Современный музей: особенности и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение современного музея, его особенностей и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю музея;
- ознакомиться с современным музеем;
- рассмотреть понятие имидж музея;
- изучить виды и классификацию музеев;
- рассмотреть примеры нестандартных музеев.

Содержание работы

Введение 3
Музей как социокультурное явление 7
История музея 7
Образ современного музея 17
Имидж музея 33
Виды и классификация музеев 42
Классификация музеев 42
Примеры нестандартных музеев 49
Заключение 63
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Музеи.doc

— 778.00 Кб (Скачать файл)

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жёсткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания — в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика[63].

Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В её основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путём сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространённые формы этого типа музеев — музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников.

Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи, создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности, а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с типологией. В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются республиканские, краевые, областные, районные музеи. По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства.

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей».

Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, учреждениях, организациях, на предприятиях; они выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи. Независимо от профиля их деятельность имеет чаще всего краеведческую направленность, в фондах преобладают материалы, собранные на территории района и связанные с местной историей. В собрании общественных музеев могут быть и памятники, имеющие большую научную, художественную и мемориальную ценность.

Ещё один вид музеев – это частные музеи, то есть музеи, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра.

В заключение можно сказать, что самыми распространенными являются краеведческие музеи. Так широко известны художественные и исторические музеи. Однако, в последнее время возрастает интерес к частным коллекциям, комплексным и необычным музеям.

 

2.2.                 Примеры нестандартных музеев

 

Среди большого количества разнообразных музеев можно выделить отдельную группу: нестандартные музеи. Они отличаются своей индивидуальностью, радикальными отличиями. Такие музеи нельзя отнести к какой либо видовой группе. Чаще всего они создаются спонтанно и имеют ряд черт, характерных только для этого одного музея.

Каких только музеев нет: например, в Китае для туристов открыт музей счетов; музей чая, который занимает площадь 5,3 Га и состоит из огромного выставочного павильона; в Австралии есть музей подтяжек; в Челябинске – музей безработицы, в Кирове – музей шпаргалок. А вот семья из Геленджика решила создать музей, посвященный мусору. Они создают картины и предметы интерьера из всего того, что нас окружает. В ход идут банки, веревки, пластиковые бутылки. А что, очень неплохая идея: нет вреда экологии, есть эстетическое удовольствие! А ведь, действительно, какая красота получается.

Нестандартные музеи Парижа.

Музей очков и лорнетов

Гуляя по 1-му округу французской столицы, стоит заглянуть в этот любопытный музей, где хранятся более 3000 экспонатов - очков, моноклей, пенсне, лорнетов и других облегчающих жизнь дальнозорким и близоруким людям оптических приборов. Первые прообразы очков были изготовлены еще в XIII веке, есть в коллекции и изделия последующих веков, принадлежащие различным историческим личностям. Отдельную часть экспозиции занимают телескопы и подзорные трубы.

Музей охоты и природы

Заядлым охотникам нельзя упустить возможность побывать в музее, посвященном охотничьему оружию от копий и арбалетов до современных ружей, охотничьим трофеям, а также произведениям искусства - в коллекции представлены полотна Брейгеля-старшего, Рубенса и других живописцев, изображавших сцены охоты.

Музей магии

Приоткрыв дверь музея магии, посетитель внезапно перенесется в загадочный мир чудесных зеркал и оптических обманов, волшебных палочек и шкатулок, всевозможных фокусов и трюков - всего, способного обмануть и запутать чувства непосвященного наблюдателя. Здесь вы постигнете секреты реквизита престидижитаторов и гадалок, почувствуете себя на грани мистики и науки, тайны и знания.

Музей здравоохранения

Узнать о том, как делали первую электрокардиограмму, как ухаживали за больными и лечили людей в Средние века, какой путь прошла наука, насколько изменились медицинские инструменты, можно, посетив музей здравоохранения. Более 10 тысяч картин, гравюр, рисунков, врачебных принадлежностей расскажут о всевозможных аспектах работы докторов в разные времена.

Музей канализации

Стоит ли посвящать музей такому низменному объекту, как канализация? Однако окажись мы в средневековом зловонном Париже, то поняли бы, насколько важна эта тема. Первая канализация в этих местах появилась еще в римские времена - древние трубы до сих пор находятся под развалинами римских бань в Латинском квартале. Но спустя несколько столетий эти изобретения были преданы забвению, и город погряз в нечистотах и инфекциях. Спустившись под землю в настоящий туннель, посетители музея узнают историю парижских стоков и развития канализационной сети, увидят коллектор, системы защиты от наводнения и многое другое, без чего невозможна жизнь современной французской столицы.

Музей XVIII века Ниссима де Камондо

Хотите побывать в настоящем доме французского буржуа? Тогда обязательно стоит посетить этот необычный музей. Граф Моисей де Камондо, живший в начале ХХ века, увлекался коллекционированием предметов XVIII столетия. В своем жилище он организовал музей для своего внушительного собрания. И с тех пор одни посетители приходят сюда ради графских раритетов, другие - чтобы посмотреть, как жили сто лет назад, ведь после смерти владельца в 1935 году здесь ничего не изменилось.

Дерматологический музей

С середины XIX века французские ученые начали собирать уникальную коллекцию муляжей-изображений кожных болезней. Сейчас в музее, открытом при госпитале Сент-Луи, уже несколько тысяч экспонатов, среди которых можно найти любую из известных человечеству хворей! Особенно много муляжей посвящено проявлениям сифилиса. Оказалось, что музей интересует не только докторов: в поисках острых ощущений сюда приходят и любопытствующие посетители без медицинского образования.

Музей подделок

Многие из нас и не догадываются, насколько развита индустрия подделок во всем мире. В этом созданном французским Союзом производителей музее представлен контрафакт всех мастей: от современных DVD и CD-дисков до поддельных амфор галло-римского периода и фальшивой статуи Родена. Здесь же посетитель узнает о роли фальсификаций в современной экономике, о защите авторских прав, о мерах наказания за изготовление подделок, и, возможно, задумается, прежде чем в следующий раз купить фальшивый роллекс или отправиться на рынок за новым фильмом.

Подводная лодка «Аргонавт»

Побывать на настоящей французской подводной лодке можно, отправившись в Городок науки и индустрии в парке Ля Вилетт. С 1958 года этот корабль бороздил океаны и был флагманом тулонского дивизиона. Он провел в море более 2000 дней и 10 раз обошел вокруг Земли. С 1982 года подлодка вышла в отставку и спустя семь лет стала музеем.

Музей музыки

Коллекция из нескольких сотен музыкальных инструментов была собрана сотрудниками Парижской консерватории. Конечно, подобные музеи есть во многих странах мира, однако нечасто удается услышать подлинное звучание старинных инструментов - здесь есть такая возможность: посетителям выдаются аудиогиды с записью. Этот музей - часть парижского Музыкограда, объединяющего несколько концертных площадок, экспозиций, медиатеку, залы для проведения музыкальных мастер-классов. [64]

Музей шпаргалок

В Нюрнберге открылся музей, который посвящен предмету, вызывающему многовековые войны между учителями и учениками.

Под крышей местного университета собраны все возможные виды шпаргалок - от банальных "бомб" (то есть заранее написанных ответов на бумаге) до высокотехнологичных электронных устройств.

Немецким школьникам разрешают приносить в класс воду. Так родилась шпаргалка на бутылке. В коллекции Нюрнбергского университета есть как новые, так и старинные экземпляры - шпаргалки, датированные 1927 годом! Их прислал один из жителей Германии.

На стендах красуются классические гармошки, второпях нацарапанный текст на клочке бумаги - так готовятся на перемене к внезапной контрольной. Бомба - заранее написанный ответ на стандартном листе. Квадратные корни на коробке - кустарщина по сравнению с лучшими образцами неформального искусства.

Жемчужина коллекции Нюрнбергского университета - часы во строенным рулоном, оригинальный механизм перемотки. История сохранила имя автора - 16-летний Вильфред Ройтер, 1956 год. Есть шпоры и на русском - привет с уроков русского языка из ГДР.

Найденная на экзамене шпаргалка, как и у нас, означает в Германии провал и пересдачу. Но большинство здешних шпаргалок ученики сами отдали коллекционеру, после учебы.

"Один беспокойный ученик на контрольной, помню, очень нервничал, весь покрылся пятнами. Я подошел к нему, он поднял руки, мол, нет ничего. И вот там была написана шпаргалка. Он получил неуд, конечно, но такую шпаргалку я не смог забрать", - говорит Гюнтер Хессенауэр, коллекционер шпаргалок, бывший преподаватель математики.

Сам он признался, что никогда не пользовался шпаргалками. У него был другой способ: "Я всегда спрашивал у соседа по парте, он лучше меня учился", - говорит Гюнтер Хессенауэр.

Шпаргалки в Нюрнберг шлют со всей Германии, но коллекция не претендует на уникальность. Шпоротехнологии универсальны и вечны.

Интернет, конечно, серьезно упростил подготовку шпаргалок, ведь можно легко найти чужую, распечатать мини-шрифтом. Однако спрятать, списать и не попасться - эту школу молодого бойца каждый по-прежнему проходит сам. Но говорить об этом можно только за стенами школы.

"Есть такие карандаши с невидимыми чернилами. Ты пишешь, и ничего не видно. А потом специальной палочкой светишь, и буквы проступают", - делится опытом девушка.

"Французский, английский, химия, биология, физика. Только учителям не говорите. Но не математика и не физкультура. То есть я писал шпоры по всем предметам, кроме этих двух", - откровенничает юноша.

Собранный фонд до шести тысяч экземпляров потихоньку заносят в компьютер, расширяя базу. Вся школьная жизнь на бумажках, для потомков и для науки будет выставлена в Интернете.

Музей чая

Удивительно, но существует и музей чая (Красные ворота) в Москве!

На одной из чайных фабрик Москвы, на улице Боровая, открылся музей чая.

Новый музей представляет более чем столетнюю историю развития этого популярнейшего напитка в России. Здесь можно увидеть уникальные коллекции чая второй половины 19-20 веков, произведенные российскими чайными фабриками.

К примеру, отлично сохранилась коллекция Первого Русского чая Константина Попова 1898 г. Этот чай хранился и продавался исключительно в стеклянной таре. В музее представлены редкие экземпляры китайского плиточного чая 50-60 гг., подаренные фабрике в знак китайско-советской дружбы. Также на стендах можно найти многочисленные варианты советского чая различной фасовки, производимых московской, краснодарской, иркутской, уфимской, рязанской, одесской, тбилисской, самаркандской, бакинской чаеразвесочными фабриками.

Информация о работе Современный музей: особенности и перспективы развития