Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение современного музея, его особенностей и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю музея;
- ознакомиться с современным музеем;
- рассмотреть понятие имидж музея;
- изучить виды и классификацию музеев;
- рассмотреть примеры нестандартных музеев.
Введение 3
Музей как социокультурное явление 7
История музея 7
Образ современного музея 17
Имидж музея 33
Виды и классификация музеев 42
Классификация музеев 42
Примеры нестандартных музеев 49
Заключение 63
Список используемой литературы
Поэтому под образцами понимают вполне технологичные практики, которые складываются внутри музея и транслируются людям. Эти практики, вышедшие из образов, дальше могут быть снова переведены в образы и превращены в бренды. Образец содержит в себе наглядный образ «желаемого», что делает его привлекательным и роднит с брендом. Образец отражает желаемый результат и нужен в первую очередь для того, чтобы поймать и удержать его образ. Музей трудится непрерывно, перерабатывая собранные предметные образцы в образы. На следующем шаге образы должны быть переведены в технологии, и эта процедура постепенно осваивается. А вот третий шаг, ведущий в сторону брендов, музеями еще не сделан[41].
Бренд – это не вещь, не продукт, не услуга, а ментальная конструкция, которая на самом деле соединяет личный опыт и восприятие. Бренд – это в значительной степени набор образов в нашем воображении. Бренды не лежат в голове в определенном месте, а существуют в виде набора ассоциаций. Например, можно представить свои ассоциации на бренд «Эрмитаж».
Создавать музейные бренды – сложнейшая задача. Вся музейная деятельность проходит в МУКах (муниципальные учреждения культуры) или в ГУКах (государственные учреждения культуры), из которых бренды, увы, не выпускаются. Музеи, пытаются делать шаги к брендам, но свой бренд они разворачивают внутри привычных музейных стен. Они любят заниматься брендингом перед зеркалом, и это их вполне удовлетворяет. Чего стоят одни названия музеев, вроде Государственный историко-художественный и архитектурно-природный музей-заповедник имени Пупкина.
Так же не используется, содержащийся в топонимах, в городской среде. Мы знаем Театр на Бронной, Центр на Брестской, а вот ГИМ (Государственный исторический музей), который имеет адрес: Красная площадь, дом 1, не имеет никакого соотношения с Красной Площадью. Так же Новая площадь с Музеем истории Москвы, расположенным здесь многие десятилетия, никак не ассоциируется.
В то же время в названиях музеев используются имена известных и неизвестных деятелей. Художественный музей имени А.Н. Радищева – в названии музея основатель увековечил память своего деда. Художественный музей имени И.П. Пожалостина – звучит довольно дружелюбно и гостеприимно. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина имеет в названии имя всем известного писателя. Возникает впечатление, что такими ассоциациями музей с одной стороны получает громкое имя, а с другой – не выражает сути самого музея[42].
Наименования «национальный» или «императорский» выступают как бы как гарантией качества. Слово «частный» вызывает положительную реакцию, потому что в нем есть элемент доверия, надежности, личной ответственности. Слово «общественный» – склоняет к сомнениям, поскольку означает «самодеятельный», «некачественный» и т.д.
Бренд следует понимать как обещание, точнее, последовательный набор обещаний – функциональных, эмоциональных, психологических, социальных. Функциональные обещания в музейном случае гарантируют качество. Они гарантируют подлинность, достоверность, натуральность. Если мысленно проверить знакомые названия музеев с этой точки зрения, то очень немногие из них пройдут этот тест. Эмоциональные обещания гарантируют человеку наслаждение, удовольствие, приятные воспоминания, уникальные впечатления от того, что ждет его в музее. Путеводители полны подобными обещаниями, но при создании музейных брендов о них обычно забывают. Тем более не задумываются о психологических составляющих бренда, а между тем человек в конечном счете приходит в музей для того, чтобы найти самого себя. Здесь очень важно, чтобы музейный бренд гарантировал определенное самоощущение, изменение представления человека о самом себе[43].
Социальные обещания, как правило, не оправдывают себя, потому что нет такой социальной группы, внутри которой посещение музея могло бы повысить статус человека.
Сегодня уже нельзя создавать цепочку музейных образов, не имея бренд в качестве цели. Безбрендовый музей, выпадающий из стандартов потребления в целом и культурного в частности, обречен на прозябание. Итак, музейный бренд отталкивается от образца и формирует новый образ. Это уже другой образ, не тот, который привычно создается в экспозиционных залах, и для его создания нужно научиться производить не образы, а технологичные образцы.
Проблема во многом состоит в том, что музей сам не знает, как он хочет себя позиционировать. Один вариант: Музей уникальный, первый, главный, самый богатый, полный и т.д. Нужно выбрать себе нишу: элитарный или доступный, открытый для всех; престижный или простой, домашний; персонально ориентированный или отвечающий общей моде. Можно попытаться представить, каким бы был музей, если бы он был человеком, – результат будет впечатляющим. Музей может объявлять себя дворцом, храмом, домом, центром и т.д. Если музей позиционирует и продвигает себя как дворец, то за этим стоит вся совокупность атрибутов от охраны до этикета. Если музей – храм, то все должно быть наполнено возвышенными чувствами. И строить музей-храм нужно с большими пространствами, совершенно несоразмерными человеку. Если музей начинает позиционировать себя как дом, то и устроен он должен быть по-домашнему, и бренд его следует строить соответствующим образом.
Так же музей может быть «входом» – воротами в другой мир, в другое измерение. Или, например, «местом силы» в значении, типичном для фантастики, и тут для брендинга открываются гигантские возможности. Если музей решает позиционировать себя как мультиплекс, то о скромности, солидности и сдержанности не упоминается. Однако, совсем мало «нежных музеев» – таких, про которые можно сказать: «Это прелесть что за музей!» Можно выделить эпохи, когда востребованы в первую очередь образцы, и эпохи, когда востребованы в первую очередь образы. Если присмотреться к истории мировой культуры, то обнаружится очень любопытное чередование эпох, когда востребованы образцы, с эпохами, когда востребованы в первую очередь образы. Они последовательно сменяют друг друга, маркируя ступени развития сознания и культурной практики. Существуют эпохи, когда образы служат основой для создания образцов. Эта модель называется «светлое будущее». Так же есть эпохи, как у нас сейчас, когда прежние образцы становятся источниками образов. Эту модель можно назвать «славное прошлое» [44].
Культурные проекты служат мостом между образами и образцами. В значительной степени в рамках проекта осуществляется преобразование образа в образец. Сегодня именно такие проекты являются главными, абсолютно необходимыми, они создают и задают образцы культурных практик завтрашнего дня. В отличие от классических музейных брендов (Третьяковка, Эрмитаж, Кижи, Ясная Поляна и т.д.), бренды, возникающие в ходе реализации конкурсных проектов, продвигают в сознание людей и на рынок не объекты и учреждения, а продукты музейной деятельности. Возникает совершенно новая ситуация, при которой музеи узнаются не по названиям, не по коллекциям, а по проектам. Все помнят «Королевство лишайников» и «Остров орхидей», «Уроки Леонардо» и «Феерию света», «Парк на один день» и «Палеодеревню», однако немногие укажут музеи, где эти проекты были подготовлены.
В целом, цепочка «образ проекта – образец – бренд» представляется достаточно технологичной. Сначала возникает образ желаемого, далее он реализуется в проектной форме, становится новой практикой или продуктом, то есть образцом, на основе которого уже может создаваться бренд. [45]
Напротив, прямой ход от музейного образа, например, образа экспозиционного, к бренду невозможен. Образы коллекции, образы экспозиции не могут непосредственно транслироваться во внешний мир, они привязаны к своему источнику и действуют, только пока ты находишься в их пространстве. Как только эти образы выходят во внешний мир, они сдуваются. Поэтому предварительно они должны быть «переформатированы».
Сегодня вся музейная практика разделилась на фабрику образов и пока еще не фабрику, но уже солидную мастерскую образцов. Брендинг – это процесс преобразования образца в образ, пригодный для массового потребления и соответствующий его стандартам. Как созданию образца предшествовал его образ, так и здесь происходит создание вторичного образа, который в идеале становится брендом. В бренде можно видеть вторичное отражение, то есть отражение отражения, и в этом состоит суть отношения «музейный бренд – музейный образ». Здесь речь идет о брендах различных образцов деятельности, тех эффективных практик, которые сегодня складываются в процессе движении музея к рынку.
С брендингом в музей приходит гламур с его стандартами, гламур в сфере наследия. В гламуре прослеживается важнейшее средство просвещения. Это достаточно высокий стандарт, позволяющий человеку ориентироваться в незнакомом ему культурном пространстве. Если музейный продукт или музейное действие не будет узнаваться в привычных формах повседневной жизни, музею грозит превращение в резервацию.
Задача создания брендов, превращения в бренд продукта музейной деятельности стоит перед всеми музеями, включая районные и сельские, не потому, что это связано с их рыночной судьбой, а потому, что сознание современного человека изменилось, и, чтобы достучаться до него, нужны особые технологизированные образы. Современный человек привык приобретать и потреблять бренды, которые в его сознании раскладываются на достаточно простые вещи. И в сфере культуры он ориентируется по привычным параметрам. Важно только, кто будет задавать музейные стандарты потребления, образцы музейного восприятия и поведения, в конечном счете утверждать нарождающийся «музейный гламур».
Одним из ярких примеров современных музеев является художественный музей имени А.Н. Радищева[46]. (Приложение 1).
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу старейших музеев России. Он был создан стараниями внука А.Н. Радищева, художника-мариниста А.П.Боголюбова, передавшего в дар городу свою коллекцию произведений искусства.
В мае 1883 года в Саратове, на Театральной площади, было заложено новое здание. Помощь в организации музея оказал Святейшего Синода К.П. Победоносцев. Будущий император Александр III собственноручно утверждал проект здания и подарил много полотен из своей коллекции.
Автором проекта был архитектор из Петербурга И.В. Штром. Работами по строительству руководил архитектор А.М. Салько. Сравнительно быстро в центре города было возведено двухэтажное каменное здание, ещё около года продолжалась его отделка, обустройство внутренних помещений[47].
В начале 1885 года начали прибывать первые экспонаты будущего музея. 29 июня 1885 года (по старому стилю) состоялось торжественное открытие музея. Основу собрания составили произведения самого А.П. Боголюбова и его современников - И.Е.Репина, В.Д.Поленова, Ф.А.Бронникова, К.А.Савицкого, а также мастеров Западной Европы - К.Коро, Ш.Добиньи, А.Монтичелли. Обязательным условием существования музея его основатель считал создание при нем рисовальной школы, призванной «положить начало наглядному художественному образованию народа». В 1897 году в музейном помещении начали работать классы Боголюбовского рисовального училища. Боголюбов завещал любимому детищу - музею и рисовальной школе - все свое имущество и капитал в сумме двухсот тысяч рублей.
В первые годы существования музейная сокровищница пополнялась благодаря пожертвованиям Эрмитажа, Академии художеств и многочисленных дарителей, среди которых были братья П.М. и С.М.Третьяковы, скульптор М.М.Антокольский, известный собиратель В.А.Звенигородский. Поток поступлений не иссякал на протяжении всего XX столетия.
В первые годы Советской власти коллекция музея была пополнена из Государственного музейного фонда. В 1980 году принадлежащие музею произведения русских художников второй половины XIX века экспонировались на выставке в городе Дуйсбург в рамках выставки «Русские художники-передвижники». С 1998 года музей входит в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия[48].
В настоящее время музейные фонды насчитывают свыше 25 000 экспонатов. Среди них иконы и предметы культа, русская и зарубежная скульптура и графика XVII-XX веков, старинные книги, предметы декоративно-прикладного искусства. Гордостью собрания являются картины выдающихся представителей русской живописной школы - Д.Г.Левицкого, К.П.Брюллова, А.К.Саврасова, В.И.Сурикова, И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, В.Э.Борисова-Мусатова, П.В.Кузнецова, К.С.Петрова-Водкина. Радищевский музей обладает самой большой в России коллекцией живописных и графических произведений А.П. Боголюбова.
Музейное собрание постоянно увеличивается. Расширяются и экспозиционные площади. В 1994 году Радищевский музей получил от администрации города здание бывшей женской гимназии, возведенное в начале XX века по проекту С.А.Каллистратова. В нем демонстрируются временные выставки, работает музейная библиотека, проводятся концерты классической, фольклорной и современной музыки с участием известных исполнителей и ведущих музыкальных коллективов России и зарубежья.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принимает активное участие в культурной жизни города и страны. Произведения из его собрания часто экспонируются на всероссийских выставках, участвуют в выставочных проектах за рубежом.
Музей ведет активную научно-просветительскую работу. С1994 года в его стенах проводится ежегодные Боголюбовские чтения, которые привлекают специалистов из разных городов России и стран зарубежья. Регулярно издаются музейные научные сборники, публикуются каталоги выставок[49].
Продолжая традиции, завещанные А.П.Боголюбовым, Радищевский музей уделяет много внимания работе с подрастающим поколением. Для детей дошкольного возраста, школьников и студентов подготовлены специальные образовательные программы. Музей организует семинары и конференции по музейной педагогике местного и всероссийского значения, проводит выставки и конкурсы детского творчества. Большой популярностью у юных саратовцев пользуется детская художественная студия. Для разных категорий посетителей сотрудниками музея разработаны разнообразные циклы экскурсий и лекций. Вниманию зрительской аудитории предлагаются также музыкально-художественные программы, серии музейных абонементов, тематические вечера, посвященные творчеству местных художников.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева занимает одно из ведущих мест на культурной карте России. Обладая прекрасным собранием произведений живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства, он выступает как связующее звено между искусством прошлого и будущего. Несмотря на свой «почтенный» возраст, он всегда открыт навстречу новым исканиям. Музей всегда рад встрече со зрителями[50].
С 1977 года в городе Балаково Саратовской области действует филиал Радищевского музея. Балаковская художественная галерея много лет активно работает с людьми с ограниченными возможностями, является участником и победителем многих международных конкурсов и программ в этой области.
В XXI столетии после долгой реставрации стали доступны для публики новые музейные филиалы - городские усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова и П.В. Кузнецова. Оба этих замечательных художника были уроженцами Саратова, в выборе творческого пути каждого определяющую роль сыграл Радищевский музей.
Информация о работе Современный музей: особенности и перспективы развития