Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:56, дипломная работа
Цель работы: рассмотреть социально-политические Интернет-сообществ, выявить, по каким причинам опрошенные граждане Украины становятся членами и занимают активную позицию социально-политических Интернет-сообществ.
Задачи:
проанализировать понятия социально-политических сообщества (структура, сущность, функции);
выявить анализ степени разработанности проблемы;
определить основные теоретико-методологические подходы к исследованию;
рассмотреть историю возникновения виртуальных сообществ
определить особенности современных социально-политических сообществ;
выявить тенденции развития виртуального политического сообщества в Украине;
определить «сетевую демократию» как основная цель функционирования виртуальных сообществ;
проанализировать особенности современных социально-политических сообществ;
провести исследование функционирования виртуальных политических сообществ.
Введение
Глава 1. Явления самоорганизации в социальных системах
1.1 Понятия социально-политических сообщества (структура, сущность, функции)
1.2 Анализ степени разработаности проблемы
1.3 Основные теоретико-методологические подходы к исследованию
Выводы к 1-й главе
Глава 2. Социально-политические сообщества как форма общественной самоорганизации
2.1 История возникновения виртуальных сообществ
2.2 . «Сетевая демократия» как основная цель функционирования виртуальных сообществ
2.3. Тенденции развития виртуального политического сообщества в Украине
Выводы к 2-й главе
Глава 3. Виртуальные политические сообщества - социальная самоорганизация ХХ1 века
3.1 Особенности современных социально-политических сообществ
3.2 Исследование
Выводы к 3-й главе
Заключение
Список использованной литературы
Сетевая демократия позволяет обществу не только принимать, но и в любой момент отменять принятые ранее решения, в том числе и смещение выбранного ими представителя. Один из методов решения этой проблемы — создание электронного банка, в котором накапливаются предложения по изменению принятых решений. Когда число предложений достигнет оговорённого предела (большинство членов общества высказываются за отмену) — решение изменяется или отменяется. «… <демократические процедуры предпочтительнее любых других методов принятия решений> не потому, что они обеспечивают лучшие результаты, а… благодаря предоставлению гражданам публичного права оценивать качество данных результатов (и пересматривать эти свои оценки) » [27, с 132].
Создание информационной среды для коллективных интеллектуальных процессов позволяет обойти ещё один системный недостаток действующих демократических систем. Управляющая элита всегда стремится говорить от имени общества без учёта мнения и интересов граждан, делегировавших ей власть. Отношения управляющих элит и масс, оппозиции и масс, оппозиционных сил между собой являются классическим примером игры с не нулевой суммой (класс игр, в которых выигрыш одного игрока не равен проигрышу другого). Эта ситуация в математике формально описывается как участие в игре фиктивного, виртуального игрока, на которого списывается суммарный проигрыш участников. Фактически роль виртуального игрока в обществе выполняет некомпетентность и эгоизм участников игры. Поскольку в обществе интересы реальных игроков (управляющих элит, оппозиции и масс) не являются полностью противоположными, то их суммарный проигрыш определяется тем, насколько стороны могут договориться друг с другом и координировать свои действия. Но сегодня эгоизм элит не позволяет им найти общую позицию с обществом и достигнуть оптимума Парето. «Оптимум Парето» — критерий оптимальности функционирования экономической системы — «никто не может улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-либо другого».
Вместо поисков оптимума элита предпочитает лгать, манипулировать технологиями управления сознания, вести страну и себя к пропасти. Технологии сетевой демократии позволяют сделать диалог власти и общества обязательным и эффективным. В системе сетевой демократии каждый гражданин является носителем неотчуждаемой власти, которую он в любой момент может прямо и непосредственно использовать, причём лично, а не через политических посредников, имеющих личные цели, зачастую отличные от целей избирателей. Реализуется единственный способ сделать власть авторитетной — создаются условия для реального участия во власти большинства граждан.
Сетевая демократия в наибольшей степени соответствует одному из важнейших требований к политической и экономической системе — её устойчивости, т. е. система способна возвращаться к базовому состоянию после небольшого возмущения, например, в результате антисистемных действий отдельных граждан или влияния извне. Устойчивость системы к малым возмущениям обеспечивается организацией достоверного контроля отклонений от базового состояния и организацией адекватного реагирования общества на эти отклонения. На языке техники — определение входных и выходных параметров системы и создание отрицательных обратных связей. На языке политологов это — отход от «ручного управления» обществом властными структурами, создание самодостаточной и самовосстанавливающейся системы оперативного управления за счёт разделения властей, взаимного контроля, организация сдержек и противовесов. Организация такой эффективной системы — самая дорогая и сложная вещь в современной демократии. При слабом уровне обеспечения устойчивости, политическая система под влиянием случайных или преднамеренных возмущений выходит из равновесия и стремительно изменяется в сторону, например, авторитарного режима.
Существующая в Украине система неустойчива. Приход к власти любой из существующих в обществе оппозиционных групп (ориентированных на Запад или патриотических) приведёт к принципиальным изменениям политической и экономической системы общества и к изменению положения России в мире. Способа сделать систему устойчивой власть не видит и пытается её решить через повышение стабильности системы — сохранения состояния за счёт подавления возмущающих факторов — подавление оппозиции.
Стабильность системы обеспечивается переходом к имитационной, управляемой демократии — подавлением и дискредитацией оппозиции. подтасовкой результатов голосования, отказами кандидатам в регистрации и т. д. Фактически в начале 90-х вместо устойчивой политической и экономической системы управляющая элита в личных амбициозных целях создала хаос в экономике. Под его прикрытием произошло перераспределение колоссального наследства Союза между несколькими олигархическими группами. Сейчас элитой создан хаос в политической системе — формально провозглашённые законы, в том числе Конституция, не работают. Вместо них работает административный и финансовый ресурс, «понятия» коррумпированной клановой экономики. Но если законы регулирования не работают (они заменены на «теневое» регулирование, на хаос, создана система с положительной обратной связью по единственному параметру регулирования — прибыль), система в принципе не может быть устойчивой.
Ни одной стране мира не удалость успешно решить проблему устойчивости в рамках представительной демократии. Даже в странах Запада с «развитой демократией» политические системы не обеспечивают истинную демократию и народовластие. При формально демократических конституциях власть всегда принадлежит меньшинству — управляющей элите, а не обществу. И именно элита консервирует политическое и экономическое состояние системы. На языке техники — политическая система находится в метастабильном состоянии (в длительно сохраняющемся неустойчивом равновесии, хотя такое состояние энергетически не выгодно). Механизмы представительной демократии не позволяют вывести общество из состояния имитационной демократии — общество всегда отсечено от власти косностью системы, стяжательством и политическими амбициями управляющей элиты.
В сетевой демократии устойчивость системы обеспечивается за счёт эффективного контроля действий власти со стороны общества, что достигается вовлечением в систему контроля максимального количества граждан, т. е. непрерывным тотальным наблюдением общества за действиями власти. Контроль за действиями власти в целом и в конкретных проектах в режиме онлайн позволяет создать систему мгновенного реагирования на отклонение параметров системы от заданных. На языке техники — сетевая демократия создаёт множество датчиков состояния, «точек контроля» для каждого узла, каждой детали системы. Результаты контроля мгновенно обрабатываются процессором, который вводит в действие обратную связь, позволяющую вернуть общество в базовое состояние на начальной стадии отклонения параметров системы от заданных.
Имеющиеся технические средства уже сейчас позволяют независимо от власти создать элементы сетевой демократии, т. е., виртуальные сообщества единомышленников и альтернативные источники власти на всех уровнях общества. Это создаёт базу для консолидации сил, заинтересованных в переменах.
Хотя власть предпринимает все меры для того, чтобы эти сетевые источники власти не приобрели власть реальную, она вынуждена признавать и учитывать возрастающую роль информационных и телекоммуникационных технологий. Сделать это она может, перехватив инициативу и поставив под контроль процессы в Интернет пространстве. Именно поэтому Президент и Правительство РФ анонсировали намерение обнародовать важные законотворческие инициативы на правительственных сайтах и публично обсуждать их. При этом прямо признаётся, что основной проблемой будет «фильтровать» поток информации со стороны общества, т. е. управлять им. В Европе идёт массовое внедрение элементов систем электронного правительства, расширяется доступ общества к административной информации. Россия также подписала ряд международных документов, обязывающих власть обеспечивать право граждан на беспрепятственный доступ ко всей административной информации, в частности через Интернет.
Разновидности
сетевых технологий уже более 10 лет
активно и с успехом
Уже есть примеры использования Интернет технологий для практического влияния общества на власть в странах Запада, например, деятельность Партии Пиратов Всемирной Сети, которая существует в 41 странах мира и получила 2 места в Европарламенте. За счёт поддержки молодёжи и высокообразованных слоёв населения на выборах в Палату депутатов Берлина в 2011 г. Пиратская партия Германии получили 8,9% голосов (15 мандатов).
Другой пример — действующая с 2002 г. в Швеции партия Активной Демократии. Основная идея деятельности партии состоит в том, что представители различных слоёв общества должны быть в состоянии влиять на деятельность Парламента как через своих представителей — депутатов, так и непосредственно через механизмы прямой электронной демократии (система «электронного вече»). Партия не имеет лидера — всем членам движения предоставляется право самим принимать политические решения. Партия выбирает только доверенное лицо для голосования от имени участников, сохраняя право каждого участника самому решать, за что отдать свой голос. Голосование по назначению доверенного лица также может осуществляться в электронном виде. Уже существует развитое программное обеспечение, в том числе распространяемое бесплатно, которое позволяет соединить достоинства прямой и представительной демократий, усиливая прозрачность демократических процедур для сообществ любого размера.
Глобальный сетевой проект пытается реализовать канадская неправительственная организация Vote World Parliament, которая в 2011 г. инициировала Интернет — референдум на тему: «Поддерживаете ли Вы создание представительного и демократического Мирового Парламента методами прямой демократии, который будет уполномочен издавать законы по глобальным проблемам?» Намерение организаторов — собрать 2 миллиарда голосов «За» к 20 июня 2016 г. Конечно, при создании Мирового Парламента на базе современных информационных технологий также возможны манипуляции, но сам факт попытки поставить под контроль общества теневые механизмы глобального управления экономикой и политикой является знаковым.
Особого внимания заслуживает опыт применения информационных технологий для принципиального изменения политической системы в Исландии. По понятным причинам это событие почти не нашло отражения в мировых СМИ. Во время Мирового финансового кризиса 2008 г. исландская крона потеряла 85% своей стоимости по отношению к евро и Исландия объявила банкротство. Эти серьёзные потрясения привели к пересмотру не только существовашей неолиберальной экономической политики, но и к созданию новых принципов формирования власти. Страна испытала серьёзное давление международного сообщества — Британия и Голландия грозили финансовой изоляцией страны и замораживанием текущих счетов исландцев, МВФ угрожал лишить страну любой помощи со стороны фонда. Однако вопреки давлению исландцы отказались погашать долги банков и финансовых спекулянтов, к чему их принуждали финансовые монополии, предлагавшие покрыть эти долги из средств бюджета, т. е. налогоплательщиков. Более того Исландия приняла новую конституцию, которая освободила страну от власти международной финансовой мафии и мошеннических финансовых инструментов. По словам главы государства Олафура Рагнар Гримссона, у страны не было другого выбора: «Нам говорили, что если мы не примем условия международного сообщества, то станем северной Кубой. Но если бы мы согласились, то стали бы северным Гаити».
С точки зрения электронной демократии является принципиальным, что разработка первоначального варианта новой конституции Исландии была поручена по рекомендации граждан 30 экспертам, не связанным ни с одной политической партией. Дальнейшая доработка документа проводилась не горсткой политиков, а в режиме «он-лайн», когда все граждане могли писать комментарии и вносить предложения, непосредственно участвуя в процессе создания нового основного закона.
Из изложенного следует очень важный вывод: граждан фактически всех стран мира не устраивает существующая политическая и экономическая система. Греция, Венгрия, Италия, Испания, Португалия находятся на грани кризиса. Сотни тысяч людей в десятках стран выходят на улицы с требованием: «Оккупируй Уолл Стрит». Они требуют разрушения устоявшейся системы мировой экономики и политики. Хотя пока не предлагается исчерпывающих механизмов решения проблемы, опыт Исландии свидетельствует, что могут быть найдены новые сетевые формы волеизлияния общества, позволяющие противостоять национальной и мировой финансовой системе.
2.3. Тенденции развития виртуального политического сообщества в Украине
Система сетевой демократии не требует новых уникальных технологических изобретений, речь идет лишь о системной интеграции сложившихся и широко применяемых технологических разработок. В Интернете уже используются все те компоненты, на которых может быть построена система.
Информационные технологии уже сегодня создают независимые информационные потоки, разрушая монополию власти на информацию. Они дают не только свободу выбора между различными якобы объективными источниками информации, но и позволяют управлять потоками информации, создавать механизмы коллективного обсуждения событий, формировать общее мировоззрение «умной толпы», состоящей преимущественно из молодёжи. Именно в сетях разворачивается борьба за умы будущих поколений — перепрограммировать человека с помощью современных информационных технологий быстрее и дешевле, чем переподчинить его военными или полицейскими методами.
Процедура электронного голосования достаточно полно разработана технологически. Переход от бумажных носителей информации к электронным технологиям — вопрос политической воли управляющей элиты, которая боится потерять существующие сегодня возможности «регулирования» избирательного процесса. Например, именно такие возможности даёт сегодня власти «чёрный ящик» под названием система ГАС «Выборы».
Социальный протест, готовый сегодня выйти на улицы, активно ищет пути самостоятельной реализации своих политических прав, экстренный способ изменить технологию государственного управления. Одно из возможных решений — использование политически активными гражданами в борьбе за место на политической арене информационных технологий в рамках правового поля. Их задача — перенести политические действия из парламенте или с митинга на улице в миллионы компьютеров, объединённых в социальную сеть.