Виртуальные социально-политические сообщества как инновационная форма общественной самоорганизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть социально-политические Интернет-сообществ, выявить, по каким причинам опрошенные граждане Украины становятся членами и занимают активную позицию социально-политических Интернет-сообществ.
Задачи:
проанализировать понятия социально-политических сообщества (структура, сущность, функции);
выявить анализ степени разработанности проблемы;
определить основные теоретико-методологические подходы к исследованию;
рассмотреть историю возникновения виртуальных сообществ
определить особенности современных социально-политических сообществ;
выявить тенденции развития виртуального политического сообщества в Украине;
определить «сетевую демократию» как основная цель функционирования виртуальных сообществ;
проанализировать особенности современных социально-политических сообществ;
провести исследование функционирования виртуальных политических сообществ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Явления самоорганизации в социальных системах
1.1 Понятия социально-политических сообщества (структура, сущность, функции)
1.2 Анализ степени разработаности проблемы
1.3 Основные теоретико-методологические подходы к исследованию
Выводы к 1-й главе
Глава 2. Социально-политические сообщества как форма общественной самоорганизации
2.1 История возникновения виртуальных сообществ
2.2 . «Сетевая демократия» как основная цель функционирования виртуальных сообществ
2.3. Тенденции развития виртуального политического сообщества в Украине
Выводы к 2-й главе
Глава 3. Виртуальные политические сообщества - социальная самоорганизация ХХ1 века
3.1 Особенности современных социально-политических сообществ
3.2 Исследование
Выводы к 3-й главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

sotsialno-politicheskie_virtualnye_soobschestva.doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

максимальная  демократичность и открытость для общества,

способность к  саморазвитию, возможность непрерывной  коррекции её деятельности самими участниками.

За счёт горизонтальной составляющей сеть может быть легко  адаптирована для сотрудничества с  различными социальными группами (молодежь, работники различных отраслей экономики, студенты, регионов и т. п.).

Такимм  образом, мощность социально-политического сообщества  определяется несколькими факторами:

значимостью цели сети, её соответствие интересам участников и обществу в целом;

значимостью лидеров;

точностью ориентации на политически активную среду;

эффективностью  сети в достижении декларированных  общественных и политических целей;

совершенством внутренней организации сети — соответствием  возможности участия требованиям участников.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, то участники сети уходят, а сама сеть рано или поздно распадается.

Но если условия  соблюдаются, то потенциал подобных массовых социальных целевых сетей  становится огромным. С их помощью  можно пытаться решать даже такие масштабные задачи, как, например, изменение политической системы страны.

Таким образом, Власть и руководители «парламентских оппозиционных партий» в Украине понимают, что изменение существующей политической и экономической системы неизбежно — она неэффективна, несправедлива и вызывает всё большее раздражение в обществе. Но власть надеется выжить, действуя в рамках имитационной демократии, усиливая контроль над обществом и укрепляя личную власть в вертикально интегрированных политических и экономических кланах. Поставив под контроль СМИ, власть вытеснила передовую часть общества — интеллектуальную элиту, молодёжь в Интернет, что обеспечило рост мощности этого ресурса.

Сегодня общество в Украиненаходится на стадии накопления негативной информации, которая всё шире расползается по информационным сетям — власть не ругает только ленивый или получающий от неё материальные блага. Информационные технологии позволяют сконцентрировать эту информацию и организовать её для кибератаки против негодной управляющей элиты. Более того, Се в современном информационном пространстве негативная информация и протестные настроения после достижения некоторого барьера могут распространяться по законам цепной реакции. Тем самым действие кибератаки многократно усиливается, мультиплицируется самой сетью. Именно на этом эффекте основаны технологии «цветных» революций, которые успешно применяются действующими элитами, преследующими свои личные интересы, а не интересы страны и общества. Именно оранжевый сценарий предлагается сегодня либеральной оппозицией, стремящейся использовать протестный потенциал общества «втёмную» для перехвата власти в ходе избирательной компании 2011–2012 г. г. Современная коррумпированная Украина с колоссальной социальной и экономической неоднородностью представляют лёгкую цель для информационной атаки. Результатом такой атаки может стать смена управляющих элит, территориальное расчленение Украины и даже потеря государственности.

Патриотическая  оппозиция имеет шанс на победу только в том случае, если оно не станет играть исключительно по правилам власти или оранжевых, отвечая на их действия. Нельзя выиграть у шулера, играя по установленным им правилам. Она сможет выиграть, если станет работать на опережение, используя механизмы влияния на власть не вчерашнего, а завтрашнего дня. Эти механизмы дают быстро развивающиеся информационные технологии.

Бум Интернет технологий коснулся и Украины. Около 15% граждан Украины знакомятся с новостями через сеть. За сентябрь 2012 г. в Украине Всемирной Паутиной воспользовались 30 млн 810 тыс. со средним временем пребывания «онлайн» по 22,4 часа. Число граждан Украинеимеющих доступ к Интернету за последнее десятилетие росло по экспоненте (30 млн. в 2009 г.) и по прогнозу в начале 2013 г. достигнет 35 млн. Это число близко к критическому для возможности перехода на электронную демократию — не менее 80% населения страны.

Интернет-сообщество Украины  заинтересовано в использовании современных технологий для сохранения страны, для совершенствования её политических институтов и системы власти в целом. Сегодня сетевое сообщество не может резко изменить политическую ситуацию в Украине — оно только создаётся и ищет своё место на политической арене. Но оно уже может сильно влиять на расстановку политических сил, изменять роли существующих политических игроков, наполнить старые формы новым содержанием, переносить место политических действий с заседания в парламенте в объединённые в социальную сеть миллионы компьютеров.

 

Выводы к  2-й главе

 

Таким  образом, следует перевести демократию на более высокий уровень — создать целевые виртуальные социально-политического сообщества, виртуальные сетевые организации единомышленников, сетевые аналоги политических партий, движений, ассоциаций, экспертных сообществ, опирающихся на общие интересы, единые политические установки и морально-нравственные принципы. Это является серьёзным шагом в противостоянии общества управляющей элите, даёт широким слоям общества прямую возможность принять участие в политических процессах. Каждый акт создания в сети связи между единомышленниками — это выгрызание кусочка пространства у власти, манипулирующей общественным сознанием.

Основной целью  информационного противостояния социально-политического сообщества на ближайший период является снятие монополии правящей партии на власть и ликвидация прессинга власти на парламентские и внесистемные оппозиционные партии и движения. Это, несомненно, приведёт к активизации политического процесса и заставит партии искать пути для диалога с обществом и друг с другом, избавит лидеров системной оппозиции от необходимости постоянно подтверждать лояльность власти.

В стратегическом плане ближайшей целью является переход от информационной деятельности к аналитической, творческой. Для  этой цели должен быть создан не зависящий от бюрократии и от какой — либо партии сетевой экспертный совет, который сформулирует проблемы, подлежащие первоочередному решению, предложит технологию коллективного поиска решений сложных интеллектуальных задач с привлечением широких слоёв общества. В круг задач экспертного совета должна входить разработка перспективной политической и экономической системы, технологии её создания, методов контроля власти.

Далее совет  должен создать сетевое политическое пространство, независимое от действующей  власти — виртуальные политические институты для отработки альтернативной политической системы страны в целом с последующим переходом из виртуального пространства в реальное. Принципиальным моментом является вовлечение в процесс максимального количества участников сети — «умной толпы», ориентированной на совершенствование политической системы.

«Умная толпа» начинает играть всё большую роль в организации мировой политики. В этом направлении идут процессы в Исландии и в Эстонии, где  общество пытается создать новую  политическую систему, используя возможности «коллективного интеллекта». В этом же направлении действует и движение «Захвати Уолл Стрит!», несущее лозунги: «Это общество не работает, дайте возможность построить другое общество!», «Другой мир возможен!», «Лучший мир возможен!», и др. Пойдёт ли в России «умная толпа» по пути совершенствования существующей политической системы или по пути её разрушения с надеждой построить нечто лучшее — это зависит как от действующей власти, так и от лидеров оппозиции (парламентской и внесистемной). Есть надежда, что этот процесс будет конструктивным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виртуальные политические сообщества - социальная самоорганизация ХХ1 века

 

3.1 Особенности современных социально-политических сообществ

 

Виртуальные политические сообщества, с одной стороны, свойственні любому информационному обществу, но в наибольшей степени обществу "транзитному", находящемуся в состоянии переходном, нестабильном. Первоначально, это своего рода "анестезия" для населения, переживающего сложности общественной трансформации. Но постепенно создание "мнимых величин" в политике и экономике превращается в способ существования власти, в своеобразную гарантию стабильности для правящей элиты. Иными словами, переход к виртуальной политике связан с неспособностью государства предложить населению транзитных стран адекватную общественным ожиданиям модель реформ.

В тоже время, "виртуальное  управление" — это, кроме всего  прочего, и признание неспособности  новых элит после распада СССР организовать общество в эффективную систему, контролирующую процесс осуществления преобразований, участвующую в определении вектора реформ. Одновременно, это и способ самоуспокоения — вера властей в истинность написанного в официальной прессе и показанного на государственных телеканалах.

Дальнейшее  воспроизводство виртуального политического  сообщества связано с желанием правящих элит удержать власть в своих руках  вне поля конкурентной борьбы. Именно на этом этапе происходит заметное усложнение "имитационной системы" — особенно по линии взаимодействия "власть" — "оппозиция".

В этом значении термин "имитация" более точен, нежели "виртуальность", поскольку, допустим, в Украине существуют партии, которые имеют абсолютно реальных лидеров, программу, партийные ячейки, но статус оппозиционности представляется не более чем имитацией противостояния с властью.

Средства массовой информации становятся ключевым инструментом в практической реализации этого  курса.

На первый взгляд это абсолютно аморальный подход. Общество лишается возможности адекватно оценивать собственное состояние, уподобляясь людям будущего из философской фантастики С.Лема, которым государство с помощью психотропных средств создавало иллюзию райской жизни и процветания. В настоящий момент роль "патентованного утешителя" выполняют печатные и электронные СМИ. Эффективность воздействия в целом ниже, но и о райской жизни на постсоветском пространстве пока никто не мечтает — задача заметно легче.

С другой стороны, можно обозначить этот принцип как "прагматичный подход", поскольку многие из мнимых политических величин при их реальном внедрении могли бы ввести общество в состояние коллапса. Например, что такое реальная демократизация при абсолютно незрелых общественных институтах? Между тем, имитационная система позволяет манипулировать общественным сознанием в такой степени, что возникает иллюзорное ощущение наличия достаточно высокого уровня демократических свобод.

В исторической ретроспективе примеры " виртуального политического сообщества " мы находим в правлении великой императрицы Екатерины II . Правда, обращены они были не внутрь страны, а вовне — для создания положительного образа России у международного сообщества второй половины 18 века. И, кстати, образ этот Екатерина утверждала не только в переписке с Вольтером, но и как представительница независимых СМИ в своем журнале "Всякая всячина". Ей же принадлежит универсальное объяснение природы "виртуальности" — каждый народ имеет то правление, которое соответствует уровню его цивилизованности.

Системный вывод, с поправкой на современные технологии, которые позволяют "внушить" обществу, что именно эта форма правления и именно эта власть наиболее оптимальны .

Можно ли сказать, что все страны бывшего Союза  в той или иной степени вовлечены  в имитационную форму управления? Ответ утвердительный.

Хотя, заметим, что существуют значительные региональные различия, связанные с особенностями  национального менталитета, культуры, формами коммуникаций, развитием  системы СМИ и, наконец, стартовыми возможностями, состоянием элит на момент распада СССР и образования независимых национальных государств.

В России и на Украине, где процесс формирования новых элит происходил в ускоренном темпе, "виртуальная" политика стала  осуществляться через более развитую систему коммуникаций — лоббирование, кулуарные переговоры, аппаратные игры. Но сущность оставалась неизменной — оторванность общества от участия в реальной политике. Более того, на смену системной оппозиции постепенно приходит квази-оппозиция, управляемая из тех же центров власти.

Политика "двойных стандартов" становится реальностью сегодняшнего дня. Дурным тоном стало этому факту удивляться. Возникло абсолютное равенство понятий: "виртуальная" и "реальная" политика и никакая другая!

Политтехнологии, апробированные как на уровне местных, так и на уровне федеральных выборов, со временем превращаются в единственный способ управления под лозунгом сохранения "общественной стабильности". Однако используются эти шаблоны "имитации процесса" столь часто и клишировано, что происходит перенасыщение всего политического пространства виртуальными конструктами, которые начинают отторгаться обществом.

Напротив, распад союзного государства привел к краткосрочному возрождению в политической практике стран региона патриархальных, клановых или родо-племенных форм построения властных структур, которые были скрыты под "виртуальными" формами демократических институтов. Сохранив и упрочив свою власть, руководители центральноазиатских республик не стремились к отказу от "управляемой демократии ", поскольку возникло искушение подменить реальную конкуренцию в политическом пространстве подконтрольной оппозицией.

Однако виртуальное  политическое пространство чрезвычайно  опасно для самой власти, поскольку  апатия населения на определенном этапе  неизбежно ведет к утрате политической стабильности, резкому сужению базы социальной опоры режима. Публичная конкуренция идей уступает место аппаратным играм и кулуарным интригам. Рано или поздно на смену виртуальной оппозиции приходит гораздо более жесткая и опасная "теневая" оппозиция, как правило, из соседних коридоров президентских дворцов.

Информация о работе Виртуальные социально-политические сообщества как инновационная форма общественной самоорганизации