Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение современного музея, его особенностей и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю музея;
- ознакомиться с современным музеем;
- рассмотреть понятие имидж музея;
- изучить виды и классификацию музеев;
- рассмотреть примеры нестандартных музеев.
Введение 3
Музей как социокультурное явление 7
История музея 7
Образ современного музея 17
Имидж музея 33
Виды и классификация музеев 42
Классификация музеев 42
Примеры нестандартных музеев 49
Заключение 63
Список используемой литературы
Мемориальный флигель В.Э. Борисова-Мусатова был открыт в 2000 году во дворе его дома по улице Вольской, 33. Здесь прошла большая часть недолгой жизни мастера. Здесь были созданы его самые знаменитые произведения, оказавшие влияние на сложение художественного направления, известного как «саратовская школа».
В 2001 году распахнул свои двери дом, где родился и провел свое детство младший современник В.Э. Борисова-Мусатова Павел Кузнецов. В этих стенах будущий создатель знаменитой «Киргизской сюиты» получил первые уроки живописного мастерства у своего отца-иконописца. После отъезда из Саратова он постоянно возвращался сюда, много и плодотворно работал.
В 2002 году к Радищевскому музею были присоединены два филиала: Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (г. Хвалынск), Картинная галерея А.А. Мыльникова (г. Энгельс).
В настоящее время экспозиция музея состоит из разделов древнерусского и культового искусства XIII-XVIII вв., русского искусства XVIII - начала XX вв., западноевропейского искусства XV - середины XIX вв. и мемориальных залов. Три мемориальных зала впервые созданы в музее. Они объединили экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве А.П. Боголюбова, русских и зарубежных художников, входивших в его окружение, поддерживавших идею создания музея и способствовавших ее воплощению.
Особенностью экспозиции центрального зала этого раздела является «шпалерная» повеска, дающая возможность окунуться в атмосферу музея конца XIX – начала XX века. Это ощущение поддерживается фрагментами орнаментальных росписей этого же периода, открытых во время реставрации на оконных откосах. Этот зал посвящен творчеству Боголюбова и русских художников, близких Алексею Петровичу: И. Репина, И. Крамского, В. Верещагина, К. Савицкого, А. Харламова, Беггрова, И. Похитонова. Фактически все лучшие произведения Боголюбова из музейной коллекции вошли в состав экспозиции этого зала и впервые настолько полно ее представили.
Анфилада из пяти залов первого этажа музея отведена для экспозиции западноевропейского искусства. Шедевры коллекции представлены по странам. Такое экспонирование дает возможность показать особенности и отличия различных живописных школ. Самый большой зал отведен для искусства Италии XV-XVIII веков. Здесь размещены большеформатные шедевры коллекции живописи: Вазари «Триумф Вакха», тондо «Мадонна с ангелами», «Пейзаж с купальщицами» Сальватора Розы, «Раскаянье апостола Петра» Молы, эскиз Кастельоне «Сотворение мира», Альбани «Чадолюбие». Одна стена зала отведена для германского пятистворчатого алтарного складня XV века, фланкированного немецкой скульптурой XV –XVI веков. Интерьерность залу придает итальянская мебель поставец, сундуки, стулья, стол с подсвечником и замечательный стол с инкрустацией гравированной слоновой костью и перламутром, стоящий в центре зала. Этот стол выполнен итальянскими мастерами по заказу князя Голицына в XIX веке.
Следующий зал представляет искусство Голландии. Среди них такие шедевры коллекции Питер ван Ноорт «За шитьем» и Я. Куленбир «Пейзаж с хижиной». Довершает экспозицию витрина с дельфтским фаянсом XVII-XVIII века. Затем следует зал, представляющий фламандское искусство. На главной стене экспонируются «Смерть Адониса» Босхарта, «Травля оленей» Гюйсманса, копия с Рубенса «Младенец Христос и Иоанн Креститель» и «Бой петухов» неизвестного художника. В экспозицию произведений живописи органично вписаны алтарь и стулья. Завершают экспозицию западноевропейского искусства два зала, представляющих искусство Франции XVIII- середины XIX века. В зале экспонируются и два бюста французского скульптора Гудона «Александр» и «Луиза». В экспозицию небольшого по размеру последнего зала входят жемчужины коллекции – произведения Монтичелли и художников-барбизонцев Коро, Добиньи, Тройона, поступившие в музей от А.П. Боголюбова.
Весь второй этаж музея – отведен для произведений русского искусства. Он состоит из анфилады залов, идущих по кольцу вокруг центральной лестницы. Кольцо соединяется коридором, в который выходят четыре изолированных зала, с самым большим залом музея, находящимся в торце здания. Именно здесь произошли самые значительные изменения в архитектуре: ей был возвращен первоначальный облик. Была раскрыта центральная арка, соединяющая пространство лестничной площадки второго этажа с центральным залом. И в этом же, первом, зале раскрыто ранее закрытое щитом окно. На площадке второго этажа в прошлой экспозиции располагался «Радищевский уголок», где экскурсоводы рассказывали историю создания музея. В самом же зале экспонировались произведения Рокотова и художников и художников его круга. А на щите, закрывавшем окно, размещалась большая картина неизвестного художника «Екатерина II».
В экспозиции русского искусства первый зал в основном построен на произведениях декоративно-прикладного искусства. Фактически это интерьер усадебной дворянской гостиной, украшением которой являются комплект мебели, состоящей из дивана и двух кресел, и фарфоровая ваза, изготовленная по спецзаказу на берлинском заводе для графа Нессельроде. Теперь этот зал наполнился светом, раскрылся на все стороны: направо из него начинается анфилада с экспозицией искусства XVIII века, а налево – анфилада с экспозицией искусства начала ХХ века. Через открытый арочный проем появилась возможность видеть весь музей от юго-восточной до северо-западной стены, и из зала искусства XVIII века великолепно просматривается статуя Петра I (скульптор Антакольский, XIX век). Многие произведения декоративно-прикладного искусства в этом зале экспонируются впервые.
Раздел русского искусства начала ХХ века пополнился несколькими произведениями эпохи модерна. Такая возможность появилась, поскольку один зал, отведенный ранее для древнерусского искусства, освободился. В нем разместились произведения А.Савинова, одно из которых – большеформатная картина «Арфистка». Ее экспонирование на простенке торцевой стены позволило создать третий акцент, корреспондирующий с работами большого формата XVIII века «Екатериной II» и «Коронацией Павла I и Марии Федоровны». Эти акценты держат экспозицию анфилады залов кольца второго этажа.
Экспозиционные залы исторического здания музея оснащены новой повесочной системой, системой освещения и витринами, стилизованными под старые витрины XIX века [51].
1.3. Имидж музея
Предлагая подойти к трактовке имиджа с лингвистической точки зрения, можно сказать, что при дословном переводе с английского слово "image" обозначает "образ". Причём под "образом" имеется в виду не, только визуальный, зрительный образ объекта, но и образ его мышления, действий, поступков и т.д. Иначе говоря, в данном случае русское слово "образ" должно употребляться в широком смысле – как представление о чём-либо. Категория образа используется и другими учёными при определении анализируемого понятия. А.П. Панфилова определяет имидж как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации. Е.Б. Перелыгина определяет имидж как символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект субъектного взаимодействия.
Многие справочные издания раскрывают содержание данного понятия, трактуя имидж как «целенаправленно формируемый образ», но и он требует уточнения. Словарь трактует образ как «облик, вид, подобие, живое, наглядное представление о ком-нибудь или чем-нибудь, то, что видится, кажется, грезится», а облик - как очертание, наружность, внешний вид, а также характер. Другой современный словарь трактует понятие «имидж» как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.
Ряд определений можно было бы продолжить. Очевидно, что категория «имидж» отличается от традиционного для психологии понятия «образ» как такового и относится к области социального познания. Являясь феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта[52].
Подробное рассмотрение сущности имиджа предпринято нами не ради теоретического интереса. Исходя из основного понятия имиджа, мы можем говорить о технологии его создания.
Итак, имидж - это образ кого-либо или чего-либо, создаваемый искусственно в рекламных целях, в расчете на успех. Как имидж человека опирается на его индивидуальность и общую личную культуру, так и имидж учреждения опирается на его организационную культуру.
Имидж рассматривается как модель, инструмент познания. При этом используются формулировки: мысленное представление, конструирование образа, эталон желаемого, эмоциональное восприятие, коммуникационная единица[53].
Значительный интерес определение имиджа как вида социального управления. Здесь имидж определяется как создание нужного впечатления, целенаправленное формирование, побуждение к социальному поведению, создаваемый образа. Эта группа, хотя и немногочисленна, но является знаковой, т.к. позволяет в дальнейшем применить системный подход к анализу явлений, связанных с практическим использованием имиджа, а формирование имиджа включает в систему социального управления.
Имидж это категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку, организации, социальной позиции, профессии, образованию, к предметам.
Делая вывод, на основе специализированных источников, можно утверждать, что имидж - образ, который учреждение хочет создать у целевой аудитории, общественности, партнеров, конкурентов и т. д. Он возникает в результате восприятия общественностью комплекса сообщений, генерируемых учреждением, и становится понятен и эффективен, если соответствует ожиданиям и предпочтениям публики[54].
В состав имиджа музея входят:
- кадровая политика (а именно авторитетность и компетентность руководителей, профессионализм персонала, непрерывное совершенствование образования, корректировка межличностных отношений на основе служебно-административного кодекса);
- экспонаты (территория музея разделена на несколько комплексов: археологический, эвенкийский, бурятские предбайкальский и забайкальский, русский старожильческий, русский старообрядческий, городской комплекс и «уголок живой природы».)
- инфраструктура (здание, местоположение, материальная база, технические возможности);
- ценовая политика;
- месторасположение музея и размещение на его территории различных комплексов.
- реклама музея;
- культурные аспекты (культура общения внутри учреждения, качество результатов деятельности, традиции, ритуалы, культура рабочих мест сотрудников);
Имидж учреждения создается не для собственного удовольствия, не для осознания своей неповторимости и совершенства. Это все средства. Целью же является обретение конкурентоспособности, повышение эффективности деятельности. Это требует умелого (технологического) позиционирования имиджа, самопрезентации, т. е. управления впечатлением о себе с помощью специальных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего имиджа окружающим. [55]
В последнее время в связи с развитием рыночных отношений, инновационными процессами в экономике, науке, образовании, культуре особый интерес вызывает специфика содержания и формирования имиджа организации (музея в нашем случае). Рост внимания к проблеме формирования сильного имиджа организации не случаен. Сильный имидж становится необходимым условием достижения организации устойчивого и продолжительного делового успеха. И этому есть вполне разумное объяснение.
Имидж организации есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации. По мнению Е.Б. Перелыгиной, автора книги "Психология имиджа", источниками такой информации могут быть слухи об организации, циркулирующие в обществе; сообщения средств массовой информации, а так же личные контакты человека с организацией.
Как уже было сказано выше, имидж на сегодняшний день является важнейшей характеристикой организации, играя значимую роль в повышении её конкурентоспособности и привлечении к ней потребителей и партнёров. Имидж выступает как средство, инструмент для решения задач. Но главная его особенность в том, что он сам является объектом управления.
Любая стратегия позиционирования базируется на «трех китах»: сегментировании, целевом подходе и позиционировании. В данном случае музей выявляет различные потребности и группы посетителей, выбирает из них целевые – те группы и потребности, что он может удовлетворить лучше других, а затем позиционирует свое предложение так, чтобы его отличия и имидж музея были понятны целевой аудитории.
Позиционирование – это действия по разработке предложения музея и его имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное положение в создании целевой группы посетителей. Конечным результатом позиционирования является успешное создание ориентированного на зрителя заявления о ценности музея – простого и четкого утверждения, объясняющего, почему целевой аудитории следует посещать музей[56].
Касаясь темы формирования имиджа, позиционирования и управления им, известный теоретик и практик PR Г.Г. Почепцов предлагает четырёхтактную модель имиджевой кампании, отражающую разнообразные требования к ряду необходимых операций:
Определение требований аудитории.
Каждая задача требует опоры на тот или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями, что такое хорошо и что плохо. Точкой отсчёта является именно этот момент, поскольку он задаёт эффективность любой кампании.
Определение сильных и слабых сторон объекта.
Следует реально знать не только позитивные, но и негативные стороны объекта, поскольку именно туда будет направлен основной удар противника.
Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требование аудитории.
Здесь следует работать не столько над слабыми сторонами чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия наиболее эффективна.
Информация о работе Современный музей: особенности и перспективы развития