Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение современного музея, его особенностей и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю музея;
- ознакомиться с современным музеем;
- рассмотреть понятие имидж музея;
- изучить виды и классификацию музеев;
- рассмотреть примеры нестандартных музеев.
Введение 3
Музей как социокультурное явление 7
История музея 7
Образ современного музея 17
Имидж музея 33
Виды и классификация музеев 42
Классификация музеев 42
Примеры нестандартных музеев 49
Заключение 63
Список используемой литературы
В Москве уже существует музей чая на базе одного из чайных клубов, но его экспозиция посвящена чайным традициям разных народов мира. Музей чая – это уникальная живая выставка, которая посвящена красивому растению Camellia Sinensis (Камелии Китайской), а также чаю, которому можно из него приготовить. Вообще сам чай был впервые обнаружен более чем 4700 лет назад известным древним правителем Шень Нуном. За прошедшие года чай не утратил своей популярности, а наоборот, нашел огромное количество поклонников по всей планете и, стал одним из самых популярных напитков.
Музейная экспозиция рассказывает о традициях, связанных с чаем. Она представлена различными сортами чая, чайными принадлежностями и описаниями чайных ритуалов. Музей чая (Красные ворота) в Москве - это своеобразное пространство для чайного мастерства, место для восхваления этого напитка. Правила поведения в музее требуют внимательного и бережного обращения с этим древним напитком, других продуктов или еды вы здесь никогда не найдете. Постоянные посетители этого места наполняются энергией, учатся правильно пить чай, при этом правильно мыслить и расслабляться.
Помимо всего, в музее есть «чайный театр теней». Он предлагает посмотреть самые необычные сорта чая, которые вызывают удивление даже у самых верных любителей чая. Кроме наслаждения, которое доставляет этот напиток, им можно лечиться. В музее вам всегда подскажут, какой из сортов противопоказан при вашем заболевании, а какой поможет его одолеть.
Практически все гости музея чая (Красные ворота) в Москве вступают в Клуб любителей чая. Никаких обязательств это членство не несет, просто иногда нужно прийти и просто попить чая, тем самым узнать про него что-то новое и интересное. Помимо этого, в клубе можно заниматься икебаной, йогой, оригами. Вечерами проходят литературные чтения: вы можете принести понравившуюся книгу и познакомить с ней других членов клуба. Также нередки и небольшие театрализованные представления для маленьких детей. [65]
Музей солнца
С 1992г. в Новосибирске открыт единственный в мире музей Солнца. В основу музея легла частная коллекция изображений Солнца и Солнечных богов древних цивилизаций, изготовленных в дереве по материалам археологических находок.
В Новосибирске при муниципальном подростковом клубе «Солнечный» в Академгородке уже достаточно давно, порядка десяти лет, существует в своем роде уникальный Музей Солнца, где стараниями его организатора и директора Валерия Липенкова собраны самые разнообразные солнечные лики - чеканки, вышивки, резьба по разным материалам и т. п. - всего около 350 изображений. У каждого лика имеется свой ярко выраженный характер и, конечно же, своя история: часть экспонатов Валерий Иванович сделал сам, часть подарили друзья и знакомые, вдохновленные этой идеей. Недавно экспозиция пополнилась еще сорока пятью новинками, приобретенными Валерием Липенковым во время поездки по Индии и Непалу.
«- Что меня поразило в Непале, так это то, что там изображение Солнца можно увидеть практически на каждом шагу, на стенах каждого дома, - поделился с нами своими впечатлениями Валерий Иванович.- Я даже в Индии такого не видел. Там очень древний культ Солнца, все ему поклоняются, и вот мы можем видеть здесь сейчас образцы типичных вышивок в народных традициях, украшающих одежду, предметы быта, кулоны из полудрагоценных камней, медные изображения Солнца. Мне даже трудно выделить что-либо основное и наиболее ценное, поскольку каждая «солнечная» вещица интересна по-своему» [66].
Кстати, Валерий Иванович организовал в Дели очень интересную выставку «солнечных» рисунков новосибирских ребятишек. (Приложение 2). История создания музея Солнца началась, можно уже говорить, в прошлом тысячелетии. И в этой истории есть несколько важных моментов, о которых нужно сказать.
«Первый момент: однажды вечером, а это было летом 1969 или 1970 года, я увидел в распахнутом окне очень примечательную корягу, висевшую на стене, и она меня очаровала. Мне захотелось иметь у себя дома похожую. Я стал искать и находить очень интересные и, немного подделав их, я проявлял фантастических и реальных животных или фигурки людей. Так я стал художником любителем. Потом я занялся чеканкой – это было очень модно в то время, а чуть позднее стал осваивать трехгранную резьбу по дереву и резал разделочные доски и маски. В это время я работал лаборантом в Институте ядерной физики.
В один из вечеров я дежурил в вычислительном центре института, у меня на столе стояла небольшая деревянная дощечка и я ее рассматривал, решая, что бы такое сделать. Позади раздался голос – это была оператор ЭВМ Вера Пяткова: не знаешь, что сделать? Я ответил: – "Да вот смотрю, что получится". "Сделай Солнышко", сказала она и ушла. Это был второй момент. Я сделал первое Солнышко. Потом я сделал солнечный цикл из 14 солнышек. А в 1980 г. я стал, волею судьбы, участником строительства музея Рериха на Алтае в селе Верхний Уймон. Вернувшись оттуда, я зашел к А. Н. Дмитриеву, который был одним из главных организаторов этого строительства. Сняв штормовку, я подошел к вешалке и именно в этот момент уже третий по счету ясно прозвучала мысль: "Рядом с музеем Рериха должен быть музей Солнца". И это "рядом" сразу было понятно, что не физически рядом, а просто должен быть. С этого момента пришло осознание направления деятельности и поиска. Я искал изображения солнечных богов различных народов и воплощал их в дереве – так коллекция стала расширяться, пополняясь также и моими творческими работами, посвященными Солнцу. В 1994 г. на базе кружка резьбы по дереву для детей, которым я тогда руководил, создал муниципальный подростковый клуб "Солнечный" при отделе по делам молодежи администрации Советского района и стал директором и педагогом этого клуба. Это подвальное помещение по улице Иванова, 13. Примечательно то, что эта улица до переименования называлась Солнечногорская. Вот там и разместилась моя коллекция, которую я смело назвал – "Музей Солнца"»[67].
В 1997 г. состоялась большая персональная выставка в краеведческом музее Новосибирска под девизом "У нас в гостях "Музей Солнца"". Через месяц выставка переместилась в выставочный зал Дома Ученых Института ядерной физики и я посвятил её его 40-летию, которое отмечали в то время. Примерно через полгода Президиум института подыскал и выделил нам помещение в 124 м2 в бывшем детском саду по адресу ул. Иванова, 11А. Друзья помогли с ремонтом и, в день летнего солнцестояния 21 июня 1998 г. при участии более ста человек друзей музея Солнца – заместитель председателя Сибирского отделения института ядерной физики академик В. И. Молодин открыл музей. Выступали директор Института археологии академик А. П. Деревянко, заместитель директора В. А. Сидоров. Присутствовало центральное телевидение и радио, корреспонденты газет. В общем, музей состоялся и начались его будни. В 2000 г. музей Солнца стал юридическим лицом и был зарегистрирован как "Новосибирская городская общественная организация "Музей Солнца"".
Начиная с 1999 г. Музей Солнца и муниципальный подростковый клуб "Солнечный" проводят конкурс "Дети рисуют Солнце". Лучшие работы этого конкурса выставлялись в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Воронеже, Новокузнецке, Кемерове, Томске, Горно-Алтайске, Новосибирске, Бердске. В 2004 г. конкурс официально поддержал Новосибирский городской комитет по делам молодёжи. Традиционно 1 июня в день защиты детей проходит выставка лучших работ данного конкурса в доме Учёных Сибирского Отделения РАН.
Уникальность Музея Солнца
При всем разнообразии музеев это - первый в мире и единственный музей Солнца в России. Этот музей совместно с ПК "Солнечный" - творческая мастерская прикладного искусства для детей (ежегодно здесь обучается около 150 школьников). Музей представляет и научный интерес, в первую очередь для специалистов историко-археологического профиля.
В музее собрано около 2000 экспонатов, посвященных Солнцу. Направления традиций: древнерусская, древнеегипетская, индийская и тибетская, цивилизации ацтеков, инков и майя, северо-американские индейцы, Месопотамия, древний Рим, древняя Греция. Солнце в наскальных рисунках Алтая, Сибири, Дальнего Востока, Урала, Скандинавии, Русского Севера, Монголии, Ирландии, Гималаев, Америки. А также авторские работы и сувенирная продукция, посвященные Солнцу. (Приложение 2)
Виртуальный музей А.П. Гайдара
В виртуальном музее – нестандартный взгляд на судьбу писателя, свободный от идеологических предрассудков. Малоизвестные свердловские страницы биографии А.П. Гайдара представлены на фоне общественной жизни города 20-х гг. ХХ в., где сочетаемое соседствовало с несочетаемым: стремление к новому сопровождалось уничтожением ценностей, созданных предками желание лучшей жизни для одних превращалось в попытки лишить права на жизнь других жажда знаний не исключала презрительно-жестокого отношения к интеллигенции разговоры о свободе омрачались неумением быть свободными. Городская жизнь в музее воссоздана по материалам периодических изданий Свердловска 20-х гг. ХХ в. («Уральский рабочий», «На смену!», «Товарищ Терентий», «Студент-рабочий», «Крестьянская газета», «Свердловский рабочий», «Уральская новь», «Всходы коммуны», «Юный пролетарий Урала» и др.), а также воспоминаниям современников.
Виртуальный музей А. П. Гайдара – это своего рода калька свердловского «очага культуры» 20-х годов ХХ века, где нашли свое место читальня и научная комната, кабинет начинающего писателя и выставочные залы со сменными временными экспозициями, киноклуб и раздел "театр и искусство". Названия экспозиционных залов, этикетаж, а также аннотации представлены в виде газетных рубрик и публикаций 20-х гг. ХХ в.
В мемориальных интерьерах посетители получат полную иллюзию присутствия. В музее сконструирована комната А. П. Гайдара. Интерьер комнаты воссоздан по фотографиям экспонатов, которыми любезно поделились коллеги из каневского музея и Свердловского областного краеведческого музея. Мебель и вещи, которыми пользовался Гайдар (инкрустированный круглый стол, три венских стула), чернильница, а также домовая книга, где указан свердловский адрес А.П. Гайдара, переданы были Г. Н. Пестовым в Библиотеку-музей А. П. Гайдара (г. Канев) в начале 1980-х гг. Некоторые гайдаровские вещи, (чернильница, подстаканник, самовар, поднос, металлическая полоскательница), хранящиеся сегодня в фондах Свердловского областного краеведческого музея, тоже нашли место в виртуальном пространстве.
Музей сконструирован с использованием современных программ для создания трехмерной графики. Посетители могут перемещаться из комнаты в комнату, изучать редкие документы, фотографии и подлинные экспонаты со всех сторон – все они интерактивны. В экспозиции представлены редкие фотографии, сканированные со стеклянных негативов, а также уникальные документы, хранящиеся в Государственном архиве Свердловской области.
В кинозале посетителям предоставляется возможность посмотреть редкие кадры документальной кинохроники из музея Свердловской киностудии и Российского государственного архива кинофотодокументов новые документальные фильмы о А.П. Гайдаре, снятые в 2004 и 2005 гг.
В разделе Театр и искусство посетители увидят произведения Гайдара на театральных сценах Свердловска с 1941 г по сегодняшний день. (ТЮЗ, Театр кукол, Театр № 3 и др.)
В выставочных залах – временные экспозиции «Советские брэнды», «Образ буденовки на полотнах свердловских художников » и др.
Информация в «читальне» и «научной комнате » регулярно пополняется за счет поступления новых документов и публикаций. Учащиеся и студенты в разных уголках нашей страны, пользуясь материалами виртуального музея, имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой. Интересен наш музей и для филологов. В «читальне » они имеют возможность прочитать редкие книги, которые чудом избежали репрессий, а в «научной комнате » - познакомятся с результатами последних исследований.
В виртуальном музее регулярно организовываются литературные конкурсы и разнообразные викторины. На базе виртуального музея предусматривается проведение музейных уроков, семинаров, круглых столов и пр.
Виртуальный музей – прекрасный объект для туризма. Благодаря многоязыковой поддержке, музей может посетить любой человек в любой точке планеты, не выходя из собственного дома. Его можно найти во всемирной паутине как отдельный Интернет ресурс, а также на сайте ОМПУ (www.ompu.ur.ru ). Кроме того, музей можно увидеть на отдельном диске, который можно приобрести в киосках Музея писателей Урала.
Виртуальный музей – это совместный труд сотрудников ОМПУ, профессорско-
В заключении можно сказать, что нестандартные музеи все больше и больше вливаются в социально-культурную жизнь общества. Человечество всегда манило что-то новое, неизведанное, необычное. В нестандартном музее можно найти именно то, что интересует достаточно узкий круг людей, и наоборот для разносторонне развитого человека такие музеи являются дополнительной интересной информационной базой. Нестандартные музеи несут в себе какую-то новизну, необычность, неизведанную тайну. Они раскрывают быт, сущность той или иной стороны общества в другом восприятии. Среди огромного многообразия таких музеев каждый сможет выбрать экскурсию по своим интересам, настроению, образу жизни, найти именно то, что ему действительно придется по вкусу.
Заключение
Музеи мира - это современная метафора жажды познания человечества, которое всегда стремилось создавать места для интеллектуального и культурного обогащения индивидуума и общества.
История возникновения музеев как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности.
История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного.
Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы принадлежность которых приписывалась «священным лицам» нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе музеев, которым были уже присущи некоторые научные функции. Так же в эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование предметов искусства. В 17—18 вв. формируются многочисленные частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных музеев. В средние века хранителями произведений искусства — ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов — были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. Сами же музеи стали создаваться только в XVI— XVIII веках. В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни.
Информация о работе Современный музей: особенности и перспективы развития