Структурно-функциональная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Содержание работы

Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………………….3
Герберт Спенсер……………………………………………………………………..…7
Эмиль Дюркгейм………………………………………………………………….…..13
Толкотт Парсонс……………………………………………………………………....19
Роберт Мертон……………………………………………………………………...…26
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

сфп отчет.docx

— 121.38 Кб (Скачать файл)

Дюркгейм был очень плодотворен. Среди его работ: «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Самоубийство. Социологический этюд», «Социология образования», «Ценностные  и “реальные” суждения», «Материалистическое  понимание истории», «Представления индивидуальные и коллективные», «Педагогика  и социология», «Социология и  социальные науки» и др.

Э. Дюркгейм считается классиком  социологии. Его произведения стали  всемирно известными. Они издавались в России, в европейских странах  и в Америке, но влияние их оказалось  разным. В нашей стране многие из его работ были изданы до революций 1917 года. Теоретические конструкции  целого ряда российских социологов того времени – Л. Мечникова, Л. Петражицкого, Н. Михайловского, М. Ковалевского и др. – строились на основных положениях социологии Э. Дюркгейма. Однако его своеобразные идеи социализма, либерализма, эволюционного развития, решающей роли общественного разделения труда в прогрессе общества в нашей стране не были востребованы. Политические теории, согласно которым можно скачком обрести счастье и свободы взяли верх, и на долгое время труды Дюркгейма были забыты и находились в спецхранах. Лишь в 90-е годы они в новых редакциях и переводах стали доступны массовому читателю.

В Америке, напротив, наряду с теорией  и методологией структурного функционализма были востребованы и идеи либерализма. По существу на плечах Дюркгейма стоит  современный структурный функционализм  Т. Парсонса и Р. Мертона. Практически все исследования современных социологов, посвященные проблемам социального согласия, порядка, основываются на дюркгеймовских традициях.

Дюркгейм умер 15 ноября 1917 года.[6]

Дюркгейм внёс огромный вклад в мировую социологию. Он определили предмет, объект, метод и методологию социологии. Он заложил основы структурно функциональной парадигмы, рассматривая общество как особую реальность, обладающую структурой и функциями организма. И по сей день считаются актуальными теоретико-методологические подходы учёного к изучению процессов дезорганизации, аномии, суицида. Благодаря социологу в научный аппарат вошли понятия общественного разделения труда, социальной солидарности, аномии, самоубийства, коллективного сознания, социального факта, основные правила социологического исследования. Дюркгейм создал французскую социологическую школу.

Ключевые понятия: социальный факт, общество-особая социальная реальность, метод социологии – социальное изучать социальным, методология исследования, социальный реализм, социологизм, профессиональная этика социолога, социальная солидарность механическая и органическая, разделение общественного труда, коллективные представления, социальный прогресс, типы общества, социальная аномия, самоубийство, патологические социальные факты, религия как социальный институт. [5]

  1. Методологические подходы и методы соц. анализа и исследования в сфп.

Методология Дюркгейма основана на социологизме и социальном реализме.

Социальный реализм подразумевает, что общество, хотя и возникает  как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая, автономна по отношению  к другим видам реальности, развивается  по своим собственным законам, имеет  место примат структур и функций  общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, т.е. индивидуальная реальность считается  вторичной. [6]

Методологический социологизм  исходит из положений:

  • Общество – первично, индивид – вторичен;
  • Общество – социальный факт, оказывает давление на индивида. [5]

Ещё один методологический принцип Дюркгейма – холизм, т.е. рассмотрение общества как целостности. Дюркгейм пишет: «целое есть нечто большее, чем сумма образующих его частей»

Дюркгейм считал, что в социологии должны применяться объективные  методы, аналогичные естественнонаучным. При помощи объективных методов  Дюркгейм рассматривал материальные и  нематериальные факты. Дюркгейм пишет: «мы пришли, таким образом, к следующему правилу: определяющую причину данного социального факта следует искать среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания».[9] Учёный полагает, что социальное необходимо объяснять социальным.

Ключевым методологическим принципом  изучения общества является социальная солидарность. [5]

Огромная заслуга Дюркгейма  состоит в том, что он разработал социологический метод исследования.

Метод социологии – это научный  подход к пониманию социальных явлений, основанный на применении трёх типов  анализа:

  • Причинно-следственном;
  • Функциональном;
  • Сравнительно-историческом анализе.

Также Дюркгейм сформулировал правила социологического метода:

  1. Социальные факты следует рассматривать объективно, как вещи;
  2. Анализ социального явления должен осуществляться на научной основе;
  3. Необходимо использовать причинно-следственный анализ;
  4. Социальные факты описывать и объяснять только социальными фактами, причины социального искать в социальном;
  5. Выявлять функции социального явления и определять их полезность, задачи, влияние.

Эмилем Дюркгеймом была создана  профессиональная этика социолога. Качества истинного социолога: интеллектуальная научная честность; беспристрастность, критическое отношение к любой  идеологии; свобода от предрассудков.

Математические методы:

  1. Корреляционный анализ;
  2. Статистический анализ.

 

  1. Объект, предмет, понятие социальности, исследовательский вопрос и задачи социологии в рамках сфп.

Говоря о предназначении социологии, Дюркгейм отмечал, что «наука может  помочь нам отыскать направление, в  котором мы должны ориентировать  наше поведение, определить идеал».[10]

Объектом изучения социологии по Дюркгейму является общество как особая социальная реальность.

Предмет – социальные факты (образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее принудительное воздействие и имеющие объективное существование).

Основное  назначение социологии Дюркгейм видит в улучшении обществ. Он считает, что социология должна указать  на научное решение социальных проблем.

Задачи социологии вытекают из трёх структурных частей социологии как науки:

1 – социальная морфология –  призвана изучать структуру общества  и материальные формы его жизни;

2 – социальная физиология –  изучает социальные институты  общества;

3 – общая социология – изучение  общих законов развития общества.[5]

Характеристика общества Дюркгейма  исключала все, что не относилось к социальности: материальные духовные условия жизни, национальную аксиологию, психологические и биологические  особенности и др. Общество интерпретировалось как система «коллективных представлении», составляющих оппозицию индивидуальным ценностям и взглядам, которым  отводилась второстепенная или, в лучшем случае, производная от «коллективных» роль.

  1. Общество, его структура, функции, социальные институты

В понимании Дюркгейма общество – коллективная организованная жизнь:

- система социальных институтов  и организаций, создающих целостную  социальную реальность;

- совокупность идей, верований  и чувств, объективированных в  социальных институтах;

- коллективное сознание, реализованное  в социальных институтах. [5]

Социальную реальность составляют коллективные представления, функцией которых является поддерживать связи  между членами данной группы, обеспечивая  единство их образа мыслей и действий. [4]

Дюркгейм развивает понятие  «социальная функция». Он изучает социальные факты с точки зрения их функций, которые они должны выполнять по отношению к обществу в целом, для воспроизводства и поддержания порядка и солидарности. По его мнению, функция социального факта может быть только социальной. Например, функция разделения труда – социальная солидарность. [5]

Из ассоциаций, скомбинированных определенным образом, проистекает социальная жизнь.

Ассоциации – различные социальные институты и организации. Механизмом их формирования является разделение труда. [5]

  1. Типология общества

Типологизирует общество Дюркгейм по принципу солидарности. Он разделяет общества с механической солидарностью и органической солидарностью. О них более подробно будет описано ниже.

  1. Личность, общество

Дюркгейм отмечал, что сущность человека определяется обществом, в  котором он находится. Социолог не поддерживал  стремление людей к индивидуальной свободе. Учёный считал, что человек  эгоистичен. По его мнению, эгоизм способен нанести вред обществу. Главную проблему общества Эмиль Дюркгейм видел в  моральном аспекте. Он считал, что мораль есть лишь там, где общественные интересы стоят превыше индивидуальных интересов.

Отношения между индивидом и  обществом Дюркгейм рассматривает  через несколько постулатов: исторически  общество возникло как коллективный организм; сущность индивида можно  понять только исходя из общества, к  которому он принадлежит; общество как  социальная реальность первично, а  личность как индивидуальная реальность вторична. [5] Общество, социальный факт, оказывает на индивида принудительное воздействие. В обществе важно достижение консенсуса. Консенсус же, по Дюркгейму, обретается благодаря солидарности, моральной ответственности, коллективному сознанию и профессиональной корпорации.[5]

По мнению социолога, разделение труда  «составляет необходимое условие  материального и интеллектуального  развития обществ, источник цивилизации».[10] Солидарность бывает органическая и механическая.

Механическая солидарность присуща  слабо развитым обществам, имеет  характерные особенности:

  • Сильное давление группы;
  • Строгие законы;
  • Низкий уровень разделения труда;
  • Социальные структуры слабо дифференцированы;
  • Наличествует общая для всех мораль, ценности и нормы;
  • Одинаковость отношений индивидов к обществу, существующим структурам;
  • Сходство по индивидуальному сознанию;
  • Суровые наказания.

Здесь люди связаны друг с другом подобно «социальным молекулам», не имеющим возможности для «собственных движений», потому вид солидарности и называется механическим. [6]

Органическая – полная противоположность  механической солидарности.

Социальный порядок в органической солидарности обеспечивается, благодаря:

  • Разделению труда;
  • Дифференциации ролевых функций;
  • Безличной функциональной зависимости;
  • Потребности человека в социальном порядке;
  • Деятельности социальных институтов (религия, мораль и т.д.);
  • Коллективному сознанию.

Также социолог пишет о репрессивном праве (карательное право, основанное на принципах возмездия, отмщения), присущем механической солидарности, и реститутивном праве (право применение должно ограничиваться изоляцией преступника с целью минимизировать его опасность для общества), присущем органической солидарности.

  1. Социальный прогресс, социальная эволюция

У Дюркгейма источником социального  прогресса является разделение труда. Критерием здесь выступает степень  солидарности общества. Движущие силы социального прогресса находятся  внутри общества. Отсюда выходит, что чем выше уровень разделения труда, тем лучше прогрессирует общество. Как уже писалось, разделению труда способствуют демографические процессы увеличения количества населения, плотности. Подробнее данные высказывания описаны ниже.

Дюркгейм признаёт «внутреннюю  социальную среду двигателем социальной эволюции».[11]

  1. Основные теоретические концепции

Социальный факт

«Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или  нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространённый на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время своё собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений».[9]

По Дюркгейму, социальные факты  могут быть двоякого рода:

1) материального характера: 

– само общество;

– его социальные структуры (государство, религия, право);

– морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации и т.д.;

Информация о работе Структурно-функциональная парадигма