Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:45, реферат
Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.
Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………………….3
Герберт Спенсер……………………………………………………………………..…7
Эмиль Дюркгейм………………………………………………………………….…..13
Толкотт Парсонс……………………………………………………………………....19
Роберт Мертон……………………………………………………………………...…26
Библиографический список…………………………………………
Дюркгейм был очень
Э. Дюркгейм считается классиком социологии. Его произведения стали всемирно известными. Они издавались в России, в европейских странах и в Америке, но влияние их оказалось разным. В нашей стране многие из его работ были изданы до революций 1917 года. Теоретические конструкции целого ряда российских социологов того времени – Л. Мечникова, Л. Петражицкого, Н. Михайловского, М. Ковалевского и др. – строились на основных положениях социологии Э. Дюркгейма. Однако его своеобразные идеи социализма, либерализма, эволюционного развития, решающей роли общественного разделения труда в прогрессе общества в нашей стране не были востребованы. Политические теории, согласно которым можно скачком обрести счастье и свободы взяли верх, и на долгое время труды Дюркгейма были забыты и находились в спецхранах. Лишь в 90-е годы они в новых редакциях и переводах стали доступны массовому читателю.
В Америке, напротив, наряду с теорией
и методологией структурного функционализма
были востребованы и идеи либерализма.
По существу на плечах Дюркгейма стоит
современный структурный
Дюркгейм умер 15 ноября 1917 года.[6]
Дюркгейм внёс огромный вклад в мировую социологию. Он определили предмет, объект, метод и методологию социологии. Он заложил основы структурно функциональной парадигмы, рассматривая общество как особую реальность, обладающую структурой и функциями организма. И по сей день считаются актуальными теоретико-методологические подходы учёного к изучению процессов дезорганизации, аномии, суицида. Благодаря социологу в научный аппарат вошли понятия общественного разделения труда, социальной солидарности, аномии, самоубийства, коллективного сознания, социального факта, основные правила социологического исследования. Дюркгейм создал французскую социологическую школу.
Ключевые понятия: социальный факт, общество-особая социальная реальность, метод социологии – социальное изучать социальным, методология исследования, социальный реализм, социологизм, профессиональная этика социолога, социальная солидарность механическая и органическая, разделение общественного труда, коллективные представления, социальный прогресс, типы общества, социальная аномия, самоубийство, патологические социальные факты, религия как социальный институт. [5]
Методология Дюркгейма основана на социологизме и социальном реализме.
Социальный реализм
Методологический социологизм исходит из положений:
Ещё один методологический принцип Дюркгейма – холизм, т.е. рассмотрение общества как целостности. Дюркгейм пишет: «целое есть нечто большее, чем сумма образующих его частей»
Дюркгейм считал, что в социологии
должны применяться объективные
методы, аналогичные
Ключевым методологическим принципом изучения общества является социальная солидарность. [5]
Огромная заслуга Дюркгейма
состоит в том, что он разработал
социологический метод
Метод социологии – это научный подход к пониманию социальных явлений, основанный на применении трёх типов анализа:
Также Дюркгейм сформулировал правила социологического метода:
Эмилем Дюркгеймом была создана профессиональная этика социолога. Качества истинного социолога: интеллектуальная научная честность; беспристрастность, критическое отношение к любой идеологии; свобода от предрассудков.
Математические методы:
Говоря о предназначении социологии, Дюркгейм отмечал, что «наука может помочь нам отыскать направление, в котором мы должны ориентировать наше поведение, определить идеал».[10]
Объектом изучения социологии по Дюркгейму является общество как особая социальная реальность.
Предмет – социальные факты (образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее принудительное воздействие и имеющие объективное существование).
Основное назначение социологии Дюркгейм видит в улучшении обществ. Он считает, что социология должна указать на научное решение социальных проблем.
Задачи социологии вытекают из трёх структурных частей социологии как науки:
1 – социальная морфология –
призвана изучать структуру
2 – социальная физиология – изучает социальные институты общества;
3 – общая социология – изучение
общих законов развития
Характеристика общества Дюркгейма
исключала все, что не относилось
к социальности: материальные духовные
условия жизни, национальную аксиологию,
психологические и
В понимании Дюркгейма общество – коллективная организованная жизнь:
- система социальных институтов
и организаций, создающих
- совокупность идей, верований и чувств, объективированных в социальных институтах;
- коллективное сознание, реализованное в социальных институтах. [5]
Социальную реальность составляют коллективные представления, функцией которых является поддерживать связи между членами данной группы, обеспечивая единство их образа мыслей и действий. [4]
Дюркгейм развивает понятие «социальная функция». Он изучает социальные факты с точки зрения их функций, которые они должны выполнять по отношению к обществу в целом, для воспроизводства и поддержания порядка и солидарности. По его мнению, функция социального факта может быть только социальной. Например, функция разделения труда – социальная солидарность. [5]
Из ассоциаций, скомбинированных определенным образом, проистекает социальная жизнь.
Ассоциации – различные социаль
Типологизирует общество Дюркгейм по принципу солидарности. Он разделяет общества с механической солидарностью и органической солидарностью. О них более подробно будет описано ниже.
Дюркгейм отмечал, что сущность человека определяется обществом, в котором он находится. Социолог не поддерживал стремление людей к индивидуальной свободе. Учёный считал, что человек эгоистичен. По его мнению, эгоизм способен нанести вред обществу. Главную проблему общества Эмиль Дюркгейм видел в моральном аспекте. Он считал, что мораль есть лишь там, где общественные интересы стоят превыше индивидуальных интересов.
Отношения между индивидом и обществом Дюркгейм рассматривает через несколько постулатов: исторически общество возникло как коллективный организм; сущность индивида можно понять только исходя из общества, к которому он принадлежит; общество как социальная реальность первично, а личность как индивидуальная реальность вторична. [5] Общество, социальный факт, оказывает на индивида принудительное воздействие. В обществе важно достижение консенсуса. Консенсус же, по Дюркгейму, обретается благодаря солидарности, моральной ответственности, коллективному сознанию и профессиональной корпорации.[5]
По мнению социолога, разделение труда
«составляет необходимое
Механическая солидарность присуща слабо развитым обществам, имеет характерные особенности:
Здесь люди связаны друг с другом
подобно «социальным молекулам»
Органическая – полная противоположность механической солидарности.
Социальный порядок в
Также социолог пишет о репрессивном праве (карательное право, основанное на принципах возмездия, отмщения), присущем механической солидарности, и реститутивном праве (право применение должно ограничиваться изоляцией преступника с целью минимизировать его опасность для общества), присущем органической солидарности.
У Дюркгейма источником социального
прогресса является разделение труда.
Критерием здесь выступает
Дюркгейм признаёт «внутреннюю социальную среду двигателем социальной эволюции».[11]
Социальный факт
«Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространённый на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время своё собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений».[9]
По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода:
1) материального характера:
– само общество;
– его социальные структуры (государство, религия, право);
– морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации и т.д.;