Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция
Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?
Современные
организации все больше интересуются
информацией о том, что люди хотят и почему
они этого
хотят. Проводить маркетинговое исследование
означает "прислушиваться к мнению
потребителя". Их еще назы-
вают исследованиями рынка. Фирмы, производящие
мас-
совую продукцию, хотят знать, что из себя
представля-
ют их клиенты, где их можно найти, каковы
их
потребности. Ответы на эти и подобные
им вопросы по-
зволяют улучшить качество управленческих
решений,
поскольку сокращают сферу связанного
с ними риска.
Доброкачественная информация противостоит
риску. За
последнее десятилетие расходы во всем
мире на эту срав-
нительно новую отрасль знания более чем
утроились и
достигли 5 млрд
долл.
Много
лет назад, когда бизнес осуществлялся
в значи-
тельно меньших масштабах, чем сегодня,
производители
имели прямой доступ к тому, чтобы знать
нужды и мнения
потребителей. Деревенский булочник, реализующий
выпеч-
ку у себя за прилавком, не сомневался
в том, что думают о
его продукции клиенты, — ведь у них в
распоряжении был
целый день, чтобы обсудить сдобность,
качество муки, аро-
матность изделия. Но с появлением массового
производства
и массовых продаж, развитием самообслуживания
в рознич-
ной торговле непосредственный обмен
информацией исчез.
Образовавшийся пробел призваны заполнить
маркетинго-
вые исследования.
Как
только потребитель осознал, что у него
есть вы-
бор товаров и их моделей, производитель
вынужден был
повысить стандарты требований, дабы успешнее
конку-
рировать в борьбе за деньги покупателя
или клиента. Про-
мышленники столкнулись с необходимостью
не только
предлагать лучший, чем у конкурентов,
товар,,но и
за-
ниматься его рекламой и маркетингом.
"Маркетинг суще-
ствует везде, где есть Покупатель, и именно
он решает
судьбу бизнеса", — писал Т. Левитт.
Через маркетинго-
вые исследования продавцы получали оценку
своих то-
варов и эффективности своей рекламы.
Только через них
осуществлялась обратная связь: удовлетворяет
ли товар
клиента и удовлетворяет ли он покупателя
лучше, чем
товар конкурента.
Таким
образом, без маркетинговых исследований
со-
временный рынок невозможен. Он играет
ключевую роль
в проектировании новых товаров и услуг,
распростране-
нии и рекламировании их наилучшим образом.
А наилучший способ, как обнаружили продавцы,
это адресное рас-
пространение — сосредоточение усилий
на целевых груп-
пах потребителей, поиск тех, кому предназначен
данный
товар. Этот принцип, названный "сегментацией
рынка",
гласит: если вам известен социальный
портрет тех поку-
пателей, кому ваш товар наиболее подходит,
вы сможете
точнее ориентировать рекламу, выбрать
нужные средства
массовой информации и эффективнее продвигать
свой
товар. А чтобы достичь этого, производитель
обязан об-
ращать внимание на потребителя, фиксируя
его харак-
терные черты, привычки, круг знаний, отношений,
ве-
рований, нужд. Надо иметь ясное представление
о среде,
в которой живут клиенты, принятом ими
стиле жизни,
изменениях в окружающем мире, которые,
в свою оче-
редь, изменяют потребность покупателя
в товарах и их
моделях. Взгляните, как возросший интерес
к космосу
повлиял на стиль одежды и мебели, как
хромовое по-
крытие и яркая окраска увеличили продажу
мотоциклов
молодым людям. Подумайте о том, какое
влияние на наши
привычки питания оказал туризм и расширившиеся
воз-
можности зарубежных путешествий. И тогда
вы поймете,
что без маркетинговых исследований современный
биз-
нес обойтись не может.
Адаптировано
по источнику: Хэмилтон Д. Что такое маркетинговое
исследование // Социол. исслед.— 1994.—
№ 3.— С. 109—112.
социология в изменяющемся мире
В
самой социологической стране мира США
социологию
преподают в 250 университетах и колледжах.
С тех пор как в
1892 г. в Чикагском университете был открыт
первый в
мире социологический факультет, четыре
полных поколе-
ния американцев, а это десятки миллионов
человек, про-
шли школу социологического мышления.
Уже в 60-е годы
социологов в США было больше, чем во всех
других стра-
нах вместе взятых. Кроме того, социологию
читают в 600
школах бизнеса, а это значит, что весь
управленческий
корпус Америки имеет социологическую
подготовку. Госу-
дарство и частные фирмы выделяют на поддержку
социо-
логии миллиарды долларов.
Спрашивается
— зачем это нужно американцам и окупа-
ются ли расходы? Известно, что социология
— это наука об
обществе и взаимоотношениях людей. Ее
прикладная направ-
ленность — создание стабильного, постоянно
прогрессирую-
щего общества. И в этом США преуспели,
как ни одна стра-
на мира. Это единственное государство,
не знавшее в XX
веке войн, социальных потрясений и масштабных
револю-
ций. Дело не только в экономическом прогрессе.
Он давно
уже измеряется социальными целями, задачами,
критерия-
ми. В США одна из самых эффективных систем
социальной
поддержки населения, состоящая из десятков
и сотен про-
грамм помощи семье, малообеспеченным
слоям населения,
безработным, пенсионерам и другим категориям
социальных
аутсайдеров.
Той
дорогой, которую проложили США, сегодня
дви-
жутся и другие развитые страны, достигая
неизменного успеха. Так, в Японии в вузах
до 70% времени отводится на
изучение гуманитарных дисциплин, в том
числе и социоло-
гии. В Китае тысячи студентов получили
прекрасную социо-
логическую подготовку в университетах
Америки и Запад-
ной Европы. Сегодня они, став менеджерами,
бизнесменами
и политическими деятелями, определяют
стратегию и буду-
щее страны.
А
на другом полюсе находится Россия, где
в конце
XIX — начале XX века была предпринята попытка
со-
здать высокоэффективную систему социологического
об-
разования, но по ряду причин так ничего
не получилось.
Лишь спустя сто лет по сравнению с США,
т. е. в начале
90-х годов XX века, в нашей стране стали
открываться
социологические кафедры и факультеты.
Какую цену
заплатила Россия за то, что упорно дви-
галась по собственному пути, игнорируя
общемировые
тенденции? К середине 80-х годов она получила
самое
жесткое из когда-либо существовавших
на Земле тотали-
тарных обществ. А к началу 90-х годов Россия
преврати-
лась в самое нестабильное на Земле общество,
потрясае-
мое крупномасштабными межнациональными
конфликтами, войнами, военными переворотами,
соци-
альными революциями. В стране одна из
самых неэффек-
тивных программ социальной поддержки
населения, по-
стоянный рост преступности, безработицы,
моральной
деградации подрастающего поколения.
Возможно, пото-
му, что наши руководители и политические
лидеры не
получили социологического образования,
они так легко
ввергли страну в шоковую терапию, в непродуманные
экономические реформы. Непонимание социокультурно-
го своеобразия России, законов и механизмов
действия
человеческого фактора, тенденций развития
социальных
институтов привело общество к краю пропасти.
Сегодня
они отступают, провозглашая социальные
цели и необ-
ходимость поддержания национальной культуры.
Такова
цена, которую пришлось заплатить обществу,
в
котором постоянно преследовалось наука,
призванная на-
учить людей законам этого общества, вооруженная
практи-
ческими проектами социальной стабилизации
и построения
бесконфликтного будущего.
РАЗДЕЛ I
Лекция: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
В этом разделе мы рассмотрим
структуру социологическо-
го знания. Она включает в себя предмет
социологии, историю
социологии и методы социологического
исследования. Завер-
шается раздел анализом общества и мировой
системы. Такой
подход будет вполне уместен, так как общество
в целом и
есть предмет социологической науки.
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Предметом
социологии выступает
совокупность теорети-
ческих понятий, при помощи которых ученый
описывает
реальные факты, объясняет и практически
решает социальные
проблемы.
Среди
основных понятий мы выделим два главных,
ко-
торые назовем первокирпичиками, — это статус и роль. Пер-
вое дает статическое изображение
предмета социологии, а
второе — динамическое. Статусом называется
позиция (по-
ложение) человека в группе или обществе.
Быть
лидером или аутсайдером в малой группе,
например
в компании друзей, означает иметь неформальный,
или лич-
ный, статус. Быть инженером, мужчиной,
мужем, русским,
православным, республиканцем, бизнесменом
— значит иметь
формальный, или социальный, статус. Иными
словами, за-
нимать определенное место в системе общественного
разде-
ления труда. У одного человека может быть
множество стату-
сов. А ролей?
Любой статус
состоит из ролей, а те — из совокупности
прав и обязанностей, которые
по традиции общество закреп-
ляет заданной позицией. Учитель обязан
передавать знания
ученикам, оценивать их успехи, следить
за дисциплиной,
т.е. выполнять различные роли. Права и
обязанности опреде-
лены социальными нормами. Другой пример:
статус "отец"
включает в себя несколько ролей — дисциплинатор
для де-
тей, обеспечивающий материальное благополучие
семьи,
партнер
по играм с детьми и некоторые другие.
У каждой
роли — свой круг прав и обязанностей,
которые определены
либо законом, либо обычаем. Роль "дисциплинатор"
из ста-
туса "отец" предполагает, что мужчина
имеет право наказы-
вать своих детей и несет обязанность
перед обществом за то,
что воспитает их в духе законопослушания,
уважения тра-
диций и обычаев своего народа.
У
разных народов нормы дисциплинирования
детей раз-
личны: в одних случаях детей не смеют
ударить рукой, в
других их избивают плетьми. Различаются
эти формы и по
социальным группам. Известно, что дети
из привилегиро-
ванных классов подвергаются меньшим
наказаниям, нежели
дети бедноты и рабочего класса.
Точно
так же мы можем разложить на составляющие
эле-
менты другой статус — статус мужа. У него
иной набор ро-
лей, в частности сексуальный партнер,
социальный парт-
нер, организатор семейного быта и досуга,
специалист по
ремонту домашней утвари и квартиры и
т.п. У каждой роли
опять же свой круг прав и обязанностей,
которые определе-
ны соответствующими нормами поведения.
И так буквально
с каждым социальным статусом. Нормы могут
определять
каждую роль по отдельности либо их совокупность
в целом,
т.е. статус.
А
как вы думаете — одна и та же роль может
входить в
разные статусы?
Сделаем вывод: статус
— ниша или место в социаль-
ной структуре общества (группы). Он включает
несколь-
ко ролей. Каждой роли предписан круг прав
и обязан-
ностей, которые определяются социальными
нормами.
В результате статус указывает на место,
а роль — на
способ поведения.
Дадим определение: модель
поведения в соответствии с
правами и обязанностями, закрепленными
за данным
статусом соответствующими социальными
нормами, на-
зывается ролью. Ее
еще называют динамической харак-
теристикой статуса.
Представим
на минуту такую абстрактную ситуацию:
все
существующие в обществе статусы (а их
десятки тысяч)
мы оставили пустыми, наподобие незаполненных
медом
ячеек улья. Людей нет, есть только пустые
статусы: одно название — один статус.
Так вот, оказывается, что сово-
купность пустых, т.е. незаполненных людьми,
статусов об-
разует социальную
структуру общества.
Рис. 1. Социальная структура общества
Она
напоминает пчелиные соты, состоящие из
взаимо-
связанных, но пустых ячеек-статусов. Если
мы заполним каж-
дую ячейку людьми, как это сделано со
статусом "ученик",
то получим большие социальные группы
людей, совокуп-
ность которых дает социальный состав
населения. Его изуча-
ет статистика.
В
примитивном обществе мало статусов: вождь,
шаман,
мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь,
охотник, со-
биратель, ребенок, взрослый, старик ...
(Какие еще — по-
думайте самостоятельно.) В принципе, их
можно пересчи-
тать по пальцам. А в современном обществе
одних только
профессиональных статусов около 40
ООО, семейно-брачно-
родственных отношений более 200 (деверь,
сноха, кузина
... продолжайте перечень сами), многие
сотни политичес-
ких, религиозных, экономических. На нашей
планете 3000
языков, за каждым
из них стоит этническая группа — на-
ция, народ, народность, племя. И это тоже
статусы. Они
входят в демографическую систему наряду
с половозраст-
ными статусами.
Итак,
сделаем вывод: первокирпичики
предмета социо-
логии — статусы и роли. Первые дают статическую,
а
вторые — динамическую картину общества. Совокупность
незаполненных статусов дает социальную
структуру об-
щества. Ее мы
уподобили пчелиным сотам в улье: множе-
ство пустых ячеек плотно подогнаны друг
к другу. Соци-
альные соты скреплены особо прочным фундаментом
—
социальными функциями.
Это
тоже очень простое понятие. В чем состоит
функция
учителя? Передавать свои знания, оценивать
успехи, сле-
дить за дисциплиной. Догадываетесь, о
чем идет речь? Ко-
нечно, это знакомые нам права и обязанности.
Они относи-
тельны. Почему? Статус учителя относителен
статуса ученика,
но не работника гороно, родителя, офицера,
русского и т.д.
Относительность означает функциональную
взаимосвязь ста-
тусов. Вот почему социальная структура
не просто совокуп-
ность, а функциональная взаимосвязь статусов.
Слово "от-
носительность" связано не только с
функциями, но и с
отношениями. Выполняя свои обязанности,
учитель вступает
в определенные отношения с учеником,
а тот — с учите-
лем, родителями, полицейским, ровесниками,
продавцом,
таксистом и т.д.
Мы
можем смело утверждать, что социальные
статусы
связаны социальными
отношениями, личные
статусы связа-
ны межличностными
отношениями. Общество
окутано ог-
ромной сетью социальных отношений, под
ней, этажом ниже,
расположена другая сеть — межличностных
отношений.
Для
социологии важно не то, в какие личные
отношения
вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает
нечто
более фундаментальное — социальные
отношения. Начальник
цеха может относиться к рабочему с большой
симпатией.
Личные отношения у них замечательные.
Но если рабочий
плохо справляется со своей профессиональной
ролью, не
соответствует статусу, его уволят. Начальник
и подчинен-
ный — социальные роли.
Сделаем вывод: статусы
связаны между собой социальны-
ми функциями, которые проявляются через
социальные
отношения. Функции и отношения, наподобие
цемента и
песка, создают прочный раствор, скрепляющий
соци-
альную структуру.
Присмотритесь,
последняя у нас разрослась и стала мно-
гослойной: статусы, права и обязанности,
функции, соци-
альные отношения. Что мы забыли? Конечно, роли. Как
и
договорились, роли, в отличие от статусов,
дают динами-
ческую картину общества. Так оно и есть.
Роль без человека
ничто. Роль требует своего актера.
Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.