Структурно-функциональная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Содержание работы

Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………………….3
Герберт Спенсер……………………………………………………………………..…7
Эмиль Дюркгейм………………………………………………………………….…..13
Толкотт Парсонс……………………………………………………………………....19
Роберт Мертон……………………………………………………………………...…26
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

сфп отчет.docx

— 121.38 Кб (Скачать файл)

«Постулат необходимости». Его суть заключается  в том, что в обществе есть «универсалии»  – социальные или культурные явления, которые являются атрибутами, незаменимыми компонентами для существования  общества в целом. Мертон подверг  критике положение о существовании  необходимых «универсалий», не без  оснований указав на то, о чем  собственно идет речь: о существовании  функциональных универсалий (условий  выживания, сохранения социального  порядка) или же о незаменимости  отдельных структур общества. С первым положением Мертон соглашается, как  и Парсонс, он считает, что любая  система чтобы существовать должна удовлетворять необходимые (обязательные) функции. Однако категорически отрицает второе. По его мнению, нет убедительных доказательств, какие из структур (назывались такие институты, как семья или религия и др.), являются атрибутами всех человеческих обществ. Для замены постулата необходимости социолог предлагает концепцию «функциональных эквивалентов» или «функциональных альтернатив». [6]

  1. Типология общества

В своей научной работе Мертон не выделил типов обществ, а придерживался  типологии, разработанной учёными  социологами ранее.

  1. Личность, общество

По Мертону общество и его  стабильность имеют высшее значение. В обществе постоянно происходят конфликты, требующие их урегулирования. Общество изменчиво, личности же в нём стремятся к солидарности, стремятся уйти от аномии. Исходя из этих положений, учёный выделяет типы поведения индивидов, стремящихся адаптироваться.

Социолог считает, что такие  элементы социальной структуры как  культурные цели и институализированные средства влияют на поведение личности в обществе. Таким образом, учёный выделяет формы приспособления индивидов в условиях меняющегося состояния общества: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.

Также Мертон выделил наличие у  личности социальной амбивалентности, способности, например, выполнять позитивную функцию, но играть дисфункциональную роль или наоборот.

  1. Социальный прогресс, социальная эволюция

Изучая социальный прогресс Мертон описывает идею сдерживающего или вспомогательного влияния, которое социальная структура оказывает на реальные социальные явления (поведение, убеждения, отношения, мотивации и т.д.). Концепция «структурного контекста» и особенно «структурного сдерживания», как ограничивающая эффективное поле деятельности, появляется в ранней «Парадигме для функционального анализа»: «Я убежден, что структура сдерживает индивидов, помещенных в нее для развития культурных потребностей, моделей социального поведения и психологических склонностей. В другой работе он писал: «Поведение есть не просто результат индивидуальных особенностей, но продукт интеракции последних и смоделированных ситуаций, в которых оказывается индивид. Именно эти социальные контексты и оказывают значительное влияние на степень действительной реализации способностей индивида». Но структурный контекст оказывает не только негативное, но и позитивное влияние, облегчая, воодушевляя, стимулируя определенные выборы действующих лиц и сил: «Социальная структура отфильтровывает культурные ценности, делая поведение в соответствии с ними возможным для обладателей социальных статусов в рамках этого общества и трудным или невозможным для других... Социальная структура является барьером или, наоборот, открытой дверью для поведения согласно культурным мандатам».

  1. Основные теоретические концепции

Идея социальной структуры

Идея Мертона о социальной структуре, находящаяся в центре его функциональных исследований, включает четыре определяющих критерия.

Сфокусированность на отношениях, связывающих различные компоненты общества, прослеживается уже в раннем определении социальной структуры, сформулированном задолго до структурной революции или структурного уклона в современной науке: «Под социальной структурой следует понимать организованный контекст социальных отношений, в которые вовлечены члены общества или группы».

Акцент на «смоделированный», регулярный, повторяющийся характер отношений является одним из центральных тезисов, красной нитью пронизывающих работы Мертона; термин «смоделированный» — одно из излюбленных его определений.

Третий составной критерий социальной структуры — концепция глубокого, скрытого, базового уровня (соответствующая  концепция латентных функций  в функциональном анализе).

Четвертый критерий - идея сдерживающего  или вспомогательного влияния, которое  социальная структура оказывает  на реальные социальные явления (поведение, убеждения, отношения, мотивации и  т.д.). Концепция «структурного контекста» и особенно «структурного сдерживания», как ограничивающая эффективное  поле деятельности, появляется в ранней «Парадигме для функционального  анализа»: «Я убежден, что структура  сдерживает индивидов, помещенных в  нее для развития культурных потребностей, моделей социального поведения  и психологических склонностей. В другой работе он писал: «Поведение есть не просто результат индивидуальных особенностей, но продукт интеракции последних и смоделированных  ситуаций, в которых оказывается  индивид. Именно эти социальные контексты  и оказывают значительное влияние  на степень действительной реализации способностей индивида». Но структурный  контекст оказывает не только негативное, но и позитивное влияние, облегчая, воодушевляя, стимулируя определенные выборы действующих лиц и сил: «Социальная структура отфильтровывает  культурные ценности, делая поведение  в соответствии с ними возможным  для обладателей социальных статусов в рамках этого общества и трудным  или невозможным для других... Социальная структура является барьером или, наоборот, открытой дверью для поведения согласно культурным мандатам». [19]

Теория среднего уровня

Р. Мертону принадлежит заслуга  разработка методологического инструментария для теории среднего уровня. Его  суть состоит в том, чтобы обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования. В отличие от парсоновской всеобъемлющей теоретической системы, его теория пригодна для анализа определенной, конкретной группы фактов, характерных для отдельных сфер общественной жизни.

Функциональный анализ

Р. Мертон сформулировал основную теорему функционального анализа, которая гласит: «Точно так же как  одно и то же явление может иметь  многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному  выполняться различными явлениями».[17]

Из неё прежде всего следует:

– может существовать ряд структур, которые способны выполнять  ту или иную функцию;

– социолог должен иметь в виду наличие функциональных альтернатив или функциональных заменителей;

– необходимо учесть требование спецификации той  социальной единицы (системы или  её части), которая обслуживается  конкретной социальной функцией.

Для раскрытия  смысла стратегия функционального  анализа Мертону потребовалось  ввести ряд понятий. Социолог, в частности, различает понятия «функции», «дисфункции» и «нефункциональность».

«Функции –  это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации  или приспособлению данной системы.

Дисфункции  – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы».[17] Дусфункция указывает на наличие напряжения на структурном уровне.

Нефункциональность – это наблюдаемые эмпирически те последствия, которые безразличны для рассматриваемой системы.[17]

«Явные функции – это те объективные  последствия, которые вносят свой вклад  в регулирование и приспособление системы и которые входили  и осознавались участниками системы.

Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые  не входили в намерения и не были осознаны.[17]

Одиннадцать заповедей  функционализма

  1. Первая заповедь. Объектом анализа является «стандартизированное (т.е. типизированное, повторяющееся) явление, такое, как социальные роли, институциональные типы, социальные процессы, культурные стандарты…»[17]
  2. Вторая заповедь. Функциональный анализ может быть направлен на мотивы деятельности индивидов.
  3. Третья заповедь. Объективные последствия составляют главное содержание функции или дисфункции. При этом исследователям необходимо учитывать, как множественность последствий, так и чистый балансовый итог совокупности последствий. Соответственно, осуществлять разграничение объективных функций и субъективных мотивов, выявляя явные и латентные функции.
  4. Четвертая заповедь. Необходимо четко представлять социальную единицу, обслуживаемую функцией. То, что является функциональным для одних индивидов и подгрупп, может быть дисфункциональным для других. Иными словами, нужно видеть специфику функций у конкретных социальных единиц – индивидов с разным статусом, разных подгрупп, больших социальных и культурных систем.
  5. Пятая заповедь. Анализ предполагает выявление функциональных требований рассматриваемой системы, а также типов функциональных требований (всеобщих versus специфических).
  6. Шестая заповедь. Функциональный анализ предполагает выявление механизмов, через которые выполняются функции. Речь идет о социальных (не психологических) механизмах, к которым относятся: разделение по социальным ролям, иерархическое расположение ценностей, разделение труда, ритуалы и церемонии и т.д.
  7. Седьмая заповедь. Следует иметь в виду возможность функциональных альтернатив или эквивалентов. Это ставит перед исследователем проблему «определения диапазона изменчивости явлений, оставаясь<span class="List_0020Paragraph__Char" st

Информация о работе Структурно-функциональная парадигма