведение людей
можно, лишь раскрывая значения и смыслы,
которые сами индивиды ему
придают. Следовательно, действия (и взаимодействия)
людей всегда соз-
нательны, опосредованы определенными
мотивами или намерениями.
Позднее
теория социального действия была дополнена
и развита кон-
цепциями символического интеракционизма
и социальной феноменологии.
Теория
символического интеракционизма, автором
которой является
американский социолог Джордж
Мид (1863 - 1931), исходит
из того, что
в совокупности межиндивидуальных взаимодействий
формируется общес-
тво и происходит становление индивидуального
сознания. Сторонники
данного подхода считают, что когда незнакомец
вступает с вами в разговор,
вы пытаетесь разгадать смысл его слов,
действий и их мотивов, чтобы
выработать правильную реакцию. В отличие
от животных люди реагиру-
ют непосредственно не на воздействия
внешнего мира: они наделяют
воздействующие на них стимулы определенным
значением и реагируют в
первую очередь на эти значения или символы,
а не на сами стимулы
внешнего мира. Символами, на которые реагируют
люди, могут быть
слова, предметы, дистанция между общающимися
людьми, выражение
лица и поступки.
Один
из основоположников теории
социальной феноменологии авст-
рийский социолог Альфред
Щюц (1899 - 1959) акцентирует
внимание на
способах, которые используют люди для
осмысления окружающего мира
и классификации его явлений. Чтобы понять
социальную роль жизни, по
мнению ученого, необходимо изучить способ,
с помощью которого люди
дифференцируют конкретные явления по
определенным категориям. Ис-
толкование социальных взаимодействий,
согласно Щюцу, основывается на понимании
мира человеческой непосредственности,
феноменального
мира чувствования, стремления, фантазирования,
желания, сомнения,
утверждения, воспоминания о прошлом и
предвосхищения будущего,
вообще всего того, что составляет жизненный
мир.
Этнометодологическая
парадигма, сформулированная
американским
социологом Гарольдом
Гарфинкелем, при
анализе общества акцентирует
внимание на методах, используемых индивидами
для воспроизводства
социальной жизни. По его мнению, упорядоченность
межличностных
взаимодействий достигается с помощью
принятия на веру правил и по-
нятий, определяющих поведение людей в
процессе их взаимодействия.
Другой
представитель этой методологии - американский
социолог Ир-
вин Гофман - вслед
за В. Шекспиром уподобляет жизнь театру,
где люди,
как актеры, играют определенные роли,
которые они сознательно прини-
мают на себя, чтобы произвести впечатление
и воздействовать на других.
3. Методы социологии
Каким
образом можно получить достоверную информацию
о на-
строениях избирателей накануне выборов
и тем самым попытаться пред-
сказать итоги (или повлиять на них)? Для
ответа на эти вопросы ученый-
социолог использует систему познавательных
средств и приемов, кото-
рые составляют содержание социологического
метода. Его особенности
обусловлены спецификой предмета социологии
как науки и формой со-
циологического знания.
Одна
из особенностей социологии как науки
состоит в том, что это
точная наука, опирающаяся на эмпирические
факты. В связи
с этим со-
циолог может анализировать половозрастную
структуру избирателей,
уровень их образования, систему ценностей.
Однако при этом существует
опасность, что, начиная с изучения официальной
статистики, опросов
или интервьюирования (например, избирателей
накануне выборов), будет
установлена ошибочная причинно-следственная
связь между эмпириче-
скими фактами.
Поэтому
социологическое исследование хотя и
опирается на эмпири-
ческие факты, но начинается с предположения,
то есть гипотезы, об
ис-
тинной связи настроений избирателей
и фактов (возраст, образование,
уровень жизни и т. д.), которые эти настроения
обусловливают. Лишь
после выдвижения целей и гипотез, построения
теоретической модели,
объясняющей поведение избирателей, можно
переходить к отбору инст-
рументов познания: наблюдения, опроса,
анкеты, анализа официальной
статистики и т. д.
Наконец,
обобщение полученных данных позволяет
построить науч-
ную теорию, то
есть систему знаний и принципов, которая
либо подтвер-
дит, либо опровергнет выдвинутую ранее
гипотезу.
Таким
образом, социологическое знание включает
в себя три элемен-
та: 1) социологические факты; 2) гипотезы;
3) теории.
По мнению
известного американского социолога Нейла
Смелзера,
"социологическими
методами называются правила и способы,
с помо-
щью которых устанавливается связь между
фактами, гипотезами и тео-
риями". Поэтому целесообразнее использовать
понятие метода социоло-
гии в собирательном смысле, поскольку
в него включают: опрос, наблю-
дение, эксперимент, анализ документов
(контент-анализ), интервью и
т. д. Рассмотрим некоторые из них.
Социологический опрос
Первичные
данные о социальном явлении или процессе
и объяснении
их можно получить с помощью опроса, представляющего
собой метод
систематического сбора данных о поведении
и установках людей с помощью специально
сформулированных вопросов, которые адресованы
отобранной по научной методике группе
респондентов (опрашиваемых), выражающих
свое мнение по различным вопросам.
Допустим,
вам необходимо выявить причины разводов.
Тема доста-
точно деликатная, что требует корректности
в постановке вопросов, пра-
вильного их расположения и, естественно,
анонимности.
Первое, с
чего начинает социолог: он определяет
группу людей, кото-
рую будет изучать. При этом социолога
интересует не мнение по вопросу
о причинах развода одной супружеской
пары, поскольку оно будет субъ-
ективным, индивидуальным, а суждения
тысяч людей. Тогда они станут
отражением общественного мнения на данную
тему. Эта группа будет
называться генеральной
совокупностью, которую
составят все члены об-
щества, обладающие заданным социальным
признаком. К таким призна-
кам могут относиться: возраст (например,
до 25 лет), уровень образова-
ния супругов, их материальное положение
и т. д.
Однако
эти группы могут быть слишком многочисленными,
и тогда
по практическим соображениям делают выборку, то
есть определяют дос-
таточное число опрашиваемых, позволяющее
составить достоверные
представления о всей генеральной совокупности.
Обычно в развитых
странах опрашивают 1,5-2 тыс. чел., что позволяет получить
объектив-
ную информацию о всем населении.
Второе. После
определения выборки следует сформулировать
вопро-
сы, которые будут предложены респондентам.
Третье. Проведение
опроса и обработка полученных результатов.
Для
этого используются математические методы,
позволяющие устанавливать
причинно-следственные связи, обобщать
и усреднять разнообразные
мнения, классифицировать наиболее типичные
модели поведения и по-
лучать тем самым достоверную, объективную
информацию.
Четвертое. Результаты
выборочных обследований в соответствии
с
законодательством регистрируются и передаются
на хранение в офици-
альные органы власти.
В
зависимости от количества респондентов
опрос может быть сплош-
ным или выборочным.
Примером сплошного
опроса является перепись
населения, которая
обычно проводится раз в 10 лет и охватывает
всех граждан.
Выборочное
обследование включает
в число опрашиваемых лишь тех,
кто соответствует признакам генеральной
совокупности. Например, если
в качестве плановой выборки рассматривать
женщин, подвергшихся сексу-
альным домогательствам на работе, то
социологу должно быть известно рас-
пределение их по возрасту, профессиям,
доходам, образованию и чтобы ка-
ждая из респонденток имела одинаковую
вероятность попадания в выборку.
Поэтому наиболее объективным способом
формирования и отбора типич-
ных представителей генеральной совокупности
является случайный
метод
(например, по
телефонной книге - каждый десятый абонент).
Анкетирование
В
современных условиях анкетирование -
наиболее распространенный
метод социологического исследования. Анкета представляет
собой распо-
ложенные в соответствии с целью обследования
вопросы, обращенные к респондентам и
содержащие готовые варианты ответов,
на которые необходимо ответить согласно
прилагаемой инструкции. Анкеты
могут быть закрытыми, если
опрашиваемому предлагают исчерпывающий
перечень
ответов, а также открытыми, когда
респонденту после некоторых вари-
антов ответов предлагают сформулировать
собственные вариант.
Наблюдение
Известным
недостатком анкетирования по поводу
того или иного со-
бытия является процесс воспоминания
о том, что ощущал респондент в
тот момент. Если опрос проводится спустя
некоторое время после собы-
тия, то, естественно, суждения и мнения
будут отличаться от тех, если
бы опрос проводился по "горячим следам".
Наблюдение
как процесс непосредственного изучения
поведения лю-
дей, которое интересует исследователя,
позволяет получить более досто-
верную и объективную информацию.
Так,
если вы хотите изучить поведение наркоманов-подростков,
их
привычки, формы обучения, реакции, то
можно осуществлять скрытое
(невключенное)
наблюдение. В этом случае вы наблюдаете
за местами их
постоянных сборищ "со стороны". В
противоположность этому включен-
ное (полевое)
наблюдение предполагает непосредственное
изучение объ-
екта исследования - "изнутри", когда
вы вступаете в эту группу, следуете
ее правилам и формам жизни.
Эксперимент
.
Данный
метод перенесен в социологию из естественных
наук и пси-
хологии, где он широко распространен.
В социологии эксперимент при-
меняется для анализа поведения малых
групп (численность до 15 чел.)
либо выявления мотивации лидерства.
Например,
для определения причин неуспеваемости
по сложной тео-
ретической дисциплине создаются две
студенческие группы: эксперимен-
тальная и контрольная. В экспериментальной группе
эта дисциплина читается
с использованием новых образовательных
технологий, стимули-
рующих познавательный интерес. В контрольной группе
процесс препо-
давания не меняется, поэтому она выступает
эталоном для сравнения.
Результаты экзаменов в обеих группах
позволяют оценить эффективность
процесса преподавания и систему стимулов,
которая была использована.
Достоинством эксперимента является возможность
контролировать си-
туацию, вносить своевременные коррективы.
4. Уровни социологического знания
Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.