Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:56, дипломная работа
Цель работы: рассмотреть социально-политические Интернет-сообществ, выявить, по каким причинам опрошенные граждане Украины становятся членами и занимают активную позицию социально-политических Интернет-сообществ.
Задачи:
проанализировать понятия социально-политических сообщества (структура, сущность, функции);
выявить анализ степени разработанности проблемы;
определить основные теоретико-методологические подходы к исследованию;
рассмотреть историю возникновения виртуальных сообществ
определить особенности современных социально-политических сообществ;
выявить тенденции развития виртуального политического сообщества в Украине;
определить «сетевую демократию» как основная цель функционирования виртуальных сообществ;
проанализировать особенности современных социально-политических сообществ;
провести исследование функционирования виртуальных политических сообществ.
Введение
Глава 1. Явления самоорганизации в социальных системах
1.1 Понятия социально-политических сообщества (структура, сущность, функции)
1.2 Анализ степени разработаности проблемы
1.3 Основные теоретико-методологические подходы к исследованию
Выводы к 1-й главе
Глава 2. Социально-политические сообщества как форма общественной самоорганизации
2.1 История возникновения виртуальных сообществ
2.2 . «Сетевая демократия» как основная цель функционирования виртуальных сообществ
2.3. Тенденции развития виртуального политического сообщества в Украине
Выводы к 2-й главе
Глава 3. Виртуальные политические сообщества - социальная самоорганизация ХХ1 века
3.1 Особенности современных социально-политических сообществ
3.2 Исследование
Выводы к 3-й главе
Заключение
Список использованной литературы
Четко сформулированные требования и подходы к решению актуальных для группы проблем позволяют примирить интересы различных общностей и принять эффективные политические решения. Расплывчатые же намерения или слишком идеологизированные цели, частные требования и излишне эмоциональная форма выражения их, напротив, затрудняют обобщение и согласование разнородных требований и предъявление их власти.
Функция агрегирования (согласования) интересов. У групп давления данная функция выражена менее явно, чем у партий. Это обусловлено тем, что разброс требований в заинтересованных группах не столь значителен, поскольку они выражают специфические интересы.
Функция интеграции. Являясь носителями глобальных тенденций в той или иной области общественного мнения, группы давления обеспечивают публичное выражение устремлений тех общностей, которые иначе не могут заявить о них, например, верующих, молодежи, ветеранов войны. Рационализируя и публично представляя групповые предпочтения, они позволяют власти находить консенсус между ними и тем самым обеспечивать интеграцию общества.
Функция адаптации. Политическая система, в которой группы давления играют незначительную роль, обладают тенденцией к нестабильности из-за внезапного рассогласования интересов. Дело в том, что, выставляя требования к власти, группы давления не только связывают общество и государство, но и обеспечивают организованные формы представительства обобщенных интересов. Обладая подобной информацией, власть реагирует на требования групп и тем самым способствует адаптации системы к новым условиям функционирования.
Однако группы
давления могут выполнять и
Заметную роль в общественно-политической жизни играют общественные организации и движения. В отличие от партий, они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения оказывают существенное воздействие на власть или добиваются ее замены. Они представляют собой разновидности групп интересов и групп давления.
Разветвленная
система общественных организаций
и движений является показателем
развитости гражданского общества, свидетельством
структурированности его
Общественная организация — это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие ее членов в создании имущественной основы (членские или целевые взносы).
Согласно этим признакам к общественным организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (писателей, художников, композиторов и т. д.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.).
Общественно-политические движения представляют собой солидарную активность граждан, направленную на достижение общей цели. Ядром таких движений являются инициативные группы, клубы, союзы.
Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий.
Общественные движения можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от отношения к социальному строю движения делятся на консервативные и реформаторские, революционные и контрреволюционные.
Для консервативных
движений характерно стремление сохранить
существующий строй, прибегая к минимальным
и абсолютно необходимым
Для реформаторских
движений характерны действия в рамках
существующего социального
Социальную базу реформаторов в значительной степени составляют представители интеллектуальной элиты (ученые, преподаватели, юристы и т. д.), которые видят недостатки существующего строя и считают необходимым проведение реформ в сотрудничестве с властями.
Революционные движения отличаются жестким противостоянием существующему порядку и власти, стремлением к насильственному переустройству самих основ общественного бытия, ориентацией на насильственное продвижение к власти новой элиты. Социальная база революционеров — чаще всего маргинальная интеллигенция, претендующая на роль лидера массовых движений, ориентирующаяся на усиление в народе настроений, оппозиционных по отношению к власти.
Наконец, контрреволюционные движения направлены против общественного строя, сформировавшегося в результате победы революционных или реформаторских движении, стремятся заменить его прежним строем.
Можно провести
классификацию общественно-
По масштабам движения бывают локальные, региональные, в пределах государства или группы государств, глобальные.
По целям и сферам выделяют движения антивоенные, экологические, женские, молодежные, правозащитные, в защиту потребителей и т. д.
По степени организации движения могут делиться на стихийные, слабоорганизованные и движения с высокой степенью организации; по способам действия — на насильственные и ненасильственные; по количеству участников — на массовые и элитарные; по продолжительности действия — на кратковременные и существующие длительное время.
Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые (антивоенное, экологическое, правозащитное и др.) носят межклассовый характер.
Другие движения имеют ярко выраженный социально-классовый характер — рабочие, крестьянские, движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться по половозрастным признакам — молодежные, женские, движения пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, шахтеров и т. п.
Общественные движения по мере усиления организационных начал зачастую становятся основой для образования общественных организаций и даже политических партий. Так, экологическое движение вызвало к жизни различные союзы и ассоциации, а затем и партии «зеленых» во многих странах.
Народные движения и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали в национально-демократические партии [36].
К числу основных функций всех организаций и движений относятся:
1. Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Эти интересы и потребности первоначально могут выступать в весьма неопределенной личностной и эмоциональной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов.
Наряду с политическими партиями общественные организации и движения в определенной степени решают и задачу агрегации интересов, то есть согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
2. Функция социальной интеграции и мобилизации. Она предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Эта функция может иметь и более широкий контекст вследствие того, что общественные организации и движения привлекают внимание населения к острым проблемам, выдвигают свои варианты их решения, добиваются поддержки своих начинаний.
3. Функция социализации.
Привлекая своих членов к
4. Репрезентативная
функция предполагает
Воздействие общественных объединений на властные структуры может осуществляться двумя путями: 1) посредством электорального представительства (через избирательные системы); 2) посредством прямого представительства организованных интересов.
Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие: непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов; поддержка на выборах близких политических партий и их кандидатов; участие в разработке законодательных и других нормативных актов; участие в работе парламентских комиссий, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах; организация пропагандистских кампаний в средствах массовых информации, сбор подписей под различными требованиями; забастовки, митинги, демонстрации и пр.
5. Функция моделирования новых общественных структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей и стиля жизни.
Эта функция особенно отчетливо проявляется в деятельности так называемых альтернативных движений, стремящихся найти нестандартные решения глобальных и многих конкретных проблем. Их активность направлена прежде всего на проблемы экологии, войны и мира, защиты прав человека, качества жизни и т. п.
Участники этих движений стремятся на собственном примере реализовать систему гуманистических, постматериальных ценностей. С этой целью на принципах равенства, справедливости, солидарности и самореализации создаются своеобразные типы кооперативов, сельскохозяйственных коммун, жилищных сообществ, производственных и культурных учреждений [37:456-458].
К альтернативным движениям близки так называемые гражданские инициативы. Это форма локальной, спонтанной коллективной самореализации граждан для защиты своих интересов от действий власти, для организации взаимопомощи. Гражданские инициативы добиваются реализации конкретных требований, претворения своих проектов в области жилья, образования и воспитания, транспорта, культуры, экологии.
Социальную базу альтернативных движений составляют главным образом «новые средние слои» — интеллигенция, студенчество. Это объясняется нестабильностью их положения при переходе к новому типу цивилизации — постиндустриальному, заинтересованностью в обеспечении достойного качества жизни.
Таким образм, ниже описаны следующие различия между политическими реальными партиями и виртуальным политическим сообществом (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Различия между
политическими реальными
Типы Черты и особенности |
Реальные политические партии |
Виртуальные политические сообщества |
Характерные черты групп интересов |
Ограниченное число |
Множественность |
Обязательное членство |
Свободное членство | |
Неконкуренты, так как действуют в разных сферах |
Конкуренция | |
Иерархически упорядочены |
Отсутствие иерархии | |
Функционально дифференцированы |
Подвижные границы групп и возможность одновременного членства в различных организациях | |
Особенности взаимоотношений государства и групп интересов |
Государственное признание |
Отсутствие помощи со стороны государства |
Наделение групп правом монопольного представительства интересов в обмен на контроль за деятельностью руководства группы и артикуляцией интересов |
Невмешательство государства в сферу деятельности групп интересов |
Подводя итоги, можем сказать, что есть два типа динамики общественно-политических движений. Один из них связан с возникновением, подъемом, расцветом, ослаблением и умиранием движения. Другой имеет циклический, пульсирующий характер, выражающийся в волнообразном развитии движений. Этот тип динамики характерен для движений, имеющих основательную социальную базу и корни в человеческой природе. К нему могут быть отнесены пацифистские, экологические, феминистские, студенческие и прочие движения, переживавшие периоды подъемов и спадов[там же, 469].