Виртуальные социально-политические сообщества как инновационная форма общественной самоорганизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть социально-политические Интернет-сообществ, выявить, по каким причинам опрошенные граждане Украины становятся членами и занимают активную позицию социально-политических Интернет-сообществ.
Задачи:
проанализировать понятия социально-политических сообщества (структура, сущность, функции);
выявить анализ степени разработанности проблемы;
определить основные теоретико-методологические подходы к исследованию;
рассмотреть историю возникновения виртуальных сообществ
определить особенности современных социально-политических сообществ;
выявить тенденции развития виртуального политического сообщества в Украине;
определить «сетевую демократию» как основная цель функционирования виртуальных сообществ;
проанализировать особенности современных социально-политических сообществ;
провести исследование функционирования виртуальных политических сообществ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Явления самоорганизации в социальных системах
1.1 Понятия социально-политических сообщества (структура, сущность, функции)
1.2 Анализ степени разработаности проблемы
1.3 Основные теоретико-методологические подходы к исследованию
Выводы к 1-й главе
Глава 2. Социально-политические сообщества как форма общественной самоорганизации
2.1 История возникновения виртуальных сообществ
2.2 . «Сетевая демократия» как основная цель функционирования виртуальных сообществ
2.3. Тенденции развития виртуального политического сообщества в Украине
Выводы к 2-й главе
Глава 3. Виртуальные политические сообщества - социальная самоорганизация ХХ1 века
3.1 Особенности современных социально-политических сообществ
3.2 Исследование
Выводы к 3-й главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

sotsialno-politicheskie_virtualnye_soobschestva.doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

Одним из преимуществ  сетевых сообществ является то, что  идеология и стратегия определяется самими участниками сети — единомышленниками. Эта сложная задача решается сетевыми методами: «системами виртуального распределённого интеллекта», «сетевыми экспертными и креативными системами», «краудсорсингом» (активность «умной толпы»), «сетевым мозговым штурмом» и т. д. Эти формы позволяют привлечь к обсуждению ключевых проблем более широкие слои общества: учёных, политиков, религиозных и общественных деятелей — тех людей, для которых участие в митинге не является приемлемой формой социальной активности. В отличие от уличных действий, информационные технология позволяет коллективно разработать конструктивную консолидированную общественную позицию по самым сложным экономическим и политическим вопросам.

В качестве примера  можно указать опыт работы мастерской, посвященной разработке идей и стратегии развития демократии в Эстонии. Работа мастерской проходит в двух направлениях: «Общины и местное самоуправление» и «Устройство общества и модель государственного управления». Мастерская пытается сформулировать наиболее острые проблемы и обсудить возможные дальнейшие шаги. Например, в итоге мозгового штурма, организованного мастерской, было установлено, что в сегодняшней Эстонии представительная парламентская демократия изжила себя, и предложено несколько вариантов нового устройства от изменения структуры парламента до виртуального Государственного собрания Эстонии. Проект смог вовлечь в общественную дискуссию более 1% взрослого населения страны, что близко к определяемому социологами порогу количества участвующих активных лиц, необходимого для успешного развития социальных процессов в обществе (активных творческих людей, вдохновителей и изобретателей).

Ряд социологов, политологов и специалистов по информационным технологиям предлагают для организации в Украине сетевого сообщества создать параллельное политическое пространство — виртуальные политические институты для последующей организации альтернативной виртуальной политической системы страны в целом. Эти идеи уже реализуются в Интернете, приобретают реальную организационную форму, которая даёт возможность формулировать проблемы, коллективно искать варианты решения сложных интеллектуальных задач, вовлекать в процесс широкие слои общества.

Решения, которые  принимает сетевое сообщество, нельзя игнорировать, поскольку это — решения наиболее активной интеллектуальной части народа. Разработанные принципиальные стратегические решения сети о путях развития общества конкурируют с предложениями официальной власти и в будущем могут легко их заменить в любой момент. Причём обсуждаются те вопросы, которые действующая власть игнорирует. Сеть сама выявляет, какие вопросы нуждаются в первоочередном обсуждении, — организация политической системы и экономики или проблемы экологии. Сетевой интеллектуальный отбор заложен в саму технологию и обеспечивает нахождение оптимального коллективного решения. Некомпетентные мнения, неэффективные решения игнорируются сообществом, не получая дальнейшего распространения. И однажды общество захочет выполнить эти решения именно потому, что это его собственные решения.

В принципе сетевые  сообщества могут стать настолько  мощными, что окажутся в состоянии  не только анализировать действия властей, но и организовывать противодействие, создавать упреждающие сценарии действий. Они могут привести к такому резкому противостоянию сетевого сообщества и правящих элит, которое по влиянию на общество эквивалентно традиционной социальной революции.

Особенностью  сетевого проекта является возможность  организовать борьбу за власть между  морально устаревшими партийно — государственными бюрократическими машинами и обществом, использующим интеллектуальный ресурс социальных сетей. В идеале может быть создана альтернативная политическая сетевая система, основанная на принципах коллективного принятия решений членами сети. Например, сетевые политические и общественные движения, параллельные сетевые парламенты для страны и для каждого региона или города. Важное значение такой проект может иметь для формирования альтернативной элиты в периферийных регионах и небольших городах, где действующей властью уже давно «всё схвачено» и нет никакой возможности что-то делать вне рамок отношений «по понятиям».

Сегодня вопрос уже не в том, есть ли будущее у социально-политиеческого сообщества , а в том, как быстро и в какой форме она реализуется в Украине. Растёт число различных экспериментов в этой области, появляются все новые и новые концепции того, какой может быть сетевая демократия — в стадии проверки и отработки функционируют десятки сетевых проектов, претендующих на последующую реализацию в масштабах всей страны.

Проект «Виртуальная республика Alter  Ukraine» создан как Интернет-площадка для обсуждения и разработки законов, предложенных по инициативе граждан. Проект декларирует отсутствие политической цензуры и даёт возможность каждому гражданину принять участие в организации жизни виртуальной страны по альтернативным законам. В рамках проекта каждый зарегистрированный пользователь портала может предложить свой закон или свою поправку к уже действующим законам Украины. Все предложения, принятые большинством голосов сообщества пользователей, получают статус Закона виртуальной республики. Они доводятся до сведения чиновников, министров, депутатов и лидеров политических партий Украины.

Проект «Демократор» реализует систему публичного общения граждан с организациями, которая позволяет пользователям объединяться вокруг социально-значимых проблем, совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы власти и местного самоуправления, отслеживать состояние работы по указанным обращениям. Наиболее важными и социально-значимыми считаются проблемы, набравшие наибольшее количество голосов от пользователей системы. Предполагается, что в соответствии с законами Украины, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны давать ответ на письма в течение 30 дней, а публичность должна обеспечить более качественную работу этих органов.

Общественное  движение «Оппозиция». Движение создано на принципах сетевой (электронной) демократии народным депутатом ВР Укораины Арсением Яценюком. Движение активно занимается правозащитной деятельностью и борьбой с коррупцией. Цель движения — создание системы гражданского самоуправления.

Проект «Политическая  сеть прямой электронной демократии»  запущен с целью сбора подписей под обращением «Янукович должен уйти». Стратегической целью сети объявлено проведение подлинно демократических выборов всех уровней власти в стране, формирования гарантированного Конституцией РФ демократического, социального, правового государства, а тактической — отставка правительства В. Януковича. Методы реализации задач сети: — активное участие в политической жизни страны, ненасильственные протестные акции, борьба с нарушениями прав и свобод граждан. На 8.11.12 число участников превышало 104 тыс. человек.

Проект «Выборы Сетевого парламента Рунета» ставил целью создание виртуального сетевого парламента, поддерживаемого большинством участников сети. Однако отсутствие элементов, необходимых для обеспечения достоверности голосования, привело к большим накруткам рейтинга отдельных кандидатов (многократное голосование с одного адреса, использование интернет-ботов — роботов, который голосует вместо человека и т. д.). Результаты показали, что реализация подобных проектов требует более серьёзной технологической проработки.

Фонд развития электронной демократии является примером попытки реализация возможностей сетевой  демократии для создания более совершенных  систем самоуправления, которые снизят возможность манипулирования общественным мнением и дадут возможность  оперативно контролировать исполнение принятых решений и корректировать их. Фонд анонсировал своё участие в ряде сетевых проектов.

Проект “Прямая  викидемократия» предусматривает  организацию сетевых интернет-выборов  в Госдуму с участием всех, в  том числе незарегистрированных партий, создание общественно-политического движения на базе прямой викидемократии. Целью проекта является привлечение граждан к формированию более демократических, более эффективных и справедливых социально-политических институтов в интернете на основе прямой демократии, консолидации пользователей ради решения совместных задач и проблем.

Проект «Облачная  демократия» ориентирован на комплексное  развитие института выборов и  принципов демократии при помощи информационных технологий. В основе проекта лежат три идеи:

подвижность выбора, то есть определение воли избирателей  не раз в 4 года, а как можно  чаще;

матричное делегирование, то есть предоставление возможности  человеку делегировать свой голос разным представителям по разным вопросам;

«принудительная честность», то есть обеспечение максимального уровня открытости информации о людях, которые претендуют на какие — либо позиций в политической системе.

Система «Демократия 2», созданная в русле концепции  «облачной демократии», представляет собой информационную среду, в которой большие группы людей могут обсуждать, разрабатывать и принимать путём электронного голосования решения по вопросам политической жизни России. Система сочетает черты прямой и представительной демократии — её участники могут как делегировать свой голос представителю, так и оставить за собой право принятия решений, работая, таким образом, в модели прямой демократии.

Ряд специалистов в области социологии и сетевых  технологий критикуют «Облачную  демократию» за идею матричного делегирования, поскольку её реализация в российских условиях может привести к массовой скупке доверенностей на голосование (аналогично процессу «ваучеризации»), к засилью «лидеров», распоряжающихся голосами рядовых участников.

Безусловно, следует  исследовать, кто создаёт такие сети и с какими целями. Однако, даже в том случае, если они сформированы антигосударственными, антиукраинскими силами, имеет смысл использовать достигнутые ими технологические наработки.

Сегодня Украина находится в чудовищном кризисе, этот кризис выражается в параллельной, несоприкасающейся жизни народа и так называемой элиты, которая вынуждена сдерживать рост политического сознания населения с помощью информационного давления, пропагандистской машины.

Традиционные  демократические механизмы и  институты не работают даже на «демократическом» Западе: парламент, традиционные СМИ и парламентские политические партии находятся под контролем центральной власти. Диалог власти и общества заменён на диалог власти с искусственными, созданными сверху общественными институтами. Руководство страны всеми мерами пытается отгородиться от общества и упорно не желает слушать мнение людей.

Именно эти  обстоятельства способствуют активизации  в нашей стране социальных целевых  сетей как основной формы политической самоорганизации граждан. В отличие от широко распространённых социальных сетей (В контакте, Фейсбук, Одноклассники и др) целевые сети создаются для решения конкретных задач, в том числе политических. Пользователи политических целевых сетей учатся выражать свою социальную позицию, отстаивать её, находить единомышленников — всё это возможно сделать только в виртуальном пространстве — в социальной целевой сети. Поэтому Интернет-сообщество складывается как наиболее социально-активная, образованная, свободомыслящая часть граждан. Именно интеллектуальная часть общества может оценить экономическое и политическое состояние страны, именно этот социальный слой в наибольшей степени готов использовать возможности, которые дают сетевые организации для поиска своего места в политической жизни.

Основным недостатком социально-политического сообщества считается её уязвимость для действий нарушителей сетевого этикета — провокаторов, спамеров, флудеров, троллей и т. д., которые намеренно засоряют сеть, ссорят пользователей друг с другом. Однако сетевое сообщество уже имеет достаточный опыт противодействия подобным действиям и угроза дезорганизации здесь не больше, чем при обычной форме политической организации. Мотивацией для участия граждан в целевой сети является возможность коллективной творческой деятельности, признание со стороны единомышленников и т. д. Именно достигаемая с помощью целевых сетей самоактуализации является одной из высших потребности человека согласно пирамиде Маслоу.

Принципиальным  свойством социально-политического сообщества является сочетание сетевых методов (виртуальное объединение единомышленников, коллективное принятие решений в интернете) с работой в реальном политическом пространстве. Активность может быть перенесена из интернет-сети на улицу и обратно — в сети. Протестные действия могут перейти из виртуальной реальности в реальность физическую — в реальную толпу. Но такая толпа представляет собой уже не стихийное сборище случайных людей, а сообщество с более высокой степенью организации и предварительной подготовки, с общностью идеологических установок.

Если целевая  социальная сеть имеет внешнюю созидательную  цель, то она приобретает сложную  пирамидальную структуру (вертикально  и горизонтально интегрированную). Это является её принципиальным отличием от большинства существующих социальных сетей, не имеющих внешней цели и основанных только на хаотических горизонтальных связях. Важно, что даже если иерархическая вертикальная структура возникает в целевой сети, она вносит минимумом бюрократии и сохраняет максимумом возможностей для самореализации участников. Первоначальная вертикальная структура создаётся за счёт значимости интеллектуального потенциала организаторов целевой сети, далее формируется сетевыми методами всеми участниками сети. Такая сеть — средство для вертикальной социальной мобильности её участников, для формирования и смены политических лидеров. Такая структура даёт возможность организовать сетевые аналоги политических партий, создать инструменты прямого влияния общества на власть. Цель сети — достижение власти, организация новой системы управления обществом, разработка механизма формирования власти и последующего её контроля.

Пирамидальная архитектура обеспечивает следующие  свойства сети

ориентация  на эффективное достижение цели,

Информация о работе Виртуальные социально-политические сообщества как инновационная форма общественной самоорганизации