Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение современного музея, его особенностей и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю музея;
- ознакомиться с современным музеем;
- рассмотреть понятие имидж музея;
- изучить виды и классификацию музеев;
- рассмотреть примеры нестандартных музеев.
Введение 3
Музей как социокультурное явление 7
История музея 7
Образ современного музея 17
Имидж музея 33
Виды и классификация музеев 42
Классификация музеев 42
Примеры нестандартных музеев 49
Заключение 63
Список используемой литературы
Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы.
Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в "вещный" вариант выражения.
Формирование имиджа музея включает в себя три ступени[57]:
1. Проведение идентификации образа музея (определение его отличия от других, например по образу человека, с которым он ассоциируется).
Так, в 1994 г. была предпринята попытка идентифицировать СОИКМ (Самарский областной историко-краеведческий музей) с образом пожилого, мудрого, ответственного, разносторонне образованного, увлеченного человека, который с годами становился все более настойчивым в своем поиске нового знания и осуществлении своих идеалов, т.е. с Петром Владимировичем Алабиным. Была разработана концепция имиджа: марка музея включала изображение Алабина, слоган-девиз музея, содержавший его имя («Алабинский музей - созвездие коллекций!»), был разработан макет единого оформления рекламных сообщений (афиш, дипломов, пригласительных билетов, где неизменным был логотип с изображением Алабина и современным полным названием музея).
Концепция не была принята научно-методическим советом музея по причине того, что «у нас не музей Алабина, а музей краеведения». Сегодня, через три года, СМИ (средства массовой информации) все чаще употребляют вместо полного названия музея такие варианты как «музей имени Алабина», иногда и «музей Алабина». Существует вероятность того, что в «местную топонимику» войдет именно такое название нашего музея. Задача остается актуальной.
2. Проведение позиционирования музея, выделение его сильных сторон, с точки зрения требований целевых групп.
С точки зрения первой целевой группы (преподавателей) эти требования таковы:
- профессионализм сотрудников,
- большое количество полезной информации,
- наличие технических средств подачи информации (компьютеры, ТВ, видео, слайды и т. д.),
- актуальность информации,
- пунктуальность сотрудников,
- опытность,
- дружелюбие,
- готовность к сотрудничеству,
- доступность услуг.
С точки зрения целевой группы организаторов досуга:
- высокий уровень обслуживания,
- уникальность предлагаемой информации,
- зрелищность,
- разнообразие услуг, в том числе дорогостоящих (сувенирные киоски, кафе, зоны отдыха, кино, видео),
- уважительное отношение к клиенту.
3. Разработка, принятие проекта и проведение рекламной стратегии по созданию осознанного имиджа.
- проведение социологических исследований независимыми экспертами о сложившемся имидже в фокус-группах общественности,
- разработка рекламной стратегии с учетом результатов и выбранного желаемого, идентифицированного имиджа,
- создание рекламных сообщений,
- работа со СМИ (средства массовой информации).
Цель рекламной кампании - на различных достижениях музея дать общую картину - он работает на общество.
Требования к рекламной кампании:
- кампания «единого образа»,
- единое централизованное начало подачи материала в сочетании со свободой творчества,
- единообразное использование марки музея во всех рекламных сообщениях (фирменный стиль, логотип),
- постоянство и, следовательно, эффект узнаваемости рекламных сообщений на протяжении ряда лет.
Имея новую концепцию развития и будучи крайне заинтересованным в ее реализации, первое, что должен сделать коллектив в современных рыночных условиях - это разработать проект музейного имиджа и последовательно его осуществлять. Ведь главная задача музеев – это реализация ими социокультурных функций.
Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной[58],.
Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам. [59]
Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.
Музеи занимают важную нишу в культурной жизни страны. Музеи посещает множество людей, но есть граждане, которые даже не знают о присутствии в их городе того или иного музея. К сожалению, подобное равнодушное отношение к музеям я наблюдаю по всей нашей стране. Люди за своими ежедневными заботами забывают, что в музеи нужно обязательно ходить самим и водить детей. А они все куда-то бегут и бегут, а надо хоть на время остановиться и заглянуть в сокровищницу исторических ценностей. Поэтому самыми частыми посетителями музеев являются школьные экскурсии или истинные искусствоведы. Необходимо привить людям тягу к прекрасному, эстетическому, исторически ценностному восприятию культурной жизни с самого раннего детства. А сделать это возможно только посредством музеев.
В итоге стоит обратить внимание на неравнозначности понятий имидж и образ. Имидж музея отображает экономическую сторону развития, результат маркетинговых исследований и стратегий. Образ же музея – это исторически сложившиеся, устоявшиеся черты, присущие данному музею.
2. Виды и классификация музеев
2.1. Классификация музеев
Существуют разные подходы к классификации музеев в зависимости от их особенностей. Выделяют три основных вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.
В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на: отраслевые, комплексные, мемориальные. Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.
Работа исторических музеев связана с изучением исторических эпох, событий, памятников, археологических находок, биографий исторических деятелей, полководцев.
Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сотрудники литературных музеев хранят память о жизни и деятельности великих писателей, ведут литературоведческую работу. (Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева).
Музыкальные музеи - это музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры. Коллекцию музыкальных инструментов могут одержать и этнографические музеи, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их общественной жизни. (Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки).
Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества. (Технический музей ОАО "АвтоВАЗ").
Музеи естественно - исторические демонстрируют экспонаты, раскрывающие историю достижений в области изучения флоры и фауны, отдельных областей сельского хозяйства и землепользования. (Рыбинский естественно-исторический музей).
Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов. (Бородино - Можайский историко-краеведческий музей).
Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть музейной культуры и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи. (Саратовский краеведческий музей).
Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры. (Музей Н.Г. Чернышевского) [60].
Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять всё многообразие музейного мира на определённые группы, иными словами, осуществлять классификацию.
Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого[61].
Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественнонаучные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:
общеисторические музеи (широкого профиля);
археологические музеи;
этнографические музеи;
военно-исторические музеи;
музеи политической истории;
музеи истории религии;
историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоёв населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ;
монографические музеи, посвящённые конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу;
прочие исторические музеи;
Художественные музеи делятся на:
- музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного);
- музеи декоративно-прикладного искусства;
- музеи народного искусства;
- монографические;
- прочие художественные музеи[62].
Естественнонаучные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие музеи.
Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Самыми распространёнными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественнонаучную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.
Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями.
Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.
Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов.
К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий.
Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.
Информация о работе Современный музей: особенности и перспективы развития