Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция
Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?
разновидность формулировки вопроса, при к-рой логич. структура вопроса включает только побудительную часть и предикат вопроса, но не включает специально разработанной ответной части.
(Например: Чем
Вам понравилась прочитанная
книга? Почему значительная
ОПРОС АНКЕТНЫЙ - метод
сбора социологической
Особенностью О.А. является то, что респондент самостоятельно работает с анкетой: понимает вопрос, обдумывает и самостоятельно регистрирует ответ. Преимуществом О.А. является то, что респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения, в выборе варианта ответа на вопрос. Влияние же исследователя на ход и результат О.А. сведено к минимуму. К тому же сама процедура О.А. обеспечивает полную анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом. Главным недостатком О.А. является невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса. Поэтому метод О.А. не является гибким. Кроме того, в О.А. есть интенция на преобладание все-таки количественных методов, что зачастую ограничивает информацию о качественных характеристиках изучаемого процесса или явления. Свое влияние оказывают необходимость ограничения количества задаваемых вопросов, пропуски в ответах, а при использовании некоторых видов О.А. (почтовый, прессовый) - низкий возврат анкет.
Разнообразие используемых в социологических исследованиях О.А. позволяет классифицировать их по различным основаниям:
По способу распространения
анкет - 1) почтовый (анкета для заполнения
рассылается респонденту
По месту проведения - 1) по месту жительства респондента; 2) по месту работы респондента (в ситуациях, когда исследуются проблемы производственной жизни). По составу аудитории - 1) индивидуальный О.А. (основанный на индивидуально-личном анкетировании конкретного респондента анкетером); 2) групповой О.А. (где одновременно анкетируют целую группу респондентов).
По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошной (опросом охвачена вся генеральная совокупность); 2) выборочный (опрашивается только часть генеральной совокупности в соответствии с выборкой).
По масштабу исследуемых проблем - 1) широкий О.А. (касающийся многих проблем); 2) "молния" (О.А., касающийся лишь одной проблемы с небольшим количеством вопросов).
Инструментарием при
проведении О.А. является анкета - совокупность
структурированных определенным образом
вопросов, логически связанных между
собой, а также с задачами и
целями исследования, направленных на
выявление количественно-
Вопросы, используемые социологом при О.А., весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:
По форме - 1) открытые вопросы предоставляют право респонденту свободно формулировать варианты ответов и применяются в том случае, если познавательная задача заключается в получении данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, круге ассоциаций в связи с предметом опроса, вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его. Статистическая обработка таких вопросов весьма трудоемка (необходима предварительная кодировка вариантов ответов); 2) закрытые вопросы, т.е. ситуация, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых осуществляется выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления. В данном случае исследователь имеет возможность более строго интерпретировать ответ, сокращается время на обработку таких вопросов и заполнение анкеты респондентами. 3) полузакрытые вопросы - дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос. Для этого вместе с перечнем вариантов ответов к вопросу оставляют еще свободные строки, в которых респондент может вписывать свой ответ.
По функциям - 1) основные вопросы - формулируются для получения необходимой информации по проблеме исследования; 2) контрольные вопросы - служат для проверки искренности, правдивости ответов на основные вопросы, уточнения полученных сведений, а контроль осуществляется путем изменения формулировки основного вопроса при сохранении его внутреннего содержания; 3) вопросы-фильтры, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для селекции респондентов по определенному признаку или отсева некомпетентных.
По смыслу формулировки - 1) прямые (лобовые) вопросы - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций; 2) личные вопросы - адресованы непосредственно самому респонденту; 3) косвенные (безличные) вопросы - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива, в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев использовать прямые воппросы, например, при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека, где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа; 4) трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов. В связи с этим, спрашивается о несуществующем; 5) прожективные вопросы - направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственной, вымышленной или виртуально возможной ситуации.
По содержанию получаемой информации - 1) вопросы о фактах, т.е. о действиях в прошлом и настоящем. Эти вопросы могут касаться как мнения респондента относительно происходящих событий (т.е. вопросы о фактах сознания), так и нести информацию о его действиях и поведении - поступках, результатах деятельности (т.е. вопросы о фактах поведения); 2) вопросы о знаниях, т.е. о том, что знает и что может изложить респондент. Цель этих вопросов - выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Поэтому часто эти вопросы экзаменационного характера, могут содержать задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания определенных фактов, событий, имен; 3) вопросы о статусе респондента или демографические вопросы, которые позволяют получить сведения об образовании, возрасте, месте жительства респондента и др.
Для повышения достоверности ответов для респондентов на вопросы предусмотрена возможность выразить неопределенное мнение или уклониться от ответа. В практике социологических опросов сложился целый ряд возможных вариантов отказа или уклонения от ответа ("не знаю", "затрудняюсь ответить", "не думал об этом" и др.). Исходя из контекста задаваемого вопроса, доля не ответивших может включаться в содержательную интерпретацию полученной информации.
Каждый вид вопроса имеет свою специфику. Изучение этой специфики должно строится в рамках единой схемы, определяющей общую стратегию методических исследований, связанных с проблемой надежности вопроса. Речь идет о необходимости обеспечения адекватности между основными этапами исследовательского процесса (задача исследования - формулировка вопроса - использование вопроса - составление ответа и его регистрация - обработка ответа - граница интерпретации), с одной стороны, и обеспечение адекватности конструкции вопроса логическим, психологическим, социолингвистическим критериям - с другой.
Компановка вопросов анкеты в итоговую структуру называется версткой анкеты (см. Анкета). Прежде, чем проводить О.А. на заданной выборке, проводится пилотаж анкеты на микровыборке с целью корректировки инструментария.
Проведение анкетирования обеспечивается анкетерами (см. Анкетер). Есть общие методические требования к организации и проведению О.А. (см. Опрос, Анкетер, Анкетирование), которые уточняются и доводятся до сведения анкетеров на инструктаже.
Вопросы и логические задания
Социологический практикум
Задание 1. Предмет социологии раскрывается
на двух уровнях —
макро и микро. Попытайтесь самостоятельно
разобраться в
этом и определите, к какому уровню относятся
следую-
щие явления:
Развод.
Забастовка. Межнациональный конфликт.
Ссора
друзей. Революция. Выборы президента
страны. Сокращение
числа поступающих в вуз. Борьба классов.
Семейный конф-
ликт. Инфляция.
Задание 2.
В
социологическом исследовании выборочная
совокуп-
ность (т.е., кого следует опросить) по основным
призна-
кам должна репрезентировать генеральную
(тех, кого со-
бираются изучить). Очень важно правильно
составить
выборку, иначе не избежать ошибок. Ниже
приведены кон-
кретные ситуации. Надо определить, правильно
ли дей-
ствовал социолог.
а) Цель
исследования — проблема "дедовщины"
в армии.
Социолог опросил всех, кто когда-либо
служил в армии.
б) Цель
исследования — социальная защита населения.
Социолог опросил пенсионеров.
в) Цель
исследования — выяснение мнения подписчиков
"Московского комсомольца" о своей
газете. Социолог и ре-
дакция опубликовали анкету, намереваясь
получить точную
информацию из тех писем, которые придут
по почте.
Задание 3.
Любая
наука начинается с правильно поставленных
воп-
росов. С вопросов вообще начинается любой
поиск. Мы спра-
шиваем, из чего состоят тела и почему
они притягиваются,
чему равна мощность и как работает паровая
турбина. А от-
вечает на таким образом поставленные
вопросы физик. Био-
лог или математик не смогут ответить
на них.
Они
формулируют вопросы иначе — в терминах
и поня-
тиях своей науки. Стало быть, правильно
сформулирован-
ные вопросы описывают предмет данной
науки, ее методы,
сущность и отличие от других наук.
Социология
тоже задает вопросы, причем такие, какие
никогда не задал бы экономист или физик. Например.
Почему
родовая знать предпочитает жениться
и выходить
замуж внутри своего круга?
Почему
одни люди предпочитают нарушать правила,
а
другие — подчиняться им?
Почему
образ жизни одного класса отличается
от образа
жизни другого класса? Почему одни люди
становятся бога-
тыми, а другие бедными?
Что
заставляет одну группу людей воевать
или конфлик-
товать с другой?
Почему
в сплоченной группе индивид достигает
того, чего
не мог достичь в одиночку?
Вам
предоставляется возможность побыть в
роли со-
циолога, взглянуть на мир его глазами
и задать социоло-
гические вопросы. Какие социологические
вопросы вы
задали бы?
Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.