Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение современного музея, его особенностей и перспектив развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю музея;
- ознакомиться с современным музеем;
- рассмотреть понятие имидж музея;
- изучить виды и классификацию музеев;
- рассмотреть примеры нестандартных музеев.
Введение 3
Музей как социокультурное явление 7
История музея 7
Образ современного музея 17
Имидж музея 33
Виды и классификация музеев 42
Классификация музеев 42
Примеры нестандартных музеев 49
Заключение 63
Список используемой литературы
В начале 70-х гг. в мире насчитывалось свыше 12 тыс. музеев. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев, в состав которого входят национальные комитеты музеев.
В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнеее включаются памятники археологии, науки и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.
Говоря об образе музея можно отметить, что музей – это система образов, выстроенных в определенной последовательности. Музей основан на синтезе, он соединяет вещи и создает образы. Выделяют экспозиционный образ, образы восприятия, образы представления и образы воображения.
Имидж музея определяется как создание нужного впечатления, целенаправленное формирование, побуждение к социальному поведению, создаваемый образа. Эта группа, хотя и немногочисленна, но является знаковой, т.к. позволяет в дальнейшем применить системный подход к анализу явлений, связанных с практическим использованием имиджа, а формирование имиджа включает в систему социального управления. Хотя стоит отметить, что имидж музея является экономическим результатом маркетинговых стратегий музея.
При изучении классификации музеев очевидно, что существуют разные подходы к классификации музеев в зависимости от их особенностей. Выделяют три основных вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на: отраслевые, комплексные, мемориальные, исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно – научные и др. Так же в настоящее время можно выделить еще одну группу музеев: нестандартные музеи. Примерами таких музеев служат виртуальный музей Гайдара, музей Солнца в Новосибирске, музей Магии в Париже.
В заключении можно сказать, что музеи играют немаловажную роль в социокультурной жизни общества. Музеи принадлежат к трансляционной сфере культуры, функция которой - передача культуры в форме информации от поколения к поколению, от человека к человеку, группе, обществу. Одна из главных задач музеев – документирование, выявление музейных объектов, которые могут служить своеобразным документом, свидетельством, удостоверяющим реальность и выступающим таким образом носителем исторической памяти. Коммуникационные возможности музеев связаны с их способностью передавать информацию с помощью реальных предметов, они позволяют произвести ценностное осмысление природы, истории и культуры, ориентироваться в историческом и культурном процессе, поэтому музей можно с полным основанием считать уникальным и значимым социокультурным явлением.
Список используемой литературы
1. Акулич Е. М. Музей и регион. Монография. Екатеринбург, 2009. 352 с.
2. Большая Российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций. Изд. Рипол Классик. 2009. 468 с.
3. "Ведомости". Музеи. Солнечные импровизации: №735 от 27.02.05.
4. Громов А. “Музей перед лицом желтого дьявола”/ Top-Manager, октябрь 2001. №6.
5. Джулия Камин. Великие музеи мира. Изд. Издательская группа АСТ. 2007. 238 с.
6. Джулия Камин. Музеи мира. Издательство: АСТ. 2008. 304 с.
7. Дубов И. В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. СПб., 2008. 182 с.
8. Елисеева О.И. «Музеи мира». Изд. АСТ. 2007. 243 с.
9. Журнал «Музеи России» №10 2005. с. 4-5.
10. Журнал «Музеи России» №11 2007. с. 8.
11. Зайцев Г. Б. Музеи мира. Учебный справочник. Екатеринбург, 2007. 264 с.
12. Курс лекций «Бизнес и общество», СПбГУ, 2010. 168 с.
13. Кущ А.Л. Радищевский музей в Саратове // Исторический вестник, 2010. – Т. 39. - № 4.
14. Константинова С. С. Экзамен по музееведению. М., 2009. 226 с.
15. Лагутин А. «Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе»/ Top-Manager, октябрь 2010. №7.
16. Лысикова О. В. Музеи мира. М., 2006. 312 с.
17. Магомедов А. Д. Историческое краеведение и музейное дело. Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2008. 196 с.
18. Музееведение: музеи исторического профиля.// Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М., 2004. 212 с.
19. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. М.: МГУКИ, 2007. с. 6-12.
20. Музейное образование: история и современные концепции. СПБ.: СПБГУКИ, 2004. с. 3-7.
21. Мосин Иван Геннадьевич. Все о музеях мира. Издательство: Кристалл, 2008. 176 с.
22. «Новые подходы к обеспечению музея” (Самара), www.museum.samara.ru
23. Новости Радищевского музея - W1068, официальный сайт www.radmuseumart.ru
24. Низовский А.Ю. Величайшие музеи мира. Издательство: Вече. 2008. 432 с.
25. Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В. Музеи России: становление и развитие до начала ХХ в. Екатеринбург, 2010. 310 с.
26. Основы музееведения / Отв. ред Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2008. 234 с.
27. Олейник И., Лапшов А. Репутация. Российский опыт репутационного менеджмента. М., 2003. 128 с
28. Ореховский П. А. Муниципальный менеджмент. М., 1999. 265 с.
29. Полякова М. А. Охрана культурного наследия в России. М., 2008. 261 с.
30. Портсар А. «Продажное искусство»/ Top-Manager, ноябрь 2001. №8.
31. Решетников Н. И. Музееведение. Курс лекций. М., 2010. 398 с.
32. Рачеева Е.П. Сокровища европейских музеев.Издательство: Олма Медиа Групп. 2008. 400с.
33. Рудая Е.А. Основы бренд-менеджмента. М., 2006. 236 с.
34. Самарина Н.Г. Культурное наследие народов России в содержании современного гуманитарного образования (статья) // М.: МГУКИ, 2005.
35. Самарина Н.Г. Роль источника в музейной коммуникации (статья) // М.: изд-во МГУ; СПБ.: Алетейя, 2006.
36. САЙТ Башня современного искусства www.muar.ru
37. Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru
38. Сайт «Музеи России» www.museum.ru
39. Сайт Эрмитажа www.hermitage.ru
40. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М., 2001. 362 с.
41. Сотникова С. И. Музеология. М., 2009. 218 с.
42. Старикова Ю. А. Музееведение. Конспект лекций. М., 2006. 238 с.
43. Тезисы научной конференции на сайте «Музеи Москвы и музеология ХХ века» www.rsuh.ru
44. Тельчаров А. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. 2009. 318 с.
45. Торопова, Е.О. Художественная выставка: Методика организации экспозиции. СПб. МартИнфо, 2003. 43 с.
46. Чечулин А.В., Решетников М.М. Общественное признание. Спб., 2001. 263 с.
47. Шереметьева Т. «100 музеев мира, которые ннеобходжимо увидеть. Издательство АСТ. 2009. 288 с.
48. Шарков Ф.И. Интегрированные бренд-коммуникации. М., 2004. 268 с
49. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Изд.Высшвя школа. 2009. 215 с.
50. Шляхтина Л. М., Фокин С. В. Основы музейного дела. СПб., 2007. 256 с.
51. Шулепова Э., Сиднева А., Каулен Мария. Музееведческая мысль в России 18-20 веков. Изд. Этерна. 2010. 288 с.
52. Шулепова Э. А. Основы музееведения. М., 2005. 269 с.
53. Шустрова И. Ю. История музеев мира. Ярославль, 2008. 324 с.
54. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. 211 с.
55. Юренева Т.Ю. Музееведение. Изд. Академический проспект. 2007. 239 с.
56. Янин В.Л. Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс: РИПОЛ классик, 2005. 848 с.
Приложение 1
Приложение 2
СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНЫЕ БОГИ В КУЛЬТУРАХ МИРА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65
[1] Акулич Е. М. Музей и регион. Монография. Екатеринбург, 2009.
[2] Большая Российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций. Изд. Рипол Классик. 2009.
[3] Джулия Камин. Великие музеи мира. Изд. Издательская группа АСТ. 2007.
[4] Шулепова Э., Сиднева А., Каулен Мария. Музееведческая мысль в России 18-20 веков. Изд. Этерна. 2010.
[5] Зайцев Г. Б. Музеи мира. Учебный справочник. Екатеринбург, 2007.
[6] Шустрова И. Ю. История музеев мира. Ярославль, 2008.
[7] Курс лекций «Бизнес и общество», СПбГУ, 2010.
[8] Фокин С. В. Основы музейного дела. СПб., 2007.
[9] Магомедов А. Д. Историческое краеведение и музейное дело. Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2008
[10] Музееведение: музеи исторического профиля.// Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М., 2004
[11] Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В. Музеи России: становление и развитие до начала ХХ в. Екатеринбург, 2010.
[12] Основы музееведения / Отв. ред Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2008.
[13] Решетников Н. И. Музееведение. Курс лекций. М., 2010.
[14] Тельчаров А. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. 2009.
[15] Янин В.Л. Российская музейная энциклопедия. М. : Прогресс : РИПОЛ классик,2005.
[16] Торопова Е.О. Художественная выставка: Методика организации экспозиции. СПб. МартИнфо, 2003.
[17] Мосин И.Г. Все о музеях мира. Издательство: Кристалл, 2008.
[18] Низовский А.Ю. Величайшие музеи мира. Издательство: Вече. 2008.
[19] Джулия Камин. Великие музеи мира. Издательство: АСТ. 2008.
[20] Рачеева Е.П. Сокровища европейских музеев.Издательство: Олма Медиа Групп. 2008.
[21]Олейник И., Лапшов А., Репутация. Российский опыт репутационного менеджмента. М., 2003
[22] Ореховский П. А., Муниципальный менеджмент. М., 1999.
[23] Рудая Е.А., Основы бренд-менеджмента. М., 2006.
[24] Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М., 2001
[25] Шарков Ф.И. , Интегрированные бренд-коммуникации. М., 2004.
[26] САЙТ Башня современного искусства www.muar.ru.
[27] САЙТ Башня современного искусства www.muar.ru.
[28] Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru.
[29] Сайт «Музеи России» www.museum.ru.
[30] Сайт Эрмитажа www.hermitage.ru.
[31] Тельчаров А. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. 2009. с.123-129.
[32] Шляхтина Л. М., Фокин С. В. Основы музейного дела. СПб., 2007 с.84-86.
[33] Шустрова И. Ю. История музеев мира. Ярославль, 2008 с. 109-112.
[34] Акулич Е. М. Музей и регион. Монография. Екатеринбург, 2009.с. 84-92.
[35] Магомедов А. Д. Историческое краеведение и музейное дело. Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2008.с. 28-35.
[36] Полякова М. А. Охрана культурного наследия в России. М., 2008.с. 46-54.
[37] Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В. Музеи России: становление и развитие до начала ХХ в. Екатеринбург, 2010. с. 65-68.
[38] Старикова Ю. А. Музееведение. Конспект лекций. М., 2006. с. 72-76.
[39] А.Портсар. «Продажное искусство»/ Top-Manager, ноябрь 2001. №8.
[40] А.Лагутин. «Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе»/ Top-Manager, октябрь 2010. №7.
[41] Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Изд.Высшвя школа. 2009. с. 74-82.
[42] Шулепова Э. А. Основы музееведения. М., 2005. с. 52-56.
[43] Музейное образование: история и современные концепции. СПБ.: СПБГУКИ, 2004. с. 31-33.
[44] Дубов И. В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. СПб., 2008. с. 62-65.
[45] Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В. Музеи России: становление и развитие до начала ХХ в. Екатеринбург, 2010. с.85-91.
[46] Большая Российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций. Изд. Рипол Классик. 2009 с. 64-69.
[47] Дубов И. В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. СПб., 2008. с.67-72.
[48] Кущ А.Л. Радищевский музей в Саратове // Исторический вестник, 2010. – Т. 39. - № 4.
[49] Сайт «Музеи России» www.museum.ru
[50] Новости Радищевского музея - W1068, официальный сайт www.radmuseumart.ru
[51] Новости Радищевского музея - W1068, официальный сайт www.radmuseumart.ru
[52]Олейник И., Лапшов А., Репутация. Российский опыт репутационного менеджмента. М., 2003
[53] Самарина Н.Г. Роль источника в музейной коммуникации (статья) // М.: изд-во МГУ; СПБ.: Алетейя, 2006. с. 36-39.
[54] САТ Башня современного искусства www.muar.ru.
[55] Решетников Н. И. Музееведение. Курс лекций. М., 2010. с.38-51.
[56] Основы музееведения / Отв. ред Э. А. Шулепова. М.: Едиториал. УРСС, 2008. с. 42-45.
[57] Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М., 2001
[58] Рудая Е.А., Основы бренд-менеджмента. М., 2006.
[59] Сотникова С. И. Музеология. М., 2009. с.40-48.
[60] Самарина Н.Г. Роль источника в музейной коммуникации (статья) // М.: изд-во МГУ; СПБ.: Алетейя, 2006.
[61] Курс лекций «Бизнес и общество», СПбГУ, 2010. с. 28-34.
[62] Музееведение: музеи исторического профиля.// Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М., 2004. с. 41-42.
[63] Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. с.56-68.
[64] Зайцев Г. Б. Музеи мира. Учебный справочник. Екатеринбург, 2007. с.109-112.
[65] Зайцев Г. Б. Музеи мира. Учебный справочник. Екатеринбург, 2007. с.42-49.
[66]"Ведомости". Музеи. Солнечные импровизации: №735 от 27.02.05.
[67]"Ведомости". Музеи. Солнечные импровизации: №735 от 27.02.05.
[68] Большая Российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций. Изд. Рипол Классик. 2009. с. 46-59.
Информация о работе Современный музей: особенности и перспективы развития