Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:45, реферат
Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.
Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………………….3
Герберт Спенсер……………………………………………………………………..…7
Эмиль Дюркгейм………………………………………………………………….…..13
Толкотт Парсонс……………………………………………………………………....19
Роберт Мертон……………………………………………………………………...…26
Библиографический список…………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-
имени Д. И. Менделеева
Институт проблем химии и устойчивого развития
Кафедра социологии
ОТЧЕТ ПО КУРСУ «ПАРАДИГМЫ В СОЦИОЛОГИИ».
«Структурно-функциональная парадигма».
Выполнила:
студентка группы ПР-43
Мирваизова Л.А.
Проверила:
зав. каф. социологии
д. ф. н., профессор
Губина С. А.
Москва 2013
Содержание
Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………
Герберт Спенсер……………………………………………………………
Эмиль Дюркгейм…………………………………………………………
Толкотт Парсонс……………………………………………………………
Роберт Мертон……………………………………………
Библиографический список…………………………………………………………..
Приложение 1. Таблица «Сравнительный анализ персоналий» …………………..34
Структурно-функциональная парадигма
Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.
Своим существованием структурно-функциональная парадигма во многом обязана Огюсту Конту, указавшему на важность социальной интеграции во времена стремительных перемен.
Структурный функционализм - это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы - внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой - структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство.
В качестве социальных
Главный объект исследования СФП это социальная реальность на макроуровне общества и рассматривается как целостная система взаимосвязанных и взаимодействующих структур и их функций, направленных на поддержание социального равновесия (стабильности) в обществе и его устойчивого развития.
Предметом СФП являются общество, законы, структура, функции. Первичная основа социальной реальности – это социальные институты.
Логика исходной концепции определяет стратегию социологического исследования как структурно-функционатьного анализа. Социолог, наблюдая какое-либо социальное явление, стремится выявить его функции и тем самым дать функциональное объяснение факта его существования.
Есть два пути структурно-функционального анализа.
Итак, структурно-функциональная парадигма сосредоточена на рассмотрении устойчивых образцов деятельности и не вполне учитывает роль социальных конфликтов и изменений, порождаемых неравенством и отчуждением людей друг от друга и от социальных структур.
Хронологическими рамками функционирования структурно-функциональной парадигмы считаются 1839-1950ые годы. Датой начала функционирования считается 1839 – год основания социологии.
В рамках СФП (структурно-функциональной парадигмы) работали многие знаменитые учёные, однако основными персоналиями принято называть О.Конта, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон.
Краткое описание биографии, вклада и ключевых категорий О.Конта.
Огюст Конт (Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт; 19 января 1798 — 5 сентября 1857). Французский философ-позитивист Конт родился в Монпелье 19 января 1798 года. С раннего возраста Конт отверг католицизм своего семейства и монархистские политические взгляды. Он учился Политехнической школе в Париже с 1814 до 1816, но был исключен за участие в студенческом восстании. В течение нескольких лет Конт был секретарем известного социалиста Сен-Симона, влияние которого отразилось на многих работах Конта. Последние годы Конт страдал приступами тяжелой умственной болезни. Он умер в Париже 5 сентября 1857 года. Учёный дал понятие науке об обществе «Социологии». Также ввёл понятия общества в состоянии «статики» и «динамики». Дал определение социального прогресса. Работал в рамках позитивистской социологии (открыл позитивный метод изучения общества), описал теорию 3 стадий, социальную интерпретацию стадий развития мысли. Классифицировал науки, поставив социологию выше других и обосновав это. Определил понятия «социального института», «социального факта», «общества» . Открыл закон гармонии (общественного равновесия). Описал социальный порядок как некое социальное явление. Дал определение научно-индустриальному обществу. Изучал позитивную политику.
Конт использовал
Социокультурный анализ-еще один методологический принцип О.Конта. По мнению социолога, на социальные процессы в обществе оказывают влияние культурные аспекты (мораль, духовность, нравственность, разум и т.д.). Руководствуясь данным принципом Конт разрабатывает теорию социальной статики и динамики. Теория социальной динамики гласит, что социальный прогресс основан на законе 3 стадий развития человеческого разума и человечества (переход от мифологически теологической стадии к философской, а затем к позитивной) и оказывает воздействие на социальные изменения. Теория статики – стабильность общества и классов достигается за счет консенсуса на основе просвещения. В рамках этого же подхода Конт рассматривает социальную политику – такое развитие общества, которое за счёт просвещения в духовно нравственной области достигает консенсуса.
Объект - изучение социальной реальности по Конту.
Предмет – «статистическая исследовательская направленность социологии состоит в изучении законов действия и реакции различных частей социальной системы».[1]
Социальность - структура связей, в которую человеческие индивиды "включаются", которой они вынуждены подчиниться.
Задача социологии по Конту:
- обеспечение социального
- объяснение социального
- глвная: выработка политики, обеспечивающей порядок и прогресс общества.
Под обществом Конт понимал единый целостный организм, состоящий из индивидов или локализованное человечество. Идеально правильное общество по Конту – общество, где у власти должны стоять те, кто изучает социальные законы, социологию.
В структуре общества О. Конт различал 4 класса: высший класс – представители научного и эстетического видов деятельности, второй класс – представители производства и торгово-финансовой сферы (банкиры, торговцы, предприниматели), третий класс – земледельцы, четвертый класс – рабочие. Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности.
Общество по Конту состоит из 3х элементов – индивида, семьи и государства. Основным элементом структуры общества О. Конт считал семью.
Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение
Семья – основной институт общества, средство адаптации человека к обществу и общества к изменяющимся условиям существования, готовит индивида к жизни в обществе.
Государство – орган сохранения социальной солидарности, скрепляет общество на основе централизованного управления.
Религия, мораль, наука, экономика, политика, право и др. пронизывают социальные институты, оказывают на них воздействие.
Основная функция общества – поддержка социального порядка, солидарности.
Конт разделил общество на 2 типа: теологическое и научно-индустриальное. Теологическое-более древнее, переходит к научно-индустриальному примерно в первой половине XIXвека. Различия обществ таковы: духовная власть переходит из рук теологов в руки учёных представителей науки; господствующим социальным слоем становятся индустриалы; наука выходит на первый план, войн становится всё меньше. Главный признак индустриального общества – научная организация труда. НОТ способствует раскрытию колоссальных способностей человека. Происходит концентрация рабочих на фабриках и в городах. Начинают возникать противоречия между рабочими и предпринимателями. Происходит значительный рост кризисов перепроизводства. Экономическая система в этом типе основана на промышленности.
Центральная проблема социологии – проблема отношения личности и общества. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.
Конт видел в индивидуализме причину всех социальных потрясений, постигших Европу. Конт считал, что права человека – анархичный, безнравственный пережиток, в реорганизованном обществе будут только обязанности и не будет прав.
Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с "эгоистически-личностным" имеется и неэгоистическое, "социальное" начало. И вся история человечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь ,приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого человека в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.
Социальный прогресс Конт рассматривает как социальную динамику общества. Социальная динамика, над которой Конт работал больше всего, имеет не социологический, а историко-философский характер. Основная идея – постепенное развитие человечества, идея эволюции, которая естественно была почерпнута в биологии. Умственное развитие - преобладающее для общественного развития. При этом социальные перемены происходят в соответствии с постоянным и неизменным естественным законом. Социальные изменения обусловлены многими факторами, однако главным из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. Именно поэтому изучение истории человеческого знания является основой исследования развития общества.
Социология
Огюст Конт стал основателем социологии
как самостоятельной и