Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:05, дипломная работа

Описание работы

На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи, с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов поисково-спасательных подразделений. В результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
I. Влияние экстремальных факторов деятельности на функциональное здоровье и работоспособность человека.
1:1. Экстремальность внешних условий жизнедеятельности человека и его внутренняя готовность к их преодолению……………………………………9
1:2. Исследования психических состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия…………………………….……13
1:3. Влияние экстремальных условий труда и стресса на профессиональные деформации личности………………………………………19
II. Деятельность поисково-спасательных формирований системы МЧС.
2:1.Исследование деятельности и личности спасателей в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….24
2:2. Экстремальные условия и их влияние на социально-психологическую дезадаптацию личности спасателя………………………………………………..28
2:3. Индивидуально-психологические свойства личности, характеризующие профессиональную деятельность спасателя МЧС………….33
III. Организация исследования и изучение социально-психологических черт личности сотрудников поисково-спасательных подразделений.
3:1. Особенности протекания профессиональной адаптации в условиях профессионального риска…………………………………………………………38
3:2. Результаты исследования социально-психологических характеристик личности…………………………………………………………………………….44
3:3.Влияние экстремального труда на социально-психологическое здоровье, необходимость проведения мероприятий направленных на социально-психологическую адаптацию…………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………61
Приложения………………………………………………………………….65

Файлы: 1 файл

золотой ДИПЛОМ.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

   Следует  отметить, что воздействие экстремальных  ситуаций на людей, принимающих  участие в ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций, как и  механизмы развития у них посттравматического  стрессового расстройства остаются  недостаточно изученными.

  На сегодняшний  день можно лишь констатировать, что, во-первых, у определенной  части лиц развитие болезненных  психопатологических состояний  связано с психической травматизацией  в процессе работы при чрезвычайных  обстоятельствах и, что, во-вторых, часть людей испытывает заметные психологические проблемы как в период непосредственного воздействия экстремальных факторов, так и период реадаптации к обычным условиям жизни. Причем в последнем случае речь не идет, как правило, о клинически выраженных проявлениях «дезадаптации», требующих либо немедленной госпитализации человека для стационарного психиатрического лечения, либо увольнения его с работы по соответствующей статье.

 Нарушения  проявляются на психологическом  или поведенческом уровне в  виде пониженного настроения, тревожности, агрессивности, или «недисциплинированности», ухудшения показателей службы, злоупотребления спиртными напитками, внутрисемейных и межличностных конфликтов.[6,8- 18с].

  Особое место  среди экстремальных ситуаций  занимают социальные катастрофы, к числу которых относятся войны и военные локальные конфликты. Как известно, психологические и медицинские последствия воздействия психогенных факторов военных конфликтов обуславливают широкий круг нарушений, которые были описаны как посттравматические стрессовые расстройства. Исследования в этой области отличаются разнообразием теоретических и экспериментальных подходов [22; 20-25с].

   Плановые  работы по изучению посттравматических  стрессовых расстройств начали  проводиться в США в связи  с необходимостью оказания помощи американским ветеранам войны во Вьетнаме, чьи проблемы во многом схожи с аналогичными у российских участников войны в Афганистане. Правда, стрессовые нарушения среди участников боевых действий стали предметом научного изучения еще в ходе II. Мировой войны [19,21-23с].

Именно тогда  в отечественной военной психиатрии прочно укрепилось понятие «отсроченные психогенные реакции» для обозначения  процессов, которые очень часто  наблюдались у военнослужащих. Причем, они нередко возникали не в боевых условиях, а спустя много часов, дней и даже месяцев после боев и     затрудняли  адаптацию к условиям  мирной жизни. В 1941 году А. Кардинер назвал подобные явления «хроническим военным неврозом», который, по его мнению, служит причиной нарушения ряда личностных функций, обеспечивающих успешную адаптацию. В 1970 году были опубликованы результату одного из первых обобщенных исследований, посвященных проблемам ветеранов военных конфликтов. В середине 70-х годов стало ясно, что эта проблема для современного общества является одной из самых актуальных. С 1980 года стали официально говорить о существовании посттравматического стрессового синдрома [28,150-168с].

  Источником  психической травматизации выступают  самые разные события, имеющие  место в процессе работы, которые можно отнести к критическим. Определение критического инцидента, принятое многими авторами, дано американским исследователем Дж. Мигчелом: «Критический инцидент - это всякая встречающаяся на практике ситуация, вызывающая необычайно сильные эмоциональные реакции, которые могут отрицательно повлиять на выполнение обязанностей либо непосредственно на месте событий, либо позже». К критическим инцидентам относят такие, и только такие события, которые подвергают человека физической или психологической опасности и способны вызвать отрицательные психологические последствия, требующие принятия специальных мер по оказанию помощи их участникам или очевидцам.

   Нередко  это понятие отождествляют с  понятиями «психическая травма»,  «травма», которые имеют гораздо более широкое содержание. Тем не менее, говоря о пережитом критическом инциденте, имеют в виду тот факт, что индивид подвергся психической травматизации [6,35-45с].  Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет  охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс. Первая фаза - фаза психологического шока, - содержит два основных компонента: 1) угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизацию деятельности и 2) отрицание происшедшего, своеобразную охранительную реакцию психики. В норме эта фаза достаточно кратковременна.

Вторая фаза - «воздействие», - характеризуется  выраженными эмоциональными реакциями  на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение - эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы...» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример - это описанное в литературе чувство «вины за выживание», нередко доходящее до уровня глубокой депрессии.

  Рассматриваемая  фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо процесс выздоровления (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующая хронификация постстрессового состояния, развитие посттравматического расстройства [2,40-45с].

Динамика психического состояния пострадавшего определяется как совокупностью его индивидуально-психологических  особенностей, так и воздействием микросоциальных, социально-психологических факторов, конкретных жизненных обстоятельств. Немалую роль в предупреждении постстрессового синдрома играет наличие социальной поддержки, мер социальной защиты, программ психологической диагностики, коррекции и реабилитации. В настоящее время предпринимаются определенные шаги к разработке и реализации подобных программ [39,114-123].

Изучение психологических  последствий воздействия на психику  человека различных чрезвычайных обстоятельств, таких как войны, стихийные бедствия, концентрационные лагеря, насильственные преступления и позволило выделить и описать категорию посттравматических и острых стрессовых расстройств как специфических форм нарушений психики.

Общим обязательным критерием для диагностики постстрессовых нарушений является факт переживания индивидом события, выходящего за пределы обычного человеческого опыта, способного травмировать психику практически любого здорового человека, например, серьезную угрозу жизни и здоровью, как своему, так и близких или друзей; внезапное разрушение жилья или общественного здания и т.п. Под «обычным» же человеческим опытом здесь понимаются такие события как утрата близкого человека, произошедшая в силу естественных причин, хроническая тяжелая болезнь, потеря работы или семейный конфликт. К стрессорам, вызывающим эти расстройства, относят стихийные бедствия, техногенные и антропогенные катастрофы, а также события, выходящие за рамки обычной стандартной ситуации [36,11-18с].

 

1:2. Исследования  психических состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Хотя природа  наделила человека возможностями быстро реагировать и адаптироваться к  изменяющимся условиям жизнедеятельности, конкретные формы и способы их использования в основном формируются  в процессе длительного воспитания и обучения. Обычно этот процесс происходит спонтанно, в ходе накопления жизненного опыта и зачастую неоправданно высокой ценой за допускаемые ошибки [5,35-45с].

 К сожалению, и такой  путь не может гарантировать  адекватного соотношения вовлекаемых в деятельность психологических ресурсов и поведенческих навыков. Даже наличие необходимых умений не может гарантировать адекватного успешного поведения в экстремальной ситуации без фактора психологической готовности.

 Результаты  демографических  и  медико-психологических  обследований специалистов  экстремальных профессий (летчики, шахтеры, водолазы-подводники, пожарные, сотрудники милиции, врачи скорой медицинской помощи) показывают, что представители этого класса профессий относятся к группе повышенного риска по показателям физического и психического здоровья [3,10с]. Для представителей этих профессий характерен повышенный уровень заболеваний т.н. «стрессовой этиологии» - болезней сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, невротических расстройств.

Поведение любого человека в экстремальной ситуации, направленное на обеспечение собственной безопасности и безопасности жизнедеятельности окружающих, зависит от нескольких факторов: внутренней готовности к подобным экстремальным ситуациям, знаний и умений, позволяющих успешно действовать в них.

В напряженной, часто меняющейся обстановке, при продолжительном  воздействии сильных раздражителей, при выполнении действий в экстремальных  условиях у человека может возникнуть особое эмоциональное состояние, называемое стрессом [21,55]. Непосредственное значение термина «stress» в переводе с английского означает «давление» или «напряжение». В физиологии, психологии и медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Стресс как особое психическое  состояние связано с зарождением  и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности [13, 39-43с]. Стресс является реакцией не только на физические свойства ситуации, но и на взаимодействие между личностью и окружающим миром.

Психическая напряженность или стресс отражает процессы мобилизации внутренних ресурсов человека (психофизиологических, когнитивных, эмоциональных, мотивационных), которые с необходимостью вызываются осложнением условий деятельности. При этом результат такой мобилизации может быть разным - это и продуктивное разрешение возникшей проблемы (операциональная напряженность), и невозможность справиться с ситуацией, и деструкция деятельности (эмоциональная напряженность) [17, 39-60]. Как показано в обширном цикле экспериментальных и эмпирических работ, выполненных в этом направлении, конкретные формы проявлений состояний психической напряженности связаны как с влиянием ситуационных факторов, так и индивидуально-психологическими особенностями человека, прежде всего актуализируемой системой мотивационных установок субъекта деятельности.

Понятия «психическая напряженность» практически полностью совпадает с понятием «стресс» в его общих современных трактовках. Содержания базовых понятий «психической напряженности» и «стресса» во многом пересекаются. С конца 1980-х годов использование термина «стресс» прочно вошло в лексикон отечественных исследований и фактически используется как синоним понятия «психическая напряженность» [4, 35-45].

Идеи синонимичности понятий  «стресс» и «напряженность» придерживалась и П.Б. Зильберман, уделив особое внимание характеру сдвигов в деятельности - её улучшению или ухудшению. Так появилось основание для выделения двух видов состояний: «напряжения», оказывающего положительный, мобилизующий эффект на деятельность, и «напряжённости», которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности. Так, П.Б. Зильберман считает, что состояние напряжённости «должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного индивидуума». То есть термин «напряжение» в этом значении не содержит указания на психологические особенности этого состояния и используется фактически традиционно - для обозначения деятельного состояния организма [25, 38-45].

Накопленные факты свидетельствуют  о том, что содержание и условия  реализации деятельности в ситуациях  профессионального риска требуют повышенной мобилизации внутренних ресурсов человека, перенапряжение которых приводит к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие, нарушениям психического здоровья специалистов. Разработка вопросов о причинах и механизмах развития таких нарушений непосредственно связана с проблематикой изучения психической напряженности и стресса [5,40с].

В то же время, глобализация и интенсификация международных  взаимоотношений повышает значимость и требования к специалистам, осуществляющим подобные виды деятельности. Поэтому изучение факторов ведущих к развитию специфичных проявлений стресса, дезорганизующих деятельность и разрушающих психическое здоровье специалиста, имеет особую важность для планирования и проведения целенаправленных инноваций в данных видах профессиональной деятельности. Стресс или психическая напряженность, как серьезная проблема, возникающая в профессиональной и социальной жизни человека, стала активно изучаться у нас в стране и за рубежом в 1960х - 1970х годах, чему способствовал ряд обстоятельств.

Распространение концепций  биологического стресса и появление 
обзорных    и    фундаментальных    работ    по    проблемам    влияния 
экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и 
работоспособность человека.

Непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого 
фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний 
личности специалистов различных профессий в связи с усложнением 
условий и организации трудового процесса.

Существенное    повышение    уровня    общей    тревожности, 
напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под 
влиянием экстремальных факторов.

При помощи опросника, сбора анамнестических данных, медицинского обследования и наблюдения были выделены три разновидности состояния нервно-психического напряжения в зависимости от интенсивности его выражения: слабое, умеренное (соответствующее «напряжению» или «эустресс») и чрезмерное (соответствующее «напряжённости» или «дистресс»).

Первая степень  напряжения может быть названа напряжением лишь условно, так как, в сущности, при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что испытуемые  не склонны  считать  своё  состояние нервно-психическим напряжением. В данном случае у испытуемых как бы не происходит «включения» в экстремальную ситуацию, она не расценивается ими как сложная, требующая мобилизации усилий на её преодоление и достижение поставленной цели. При таком положении отсутствуют не только мотивы для достижения цели, но и мотивы к деятельности. Обследуемые не испытывают необходимости в успешном преодолении затруднений, которыми характеризуется ситуация объективно, их не интересует результат деятельности и не беспокоят возможные последствия. Испытуемые не отмечают каких-либо явлений соматического или психического дискомфорта или, напротив, комфорта и не расценивают ситуацию, в которой они оказались, как экстремальную. В связи с подобным отношением к обстоятельствам, к условиям деятельности, к задачам, которые должны решать испытуемые, они не обнаруживают заметных признаков реагирования на ситуацию и поэтому при объективных исследованиях и субъективных отчётах о своём состоянии и ощущениях у них не выявляется существенных изменений, дающих право расценивать их состояние как состояние   напряжения [25, 13-17с].

Информация о работе Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС