Современный музей: особенности и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение современного музея, его особенностей и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю музея;
- ознакомиться с современным музеем;
- рассмотреть понятие имидж музея;
- изучить виды и классификацию музеев;
- рассмотреть примеры нестандартных музеев.

Содержание работы

Введение 3
Музей как социокультурное явление 7
История музея 7
Образ современного музея 17
Имидж музея 33
Виды и классификация музеев 42
Классификация музеев 42
Примеры нестандартных музеев 49
Заключение 63
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Музеи.doc

— 778.00 Кб (Скачать файл)

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев — изучение и систематизация коллекции — находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение[34].

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев — гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.

Художественный музей — универсальное средство межчеловеческого общения, поскольку язык искусства понятен всем. С целью поддержки и развития деятельности музеев в 1947 году была создана международная организация ICOM (InternationalCouncilofMuseums). Эта организация, включающая в себя белее 7000 участников из 119 стран мира, тесно сотрудничает с UNESKO и другими международными организациями. ICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.

В России музеи имеют многовековую историю. В источниках 12—17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15—17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16—17 вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый русский публичный музей — Кунсткамера в Петербурге, в основе которой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук музей превратился в крупное научное учреждение. В течение 2-й половины 18—19 вв. возникли первые местные музеи в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического музеи (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в музеи); создавались историко-археологические музеи в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский музей, 1831) и др[35].

Особенно быстро музейная сеть росла с середины 19 в. Музеи возникали при статистических комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных музеях. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 музеев (без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов. Ведомственная разобщённость, отсутствие единого музейного законодательства, разнобой в научно-методической области тормозили развитие музейного дела.

Советское государство превратило музеи во всенародное достояние. Правительственными распоряжениями, декретами, постановлениями СНК (совет народных комиссаров) РСФСР 1917—18 были национализированы крупнейшие частные музеи, установлен порядок охраны музеев и памятников, регистрации и принятия их на государственный учёт, запрещен вывоз произведений искусства за рубеж (декрет от 19 сентября 1918). В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 — Музейный отдел (в 1921 вошёл в состав Главнауки), в ведение которого перешли все музеи. На местах были созданы губернские подотделы по делам музеев. К научному руководству музеев были привлечены академии наук, Социалистическая академия материальной культуры. 3-й съезд Советов в январе 1918 принял постановление о развитии музейного дела в стране. В соответствии с ленинской концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания». В программе, принятой на 8-м съезде РКП (б) (Российская коммунистическая партия большевиков) в марте 1919, записано: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». Создание единой государственной музейной сети сопровождалось быстрым ростом числа музеев, появлением музеев новых профилей, прежде всего историко-революционных. Уже в 1920 насчитывалось 394 музеев. Только за 1918—1923 было создано более 250 музеев[36].

В 1941 в СССР действовал 991 государственный музей. Несмотря на огромный урон, нанесённый музеям в областях, временно оккупированных фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941—45, в послевоенные годы сеть музеев была не только восстановлена, но и расширена. Особенно показателен рост сети музеев в союзных республиках, где до Октябрьской Революции 1917 имелись единичные музеи либо вообще их не было (в Грузинской ССР было 3 музея, в 1972 — 75 М.; в Армянской ССР был 1 музей, в 1972 — 34 музея; в Узбекской ССР было 3 музея, в 1972 — 28 музеев; в Азербайджанской ССР не было музеев, в 1972 — 38 музеев и т. д.). В 1972 (на конец года) функционировали 1190 государственных музеев и тысячи школьных и народных музеев, созданных и работающих на общественных началах. В числе государственных музеев 511 краеведческих, 199 историко-революционных и исторических, 171 искусствоведческий, 36 естественнонаучных, 242 мемориальных. Все материалы музейного значения входят в состав Музейного фонда СССР.

Министерства культуры, в ведении которых находится большинство государственных музеев, определяют общие принципы развития музеев. Вопросы теории и основы научной методики деятельности музеев разрабатываются методическими центрами при министерствах культуры союзных республик, головных музеев и Отделе музееведения НИИ культуры Министерства культуры РСФСР. Советские музеи ведут большую исследовательскую и воспитательную работу: комплектуют и изучают коллекции, создают научную документацию, обеспечивают режим хранения и реставрацию музейных предметов, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников; основной формой пропаганды научных знаний являются экспозиции, создаваемые на базе марксистско-ленинской методологии и научной методики, разрабатываемой советским музееведением. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (май 1964) советские музеи активно осуществляют научно-просветительскую образовательную деятельность в разнообразных формах. Важнейшей формой работы с посетителями музея является проведение экскурсий. В 1972 только в государственных музеях страны число посещений составило свыше 115 млн. (в 1913 — 5 млн.) [37].

В начале 70-х гг. в мире насчитывалось свыше 12 тыс. музеев. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев, в состав которого входят национальные комитеты музеев.

Вторая половина XX века отмечена инновациями в музейном деле. В течение это времени в музееведческой периодике обсуждались актуальные вопросы о сохранение музеем качества научного учреждения при обращении к массовой аудитории, о сбалансированности научной и развлекательной составляющей музея, о степени влияния музея на развитие общества и окружающую среду. Освобождаясь от черт элитарности, отходя от классической концепции предшествующих столетий, музеи искали новые способы подачи музейного материала, разрабатывали нетрадиционные программы культурно-образовательной деятельности, создавали специальные музейные структуры, обучали персонал для культурно-образовательной работы в детской и взрослой аудитории[38].

Музеология повернулась лицом к социальным и политическим проблемам современности, а авторы новых музейных концепций увидели в музее новый способ коммуникации с обществом. В современном мире, который стремится использовать для своего развития все средства, музеи должны выйти за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения – и перейти к осуществлению более широких программ, которые позволят им активнее участвовать в жизни общества и полнее интегрироваться в окружающую среду.

В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнеее включаются памятники археологии, науки и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.

 

1.2.           Образ современного музея

 

Музейная история началась с собирания образцов – творений великих мастеров, памятников античного искусства, предметов экзотических культур, наконец, образцов промышленной продукции. Когда оригиналов не хватало, с них даже делали слепки, которые, в свою очередь, использовались именно в качестве образцов. Таким был канал усвоения прошлой и новой, только что появляющейся на свет, культуры. В итоге количество образцов стало превышать необходимое количество, и понадобилось создать целостное представление об эпохах, личностях и явлениях – вот тогда и заговорили о музейных образах, прежде всего, в экспозиции. Но жизнь не стояла на месте, и по мере вхождения музеев в рынок и формирования определенных стандартов потребления встал вопрос о музейных брендах, т.е. «образах образцов». Вся история музейного дела может быть описана через три слова – «образцы, образы и бренды» [39].

Существует убеждение: «Музей – это фабрика образов». Действительно, образная природа музея не подлежит сомнению. Музей пронизан образами и без них неизбежно превращается в кладбище вещей. Все музейные образы созданы «на месте» и являются результатом труда многих людей: образный строй экспозиции, образ эпохи, образ стиля, образ человека, наконец, образ самого музея. Музей – это система образов, выстроенных в определенной последовательности.

Музей основан на синтезе, он соединяет вещи и создает образы. Образный подход стал одним из основных методов построения экспозиции, но он теряет свою значимость перед запасниками. Именно там проводится научный анализ, то есть ученые разбирают предметный мир на части. Потом в экспозиции все приходится собирать заново. Экспозиционный образ обладает рядом характеристик. Прежде всего, он одновременно целостен и дискретен. Мы берем отдельные  вещи, отдельные фрагменты, и единая картина как бы складывается из совокупности индивидуальных судеб, конкретных предметов, обособленных событий и явлений. Отсюда проистекает и конкретно-предметная природа экспозиционного образа.

Очень важно понимать, что, любое понятие при своем формировании сопровождается чувственно-наглядными образами, в музее происходит  возвращение к этим прототипам понятий. Образ шире понятия, он менее строг, более аморфен, но зато значительно гибче и устойчивее. Экспозиционный образ создает у посетителя ощущение причастности. Это такое вполне первобытное чувство, когда образ и реальность совмещаются и представленные в экспозиции события истории переводятся во внутренний мир человека. Поскольку есть отсылка пусть к прошлой, но реальности, музей не столько создает свой образ, сколько ищет его. В этом состоит существенное отличие музейного образа от образа чисто художественного, который является плодом воображения автора.

Музей ищет свой уровень обобщения и из множества образов создает единый обобщенный. Этот образ возникает и живет только в стенах музея, он привязан к конкретному месту. И поэтому музейный образ не пригоден для трансляции во внешнее пространство. Музейный образ заметно отличается и от бренда. Если бренд формирует стандарты потребления, то музейный образ задает, скорее, какой-то ракурс, какую-то точку зрения. В конечном счете он задает не стиль жизни и стиль поведения, а стиль восприятия и сам отчасти является образом восприятия. Образы восприятия отображают объекты действительности и всегда связаны с конкретной ситуацией. Это то самое музейное впечатление, которое держится, только пока на тебя воздействует объект. Посетитель стоит перед витриной, стоит перед картиной, находится в зале, когда он покидает музей, образы восприятия остаются позади, за дверями музея[40].

Так же рассмотрим образы представления. Они во многом являются основой профессиональной музейной деятельности и основываются на обобщении, схематизации. Они отражают творческую способность сознания тех, кто создавал экспозицию, и тех, кто воспринимает ее. И только на следующем этапе выступают образы воображения.

Они не являются следствием прямого взаимодействия субъекта с объектом. Для музейщиков это очень важно. Музей не более чем канал коммуникации, посредством которого мы общаемся с другой эпохой. Здесь нет прямого взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому музейная экспозиция воспринимается ровно настолько, насколько она пробуждает воображение. Образы воображения пользуются преимуществом перед другими, потому что являются комбинациями исходных образов. Так же немаловажно то, что они конструируют нечто, отсутствующее в реально окружающем нас мире.

Так работает музейная «фабрика образов», сложнее обстоит дело с «производством образцов». Разумеется, речь идет не о предметных образцах. Выступая на рынке культурных технологий, музей производит образцы новых видов деятельности. Это современные мультимедийные экспозиции, это «живые» этнографические экспозиции. Деревня живет как бы «за стеклом», а посетитель проходит стороной, просто наблюдая. Можно добавить к перечню новых музейных практик исторические реконструкции и историческое моделирование, предполагающие познание прошлого через моделирование его в настоящем. Это этнодеревни, которые сейчас растут как грибы, и многое другое.

Информация о работе Современный музей: особенности и перспективы развития