Структурно-функциональная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Содержание работы

Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………………….3
Герберт Спенсер……………………………………………………………………..…7
Эмиль Дюркгейм………………………………………………………………….…..13
Толкотт Парсонс……………………………………………………………………....19
Роберт Мертон……………………………………………………………………...…26
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

сфп отчет.docx

— 121.38 Кб (Скачать файл)

По мнению Парсонса, любую систему можно рассмотреть с точки зрения ее структуры и функций. «Понятие функции имеет решающее значение для понимания любых живых систем, обозначая определенные черты, во-первых, взаимодействия системы с окружение, во-вторых, внутренней дифференциации самой системы». [16]

С точки зрения функций учёный рассматривает системы через функциональную сетку AGIL, подробнее о которой написано в главе «теоретические концепции».

С точки зрения Парсонса социальные институты – это социальные системы, которые можно рассмотреть при помощи структурно-функционального анализа.

  1. Типология общества

По Парсонсу все общества проходят следующие стадии:

1) примитивную;

2) продвинутую примитивную;

3) промежуточную;

4) современную.

Примитивный тип общества (первобытнообщинное общество) характеризуется гомогенностью его систем. Основу социальных связей образуют родственные и религиозные связи. Члены общества имеют предписанные им обществом статусы роли, во многом зависящие от возраста и пола.

Продвинутое примитивное общество характеризуется разделением на примитивные подсистемы (политические, религиозные, экономические). Роль предписанных статусов ослабевает: жизнь людей во все большей мере определяется их успехом, который зависит от способностей людей и удачи.

В промежуточных обществах происходит дальнейшая дифференциация систем социального действия. Возникает необходимость их интеграции. Появляется письменность, отделяющая грамотных от всех остальных. На основе грамотности начинается накапливание информации, ее передача на расстояние, сохранение в исторической памяти народа. Идеалы и ценности людей освобождаются от религиозности.

Современное общество возникает в Древней Греции. Оно породило систему современных (европейских) обществ, которые характеризуются следующими чертами:

  • дифференциацией адаптационной, целенаправляющей, интегративной, поддерживающей подсистем;
  • базисной ролью рыночной экономики (частная собственность, массовое производство, рынок товаров, деньги и т. п.);
  • развитием римского права как главного механизма координации и контроля за социальной деятельностью;
  • социальной стратификацией общества, основанной на критерии успеха (политического, экономического, культурного).

 

  1. Личность, общество

По Парсонсу взаимоотношения личности и общества по сути дела представляют собой "социализацию" как совокупность процессов, благодаря которым личность становится членом сообщества и приобретает социальный статус. Личность является основной формой организации социального действия, и процесс социализации всегда существенен для её становления и функционирования. Итак, социализация представляет собой соединение индивидуальной мотивации с функциональными потребностями общества.

Согласно Парсонсу, важнейшая функциональная проблема взаимоотношения личности и социальной системы заключается в организации процесса социального научения на протяжении всей жизни, в развитии и поддержании мотивации личности к участию в социально значимых и подконтрольных формах социального поведения.

Человеческое действие, по Парсонсу, есть самоорганизующаяся система, специфику которой, в отличие от систем физического и биологического действия, он усматривает:

    • во-первых, в символичности, то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.д.;
    • во-вторых, в нормативности, то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, то есть в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных "определений ситуации".

 

  1. Соц. прогресс, соц. эволюция

В процессе социальной эволюции общество усложняется. Эволюцию общества и его подсистем Парсонс анализирует в контексте переменных (аффективность – аффективная нейтральность; диффузность – специфичность; Партикуляризм – универсализм; аскрипция – достижение; Ориентация на коллектив – ориентация на себя), что позволяет интегрально рассмотреть изменения, происходящие в макро подсистемах общества и изменения в характере ориентаций, осуществляемых индивидами на микро уровне. По его мнению, социальная эволюция обществ предполагает движение ко все большему увеличению в действиях индивидов выборов второго типа. Если же общество окажется не в состоянии двигаться в этом направлении, то в нем начинается стагнация.[6]

По мнению учёного, фундаментальной  чертой всех человеческих обществ является ролевой плюрализм, участие одних  и тех же людей в ряде коллективов.

  1. Основные теоретические концепции

Волюнтаристская теория социального действия

По Парсонсу в зависимости от ситуации индивид, обладая свободной волей, может осуществить конкретный выбор, как ему действовать, т.е. его теория социального действия предполагает учёт как рационального, так и иррационального компонентов в действиях людей. [6] Однако волюнтаризм не подразумевает абсолютную свободу воли. Парсонс считает, что индивиды не свободны вообще.

Действие учёный определяет как  осмысленный процесс, активность действующего индивида.

«Действие образуется структурами  и процессами, посредством которых  люди формируют осмысленные намерения  и цели и более или менее  успешно их реализуют в конкретных ситуациях». [12]

По его мнению, мельчайшей единицей действия является единичный акт, элементарное действие. Элементарное действие –  это система. Системно Парсонс далее  рассматривает все общественные институты и само общество, все явления, принадлежащие к области действия, т.к. все они представляют реальность, для которой характерно общее качество – системность.

Четыре компонента элементарного  действия, образующие систему:

1) наличие действователя или  актора – действующего организма;

2) существование цели, на достижение  которой направлено действие  актора – «предполагаемое будущее положение вещей»;

3) наличие ситуации, в которой  происходит действие (это – «внешняя  среда» действия), которую в свою  очередь можно представить в  виде двух составляющих – условия  действия, определяемые объективными  обстоятельствами и выбираемые  средства для достижения цели;

4) существование нормативной ориентации, т.е. усвоенных стандартов поведения.

Система социального  действия и её подсистемы

Действователь по Парсонсу обладает социальной природой, что проявляется в его статусах и, соответственно, адекватных им ролях. Статусы обозначают позицию индивида по отношению к другим, в то время как роли выражают «процессуальный аспект».

Роли – это своего рода относительно постоянные каналы ориентации между  социальным действователем и другими  социальными объектами.

««Нормативная ориентация» действия направляет внимание на решающую роль тех «стандартов», которые определяют желаемое направление действия в  форме целей и стандартов поведения. Эту систему нормативных стандартов, по-видимому, лучше всего рассматривать  в качестве одного из наиболее важных элементов «культуры» группы».[13]

Подсистемы действия и преимущественные функции:

  1. Социальная – интеграция
  2. Культурная – воспроизводство образца
  3. Личностная – целедостижение
  4. Поведенческий организм – адаптация

Социальная подсистема прежде всего через статусы и роли обеспечивает взаимодействие индивидов и тем самым осуществляет функцию интеграции.

Культурная подсистема выполняет  в основном «функцию сохранения и  воспроизводства образца, равно  как и творческого его преобразования».[13]

Личностная подсистема, главным  образом, выполняет функцию целедостижения. Это главный исполнитель процессов действия, который способен учесть усвоенные в процессе социализации культурные принципы и предписания. В смысле мотивации «главной целью действия является обеспечение личных потребностей или удовлетворенность личности».[13]

Поведенческий организм выступает  как адаптивная подсистема. Он определяет генетически заданные возможности  человека, на которые опираются остальные  подсистемы. «В нем содержатся условия, с которыми должно сообразовываться действие, и основные механизмы взаимодействия с физической средой, в частности  механизм получения и обработки  информации в центральной нервной  системе и механизм двигательной реакции на требования физической среды».[14]

Мотивация

«В каком-то смысле «мотивация»  – это ориентация относительно улучшения  баланса удовлетворение – неудовлетворение действующего лица».[15]

Мотивация в совокупности включает в себя три модуса ориентации:

а) когнитивная (познавательная) ориентация, которая предполагает учет расположения физических и социальных объектов, определение их специфики, в особенности  их функций в контексте цели, поставленной индивидом и т.д.;

б) катектическая (эмоциональная) ориентация проявляется в положительной или отрицательной установке по отношению к тому или иному объекту, в эмоциональной тяге к удовлетворению конкретных потребностей;

в) оценочная ориентация предполагает выбор из множества альтернатив, чтобы оптимизировать свои усилия по удовлетворению потребностей. Иными  словами, действователь не может  сразу направлять энергию на удовлетворение широкого круга потребностей. Ему  приходится делать выбор. [6]

Ценностная ориентация

Она также включает в себя три  модуса ориентации:

а) когнитивная (познавательная) ориентация опирается на нормы, усвоенные индивидом  в процессе социализации;

б) эмоциональная ориентация предполагает эмоциональную оценку значимости того или иного объекта для удовлетворения потребности на основе оценочных  стандартов;

в) моральная ориентация осуществляет синтез ранее вынесенных суждений о  способе действия. Она, по Парсонсу, является своего рода «высшим апелляционным судом», выносящим вердикт о направленности действия в контексте сложившихся моральных стандартов.[6]

Типы социальных действий

первый тип – интеллектуальное действие, которое включает в себя когнитивную мотивационную ориентацию и когнитивные ценностные стандарты;

второй тип – экспрессивное  действие, предполагающее единство катектической эмоциональной ориентации и оценочных стандартов;

третий тип – моральное действие, включающее мотивационную оценочную  ориентацию и моральные стандарты;

четвертый тип – инструментальное действие, наиболее сложное, которое  включает в себя будущие цели, детерминированные  катектической мотивационной ориентацией и оценочными стандартами, и средства достижения этих целей, детерминированные когнитивными стандартами.[6]

Типовые переменные

1. «Аффективность – аффективная нейтральность». Она выражает наше эмоциональное отношение к социальному явлению – какова эмоциональная интенсивность, проявляемая актором по отношению к социальным объектам в данной ситуации.

2. «Диффузность – специфичность». Дилемма предполагает выбор отношения к социальному объекту с позиции целостной совокупности его свойств или конкретной специфики.

3. «Партикуляризм – универсализм».  В этом случае речь идет  о выборе в процессе взаимодействия  общих или партикулярных стандартов. Партикуляризм, в частности, предполагает  выбор в пользу лояльности  по отношению к членам своей  группы, но не к «чужим». 

4. «Аскрипция – достижение». Проблема здесь в том, какой сделать выбор в плане оценки исполняемых индивидами социальных ролей – на основе заданных от природы и общества качеств или на основе их достижений.

5. «Ориентация на коллектив –  ориентация на себя». Эта дилемма  вводится социологом для выяснения  того, что для индивида важнее: цели социальной группы или  личные цели. [6]

Согласно Парсонсу, выборы в пользу первых составляющих дилемм – аффективности, диффузности, партикуляризма, аскрипции, ориентации на коллектив – характерны для традиционных обществ, в то время как выборы в пользу противоположных составляющих – аффективная нейтральность, специфичность, универсализм, достижение, ориентация на себя – свойственны исторически более высоким современным обществам.[6]

Информация о работе Структурно-функциональная парадигма