Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:05, дипломная работа
На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи, с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов поисково-спасательных подразделений. В результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год.
Введение………………………………………………………………………3
I. Влияние экстремальных факторов деятельности на функциональное здоровье и работоспособность человека.
1:1. Экстремальность внешних условий жизнедеятельности человека и его внутренняя готовность к их преодолению……………………………………9
1:2. Исследования психических состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия…………………………….……13
1:3. Влияние экстремальных условий труда и стресса на профессиональные деформации личности………………………………………19
II. Деятельность поисково-спасательных формирований системы МЧС.
2:1.Исследование деятельности и личности спасателей в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….24
2:2. Экстремальные условия и их влияние на социально-психологическую дезадаптацию личности спасателя………………………………………………..28
2:3. Индивидуально-психологические свойства личности, характеризующие профессиональную деятельность спасателя МЧС………….33
III. Организация исследования и изучение социально-психологических черт личности сотрудников поисково-спасательных подразделений.
3:1. Особенности протекания профессиональной адаптации в условиях профессионального риска…………………………………………………………38
3:2. Результаты исследования социально-психологических характеристик личности…………………………………………………………………………….44
3:3.Влияние экстремального труда на социально-психологическое здоровье, необходимость проведения мероприятий направленных на социально-психологическую адаптацию…………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………61
Приложения………………………………………………………………….65
Следует
отметить, что воздействие экстремальных
ситуаций на людей,
На сегодняшний
день можно лишь
Нарушения
проявляются на
Особое место
среди экстремальных ситуаций
занимают социальные катастрофы
Плановые
работы по изучению
Именно тогда
в отечественной военной
Источником
психической травматизации
Нередко
это понятие отождествляют с
понятиями «психическая травма»
Вторая фаза - «воздействие», - характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение - эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы...» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример - это описанное в литературе чувство «вины за выживание», нередко доходящее до уровня глубокой депрессии.
Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо процесс выздоровления (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующая хронификация постстрессового состояния, развитие посттравматического расстройства [2,40-45с].
Динамика психического
состояния пострадавшего
Изучение психологических последствий воздействия на психику человека различных чрезвычайных обстоятельств, таких как войны, стихийные бедствия, концентрационные лагеря, насильственные преступления и позволило выделить и описать категорию посттравматических и острых стрессовых расстройств как специфических форм нарушений психики.
Общим обязательным
критерием для диагностики
1:2. Исследования
психических состояний
Хотя природа наделила человека возможностями быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям жизнедеятельности, конкретные формы и способы их использования в основном формируются в процессе длительного воспитания и обучения. Обычно этот процесс происходит спонтанно, в ходе накопления жизненного опыта и зачастую неоправданно высокой ценой за допускаемые ошибки [5,35-45с].
К сожалению, и такой путь не может гарантировать адекватного соотношения вовлекаемых в деятельность психологических ресурсов и поведенческих навыков. Даже наличие необходимых умений не может гарантировать адекватного успешного поведения в экстремальной ситуации без фактора психологической готовности.
Результаты
демографических и медико-
Поведение любого человека в экстремальной ситуации, направленное на обеспечение собственной безопасности и безопасности жизнедеятельности окружающих, зависит от нескольких факторов: внутренней готовности к подобным экстремальным ситуациям, знаний и умений, позволяющих успешно действовать в них.
В напряженной, часто меняющейся
обстановке, при продолжительном
воздействии сильных
Стресс как особое психическое
состояние связано с
Психическая напряженность или стресс отражает процессы мобилизации внутренних ресурсов человека (психофизиологических, когнитивных, эмоциональных, мотивационных), которые с необходимостью вызываются осложнением условий деятельности. При этом результат такой мобилизации может быть разным - это и продуктивное разрешение возникшей проблемы (операциональная напряженность), и невозможность справиться с ситуацией, и деструкция деятельности (эмоциональная напряженность) [17, 39-60]. Как показано в обширном цикле экспериментальных и эмпирических работ, выполненных в этом направлении, конкретные формы проявлений состояний психической напряженности связаны как с влиянием ситуационных факторов, так и индивидуально-психологическими особенностями человека, прежде всего актуализируемой системой мотивационных установок субъекта деятельности.
Понятия «психическая напряженность» практически полностью совпадает с понятием «стресс» в его общих современных трактовках. Содержания базовых понятий «психической напряженности» и «стресса» во многом пересекаются. С конца 1980-х годов использование термина «стресс» прочно вошло в лексикон отечественных исследований и фактически используется как синоним понятия «психическая напряженность» [4, 35-45].
Идеи синонимичности понятий
«стресс» и «напряженность»
Накопленные факты свидетельствуют о том, что содержание и условия реализации деятельности в ситуациях профессионального риска требуют повышенной мобилизации внутренних ресурсов человека, перенапряжение которых приводит к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие, нарушениям психического здоровья специалистов. Разработка вопросов о причинах и механизмах развития таких нарушений непосредственно связана с проблематикой изучения психической напряженности и стресса [5,40с].
В то же время, глобализация и интенсификация международных взаимоотношений повышает значимость и требования к специалистам, осуществляющим подобные виды деятельности. Поэтому изучение факторов ведущих к развитию специфичных проявлений стресса, дезорганизующих деятельность и разрушающих психическое здоровье специалиста, имеет особую важность для планирования и проведения целенаправленных инноваций в данных видах профессиональной деятельности. Стресс или психическая напряженность, как серьезная проблема, возникающая в профессиональной и социальной жизни человека, стала активно изучаться у нас в стране и за рубежом в 1960х - 1970х годах, чему способствовал ряд обстоятельств.
Распространение концепций
биологического стресса и появление
обзорных и фундаментальных
работ по проблемам
влияния
экстремальных факторов деятельности
на функциональное состояние и
работоспособность человека.
Непрерывно возрастающее
внимание к изучению «человеческого
фактора», особенностей психических процессов,
свойств и состояний
личности специалистов различных профессий
в связи с усложнением
условий и организации трудового процесса.
Существенное повышение
уровня общей тревожности,
напряженности, беспокойства у значительных
категорий людей под
влиянием экстремальных факторов.
При помощи опросника, сбора анамнестических данных, медицинского обследования и наблюдения были выделены три разновидности состояния нервно-психического напряжения в зависимости от интенсивности его выражения: слабое, умеренное (соответствующее «напряжению» или «эустресс») и чрезмерное (соответствующее «напряжённости» или «дистресс»).
Первая степень напряжения может быть названа напряжением лишь условно, так как, в сущности, при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что испытуемые не склонны считать своё состояние нервно-психическим напряжением. В данном случае у испытуемых как бы не происходит «включения» в экстремальную ситуацию, она не расценивается ими как сложная, требующая мобилизации усилий на её преодоление и достижение поставленной цели. При таком положении отсутствуют не только мотивы для достижения цели, но и мотивы к деятельности. Обследуемые не испытывают необходимости в успешном преодолении затруднений, которыми характеризуется ситуация объективно, их не интересует результат деятельности и не беспокоят возможные последствия. Испытуемые не отмечают каких-либо явлений соматического или психического дискомфорта или, напротив, комфорта и не расценивают ситуацию, в которой они оказались, как экстремальную. В связи с подобным отношением к обстоятельствам, к условиям деятельности, к задачам, которые должны решать испытуемые, они не обнаруживают заметных признаков реагирования на ситуацию и поэтому при объективных исследованиях и субъективных отчётах о своём состоянии и ощущениях у них не выявляется существенных изменений, дающих право расценивать их состояние как состояние напряжения [25, 13-17с].
Информация о работе Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС