Структурно-функциональная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Содержание работы

Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………………….3
Герберт Спенсер……………………………………………………………………..…7
Эмиль Дюркгейм………………………………………………………………….…..13
Толкотт Парсонс……………………………………………………………………....19
Роберт Мертон……………………………………………………………………...…26
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

сфп отчет.docx

— 121.38 Кб (Скачать файл)

Спенсер разработал понятие «социальной функции» - исполнение роли определенным субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных групп и классов. Он считал, что социальная функция важнее социального института, подчёркивал объективный характер функций и считал, что функции необходимы для удовлетворения потребностей, которые должны быть удовлетворены. В связи с этим Спенсер классифицировал функции.

Поддерживающая функция – на уровне социальных систем за это отвечает производство и хозяйственная сфера  в целом, например.

Распределительная функция – символический  обмен,  коммуникация и прочее.

Регулятивная или управленческая функция  – общество само себя поддерживает при помощи государства.[4]

О социальных институтах Спенсер также очень много писал. Он считал, что соц. институты призваны обеспечивать стабильность общества как целого и создавать условия для социализации личности, превращения человека в социальное существо. Он писал, что в совокупности соц. институты образуют структуру общества и его организацию. Спенсер классифицировал соц. институты: домашние(семья, брак, воспитание), обрядовые (обряды, обычаи, привычки, церемонии, этикет, мода, народные праздники и прочее), политические (государство, полиция и т.д.), церковные (духовенство), профессиональные (профсоюзы, цехи), промышленные (заводы, фабрики).

  1. Типология общества

По Спенсеру основным движущим фактором является дифференциация, на основе этого  утверждения он типологизировал общество. «Общества могут быть распределены, прежде всего, по степени их сложности как простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности».[3]

Простое общество – несвязность  социальных реальностей.

Сложное общество – присутствует иерархическая система, дифференцированное общество с разделением труда.

Общество двойной сложности  – более развитое и стабильное правительство, право существует отдельно от религии и традиции, экономическое  разделение труда, рост научной сферы, искусства и др.

Общество тройной сложности  – правительство охраняет членов общества от угрозы нанесения вреда  его членами друг другу. Здесь  же Спенсер описывает идею отмирания  государства в будущем.

Далее Спенсер разделяет общества на военные и индустриальные, о которых уже говорилось выше.

 

 

  1. Личность/общество

По Спенсеру общество служит интересам  человека, следовательно личность первична. Чем лучше развито общество, тем больше у личности свободы и возможности к саморазвитию. Здесь же Спенсер открыл закон детерминированности общества усредненным уровнем развития его членов. Нельзя проводить резкие реформы, для начала необходимо общество подготовить.

Спенсер пишет: «свирепые свойства индивидов, вызванные самим процессом  образования обществ, перестают  быть необходимыми и исчезают, в  то время как приобретённые выгоды сохраняются как неизменное достояние, соединённое с ним зло убывает  и постепенно исчезает».[3]

  1. Социальный прогресс, социальная эволюция

Социальный прогресс у Спенсера основан на теории социальной эволюции. Спенсер считает, что все элементы Вселенной – неорганические, органические и надорганические (социальные) эволюционируют в единстве. Социология по Спенсеру призвана изучать надорганическую эволюцию.[6]

Неорганический уровень – это  тот, который не наделен жизнью вообще.

Органический – тот, который  наделен жизнью.

Надорганический – помимо жизни биологической, обладает еще и сознанием. [4]

«Эволюция есть интеграция материи, при  которой материя переходит от простой, неопределенной и несвязанной гомогенности к определенной и связанной гомогенности».[4]

Исходя из его теории прогрессивное  изменение развивается по 3 направлениям:

    • Интеграция;
    • Дифференциация;
    • Определенность.

Эволюция приводит к изменениям структуры и функций одновременно. На основе описанных выше критериев Спенсер типологизирует общество на простые, сложные, двойной и тройной сложности. В рамках классификации он делит общество на 2 типа: военные и промышленные. Также ученый считает, что наряду с прогрессом в обществе может наблюдаться регресс. Эволюция может или замедлиться, или остановиться, или даже перерасти в инволюцию – процесс возврата, скатывания к менее развитым состояниям. [4] Спенсер писал, что при переходе общества от военного к промышленному типу возможны непредвиденные негативные последствия, возможно существование латентных (скрытых) функций политической организации, которые будут выполняться наряду с основными явными функциями.

Эволюция у Спенсера происходит под воздействием всеобщих законов (эволюционных):

  • Закон линейности;
  • Закон дифференциации;
  • Закон интеграции;
  • Закон синергетики;
  • Закон распада.

Спенсер был солидарен с Дарвином в том, что выживает лучший и сильнейший. Также ученый обосновывает закон  детерминированности общества усредненным  уровнем развития его членов, т.е. изменения структурно-функционального характера назревают тогда, когда изменения происходят у членов общества на среднем уровне развития. Он считал, что за систему не ответственны отдельные личности. Социолог полагал, что общественные проблемы, их характер есть результат среднего уровня человеческого развития в данное время.

Социальный порядок в обществе – результат естественной всеобщей эволюции. [5]

Процесс социальной эволюции протекает  под воздействием различных факторов, при помощи механизмов, которые сейчас будут рассмотрены.

Спенсер считал, что социальная эволюция происходит под воздействием не одного, а группы факторов.

Первичные внешние факторы –  природная географическая среда, которая  наибольшее влияние оказывает на ранних стадиях развития общества.

Первичные внутренние факторы –  демографический (рост численности  населения оказывает влияние  на общий прогресс) и человеческий (изменение природы человека).

Вторичные внутренние факторы –  изменившаяся социализированная природа  человека; измененная под влиянием человека природная среда; влияние  самого человека. [5]

Механизмы эволюции:

  • Наследование человеком приобретённых черт;
  • Естественный отбор;
  • Экономическая конкуренция;
  • Межсистемная конкуренция (конкуренция на международном уровне и конкуренция между социальными группами и классами в форме конфликтов, которые возникают из-за боязни утери средств к существованию). [5]
  1. Основные теоретические категории.

Итак, большинство основных теоретических  концепций, разработанных Гербертом  Спенсером, было рассмотрено выше. Однако до сих пор здесь не упоминалось о взгляде учёного на институт семьи, власть, государство. В данной главе будут рассмотрены лишь теоретические аспекты, которые не были описаны выше.

Сопоставление военного и индустриального обществ

ЧЕРТЫ

ВОЕННОЕ ОБЩЕСТВО

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Доминирующая активность

Защита и завоевание территорий

Мирное производство и обмен товарвми и усугами

Интегративный (объединяющий принцип)

Напряженность, жесткие (суровые) санкции

Свободная кооперация, договоренность

Отношения между идивидами и государствами

Доминирование государства, ограничение  свободы

Государство обслуживает потребности  индивидов

Отношения между государством и  другими организациями

Монополия и доминирование государства

Автономия частных организаций

Политическая структура

Централизация, автократия

Децентрализация, демократия

Стратификация

Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество

Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество

Экономическая активность

Автаркия, протекционизм, самодостаточность

Экономическая взаимозависимость, свободная  торговля

Доминирующие ценности

Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм

Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность


[7]

Отношение к семье  Герберта Спенсера.

Прежде всего, социолог считает  семью основной ячейкой общества. Он считает, что тип семьи зависит  от типа общества. По Спенсеру семья  вредит обществу с той точки зрения, что если на общество будет распространено единство воли и мысли, как в семье, то это может привести к деспотии, тоталитаризму. Если семейные принципы благотворительного использования  благ будут распространяться на всё  общество, то это приведёт к понижению  производительности труда, и будет  противоречить законам эволюции, согласно которым выживают более  инициативные. [5]

Герберт Спенсер о  власти и государстве.

Учёный считает, что характер власти зависит от среднего уровня человеческого  развития в данное время. Спенсер выступал против политического ускорения общественного прогресса, т.е. против революционного перехода. [6] Такого рода вмешательства приводят к невозможности прогноза дальнейшего развития событий. «Социальному развитию значительно больше способствовала индивидуальная активность людей и их добровольная кооперация, чем работа под контролем правительства». [8] Социолог считает, что для стабильного прогрессивного развития общества важно следование законам индивидов, составляющих его, и, что важнее, наличие в данном обществе законов, адекватных уровню развития индивидуальной свободы человека.[6] Однако Спенсер замечает: «некомпетентный законодатель постоянно увеличивает человеческие страдания, пытаясь их уменьшить».[8] Эволюция и, следовательно, прогресс в экономических и политических институтах, их функциях по большому счёту станет возможен лишь тогда, когда качественно вырастет средний уровень человеческого потенциала.[6]

Наконец, Спенсер считает, что «политическая организация, постоянно распространяясь на все большие массы, прямо способствует благосостоянию, удаляя те препятствия для сотрудничества, которые возникают из антагонизма индивидов... Но политическая организация также имеет свои невыгоды, и вполне возможны случаи, когда эти невыгоды перевешивают выгоды... Организация предполагает известные ограничения индивидов, и эти ограничения могут достигнуть таких крайних пределов, что сделаются хуже анархии со всеми её бедствиями».[3]

Таким образом, по Спенсеру ставка должна делаться на свободу индивида, ведь тогда каждый индивид будет активно  эволюционировать. Социолог был противником  патернализма. По его мнению, патернализм  вреден, т.к. культивирует слабость тех  особей или общественных групп, которые  нежизнеспособны. Однако подобные взгляды не мешали Спенсеру быть сторонником благотворительности. Идея сохранения баланса между частной инициативой и социальной поддержкой незащищенных граждан, в основном за счет стимулирования институтов частной благотворительности, была ему близка.[4]

Герберт Спенсер об этике и эстетике

Мораль, по мнению Спенсера, является, как он говорит, апостериорной для  рода, но априорной для конкретного  индивида. [4] Учёный считает, что моральные  установки в обществе связаны  с тем или иным опытом, природными или эмпирическими причинами. Когда  же необходимость в рассматриваемом  этическом предписании пропадает, она априорно остаётся. Спенсер пишет: «прекрасно то, что в прошлом было полезно».[4]

  1. Достоинства и недостатки.

Спенсер предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая  объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов. Он сравнил  общество с человеческим организмом. Как структурные составляющие последнего — скелет, мышцы и различные  внутренние органы — функционируют  независимо, работая на выживание  всего организма в целом, так  и социальные структуры действуют  сообща, защищая общество. Таким  образом, данная структурно-функциональная парадигма упорядочивает социологические  наблюдения, выявляя разнообразные  структуры общества и изучая их функции.

Заложил фундамент формирования понятийного  аппарата социологии, внес вклад в  создание структурно-функциональной парадигмы. Разработал категории «социальные  функции», «социальная система», «социальные институты»; сформулировал факторы и 3 закона социальной эволюции, последние стали фундаментальной основой СФП.

Краткое описание биографии, вклада и ключевых категорий Э.Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм  – французский социолог, развернуто обосновавший теоретические, методические и методологические принципы структурно-функционалистской парадигмы, внесший особый вклад в институализацию социологии как науки, в превращению её в учебную дисциплину и профессию.

Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в  г. Эпинале (Франция) в семье потомственного раввина. Образование будущий ученый получил в различных учебных заведениях Франции и Германии. В 1887 году он становится преподавателем Бордоского университета, где им были предложены курсы социальной науки и морали. С 1902 г. Дюркгейм преподает в Сорбонне, где возглавляет социологическую кафедру.

Дюркгейм не избежал влияния  социалистических идей, весьма популярных в то время. Однако, по его мнению, социализм имеет не столько экономическое, сколько моральное основание. В  социализме ученый видел движение, нацеленное на моральное возрождение  общества посредством научной морали. Дюркгейм имел в виду, прежде всего, моральные принципы, выявленные и обоснованные учеными-социологами.

Информация о работе Структурно-функциональная парадигма