Структурно-функциональная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Содержание работы

Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………………….3
Герберт Спенсер……………………………………………………………………..…7
Эмиль Дюркгейм………………………………………………………………….…..13
Толкотт Парсонс……………………………………………………………………....19
Роберт Мертон……………………………………………………………………...…26
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

сфп отчет.docx

— 121.38 Кб (Скачать файл)

Функциональная сетка AGIL

Парсонс считал, что любая система, чтобы быть жизненной и эффективной  должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

1. Адаптация (adaptation) предполагает приспособление системы к её внешней среде.

2. Целедостижение (gоа1 attainment) означает, что система должна вырабатывать цели и достигать их.

3. Интеграция (integration) предполагает способность системы осуществлять внутреннюю регуляцию и координацию элементов системы действия.

4. Латентность (latenсу) в живых организмах, по существу, выполняет функцию генетического кода, обеспечивая скрытое поддержание и воспроизводство общезначимого действия. Если имеется в виду социальная система, то латентность предполагает наличие общезначимого символа, который осуществляет «поддержание культурного образца» (связанного главным образом с языком), а также мотивацию акторов к его сохранению. [6]

Об обществе

Социальная подсистема системы  действия Парсонсом рассматривается как самостоятельная система. Её структура анализируется социологом также через призму четырех независимых переменных.

Ценности занимают ведущее место  в социальной системе и выполняют  функцию сохранения и воспроизводства  образца.

Нормы выполняют интеграционную функцию.

Коллективы выполняю целедостиженческую функцию.

Роли индивидов играют прежде всего адаптивную функцию. [16]

Социетальное сообщество – это, по Т. Парсонсу – коллективы с определенными нормами (государственные органы, правовые институты, другие общественные инстанции), регулирующие поведение индивидов, обеспечивающие их лояльность по отношению к обществу в целом. В системе норм, которые управляют лояльностями, права и обязанности различных коллективов должны быть согласованы не только между собой, но и с легитимными основаниями порядка в целом.[16] Функция интеграции способствует координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Через правовые нормы упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Когда же конфликт все же возникает, его, как правило, удается уладить через правовую систему, избегая дезинтеграции других подсистем и общества в целом.

Под фидуциарной  подсистемой имеются в виду институты, занимающиеся генерализацией ценностей (семья, учебные заведения). Их главная  функция – воспроизводство и  поддержание существующих в обществе культурных образцов.

Политическая  подсистема мобилизует коллективы и  ресурсы для достижения определенных общественных целей. Функция целедостижения выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направляется социальная активность.

Экономическая подсистема создает  условия для регулирования трудовых ресурсов, их включение в производство. Прежде всего, через роли, выполняемые  индивидами в экономической жизни, осуществляется функция адаптации. Для эффективного функционирования общества в целом особое значение имеет решение проблемы по обеспечению  людей необходимым уровнем материальных благ.

Парсонс считал, что общество всегда стремится к равновесию. Однако ни одно общество не находится в состоянии  идеального равновесия. У общества есть некая общая цель – равновесие. Как в любом социальном институте, так и в обществе имеются комбинации ролей. Между нормами и ролями имеет место процесс взаимопроникновения: нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что в итоге создаёт основу для консенсуса и социального порядка. [6]

  1. Достоинства и недостатки сфп

Как писал в своей автобиографии  сам Парсонс, он стремился создать  теорию, которая была бы всеобъемлющей. Именно такую теорию он и создал. При помощи его теории можно структурно и функционально рассмотреть любую систему. Однако её главный недостаток состоит в том, что подкрепить её практически невозможно практическим путём. Парсонс считал, что все системы функциональны, а следовательно и позитивны, но это не совсем так. Подробнее данный вопрос рассматривал в своих работах Мертон, который само понятие функции рассматривал с различных позиций, о чём будет подробнее описано ниже.

Теория социального действия Парсонса до сих пор используется многими современными социологами для обоснования социальных фактов. По сути Парсонс усовершенствовал теорию Дюркгейма, придав значение понятию воли в структуре социального действия. Подход к рассмотрению социального действия социолога позволяет чётко оценить и с разных сторон провести анализ, в чём и состоит его главный плюс.

Сам Парсонс оценивал свои теории так: «следует иметь в виду, что  нами представлена общая и абстрактная  схема... она не исчерпывает всего  разнообразия человеческого существования. Однако она может помочь его анализу  организации нашего знания о нем».[12]

Краткое описание биографии, вклада и ключевых категорий Р.Мертона

 Роберт Кинг Мертон родился 5 июля 1910 года в Филадельфии. Образование получил в Темпльском и Гарвардском университетах. Там же в Гарварде защитил докторскую диссертацию и начал преподавательскую деятельность.

В научной  автобиографии Мертон отмечает, что  на его взгляды оказали большое  влияние П. Сорокин, ориентировавший  на изучение европейской социологической  мысли, прежде всего, трудов М. Вебера и  Э. Дюркгейма, Т. Парсонс, Дж. Сартон и особенно П.Ф. Лазарсфельд, разрабатывавший проблематику методологии применения социальных и эмпирических наук в социологических исследованиях. С последним Мертон сотрудничал более тридцати лет в осуществлении различных исследовательских проектов, основав знаменитое Бюро прикладных социологических исследований.

Р. Мертон на основе европейских социологических  традиций и, взяв многое от П. Сорокина и Т. Парсонса, создал свою оригинальную парадигму структурного функционализма, ориентированную на стандарты эмпирических исследований и с помощью методологического инструментария которой обосновал конкретные теории – социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма была ориентирована на теории среднего уровня и, по существу противостояла парсоновской стратегии построения «всеохватывающей теории».

Особую известность Мертону  принес фундаментальный труд «Социальная  теория и социальная структура». В  нем социолог сосредоточился на изучении проблем аномии и дезорганизации общества, впервые введя понятия  явных и латентных функций, а  также дисфункций.

В 1957 году Мертон избирался президентом  Американской социологической ассоциации. Среди известных работ ученого: «О теоретической социологии», «Социальная  амбивалентность и другие очерки», «Качественные и количественные социальные исследования» (Мертон являлся  главным редактором этой книги, посвященной  творчеству П.Ф. Лазарсфельда), «Социологические традиции от поколения к поколению».

На  протяжении всей жизни Мертона особенно волновало то, как люди совершают  великие открытия. Интерес к этой проблеме обострился, с тех пор  как его родной сын стал лауреатом  Нобелевской премии по экономике (долгов время он занимался исключительно  математикой и лишь в зрелые годы с большим трудом получил экономическое  образование). Теме новаторских открытий посвящены такие работы, как: «Социология  науки», «Наука, технология и общество в Англии семнадцатого века», «На  плечах гигантов», «Наука и социальный порядок».

Мертон с особой теплотой относится  к российским социологам. Не имея ныне возможности по состоянию здоровья приехать в Россию, он дает консультации, направляет тексты своих выступлений  на конференции.

Вклад.Создал теорию среднего уровня, при помощи которой смог связать теорию структурно-функциональной парадигмы с эмпирикой, тем самым усовершенствовав направление. Выделил типы функций. Изучал аномию общества и выделил несколько путей адаптации индивидов к ней.

Ключевые категории: теория среднего уровня, постулат функционального единства общества, постулат универсальности функционализма, единства общества, функциональность, нефункциональность, дисфункциональность, постулат необходимости, функциональные универсалии, функциональные эквиваленты, функциональные альтернативы, основная теорема функционального анализа, социологическая амбивалентность, явные функции, латентные функции, аномия, одиннадцать заповедей функционализма, конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.

  1. Методологические подходы и методы соц. анализа и исследования в сфп

Р.Мертону принадлежит заслуга разработки методологического инструментария для теории среднего уровня. По сути, социолог смог связать здесь теорию и эмпирику, определил гибкую связь между эмпирическими и теоретическими уровнями исследования. При помощи теории среднего уровня Мертон рассматривал определенные группы фактов, присущие определенной сфере, тем самым открывая возможность более качественного исследования.

Также Мертон сформулировал теорему  функционального анализа. Его стратегия  функционального анализа рассматривала  функции социального факта с  точки зрения функциональности, дисфункциональности и нефункциональности, явности и латентности, о чём подробнее будет описано ниже.

В книге «качественные и количественные социальные исследования» Мертон рассматривает  способы сбора информации социального  характера. В работе учёный рассматривает  такие количественные методы как  формализованный опрос, формализованное  наблюдение, эксперимент, контент-анализ текстов.

К качественным методам Мертон относит  включенное наблюдение, неформализованные  интервью, фокус-группы.

 

  1. Объект, предмет, понятие социальности, исследовательский вопрос и задачи социологии в рамках сфп

Об объекте Мертон пишет в  первой заповеди функционализма: «Объектом анализа является «стандартизированное (т.е. типизированное, повторяющееся) явление, такое, как социальные роли, институциональные типы, социальные процессы, культурные стандарты…»[17]

Становится понятным и предмет  изучения из шестой заповеди функционализма: выявление механизмов, через которые выполняются функции.

Главной задачей Мертон видит «понять, каким образом социальная структура  побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниями  поведению».[18]

Также Мертон видит задачей социолога  «ясное объяснение логически взаимосвязанных  и эмпирически подтвержденных предположений  о структуре общества и его  изменениях, поведении человека в  рамках этой структуры и последствиях этого поведения». Целью является выяснение того, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур  влияют на поведение человека и его  судьбу». [6]

Социальность общества Мертон рассматривал, как стремление адаптироваться к  социальным изменениям, происходящим внутри него, обрести равновесие или  порядок. В связи с этим учёный выделил типологию способов адаптироваться, о которых подробнее описано ниже.

  1. Общество, его структура, функции, социальные институты

Стремясь объяснить общество, Мертон раскритиковал три основных постулата  функционального анализа. Социальные институты социолог рассматривал как структуры, обладающие различными функциями функциями.

Структуру общества. Мертон считал, что  индивиды в обществе постоянно выполняют  функцию адаптации, бесконечно стремясь к равновесной системе. При этом они следуют одной из форм приспособления: конформности, инновации, ритуализму, ретритизму или мятежу.

Также учёный дал определение самой  функции: жизненные или органические процессы, рассматриваемые с точки  зрения того, какой вклад они вносят в сохранение организма.

«Постулат функционального единства общества». Из него следует, что любая  часть социальной системы функциональна  для всей системы, благодаря чему обеспечивается высокая степень  интеграции всего общества. По оценке Мертона, это может в основном быть справедливым в отношении традиционных социальных систем, особенно ранних, дописьменных обществ. Однако социолог высказал сомнение в правомерности распространения  постулата о «функциональном  единстве» на сложные, сильно дифференцированные современные общества. В качестве аргумента он приводит пример религиозного плюрализма. В обществе, в котором  существуют разнообразные верования, религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять. [6] «Степень интеграции является эмпирической переменной, изменяющейся во времени в одном и том же обществе и являющейся различной в разных обществах, – пишет он. – То, что все человеческие общества должны иметь некоторую степень интеграции, есть вопрос определения и постулируется нами в качестве истинного положения. Но не все они имеют ту высокую степень интеграции, при которой каждая культурно-стандартизированная деятельность или убеждение являются функциональными для людей, живущих в нем».[17]

Согласно  «постулату универсальности функционализма», все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные функции. Этот постулат предполагает, по существу, «полезность» любой социальной практики. По мнению Мертона, данное утверждение  является не только упрощенным, но может  быть и неправильным. При функциональном анализе, считает он, следует исходить из посылки, что часть общества может  быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна.[6] Поэтому Мертон предлагает заменить постулат универсальности функционализма на критерий, согласно которому существующие культурные формы обладают целым набором функциональных последствий. «Вопрос о том, являются ли последствия того или иного культурного явления функциональными, решается не априорно, а в процессе исследования».[17]

Информация о работе Структурно-функциональная парадигма