Социология как наука и учебная дисциплина.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:22, лекция

Описание работы

Наблюдая за поведением человека в обществе, известный француз-
ский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный
факт: "Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным
образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда
собираются вместе". Действительно, что происходит с людьми, когда они
взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся
жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, по-
чему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т. д.?

Файлы: 1 файл

05. Лекция. Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина..doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Современные организации все больше интересуются 
информацией о том, что люди хотят и почему они этого 
хотят. Проводить маркетинговое исследование означает "прислушиваться к мнению потребителя". Их еще назы- 
вают исследованиями рынка. Фирмы, производящие мас- 
совую продукцию, хотят знать, что из себя представля- 
ют их клиенты, где их можно найти, каковы их 
потребности. Ответы на эти и подобные им вопросы по- 
зволяют улучшить качество управленческих решений, 
поскольку сокращают сферу связанного с ними риска. 
Доброкачественная информация противостоит риску. За 
последнее десятилетие расходы во всем мире на эту срав- 
нительно новую отрасль знания более чем утроились и 
достигли 5 млрд долл.

Много лет назад, когда бизнес осуществлялся в значи- 
тельно меньших масштабах, чем сегодня, производители 
имели прямой доступ к тому, чтобы знать нужды и мнения 
потребителей. Деревенский булочник, реализующий выпеч- 
ку у себя за прилавком, не сомневался в том, что думают о 
его продукции клиенты, — ведь у них в распоряжении был 
целый день, чтобы обсудить сдобность, качество муки, аро- 
матность изделия. Но с появлением массового производства 
и массовых продаж, развитием самообслуживания в рознич- 
ной торговле непосредственный обмен информацией исчез. 
Образовавшийся пробел призваны заполнить маркетинго- 
вые исследования.

Как только потребитель осознал, что у него есть вы- 
бор товаров и их моделей, производитель вынужден был 
повысить стандарты требований, дабы успешнее конку- 
рировать в борьбе за деньги покупателя или клиента. Про- 
мышленники столкнулись с необходимостью не только 
предлагать лучший, чем у конкурентов, товар,,но и за- 
ниматься его рекламой и маркетингом. "Маркетинг суще- 
ствует везде, где есть Покупатель, и именно он решает 
судьбу бизнеса", — писал Т. Левитт. Через маркетинго- 
вые исследования продавцы получали оценку своих то- 
варов и эффективности своей рекламы. Только через них 
осуществлялась обратная связь: удовлетворяет ли товар 
клиента и удовлетворяет ли он покупателя лучше, чем 
товар конкурента.

Таким образом, без маркетинговых исследований со- 
временный рынок невозможен. Он играет ключевую роль 
в проектировании новых товаров и услуг, распростране- 
нии и рекламировании их наилучшим образом. А наилучший способ, как обнаружили продавцы, это адресное рас- 
пространение — сосредоточение усилий на целевых груп- 
пах потребителей, поиск тех, кому предназначен данный 
товар. Этот принцип, названный "сегментацией рынка", 
гласит: если вам известен социальный портрет тех поку- 
пателей, кому ваш товар наиболее подходит, вы сможете 
точнее ориентировать рекламу, выбрать нужные средства 
массовой информации и эффективнее продвигать свой 
товар. А чтобы достичь этого, производитель обязан об- 
ращать внимание на потребителя, фиксируя его харак- 
терные черты, привычки, круг знаний, отношений, ве- 
рований, нужд. Надо иметь ясное представление о среде, 
в которой живут клиенты, принятом ими стиле жизни, 
изменениях в окружающем мире, которые, в свою оче- 
редь, изменяют потребность покупателя в товарах и их 
моделях. Взгляните, как возросший интерес к космосу 
повлиял на стиль одежды и мебели, как хромовое по- 
крытие и яркая окраска увеличили продажу мотоциклов 
молодым людям. Подумайте о том, какое влияние на наши 
привычки питания оказал туризм и расширившиеся воз- 
можности зарубежных путешествий. И тогда вы поймете, 
что без маркетинговых исследований современный биз- 
нес обойтись не может.

Адаптировано по источнику: Хэмилтон Д. Что такое маркетинговое 
исследование // Социол. исслед.— 1994.— № 3.— С. 109—112.  

социология в изменяющемся мире

В самой социологической стране мира США социологию 
преподают в 250 университетах и колледжах. С тех пор как в 
1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в 
мире социологический факультет, четыре полных поколе- 
ния американцев, а это десятки миллионов человек, про- 
шли школу социологического мышления. Уже в 60-е годы 
социологов в США было больше, чем во всех других стра- 
нах вместе взятых. Кроме того, социологию читают в 600 
школах бизнеса, а это значит, что весь управленческий 
корпус Америки имеет социологическую подготовку. Госу- 
дарство и частные фирмы выделяют на поддержку социо- 
логии миллиарды долларов.

Спрашивается — зачем это нужно американцам и окупа- 
ются ли расходы? Известно, что социология — это наука об 
обществе и взаимоотношениях людей. Ее прикладная направ- 
ленность — создание стабильного, постоянно прогрессирую- 
щего общества. И в этом США преуспели, как ни одна стра- 
на мира. Это единственное государство, не знавшее в XX 
веке войн, социальных потрясений и масштабных револю- 
ций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно 
уже измеряется социальными целями, задачами, критерия- 
ми. В США одна из самых эффективных систем социальной 
поддержки населения, состоящая из десятков и сотен про- 
грамм помощи семье, малообеспеченным слоям населения, 
безработным, пенсионерам и другим категориям социальных 
аутсайдеров.

Той дорогой, которую проложили США, сегодня дви- 
жутся и другие развитые страны, достигая неизменного успеха. Так, в Японии в вузах до 70% времени отводится на 
изучение гуманитарных дисциплин, в том числе и социоло- 
гии. В Китае тысячи студентов получили прекрасную социо- 
логическую подготовку в университетах Америки и Запад- 
ной Европы. Сегодня они, став менеджерами, бизнесменами 
и политическими деятелями, определяют стратегию и буду- 
щее страны.

А на другом полюсе находится Россия, где в конце 
XIX — начале XX века была предпринята попытка со- 
здать высокоэффективную систему социологического об- 
разования, но по ряду причин так ничего не получилось. 
Лишь спустя сто лет по сравнению с США, т. е. в начале 
90-х годов XX века, в нашей стране стали открываться 
социологические кафедры и факультеты.

Какую цену заплатила Россия за то, что упорно дви- 
галась по собственному пути, игнорируя общемировые 
тенденции? К середине 80-х годов она получила самое 
жесткое из когда-либо существовавших на Земле тотали- 
тарных обществ. А к началу 90-х годов Россия преврати- 
лась в самое нестабильное на Земле общество, потрясае- 
мое крупномасштабными межнациональными 
конфликтами, войнами, военными переворотами, соци- 
альными революциями. В стране одна из самых неэффек- 
тивных программ социальной поддержки населения, по- 
стоянный рост преступности, безработицы, моральной 
деградации подрастающего поколения. Возможно, пото- 
му, что наши руководители и политические лидеры не 
получили социологического образования, они так легко 
ввергли страну в шоковую терапию, в непродуманные 
экономические реформы. Непонимание социокультурно- 
го своеобразия России, законов и механизмов действия 
человеческого фактора, тенденций развития социальных 
институтов привело общество к краю пропасти. Сегодня 
они отступают, провозглашая социальные цели и необ- 
ходимость поддержания национальной культуры.

Такова цена, которую пришлось заплатить обществу, в 
котором постоянно преследовалось наука, призванная на- 
учить людей законам этого общества, вооруженная практи- 
ческими проектами социальной стабилизации и построения 
бесконфликтного будущего.

 

РАЗДЕЛ I

 

Лекция: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

 

В этом разделе мы рассмотрим структуру социологическо- 
го знания. Она включает в себя предмет социологии, историю 
социологии и методы социологического исследования. Завер- 
шается раздел анализом общества и мировой системы. Такой 
подход будет вполне уместен, так как общество в целом и 
есть предмет социологической науки.

 

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

Предметом социологии выступает совокупность теорети- 
ческих понятий, при помощи которых ученый описывает 
реальные факты, объясняет и практически решает социальные 
проблемы.

Среди основных понятий мы выделим два главных, ко- 
торые назовем первокирпичиками, — это статус и роль. Пер- 
вое дает статическое изображение предмета социологии, а 
второе — динамическое. Статусом называется позиция (по- 
ложение) человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например 
в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич- 
ный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, 
православным, республиканцем, бизнесменом — значит иметь 
формальный, или социальный, статус. Иными словами, за- 
нимать определенное место в системе общественного разде- 
ления труда. У одного человека может быть множество стату- 
сов. А ролей?

Любой статус состоит из ролей, а те — из совокупности 
прав и обязанностей, которые по традиции общество закреп- 
ляет заданной позицией. Учитель обязан передавать знания 
ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, 
т.е. выполнять различные роли. Права и обязанности опреде- 
лены социальными нормами. Другой пример: статус "отец" 
включает в себя несколько ролей — дисциплинатор для де- 
тей, обеспечивающий материальное благополучие семьи,

 

партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой 
роли — свой круг прав и обязанностей, которые определены 
либо законом, либо обычаем. Роль "дисциплинатор" из ста- 
туса "отец" предполагает, что мужчина имеет право наказы- 
вать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, 
что воспитает их в духе законопослушания, уважения тра- 
диций и обычаев своего народа.

У разных народов нормы дисциплинирования детей раз- 
личны: в одних случаях детей не смеют ударить рукой, в 
других их избивают плетьми. Различаются эти формы и по 
социальным группам. Известно, что дети из привилегиро- 
ванных классов подвергаются меньшим наказаниям, нежели 
дети бедноты и рабочего класса.

Точно так же мы можем разложить на составляющие эле- 
менты другой статус — статус мужа. У него иной набор ро- 
лей, в частности сексуальный партнер, социальный парт- 
нер, организатор семейного быта и досуга, специалист по 
ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли 
опять же свой круг прав и обязанностей, которые определе- 
ны соответствующими нормами поведения. И так буквально 
с каждым социальным статусом. Нормы могут определять 
каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, 
т.е. статус.

А как вы думаете — одна и та же роль может входить в 
разные статусы?

Сделаем вывод: статус — ниша или место в социаль- 
ной структуре общества (группы). Он включает несколь- 
ко ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязан- 
ностей, которые определяются социальными нормами. 
В результате статус указывает на место, а роль — на 
способ поведения.

Дадим определение: модель поведения в соответствии с 
правами и обязанностями, закрепленными за данным 
статусом соответствующими социальными нормами, на- 
зывается ролью. Ее еще называют динамической харак- 
теристикой статуса.

Представим на минуту такую абстрактную ситуацию: все 
существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) 
мы оставили пустыми, наподобие незаполненных медом 
ячеек улья. Людей нет, есть только пустые статусы: одно название — один статус. Так вот, оказывается, что сово- 
купность пустых, т.е. незаполненных людьми, статусов об- 
разует социальную структуру общества.

 

Рис. 1. Социальная структура общества

 

 

Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимо- 
связанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каж- 
дую ячейку людьми, как это сделано со статусом "ученик", 
то получим большие социальные группы людей, совокуп- 
ность которых дает социальный состав населения. Его изуча- 
ет статистика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, 
мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, со- 
биратель, ребенок, взрослый, старик ... (Какие еще — по- 
думайте самостоятельно.) В принципе, их можно пересчи- 
тать по пальцам. А в современном обществе одних только 
профессиональных статусов около 40 ООО, семейно-брачно- 
родственных отношений более 200 (деверь, сноха, кузина 
... продолжайте перечень сами), многие сотни политичес- 
ких, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 
языков, за каждым из них стоит этническая группа — на- 
ция, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они 
входят в демографическую систему наряду с половозраст- 
ными статусами.

 

Итак, сделаем вывод: первокирпичики предмета социо- 
логии — статусы и роли. Первые дают статическую, а 
вторые — динамическую картину общества. Совокупность 
незаполненных статусов дает социальную структуру об- 
щества. Ее мы уподобили пчелиным сотам в улье: множе- 
ство пустых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Соци- 
альные соты скреплены особо прочным фундаментом — 
социальными функциями.

Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция 
учителя? Передавать свои знания, оценивать успехи, сле- 
дить за дисциплиной. Догадываетесь, о чем идет речь? Ко- 
нечно, это знакомые нам права и обязанности. Они относи- 
тельны. Почему? Статус учителя относителен статуса ученика, 
но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. 
Относительность означает функциональную взаимосвязь ста- 
тусов. Вот почему социальная структура не просто совокуп- 
ность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "от- 
носительность" связано не только с функциями, но и с 
отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает 
в определенные отношения с учеником, а тот — с учите- 
лем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, 
таксистом и т.д.

Мы можем смело утверждать, что социальные статусы 
связаны социальными отношениями, личные статусы связа- 
ны межличностными отношениями. Общество окутано ог- 
ромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, 
расположена другая сеть — межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения 
вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто 
более фундаментальное — социальные отношения. Начальник 
цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. 
Личные отношения у них замечательные. Но если рабочий 
плохо справляется со своей профессиональной ролью, не 
соответствует статусу, его уволят. Начальник и подчинен- 
ный — социальные роли.

Сделаем вывод: статусы связаны между собой социальны- 
ми функциями, которые проявляются через социальные 
отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и 
песка, создают прочный раствор, скрепляющий соци- 
альную структуру.

 

Присмотритесь, последняя у нас разрослась и стала мно- 
гослойной: статусы, права и обязанности, функции, соци- 
альные отношения. Что мы забыли? Конечно, роли. Как и 
договорились, роли, в отличие от статусов, дают динами- 
ческую картину общества. Так оно и есть. Роль без человека 
ничто. Роль требует своего актера.

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина.