Структурно-функциональная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Содержание работы

Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………………….3
Герберт Спенсер……………………………………………………………………..…7
Эмиль Дюркгейм………………………………………………………………….…..13
Толкотт Парсонс……………………………………………………………………....19
Роберт Мертон……………………………………………………………………...…26
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

сфп отчет.docx

— 121.38 Кб (Скачать файл)

Социальная статика  и динамика

О. Конт подразделил социологию на две части: социальную статику и  социальную динамику. Социальная статика  и социальная динамика – это анатомия и физиология общественного организма: первая изучает явления общественного  строения, вторая – процессы общественной жизни, ее развитие.

Теория социальной статики

Социальная статика – это  теория общественного порядка и  наилучшей организации общества, учение о достижении социальной гармонии. Задачей статической социологии О. Конт считал изучение взаимодействий, которые происходят постоянно между  различными частями общественной системы. По его мнению, отдельные социальные элементы не имеют безусловного и  независимого существования, а тесно  связаны между собой.

Теория социальной динамики

Социальная динамика О. Конта имеет  более историко-философский, чем  социологический характер. Основная идея социальной динамики – эволюция человечества. При этом социальные перемены происходят в соответствии с постоянным и неизменным естественным законом. Социальные изменения обусловлены  многими факторами, однако главным  из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. Именно поэтому  изучение истории человеческого  знания является основой исследования развития общества.

Классификация наук

Конт классифицировал все науки. Он считал, что скоро философия  станет пережитком прошлого, т.к. она  абстрактна и теологична. Главенствующее место займут науки точные. В основе иерархии наук Конта лежит математика. Иерархия основывается на абстрактности и конкретности. Переходя к более конкретным наукам Конта после математики в иерархии ставит астрономию. За астрономией идёт физика, за ней химия. Во главе иерархии социология – наука о человечестве.

Закон 3х стадий

«Согласно моей основной доктрине все  наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно  пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная».[2]

Научно-индустриальное общество

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого  общества — строгая иерархия. Собственность  находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для  которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и  управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими  проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые  пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при  такой организации общество будет  самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Позитивная политика

Назначение государства — «объединять  частные силы для общей цели и  предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в  идеях, чувствах и интересах». Обеспечение  социального согласия государство  осуществляет посредством использования  материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена  общества. Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).

Четыре силы в социократии:

  • носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.
  • священники-позитивисты; в их ведении — образование, воспитание, исправление преступников.
  • рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.
  • женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства.

Во взаимодействии этих четырёх  сил будут обеспечены порядок  и прогресс, нравственное совершенствование  общества. В государстве, построенном  на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие  общества.

  1. Достоинства и недостатки

Конт внёс огромный вклад, открыв и  изучив, дав название всему тому, что описано выше. Однако, в рамках современности не все его теории эффективны и используются. Классифицировав науки, Конт скорее всего не подозревал, что однажды человек отправится в космос и астрономия займёт качественно новый уровень. Хотя было время, когда социология занимала высокое место в иерархии иных наук, сейчас она далеко не на лидирующих позициях. Закон 3 стадий Конта во многом метафизичен, сейчас эволюция общества рассматривается с точки зрения не 3, а 4 как минимум стадий. Интересно прослеживается эволюция ценностей и изучения общества Конта. Если в начале своей научной деятельности Конт не принимал во внимание значимость религии и морали, отвергал доводы Сен-Симона, то позднее он изменил свои взгляды. Также Конт недооценивал роль личность в истории. Тем не менее, этот великий учёный открыл целую науку, построил фундамент, от которого до сих пор люди отталкиваются в вопросах изучения общества.

Краткое описание биографии, вклада и ключевых категорий Г.Спенсера

Герберт Спенсер (27 апреля 1820, Дерби  — 8 декабря 1903) Родился в Дерби  в семье учителя. Отказался от предложения получить образование  в Кембридже (впоследствии отказался  от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Также Спенсер работал инженером на фабрике, изобрел прибор для измерения скорости движения локомотивов и запатентовал его. Кроме того, он изобрел серию очень полезных пилильно-строгательных машин.[4] Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.   

Ключевые категории:  общество как социальный организм, социальная система, социальный институт, социальная функция, социальная эволюция, законы социальной эволюции, закон усредненного развития общества, закон выживания сильнейших и лучших, уровни сложности общества, промышленное общество.

Вклад Спенсера заключается в том, что именно он первым применил эволюционный подход для изучения общества. Г.Спенсер заложил основы эволюционного и структурно-функционального анализа общества, раскрыл возможности сравнительно-исторического метода изучения общества как социального организма и его эволюции. Также понимание сущности и происхождения социальных институтов и общества стало возможным благодаря изучению каждого явления в обществе в развитии на основе сравнительно-исторического метода. Благодаря Герберту Спенсеру стала развиваться интеграция естественных и общественных теоретических знаний. Он разработал всеобъемлющую эволюционную теорию, сформулировал её законы. Он начал разрабатывать теорию систем. Также он разработал органистическую теорию общества.

  1. Методологические подходы и методы соц. анализа и исследования в сфп.

Методологические подходы к  изучению общества Г.Спенсера: методологический эволюционизм, системно-структурный , системный, институциональный подходы, элементы функционального подхода.

Методы исследования: сравнительная  аналогия общества с биоорганизмом, сравнительно-исторический, метод аналогии общества с живым организмом в его динамике, логический анализ.

Эволюционистский подход подразумевал у Спенсера, что явления в обществе, соц. институты,  изучаются в развитии, а развитие происходит на основе законов  эволюции, действующих в природе  и обществе. 5 законов эволюции: линейность, дифференциация, интеграция, возрастание порядка, распад.

У Спенсера методология системно-структурного подхода применялась для характеристики соц. институтов в рамках системного целого. Каждый соц. институт функционально  удовлетворяет определенную общественную потребность, не подменяет другие институты. Общество и институты существуют для блага людей, человека.

Функциональный анализ у Спенсера использовался для выявления  функций элементов общества и  их роли в укреплении целостности  и устойчивости общества.

Также Спенсер использовал методологию  институционального анализа для  объяснения эволюционных процессов  общества и его структуры.

  1. Объект, предмет, понятие социальности, исследовательский вопрос и задачи социологии в рамках сфп.

В социологии Спенсера объект – общество как социальный организм. О предмете социологии ученый писал: «начиная с развития семьи, социология должна описать и объяснить возникновение и развитие политической организации, эволюцию церковных учреждений и отправлений, контроль, заключенный в обрядовых формах, и отношения между регулятивными и производительными структурами каждого общества. Рассмотрев развитие этих элементов, мы должны перейти к рассмотрению других, ассоциированных с ними элементов, развитие которых помогает социальной эволюции и получает от нее помощь, к вопросу о развитии языка, знания, нравственности и эстетики. Наконец мы должны рассмотреть взаимную зависимость строений, отправлений и продуктов, взятых во всей их совокупности».[3] Социальность у Спенсера рассматривалась как некий социальный организм, схожий с биоорганизмом, внутри которого работают законы, схожие с законами природы.

Задачи социологии Спенсер видел в необходимости изучения причин возникновения социальных институтов в конкретном обществе и в конкретный исторический период; в изучении и объяснении функций соц. институтов (регулятивной, поддерживающей и распределительной); в изучении того, какую роль они играют в социальном развитии в плане укрепления целостности общества; в раскрытии действия всеобщих законов эволюции внутри общества в процессе массовых типичных явлений, социальных фактов. Главный исследовательский вопрос у Спенсера заключается в том, как работают законы эволюции внутри общества, каковы функции тех или иных соц. институтов и каковы причины их возникновения.

  1. Общество, его структура, функции, соц. институты

Общество Спенсер рассматривает как биоорганизм. На сравнение общества с биоорганизмом Спенсер уделяет в своих работах немало места.

Для начала, рассмотрим сходства общества и организма. Спенсер считает, что  и общество и биоорганизм эволюционируют, проходя путь от зародыша до зрелого  организма, а затем погибает. Общество и природа развивается от простейших форм к сложным – от одноклеточных до людей, от первобытного общества к современному; этот закон у Спенсора зовётся «линейностью». Другое сходство в законе «дифференциации», в сложном организме появляются новые органы с новыми функциями, а в обществе в процессе развития прогрессирует разделение труда, появляются новые соц. институты с новыми функциями. С повышением дифференциации в обществе растёт интеграция. Т.е. как у биоорганизма, так и у общества имеется взаимозависимость. Все части общества должны работать ради его блага, иначе общество развалится.

Четыре довода в пользу того, что  общество следует рассматривать  как единое целое, построенное по принципу биологического организма:

  • Общества как живые организмы растут, подвержены количественному увеличению в росте;
  • Качественное усложнение общества (усложнение организма в процессе развития путём дифференциации частей );
  • Рост взаимозависимости;
  • Целостность сохраняется при уничтожении частей.

На ряду со сходствами Спенсер выделил и различия. У общества нет такого качества как восприятие чувственно-наглядных форм окружающего как у биологического организма. Также общество более сложное и пластичное образование в отличии от организма. Принципиальное отличие Спенсер видел в том, что общество существует для человека. В живом организме клетки подчиняются органу, в обществе же личность не должна подавляться, быть второстепенной. Чем развитее общество, тем лучше оно служит человеку. [5]

Структура общества. Рассматривая простые общества, он выделяет не имеющие постоянных лидеров, имеющие непостоянных (время от времени появляющиеся) и характеризующиеся наличием стабильных руководителей. Еще одна классификация общества у Спенсера, связанная с таким критерием, как характер оседлости, включает в себя кочевой, полуоседлый и оседлый типы. Спенсер считает, что общества прогрессируют от военных к промышленным. Также он полагал, что в данный период времени в Англии происходит лишь становление промышленного общества. Спенсер считает, что милитаристские общества выстроены по принципу тесной консолидации (минимум опосредованных связей), благодаря которой противостоят врагам, угрозам извне. Такие общества характеризуются боевой готовностью, жёсткой иерархичностью, низким развитием индустрии. Промышленное общество Спенсер рассматривал в том же ключе, что и Конт. Промышленному обществу характерно малое количество войн, внимание обращается на интеллектуальные способности, индустрия развивается хорошими темпами.

Информация о работе Структурно-функциональная парадигма