Структурно-функциональная парадигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:45, реферат

Описание работы

Структурно-функциональная парадигма – теория, утверждающая, что общество – это сложная система, отдельные части которой работают слаженно, чтобы обеспечить единство и стабильность.
У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Содержание работы

Структурно-функциональная парадигма……………………………………………..2
Огюст Конта…………………………………………………………………………….3
Герберт Спенсер……………………………………………………………………..…7
Эмиль Дюркгейм………………………………………………………………….…..13
Толкотт Парсонс……………………………………………………………………....19
Роберт Мертон……………………………………………………………………...…26
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

сфп отчет.docx

— 121.38 Кб (Скачать файл)

 

2) нематериального, духовного характера: 

– мораль, ценности и нормы;

– коллективное сознание;

– коллективные представления, верования. [6]

Социальные  факты Дюркгейма могут быть девиантными и нормальными. Чтобы отличить нормальный социальный факт от девиантного необходимо обратиться к двум факторам: статистической распространённости в различных обществах и повторяемости. Таким образом, социальные факты следует рассматривать с точки зрения формы.

 

Разделение труда  и социальная солидарность

Выше уже были представлены основные определения понятий разделения труда и социальной солидарности. Стоит добавить, что, по словам социолога, «солидарность, вытекающая из сходств, достигает своего максимума тогда, когда количественное сознание точно покрывает все наше сознание и совпадает с ним во всех точках; но в этот момент наша индивидуальность равна нулю».[10] Учёный называет фактор, способствующий переходу общества от механической солидарности к органической: динамичная плотность.

Динамичная плотность предполагает изменение двух параметров: резкое увеличение численности населения  и увеличение взаимодействия между  людьми.[6]

В процессе перехода от механической к органической солидарности увеличивается роль разделения труда. Наблюдается профессиональная дифференциация, развитие личности. Социальные связи ослабевают с увеличением свободы, однако у индивидов появляется больше возможностей для личностного развития. С увеличением свободы увеличивается и ответственность, которую индивид несёт перед обществом. При таком развитии событий, если в обществе коллективные стремления в рамках ценностных ориентаций стоят выше индивидуальных, значит, по Дюркгейму, общество хорошо морально развито и прогрессирует успешно.

Любое общество в зависимости от состояния функционирования своих  структур может находиться в нормальном и патологическом состоянии. Основная причина патологии – анормальное  разделение труда, которая ведет  к аномии.

Аномия – рассогласованность ценностного  мира, расшатывание базовых ценностей, нравственных норм и идеалов, смешению законного и незаконного. Аномия, как правило, ведет к девиантному поведению, утрате воли к жизни, стремлению убежать от реальности. При этом функционально альтернативой может стать углубляющееся структурное разделение труда. [6]

О самоубийстве

В работе «Самоубийство» Дюркгейм впервые  прибегает к методу количественного  анализа, прикладной практической социологии. В своей работе социолог рассматривает  социальный факт самоубийств под  самыми различными ракурсами, чтобы  определить причинно-следственные механизмы. Факторов, влияющих на суицидальную тенденцию, может быть много. Чтобы подтвердить  или опровергнуть влияние того или  иного фактора Дюркгейм использует количественный анализ. Последовательно  каждый из возможных факторов социолог отсеивает, т.к. не видит прямой зависимости  между количеством самоубийств  и этим самым фактором. Наконец  учёный приходит к выводу, что самоубийство связано не с биологическими, психологическими или этническими факторами, но связано с социальными механизмами. Самоубийство – социальный факт, социальное явление, а социальное следует рассматривать через социальное. [4]

В связи с этим учёный выделяет четыре типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое.

Эгоистическое и альтруистическое самоубийство встречаются тогда, когда  индивид сам формирует своё отношение  к обществу: первое есть результат  попытки индивидуализироваться  через самоистребление, а второе – следствие полного растворения  в социуме, приводящее к самоустранению.

В случае же аномического или фаталистического самоубийства само общество оказывает воздействие на индивида: не даёт достаточных смыслов, игнорирует в случае первого типа либо старается полностью подчинить себе в случае второго. [4]

Концепция религии

Эмиль Дюркгейм, в некотором смысле, следует в своих соображениях высказыванию Вольтера: «если бы Бога не было, его следовало бы придумать». Так социолог считает, что религия  есть мощнейший фактор солидарности граждан. В определении всех религиозных  концептов учёный вводит два термина, которые составляют любую религиозную  структуру. Сакральное(священное) и профанное (мирское), где первые объекты отделены от вторых запретами. В определённом обществе отношение верующих к Богу символизирует диспозицию «индивид - общество», а именно подчинительную позицию индивида перед социумом. Главной функции её религии Дюркгейм полагал укрепление общественной солидарности. Религия готовит к социальной жизни, выполняет ряд функций: дисциплинирующую, сплачивающую, транслирующую и эйфорическую.

Итак, по Дюркгейму сакральное –  это автономная социальная реальность, а Бог создаётся не по образу и  подобию человека, а по образу общества. Религия же является духом и фундаментальным  структурным звеном общества.[4]

Коллективные представления

Для объяснения «социального социальным»  по мнению Дюркгейма следовало изучать ментально-психологические факты (ценности, идеи, суждения людей, коллективные представления).

Социальные нормы – социальный факт с принудительным значением.

Коллективное сознание – тоже социальный факт, обладает объективностью и также  приудительно влияет на индивида. Черты коллективного сознания:

  • Оно не сосредоточено в каком-либо единственном органе, а рассеяно во всем пространстве общества;
  • Объективно и независимо;
  • Не изменяется с каждым новым поколением;
  • Является менталитетом общества;
  • Присутствует в сознании индивидов в интернализированном виде собственного духовного достояния, формирует жизненную позицию;
  • Выполняет интегрирующую функцию в обществе;
  • Является умственной жизнью поколений. [5]

 

  1. Достоинства и недостатки.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм обосновал новый взгляд на общество, его структуры и людей — социальный реализм. Его суть заключается в том, общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая, во-первых, автономна по отношению к другим видам реальности, во-вторых, развивается по своим собственным законам; в-третьих, имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, то есть индивидуальная реальность считается вторичной.

Предмет социологии Дюркгейма —  социальный факт. Социальный факт является внешним по отношению к индивиду. И оказывает на него принуждающее воздействие. Социальные факты могут  быть материальными (само общество, его социальные структуры) и нематериальными (мораль, ценности и нормы, коллективное сознание, верования).

В развёрнутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа.

Э. Дюркгейм вносит вклад в разработку структурно-функциональной парадигмы. Вслед за Спенсером развивает  понятие «социальная функция». Изучение социальных фактов с точки зрения их функций, которые они должны выполнять  по отношению к обществу в целом, для воспроизводства и поддержания  порядка и солидарности. Для этого  нужно определить, имеется ли соответствие между рассматриваемым фактом и  общими потребностями социального  организма и в чем состоит  это соответствие.

Краткое описание биографии, вклада и ключевых категорий Т.Парсонса

Толкотт Парсонс родился 13 декабря 1902 года в профессорской семье. Его отец был президентом колледжа.

Т. Парсонс получил всестороннее образование как в американских, так и европейских учебных заведениях. По окончании в 1924 году Амхерст колледжа он переезжает в Англию, поступает в Лондонскую школу экономики, где специализировался в области экономики, антропологии и социологии. Его наставником был Б. Малиновский — один из крупнейших социальных антропологов XX века. В следующем году он переезжает в Германию для продолжения учебы в Гейдельбергском университете. Здесь он защищает докторскую диссертацию о капитализме, в которой в значительной степени присутствуют идеи М. Вебера и других европейских социологов.

В 1927 году Парсонс возвращается в  Америку и начинает преподавательскую  и научную деятельность в Гарвардском  университете. Ученый переводит и  издает с обширными комментариями  ряд работ М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето.

В 1937 г. выходит в свет его книга  “Структура социального действия”, в которой критически анализируются  взгляды М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, А. Маршалла и на основе их интеграции предложена собственная теории социального  действия. В 1951 г. он издает вторую фундаментальную  работу “Социальная система”, в  которой свою теорию распространяет на анализ собственно человеческого  общества. Её центральная тема –  социальный порядок, природа интеграции и стабильности социальных реалий.

С середины 40-х годов Парсонс  становится наиболее авторитетным социологом США. В 1946 г. он сменяет своего наставника и учителя П. Сорокина на посту  декана социологического факультета, а затем преобразует его в  факультет социальных отношений (что  вызвало крайнее раздражение  у П. Сорокина). В 1949 г. Парсонс избирался  президентом Американской социологической  ассоциации.

Среди других работ Парсонса: «Рабочие тетради по теории действия», «Система современных обществ», «К общей теории действия», «Общетеоретические проблемы социологии», «Социологическая теория и современное общество», «Социальная структура и личность», «Социальная система и эволюция теории действия» и др.

Умер Т. Парсонс 8 мая 1973 года. [6]

Вклад. В своей автобиографической работе Парсонс писал, что целью своей жизни считал создать общую теорию, которая бы все объясняла. Учёный создал в итоге подход, благодаря которому стало возможным рассматривать как микро, так и макро уровень организма (будь то животный или социальный организм). По существу, социологом была создана школа современного структурного функционализма с многочисленными учениками и последователями. Также учёный вводит множество новых понятий в социологический понятийный аппарат.

Ключевые понятия: теория социального действия, система элементарного действия, системный подход, подсистемы социального действия, отношения социального актора и ситуации, мотивация, ценностная ориегтация, типы социальных действий, явные и латентные выборы, типовые переменные, функциональная сетка AGIL, структурно-функциональный подход, теория социальной системы, социетальное сообщество, подвижное равновесие общества, физическая среда и высшая реальность, ролевой плюрализм, лояльность.

  1. Методологические подходы и методы соц. анализа и исследования в сфп

Парсонс использует системный теоретико-методологический подход.

Парсонс обосновал методический инструментарий, позволяющий исследовать явные  и латентные выборы:

  • Аффективность – аффективная нейтральность;
  • Диффузность – специфичность;
  • Партикуляризм – универсализм;
  • Аскрипция – достижение;
  • Ориентация на коллектив – ориентация на себя.

Подробнее о каждом будет описано  в пункте «теоретические концепции».

Теория социального действия Т.Парсонса имеет интерпретативный методологический характер. Структурно-функциональное обличие теория принимает, когда учёный использует функциональную сетку AGIL.

Функциональные требования системы:

( А ) Адаптация

( G ) Целедостижение

( I ) Интеграция

( L ) Латентность

  1. Объект, предмет, понятие социальности, исследовательский вопрос и задачи социологии в рамках сфп

Объект  социологии по Парсонсу изучение систем действия и социальных систем.

Предмет – при помощи структурно-функционального подхода изучение структуры и функций социальных систем и систем действия.

Парсонс усматривает главную задачу социологии в анализе институализации образцов ценностных ориентаций в социальной системе. Когда ценности институализированы и поведение индивидов структурировано сообразно им, возникает состояние стабильного «социального равновесия».[6]

Вопрос о социальности Парсонс  рассматривает в рамках социетального сообщества. Социетальное сообщество – это важнейшая подсистема об,щества, его ядро. Самой общей функцией социетального сообщества является сочленение системы норм с коллективной организацией, обладающей единством и внутренней логикой. [6]

  1. Общество, его структура, функции, социальные институты

Социолог считает, что общество – сложная система, состоящая из подсистем, структурных компонентов и функций.

Подсистемы

Структурные компоненты

Основная функция

Социетальное сообщество

Нормы

Интеграция

Фидуциарная подсистема

Ценности

Воспроизводство образца

Политика

Коллективы

Целедостижение

Экономика

Роли

Адаптация


По Парсонсу общество – тип социальной системы, обладающий наивысшей степенью  самодостаточности. Однако если подавляющие количество членов испытывают «отчуждение», то общество назвать самодостаточным нельзя.

Информация о работе Структурно-функциональная парадигма