Современный музей: особенности и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение современного музея, его особенностей и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю музея;
- ознакомиться с современным музеем;
- рассмотреть понятие имидж музея;
- изучить виды и классификацию музеев;
- рассмотреть примеры нестандартных музеев.

Содержание работы

Введение 3
Музей как социокультурное явление 7
История музея 7
Образ современного музея 17
Имидж музея 33
Виды и классификация музеев 42
Классификация музеев 42
Примеры нестандартных музеев 49
Заключение 63
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Музеи.doc

— 778.00 Кб (Скачать файл)


Современный музей: особенности и перспективы развития.


Содержание

 

Введение                                                                                                                                                                        3

1.      Музей как социокультурное явление                                                                                    7

1.1.           История музея                                                                                                                              7

1.2.           Образ современного музея                                                                                17

1.3.           Имидж музея                                                                                                                          33

2.      Виды и классификация музеев                                                                                42

2.1.           Классификация музеев                                                                                          42

2.2.           Примеры нестандартных музеев                                                          49

Заключение                                                                                                                                    63

Список используемой литературы                                                                       66

Приложения                                                                                                           70


Введение

 

У музеев длинная и увлекательная история. В начале XVIII века произошел решительный переворот в судьбе музеев: они открыли свои двери для посетителей. Постепенно музей превращался в важное и сложно организованное культурное учреждение. И его основными задачами становятся хранение, изучение находящихся в музее экспонатов и знакомство с ними публики. Прикосновение к истории музеев, которые сохранили огромные богатства, сделав их доступными для интересующихся и специалистов, позволяет вновь прожить историю человечества. Действительно, музеями сейчас представлены прославленные музейные коллекции эпохи Просвещения и энциклопедический подход к собирательству конца XVIII века; археологические музеи, неоценимые хранители исторической памяти и древних цивилизаций; художественные музеи, провозвестники зрелищной архитектуры; антропологические и этнографические музеи, созданные для спасения материальной культуры разных цивилизаций; музеи естественной истории, в которых хранятся ценнейшие свидетельства о развитии человечества, животных и растений; тематические музеи, которые позволяют познакомиться с самыми разными областями науки и культуры. Итак, музеи мира - это современная метафора жажды познания человечества, которое всегда стремилось создавать места для интеллектуального и культурного обогащения индивидуума и общества.

В современном обществе стоит проблема приобщения общества к культурному и духовному познанию мира. Поэтому актуальность данного исследования заключается в огромной социокультурной роли музеев.

В качестве информационного материала для написания данной работы использовались книги, учебные пособия, периодические издания, сайты в Интернет.

Например, Акулич Е. М.[1] рассматривает проблемы и аспекты региональных, краеведческих музеев. Большая Российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций[2] представляет огромное многообразие различных музеев и собраний. В книгах Джулии Камин[3]. Шулеповой Э., Сидневой А., Каулен Марии[4]. описаны музеи мира, их история, экспозиция. В книгах Зайцева Г. Б.[5], Шустровой И. Ю.[6] приведено краткое описание музеев мира. Курс лекций «Бизнес и общество»[7], Шляхтина Л. М., Фокин С. В. [8] изучают маркетинговые стратегии в развитии музейного дела. История становления и развития музеев рассматриваются Магомедовым А. Д.[9]. Музееведением: музеи исторического профиля[10]. Овчинниковой Б. Б., Чижовой Л. В.[11]. Э. А. Шулепова, М.: Едиториал УРСС,[12], Решетников Н. И.[13], Тельчаров А.[14] приводят основные понятия и классификация музеев. Великие музеи мира широко представлены в трудах Янина В.Л[15], Тороповой Е.О. [16], Мосина И.Г.[17], Низовского А.Ю[18], Джулии Камин[19], Рачеевой Е.П[20].

Бренд, имидж и современное развитие музеев рассмотрены следующими авторами: Олейник И., Лапшов А. [21], Ореховский П. А. [22], Рудая Е.А. [23], Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. [24], Чечулин А.В., Решетников М.М., Шарков Ф.И. [25].

Интересную информацию об отдельных музеях можно найти на сайтах Интернета: САЙТ Башня современного искусства [26]www.muar.ru[27], Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru[28], Сайт «Музеи России» www.museum.ru[29], Сайт Эрмитажа www.hermitage.ru[30].

Объектом исследования в данной работе является современный музей. Предметом исследования выбраны особенности и перспективы его развития.

Значимость написания данной работы заключается в комплексном изучении современного музея, а так же возможности прогнозирования тенденций его развития. Выявления в ходе исследования основных факторов, влияющих на выполнение музеем своих функций.

В качестве методов исследования в данной работе относятся все методы культурологических исследований:

Эволюционный метод. Этот метод рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая резкие скачки в ее развитии.

Исследованием структуры культурной системы, а также взаимосвязей между ее элементами занимается структурный метод.

Функциональный метод исследует функции данной культуры или ее формы. Этот подход рассматривает каждую культуру как внутренне-самодостаточную целостную систему, состоящую из функционально связанных между собой элементов. Функциональный метод изучает общие функциональные законы для всех культур, которые могли бы объяснить любой культурный феномен и элемент.

Культуру каждого народа как единое целое изучает системный метод. Все элементы культуры при этом подходе связаны между собой и создают такие свойства, которые есть только у системы в целом.

На выявления различных типов культур направлен типологический метод. На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур.

Целью написания данной работы является изучение современного музея, его особенностей и перспектив развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить историю музея;

- ознакомиться с современным музеем;

- рассмотреть понятие имидж музея;

- изучить виды и классификацию музеев;

- рассмотреть примеры нестандартных музеев.


1. История и развитие музея

1.1. История музея

 

Музеи (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.

История возникновения музеев как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности. Таковы, например, хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архивиньских оракулов (Китай, 13—12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В античную эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преимущественно произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.).

Художественные музеи — одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки[31].

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы принадлежность которых приписывалась «священным лицам» нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе музеев, которым были уже присущи некоторые научные функции, что было связано, в частности, с Великими географическими открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты («философские инструменты»), предметы, представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания — кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. Появились и первые описания музеев, а также музеологические теоретические сочинения.

Так же в эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование предметов искусства: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко[32].

К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17—18 вв. формируются многочисленные частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных музеев. В средние века хранителями произведений искусства — ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов — были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI— XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!».

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа — галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель — удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVII веках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев — представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение[33].

Информация о работе Современный музей: особенности и перспективы развития